Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представительная демократия в системе народовластия 139




Перечисленные недостатки представительной демокра­тии определяют необходимость существования в любом де­мократическом обществе непосредственного участия граж­дан в управлении как государственными, так и местными делами.

Представительная и непосредственная демократия взаимосвязаны. Взаимопроникновение непосредственной и представительной демократии проявляется в том, что:

- институты непосредственной демократии являются источником, основой возникновения представитель­ной демократии. Так, без выборов — важнейшего ин­ститута непосредственной демократии, не может со­стояться представительная демократия;

— посредством реализации некоторых институтов не­посредственной демократии (референдум, обраще­ния, петиции, народная правотворческая инициати­ва, собрания и публичные манифестации) граждане влияют на содержание, основные направления дея­тельности представительных органов государствен­ной власти и выборных органов местного самоуправ­ления;

- отдельные институты непосредственной демократии одновременно являются составной частью, институ­тами представительной демократии. Они образуют точки соприкосновения представительной и непо­средственной демократии. К их числу относятся вы­боры, отчеты, отзыв депутатов.

В научной литературе много пишут о кризисе совре­менной демократии, в основе которого лежит углубляю­щееся противоречие между народом как субъектом власти (согласно фундаментальным демократическим постула­там) и властвующей элитой, правящей верхушкой, дея­тельность которой должна быть (согласно тем же посту­латам) одобрена народом путем голосования на выборах, "ем дальше, тем в большей степени это противоречие разрешается не пользу народа. Политические системы, называющие себя демократическими, постепенно выраба­тывают у себя способность обходиться без народа, сводят его учредительную власть к возможности выбора прави-елеи управляемыми, а затем, превратив этот выбор чуть

не в единственное измерение демократии, доводят технику организации электоральных процессов до такой сте-

*и, что народ в массе своей голосует так, как того хотят 140

Глава 6. Народовластие - основа конституционного строя

организаторы. Сужение сферы демократии и изощренная манипуляция ее институтами, прежде всего выборами, — вот что делает учредительную власть народа иллюзорной и все менее обеспеченной1.

 

6.5. Человек — высшая ценность

С появлением человека возникает проблема взаимоот­ношений людей между собой. С появлением государства — проблема взаимоотношений личности и государства.

Великий юрист и блестящий оратор Эллады Протагор (ок. 481—411 гг. до н.э.) первый высказал блестящую идею: «Мера всех вещей — человек». Именно эта идея впослед­ствии стала красной нитью идеи правового государства и естественно-правовой концепции прав человека.

По мнению Аристотеля, наилучшее государственное устройство — то, учреждения которого дают возможность каждому, кто бы ни был, действовать, как только для него лучше, и жить, таким образом, счастливо.

Науке известны две концепции взаимоотношений лич­ности и государства: естественно-правовая и позитивная,

Теория естественных, неотчуждаемых, прирожденных прав личности была оформлена в качестве самостоятельной концепции правового статуса человека в XVII в. в Европе, и период буржуазных революций. Видные буржуазные уче­ные того периода (такие, как Гуго Гроций и Спиноза в Гол­ландии, Джон Локк в Англии, Жан Жак Руссо во Франции, Радищев в России) выдвинули и отстаивали идею о том, что каждому человеку по законам природы принадлежит целый ряд естественных, прирожденных, неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод. К ним они относили та­кие права и свободы, как право на жизнь, имущество, не­прикосновенность личности и имущества, свободы мысли, убеждений и поступков, равенство и защита от произвола. К естественным они относили также обязанности: соблюде­ния договоров и обещаний; возвращения чужой вещи; воз­мещения причиненного ущерба; привлечения к ответствен­ности за нарушение прав.

С тех пор идея защиты естественных, неотчуждаемых прав человека нашла свое дальнейшее развитие, уточнение

~*~Ефимов В. И. Власть в России. М, 1996. С. 831.

Человек - высшая ценность

и законодательное закрепление во многих странах Европы, Америки, других континентов. В России эта идея впервые получила закрепление в Декларации прав и свобод чело­века и гражданина, принятой в декабре 1991 г. Верховным Советом РФ.

Претворение этой теории в жизнь требовало преодо­ления патернализма, определявшего взаимоотношения личности и государства в советский период истории Рос­сии. Согласно этим воззрениям права и свободы граждан целиком и полностью зависели от политики государства, которое в одном случае могло проявить великодушие и провозгласить широкий круг прав и свобод, а в другом — по собственному усмотрению сократить, ограничить этот круг, отобрать у граждан то, что они имели прежде. Каждый шаг в развитии конституционного статуса личности тракто­вался как благодеяние государства, результат проводимой властями политики, а то и как личный вклад лидера.

