Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статус члена Совета Федерации и депутата. Думы 511




д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы;

е) обязательное государственное страхование члена Со­вета Федерации, депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу;

ж) обязательное государственное социальное страхова­ние члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий;

з) жилищно-бытовое обеспечение члена Совета Федера­ции, депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве;

и) иные социальные гарантии, предусмотренные для фе­деральных министров.

числу организационных гарантий депутатской дея­тельности относится обязанность органа исполнитель­ной власти соответствующего субъекта РФ предоставлять транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе пра­вительственной, и необходимой оргтехникой, включая пер­сональные компьютеры, подключенные к общей сети соот­ветствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику.

В число организационных гарантий депутатской дея­тельности входят: возможность приема в первоочередном порядке должностными лицами; право на получение и рас­пространение информации; право выступать по вопросам своей деятельности в государственных СМИ в порядке, предусмотренном федеральным законом о порядке освеще­ния деятельности органов государственной власти в госу­дарственных СМИ; право на отказ от дачи свидетельских показаний; выдача дипломатического паспорта на весь срок полномочий; возможность иметь помощников по ра­боте в палате Федерального Собрания и субъекте РФ. При этом федеральный закон предусматривает недопустимость вмешательства члена Совета Федерации, депутата Государ­ственной Думы в деятельность органов дознания, следова­телей и судов.

Важнейшей организационной гарантией является не­прикосновенность члена Совета Федерации, депутата Го­сударственной Думы в течение всего срока их полномочий. 512 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

Они без согласия соответствующей палаты Федерально­го Собрания не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судеб­ном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность члена Совета Федерации, депута­та Государственной Думы распространяется на занимае­мые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их пере­писку.

В случае возбуждения уголовного дела или начала про­изводства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок со­общает об этом Генеральному прокурору РФ. Генераль­ный прокурор РФ в недельный срок после получения со­общения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания пред­ставление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правона­рушении, предусматривающем административную ответ­ственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или админи­стративной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие действия, соот­ветствующие статусу члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Государственной Думы допу­стили публичные оскорбления, клевету или иные наруше­ния, ответственность за которые предусмотрена федералъ-

Вопросы и задания для самоконтроля

ным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало произ­водства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения члена Совета Федерации, депутата Го­сударственной Думы неприкосновенности.

Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депута­та Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответ­ствующей палатой Федерального Собрания.

Совет Федерации, Государственная Дума рассматрива­ют представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентом соответствующей палаты Фе­дерального Собрания, принимают по данному представле­нию мотивированное решение и в трехдневный срок изве­щают о нем Генерального прокурора РФ.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депу­тата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголов­ному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влеку­щим прекращение таких дел. Решение о прекращении со­ответствующего дела может быть отменено лишь при на­личии вновь открывшихся обстоятельств.

Следователь или суд в трехдневный срок сообщает со­ответствующей палате Федерального Собрания о возбуж­дении уголовного дела или о начале производства по делу об административном правонарушении, предусматриваю­щем административную ответственность, налагаемую в су­дебном порядке, о прекращении соответствующего дела или о вступившем в законную силу приговоре суда в отно­шении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Вопросы и задания для самоконтроля

^1- Дайте понятие парламента и парламентаризма, охарактери­зуйте их признаки и тенденции,

а Расскажите о конституционно-правовых основах Федераль­ного Собрания как парламента РФ, представительного и законо­дательного органа государственной власти России. 514

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

Литература

3. Расскажите о конституционно-прав о ею и регламентации со­става и порядке выборов депутатов Государственной Думы.

4. Дайте характеристику полномочий Государственной Думы.

5. Дайте понятие депутатских фракций. Какова их роль в дея­тельности Государственной Думы?

6. Каковы состав и роль Совета Государственной Думы в орга­низации ее деятельности?

7. Расскажите о порядке работы Государственной Думы.

8. В каких случаях возможен роспуск Государственной Думы?

9. Расскажите о конституционно-правовой регламентации со­става и формирования Совета Федерации.

10. Какие вам известны виды органов и должностных лип Со­вета Федерации? Каков их правовой статус?

11. Дайте характеристику полномочий Совета Федерации.

12. Какова правовая регламентация порядка работы Совета Федерации?

13. Что такое парламентские слушания?

14. Дайте понятие и расскажите о стадиях законодательного процесса в Федеральном Собрании.

15. Расскажите о правовом статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Литература

1. Авакьян, С. А. Федеральное Собрание — парламент России / С. А. Авакьян. — М., 1999.

2. Булаков, О. Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. - СПб., 2003.

3. Гранкин, И. В. Парламент России / И. В. Гранкин. М.,2001.

4. Трапкип, И. В. Контрольная деятельность Федерально­го Собрания России: основные направления, перспективы развития / И. В. Гранкии // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Между-нар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуднеико. - Т. 2. - М., 2009. - С. 97-106.

5. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Ста­дии / отв. ред. Р. Ф. Васильев. — М„ 2000.

6. Карасев, А. Т. Депутат в системе представительной власти (конституционно-правовое исследование): автореф. дисс.... докт. юрид. наук / А. Т. Карасев. — Екатеринбург, 2009.

7. Князев, С. Д. Политическое представительство и выбо­ры: публично-правовая природа и соотношение / С. Д. Кня­зев, К. В. Арановский // Конституционное и муниципаль­ное право. - 2007. - № 16.

8. Козлова, Е. И. Утраченная ценность (Должна ли Госу­дарственная Дума конституироваться) / Е. И. Козлова // Конституционные ценности: содержание и проблемы реа­лизации. — Т. 1. — С. 25—30.

9. Краснов, М. А. Ответственность в системе народного представительства / М. А. Краснов. — М., 1992.

10. Любимов, А. П. Политическое право и практика лоб­бизма / А. П. Любимов. — М., 2001.

11. Нудненко, Л. А. К истории разработки и принятия Федерального закона «О парламентском расследовании Фе­дерального Собрания Российской Федерации» / Л. А. Нуд­ненко // Государство и право. — 2008. — № 8.

12. Нудненко, Л. А. Правовые гарантии парламентской оппозиционной деятельности в Государственной Думе Фе­дерального Собрания Российской Федерации / Л. А. Нуд­ненко // Государство и право. — 2010. — № 10.

13. Овсепян, Ж, И. Система высших органов государ­ственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.) / Ж. И. Овсе-пян. - Ростов н/Д, 2006.

14. Овсепян, Ж. И. Становление парламента в России: учеб, пособие / Ж. И. Овсепян. - Ростов н/Д, 2000.

15. Парламентские процедуры: проблемы России и зару­бежный опыт. — М., 2003.

16. Парламентское право России: учеб. пособие / отв. ред. А. Н. Кокотов. — Екатеринбург, 2008.

17. Парламентское право России: учеб, пособие / под ред. Т. Я. Хабриевой. - М., 2003.

18. Парламентское право России: учебник / под ред. проф. О. Н. Булакова. - М, 2006.

19. Правотворчество в Российской Федерации: пробле­мы теории и практики: сб. науч. статей. — М., 2010.

20. Романов, Р. М. Парламентаризм: теория, история и современность / Р. М. Романов. - М., 2002.

21. Фадеев, В. И. Депутатский мандат в Российской Фе­дерации: конституционно-правовые основы: учеб, посо­бие / В. И. Фадеев, М. В. Варлен. - М., 2008.

22. Чиркин, В. Е. Законодательная власть / В. Е. Чир-М, 2008. Глава 21. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...