Понятие парламента и парламентаризма
5. Парламентаризм предполагает наличие у парламента определенною круга вопросов в рамках теории разделения властей, самостоятельного осуществления функций, для решения которых создается парламент. В числе таких вопросов: принятие законов, бюджета и контроль за его исполнением. Функциями парламента являются законодательная, представительная и контрольная. 6. Парламент осуществляет свою деятельность посредством определенных парламентских процедур; заседания, прения, парламентские слушания, парламентские расследования, запросы депутатов и т.д. В зависимости от структуры различают однопалатные и двухпалатные парламенты. Исторически во многих государствах верхняя палата парламента формировалась по наследству, путем назначения, т.е. менее демократическим путем, чем нижняя палата. Двухпалатная структура парламента имеет смысл, если каждая палата формируется на различных и отличных от другой палаты принципах представительства. Формирование же обеих палат посредством выборов народом лишает смысла существование верхней палаты. Поэтому во многих государствах верхняя палата после Второй мировой войны была упразднена (Дания, Швеция). Сохранение второй палаты в ряде государств (Великобритания) — дань традиции. Существование двух палат оправданно в современных федеративных государствах, где верхняя палата является органом представительства интересов субъектов федерации, а нижняя палата выражает интересы всего народа. Двухпалатная структура парламента является гарантией более тщательной проработки законов, широкой представительности различных слоев народа, специфических интересов субъектов федерации, обеспечения большего плюрализма мнений. Она позволяет избежать принятия поспешных, диктуемых политическими страстями и случайным большинством непродуманных решений.
В России Государственная Дума (парламент) была учреждена б августа 1905 г. Николаем II и приступила к работе 26 апреля 1906 г. На нее были возложены законодательная, бюджетная и контрольная функции. Государственная Дума и Государственный Совет приняли Наказы, которые регламентировали процедурные правила проведения заседаний. Государственная Дума досоветского периода истории России работала неровно. В ней имели место как 448 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации межфракционные разногласия, так и конфликты с Государственным Советом — высшим совещательным органом при императоре, который давал заключения на законопроекты Государственной Думы. Разногласия между Государственной Думой и Государственным Советом преодолевались посредством создания согласительной комиссии на паритетных началах. Государственная Дума даже требовала реформирования Государственного Совета. Ее не один раз распускали и разгоняли. В феврале 1917 г. деятельность Государственной Думы была прекращена. Советский период истории России характеризовался негативным отношением В. И. Ленина и партии большевиков к парламенту и парламентаризму. В. И. Ленин называл парламентские учреждения прогнившими, продажными, где только тем и занимаются, что болтают со специальной целью «надуть простонародье*-1. Главной причиной столь негативного отношения большевиков к парламенту и парламентаризму является неприятие идеи разделения властей, которая несовместима с теорией и практикой утверждения авторитарно-тоталитарного строя. В РСФСР фактически законодательствовало Политбюро ЦК ВКП(б), его Генеральный секретарь, а Верховный Совет единогласно утверждал все предлагаемые ими законопроекты.
Начавшаяся в СССР 1988—1991 гг. перестройка характеризовалась изменением взглядов руководства СССР на многие вопросы устройства государства и общества, в том числе и на проблемы парламентаризма, разделения властей, введения института президента. 27 октября 1989 г. был принят Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», им был учрежден Съезд народных депутатов РСФСР, между заседаниями которого работал профессиональный парламент — Верховный Совет РСФСР. Это был первый шаг на пути учреждения в России парламента, первая попытка внедрить в политическую систему парламентаризм. Второй весьма решительный шаг на этом пути — закрепление в Конституции РФ гл. 5 — Федеральное Собрание. Особенностью Российской Федерации является наличие парламентской системы, состоящей из федерального парламента и парламентов субъектов РФ. ________ * 1 См.: Лчнш В, И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 45-48. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации... 449 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти Термин «Федеральное Собрание» впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Федеральное Собрание отвечает всем признакам, характеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого — Государственная Дума — формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы. Это позволяет российскому многонациональному народу иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартийная система — необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна представительная демократия. Политические партии, представленные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важнейшим вопросам повестки дня.
Совет Федерации формируется органами государственной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, присутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социальных слоев российского общества. Представительный характер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, выражать и отстаивать общественное мнение и государственные интересы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|