Теоретическая необоснованность позитивных (патер­налистских) воззрений на отношения государства и граж­данина привела к тому, что, с одной стороны, фактически отошла на задний план проблема их взаимной ответствен­ности, обязанностей друг перед другом. С другой стороны, патернализм нередко преломлялся в сознании людей как основание для иждивенческих настроений, расчета на то, что государство все обеспечит и сделает. Вольно или не­вольно сдерживалась энергия, заложенная в человеческом факторе, насаждалась общественная пассивность, прини­жалась роль гражданственности, инициативы и предпри­имчивости людей, их добросовестного, заинтересованного отношения к труду.

Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства (ст. 2). Содержание этой статьи Консти­туции РФ является нормой высокой степени обобщения, основой конституционного строя. О значимости консти­туционных прав и свобод человека и гражданина свиде­тельствует закрепление их в Конституции РФ в качестве важнейшей основы конституционного строя, о чем сви­детельствует номер соответствующей статьи — второй — 8 гл. 1 «Основы конституционного строя*, после характе­ристики Российской Федерации в ст. 1. 142

Глава Б. Народовластие - основа конституционного строя

Литература

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Консти­туции РФ. Все основы конституционного строя, изложен­ные в гл. 1 и развивающиеся в остальных главах Основного Закона, направлены на развитие содержания и обеспечение реализации ст. 2 Конституции РФ.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия».

2. Назовите проблемы определения демократии как народов­ластия.

3. Дайте характеристику демократии как системы ценностей и механизма управления.

4. Дайте понятие и расскажите о возникновении и развитии институтов непосредственной демократии.

5. Дайте характеристику понятия референдума, его отличий от других институтов непосредственной демократии.

6. Назовите виды р еферен дума.

7. Расскажите о правовой регламентации референдума.

8. Охарактеризуйте понятие и правовую основу опросов в Рос­сийской Федерации.

9. Расскажите о публичных слушаниях как институте непо­средственной демократии.

10. Дайте характеристику наказов избирателей как института непосредственной демократии.

11. Какова правовая регламентация отчетов депутатов перед избирателями?

12. Что вы знаете об отзыве депутатов и выборных должност­ных лиц избирателями?

13. Расскажите об общих-собраниях граждан, компетенции и порядке их проведения.

14. Что вам известно о сходах граждан, компетенции и поряд­ке их проведения?

15. Расскажите о правотворческой (законодательной) инициа­тиве как институте непосредственной демократии.

16. Какова роль обращений граждан в системе нсттосредствен­ной демократии и правовая регламентация порядка их реализа­ции?

17. Расскажите о петициях граждан как институте непосред­ственной демократии и проблемах их правового регулирования.

18. Дайте характеристику собраний и публичных мероприя­тий как институтов непосредственной демократии.

19. Какова роль представительной демократии в системе на­родовластия?

20. Как вы понимаете фразу: «Человек — высшая ценность»?

Литература

1. Астафичев, П. А. Народное представительство и пар­ламентаризм: конституционные проблемы / П. А. Астафи­чев; под ред. Г. Н. Комковой. — Орел, 2004.

2. Витрук, Н. В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики / Н. В. Витрук // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуд-ненко. - Т. 1. - М., 2009. - С. 9-20.

З.Денисов, С. А, Выхолащивание конституционных цен­ностей в административном обществе / С. А. Денисов // Конституционные ценности: содержание и проблемы реа­лизации. - Т. 1. - С. 129-133.

4. Комарова, В. В, Институт публичных слушаний — форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) / В. В. Комарова // Конституционное и муниципальное пра­во. - 2006. - № 9.

5. Комарова, В. В. Механизм непосредственной демокра­тии современной России / В. В. Комарова. — М., 2006.

6. Нудненко, Л. А. Институты непосредственной де­мократии в системе местного самоуправления России / Л. А. Нудненко. - М., 2000.

7. Нудненко, Л. А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты / Л. А. Нудненко. // Конституционное и муни­ципальное право. — 2005. - № 1-2.

8. Нудненко, Л. А. Концепция Федерального закона «О петициях граждан Российской Федерации» / Л. А. Нуд­ненко // Конституционное и муниципальное право. — 2007. - № 3.

9. Нудненко, Л. А. Непосредственная демократия в си­стеме местного самоуправления России: теоретические основы / Л. А. Нудненко. - М., 2004.

Ю. Нудненко, Л. А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы в Российской Федерации / Л. А. Нудненко // Государственная власть и местное само­управление. - 2010. - Х° 2.

11. Нудненко, Л. А. Теория демократии / Л. А. Нуднен-ВД- - М., 2001.

 

7.1. Местное самоуправление

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...