Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правительства - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации




Правовому статусу Правительства РФ посвящена гл. 6 Конституции РФ, детально конкретизированная Федераль­ным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

В отличие от советских конституций Конституция РФ не использует термин «государственное управлением, заме­няя его термином «исполнительная власть». Большинство ученых в юридической литературе отождествляют оба на­званных термина, исходя из того что реальное содержание государственного управления составляег деятельность спе­циально создаваемых для этого органов исполнительной власти. Таким образом, термины «исполнительная власть» и «государственное управление*- используются для обозна­чения деятельности и круга вопросов, решаемых органами исполнительной власти. Круг вопросов, входящих в сферу исполнительной деятельности Правительства РФ, практи­чески совпадает со всеми сферами общественной жизни: об­разование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, труд, экономика, социальные отношения, охрана правопорядка, внешние отношения, организация обороны, строительство вооруженных сил и т.д. Перечисленные сферы деятельно­сти принципиально отличают Правительство от других ор­ганов государственной власти. Следовательно, Правитель­ство РФ является органом общей компетенции.

Кроме того, Конституция РФ 1993 г. в отличие от со­ветских конституций применительно к Правительству не использует термин «распорядительный» орган государ­ственной власти, что представляется определенным про-

21.1. Правительство - высший исполнительный орган... власти... 517

белом, так как термин «исполнительный* не раскрывает всего многообразия задач и функций, выполняемых Пра­вительством РФ. Помимо исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов Правительство наделено рядом распорядительных полномочий. Оно в пределах своей компетенции организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематиче­ский контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению на­рушений законодательства РФ.

Правительство не только исполняет, но и готовит про­екты законов по вопросам своей компетенции, активно реа­лизует право законодательной инициативы в Государствен­ной Думе.

Правительство РФ в функциональном и организацион­ном смысле самостоятельно и независимо в своих отноше­ниях с другими ветвями власти. При этом оно должно дей­ствовать самостоятельно только в пределах компетенции, очерченной Конституцией РФ и Федеральным конституци­онным законом «О Правительстве Российской Федерации*.

Осуществление исполнительной власти Правительством возможно при наличии непрерывной, преемственной и ком­петентной работы профессиональных служащих. Поэтому необходимым признаком Правительства РФ как исполни­тельного органа государственной власти является наличие государственных гражданских служащих, группируемых по их правам и обязанностям в сфере государственного управления. Важным условием успешной деятельности Правительства РФ является повышение организованности в аппарате управления, усиление исполнительской дис­циплины, повышение требований к профессиональному Уровню государственных служащих; создание необходимых условий для их плодотворной деятельности.

Правительство РФ совместно с иными федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам со­вместного ведения с субъектами РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. в рамках этой системы исполнительных органов государ- 518

Глава 21. Правительства Российской Федерации

ственной власти Правительство РФ является высшим орга­ном, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принципами деятельности Правительства РФ являют­ся: верховенство Конституции РФ, федеральных конститу­ционных законов и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, глас­ность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

21.2. Порядок формирования, состав и срок полномочий Правительства Российской Федерации

Правительство РФ состоит из членов Правительства — Председателя Правительства РФ, заместителей Председа­теля Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президен­том РФ с согласия Государственной Думы из числа граж­дан Российской Федерации, не имеющих гражданства ино­странного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное прожи­вание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Предложение о кандидатуре Председателя Правитель­ства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о канди­датуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правитель­ства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ: по заявлению Председате­ля Правительства об отставке; в случае невозможности ис­полнения Председателем Правительства своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государ­ственную Думу об освобождении от должности Председа-

21.2. Порядок формирования, состав... Правительства...

теля Правительства РФ в день принятия решения. Осво­бождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку Правительства.

В случае временного отсутствия Председателя Прави­тельства РФ его обязанности исполняет один из его заме­стителей в соответствии с письменно оформленным рас­пределением обязанностей.

В случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ Президент вправе до назначения ново­го Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Пра­вительства на срок до двух месяцев.

Заместители Председателя Правительства РФ и феде­ральные министры назначаются на должность и освобож­даются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместители Председате­ля Правительства и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства либо вида на жи­тельство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Феде­рации на территории иностранного государства.

Заместители Председателя Правительства РФ и феде­ральные министры вправе подавать заявления об отставке.

Председатель Правительства РФ, заместители Предсе­дателя Правительства и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финан­совым годом, представлять в налоговые органы РФ сведе­ния о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на пра­ве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы РФ направляют эти сведения Президенту и в Федеральное Соорание. Такие сведения могут быть опубликованы.

Федеральный конституционный закон «О Правитель­стве Российской Федерации* предусматривает ограниче­ния, связанные с пребыванием в составе Правительства. "лены Правительства РФ не вправе:

~ быть членами Совета Федерации, депутатами Госу­дарственной Думы, депутатами законодательных (пред- 520

Глава 21. Правительство Российской Федерации

ставительных) органов государственной власти субъектов Федерации и депутатами выборных органов местного са­моуправления;

— занимать другие должности в органах государствен­ной власти и органах местного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правитель­ства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в со­ставе Правительства находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих органи­заций в порядке, установленном федеральным законом;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой дея­тельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться ис­ключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотре­но законодательством и международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными ор­ганами иностранных государств, международными и ино­странными организациями;

- быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти;

- использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и ин­формационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

- получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные фе­деральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развле­чений и отдыха;

— принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия ино­странных государств;

21.3. Полномочия Правительства Российской Федерации

— выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лип, за исключением служебных командировок, осущест­вляемых в соответствии с законодательством и междуна­родными договорами РФ или на взаимной основе по дого­воренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

— входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и дей­ствующих на территории России их структурных подраз­делений, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных госу­дарств, международными и иностранными организациями.'

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Прави­тельством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Прези­дента РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства, в том числе и в предусмотренных Консти­туцией РФ случаях выражения Государственной Думой не­доверия Правительству либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

В случае отставки или сложения полномочий Прави­тельство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства.

Председатель Правительства РФ вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Доверие, либо отказать в доверии Правительству РФ.

21.3. Полномочия Правительства Российской Федерации

Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ обладает широкой компетенци­ей общего характера, которая определена Конституцией РФ 522

Глава 21. Правительство Российской Федерации

и Федеральным конституционным законом «О Правитель­ство Российской Федерации!-.

Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнитель­ной власти и контролирует их деятельность; распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти; утверждает положения о федеральных министер­ствах и об иных федеральных органах исполнительной вла­сти; устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих ап­паратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство устанавливает порядок создания и дея­тельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержа­ние их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В числе полномочий Правительства: назначение и осво­бождение от должности заместителей федеральных мини­стров, руководителей федеральных органов исполнитель­ной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов ис­полнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правитель­стве РФ; право отменять акты федеральных органов ис­полнительной власти или приостанавливать действие этих актов; возможность учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство может передавать им осу­ществление части своих полномочий, если это не противо­речит Конституции РФ, Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации* и фе­деральным законам. В свою очередь Правительство РФ осуществляет полномочия, переданные ему органами ис­полнительной власти субъектов РФ на основании соответ­ствующих соглашений.

Правительство РФ представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...