Статус члена Совета Федерации и депутата. Думы 511
д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; е) обязательное государственное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу; ж) обязательное государственное социальное страхование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий; з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве; и) иные социальные гарантии, предусмотренные для федеральных министров. .К числу организационных гарантий депутатской деятельности относится обязанность органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ предоставлять транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику. В число организационных гарантий депутатской деятельности входят: возможность приема в первоочередном порядке должностными лицами; право на получение и распространение информации; право выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ; право на отказ от дачи свидетельских показаний; выдача дипломатического паспорта на весь срок полномочий; возможность иметь помощников по работе в палате Федерального Собрания и субъекте РФ. При этом федеральный закон предусматривает недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельность органов дознания, следователей и судов.
Важнейшей организационной гарантией является неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в течение всего срока их полномочий. 512 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации Они без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федералъ- Вопросы и задания для самоконтроля ным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности. Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Совет Федерации, Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания, принимают по данному представлению мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ. Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
Следователь или суд в трехдневный срок сообщает соответствующей палате Федерального Собрания о возбуждении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Вопросы и задания для самоконтроля ^1- Дайте понятие парламента и парламентаризма, охарактеризуйте их признаки и тенденции, а Расскажите о конституционно-правовых основах Федерального Собрания как парламента РФ, представительного и законодательного органа государственной власти России. 514 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации Литература 3. Расскажите о конституционно-прав о ею и регламентации состава и порядке выборов депутатов Государственной Думы. 4. Дайте характеристику полномочий Государственной Думы. 5. Дайте понятие депутатских фракций. Какова их роль в деятельности Государственной Думы? 6. Каковы состав и роль Совета Государственной Думы в организации ее деятельности? 7. Расскажите о порядке работы Государственной Думы. 8. В каких случаях возможен роспуск Государственной Думы? 9. Расскажите о конституционно-правовой регламентации состава и формирования Совета Федерации. 10. Какие вам известны виды органов и должностных лип Совета Федерации? Каков их правовой статус? 11. Дайте характеристику полномочий Совета Федерации. 12. Какова правовая регламентация порядка работы Совета Федерации? 13. Что такое парламентские слушания? 14. Дайте понятие и расскажите о стадиях законодательного процесса в Федеральном Собрании. 15. Расскажите о правовом статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.
Литература 1. Авакьян, С. А. Федеральное Собрание — парламент России / С. А. Авакьян. — М., 1999. 2. Булаков, О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. - СПб., 2003. 3. Гранкин, И. В. Парламент России / И. В. Гранкин. — М.,2001. 4. Трапкип, И. В. Контрольная деятельность Федерального Собрания России: основные направления, перспективы развития / И. В. Гранкии // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Между-нар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуднеико. - Т. 2. - М., 2009. - С. 97-106. 5. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии / отв. ред. Р. Ф. Васильев. — М„ 2000. 6. Карасев, А. Т. Депутат в системе представительной власти (конституционно-правовое исследование): автореф. дисс.... докт. юрид. наук / А. Т. Карасев. — Екатеринбург, 2009. 7. Князев, С. Д. Политическое представительство и выборы: публично-правовая природа и соотношение / С. Д. Князев, К. В. Арановский // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16. 8. Козлова, Е. И. Утраченная ценность (Должна ли Государственная Дума конституироваться) / Е. И. Козлова // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. — Т. 1. — С. 25—30. 9. Краснов, М. А. Ответственность в системе народного представительства / М. А. Краснов. — М., 1992. 10. Любимов, А. П. Политическое право и практика лоббизма / А. П. Любимов. — М., 2001. 11. Нудненко, Л. А. К истории разработки и принятия Федерального закона «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» / Л. А. Нудненко // Государство и право. — 2008. — № 8. 12. Нудненко, Л. А. Правовые гарантии парламентской оппозиционной деятельности в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации / Л. А. Нудненко // Государство и право. — 2010. — № 10. 13. Овсепян, Ж, И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.) / Ж. И. Овсе-пян. - Ростов н/Д, 2006. 14. Овсепян, Ж. И. Становление парламента в России: учеб, пособие / Ж. И. Овсепян. - Ростов н/Д, 2000. 15. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. — М., 2003. 16. Парламентское право России: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Кокотов. — Екатеринбург, 2008. 17. Парламентское право России: учеб, пособие / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М., 2003. 18. Парламентское право России: учебник / под ред. проф. О. Н. Булакова. - М, 2006. 19. Правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: сб. науч. статей. — М., 2010. 20. Романов, Р. М. Парламентаризм: теория, история и современность / Р. М. Романов. - М., 2002. 21. Фадеев, В. И. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: учеб, пособие / В. И. Фадеев, М. В. Варлен. - М., 2008. 22. Чиркин, В. Е. Законодательная власть / В. Е. Чир-М, 2008. Глава 21. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ •
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|