Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы конституционно-правового статуса личности 203




Неотчуждаемость прав и свобод человека означает от­сутствие у индивида возможности лишить себя, отказаться от конституционных прав и свобод.

Теория естественных, неотчуждаемых, прирожденных прав личности была оформлена в качестве самостоятельной концепции правового статуса человека в XVII в. в Европе в результате буржуазных революций. В середине XVII в. в странах Европы господствовали абсолютные монар­хии, опирающиеся па дворянство и сильную королевскую власть. Жизнь, свобода, имущество поданных не были за­щищены. Всюду царили произвол и беззаконие. Видные буржуазные ученые того периода (такие, как Гуго Гроций и Спиноза в Голландии, Джон Локк в Англии, Жан Жак Руссо во Франции, Радищев в России) выдвинули и отста­ивали идею о том, что каждому человеку по законам при­роды принадлежит целый ряд естественных, прирожден­ных, неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод. К ним они относили такие права и свободы, как право па жизнь, на имущество, на неприкосновенность личности и имуще­ства, на свободы мысли, убеждений и поступков, на равен­ство и защиту от произвола. К естественным правам отно­сили также обязанность соблюдать договоры и обещания, обязанности возвращения чужой вещи, возмещения при­чиненного ущерба, привлечение к ответственности за на­рушение прав.

Буржуазные ученые использовали эту теорию для борь­бы с феодализмом и королевской властью, Они доказывали, что король и его правительство нарушили условия обще­ственного договора, что они не защищают людей, а правят только для своей пользы. Поэтому буржуазия и ее ученые требовали свержения власти короля и заключения нового общественного договора между людьми, чтобы при помощи законов защищать и гарантировать соблюдение естествен­ных, неотчуждаемых прав человека.

Они утверждали, что на смену правлению короля долж­но прийти правление закона. И когда, например, сверши­лась Французская буржуазная революция в конце XVIII в., то одним из первых ее документов была Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В этой Декларации впервые в истории было провозглашено, что целью государства яв­ляется защита неотъемлемых, естественных прав каждого человека, таких как равенство, право собственности, право сопротивления угнетению, право на участие в политической

204 Глава 9. Понятие... конституционно-правового статуса личности

жизни, свободу личности, свободу совести, слова и печати. Законы должны защищать и гарантировать эти естествен­ные, неотчуждаемые права и свободы личности.

С тех пор идеи защиты естественных, неотчуждаемых прав человека нашли свое дальнейшее развитие, уточнение и законодательное закрепление во многих странах Европы, Америки, других континентов. Эти идеи получили разви­тие и закрепление и в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в декабре 1991 г. Верховным Со­ветом России.

Претворение этой теории в жизнь требовало преодоле­ния патернализма, определявшего взаимоотношения лич­ности и государства в России как до, так и после октября 1917 г. Согласно этим воззрениям права и свободы граж­дан целиком и полностью зависели от политики государ­ства, которое в одном случае могло проявить великодушие и провозгласить широкий круг прав и свобод, а в другом — опять по собственному усмотрению ограничить, отнять эти права и свободы.

Теоретическая необоснованность патерналистских воз­зрений на отношения государства и гражданина привели к тому, что, с одной стороны, фактически отошла на за­дний план проблема их взаимной ответственности, обязан­ностей друг перед другом. С другой стороны, патернализм нередко преломлялся в сознании людей как основание для иждивенческих настроений, расчета на то, что государство все обеспечит и сделает. Вольно или невольно тем самым сдерживалась энергия, заложенная в человеческом факто­ре, насаждалась общественная пассивность, принижалась роль гражданственности, инициативы и предприимчивости людей, их добросовестного, заинтересованного отношения к труду.

Изложенное позволяет сделать вывод, что неотчуждае­мый характер конституционных прав и свобод личности означает, что:

— человек воспринимается как цель, а не средство обще­ственного развития. Человек и его неотъемлемые пра­ва признаются абсолютной ценностью, а интересы го­сударства — относительной, поскольку они не должны осуществляться за счет конституционных прав и сво­бод личности;

— государство в лице его органов и должностных лиц не может ни отнять, ни ограничить конституционные

9.2. Принципы конституционно-правового статуса личности 205

права и свободы человека и гражданина. Временные от­дельные ограничения прав и свобод с указанием преде­лов и срока их действия возможны только в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасно­сти граждан и защиты конституционного строя в соот­ветствии с федеральным конституционным законом. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ч. 3 ст. 56 Конституции РФ; — человек не может отказаться или передать другим ли­цам принадлежащие ему конституционные права и сво­боды.

Признание естественных прав и свобод личности не ума­ляет значения позитивных прав. Более того, после закрепле­ния в Конституции РФ естественные права и свободы чело­века стали по своей форме одновременно позитивными.

Равенство прав и равенство обязанностей составляет содержание второго принципа правового статуса лично­сти в обществе, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Данная норма Конституции России соответствует ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., обязывающей государства-участники обеспечить пользование признанными в ней правами и сво­бодами без какой бы то ни было дискриминации по призна­ку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального про­исхождения, принадлежности к национальным меньшин­ствам, имушественного положения, рождения или по лю­бым иным признакам.

Равенство не следует понимать как преодоление су­ществующих между людьми естественных различий, как унификацию их потребностей, вкусов и способностей. Ра­венство состоит в равной возможности людей трудиться, развивать свои способности и получать за свой труд спра­ведливое вознаграждение, в равной доступности участво­вать в решении хозяйственных и общественных дел. Вме­сте с тем всегда будет иметь место разное использование равных юридических способностей, талантов, трудолюбия и других качеств, определяющих ценность личности.

Конституционное понятие равноправия есть равное по­ложение всех перед законом. Равенство закрепляется прежде всего в законах и означает, что каждому члену общества го­сударство предоставляет равные с другими его членами воз­можности, что из закона для него вытекают и равные права, 206 Глава 9. Понятие... конституционно-правового статуса личности

и равные обязанности, и что осуществление прав и обязан­ностей обеспечивается ему на равных условиях. Из этого понимания равенства вытекает, что никто из членов обще­ства не может ни иметь, ни добиваться для себя каких-либо преимуществ и привилегий, никто не может освобождаться от несения установленных по закону обязанностей.

Равенство всех перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) означает, что стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания своих позиций и не существует каких-либо субъектов права, чьи действия или бездействие не могли бы быть оспорены в суде, госу­дарство гарантирует справедливое и беспристрастное рас­смотрение дела на основании закона.

Равенство перед судом имеет различные аспекты: равно­правие всех участников спора о праве; признание автори­тета и юрисдикции суда как арбитра в правовых спорах; рассмотрение дела в одном и том же порядке, на основании одинаковых процессуальных правил.

Равноправие граждан заключается в равенстве их прав и обязанностей независимо от имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объеди­нениям.

Равноправие также состоит в правовом равенстве жен­щин и мужчин. На достижение равноправия женщины с мужчиной направлен ряд международных актов. Так, Кон­венция о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин от 18 декабря 1979 г. обязала все государства-участники:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответ­ствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

б) принимать соответствующие законодательные и дру­гие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запре­щающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

в) установить юридическую защиту прав женщин на рав­ной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компе­тентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...