Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации




депутаты Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы решает такие вопросы, как: формирование проекта примерной программы зако­нопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принятие решения о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государ­ственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц; формирование проекта порядка ра­боты очередного заседания Государственной Думы; созыв по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от обше-го числа депутатов Государственной Думы, или по предло­жению Председателя Государственной Думы внеочередных заседаний палаты и другие важные вопросы.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государ­ственной Думы, который подписывается председательству­ющим на заседании Совета Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федеральных списков кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, объединяются во фракции. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе со­ответствующего федерального списка кандидатов.

Фракция избирает из своего состава руководителя фрак­ции и заместителя руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции она может образовывать руково­дящий орган (руководящие органы). В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Числен­ность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фрак­ции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламен­ту и организации работы Государственной Думы письмен­ное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из со-

20.4. Государственная Дума

става фракции в Комитете Государственной Думы по Ре­гламенту и организации работы Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по Регламенту и органи­зации работы Государственной Думы уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

В случае выхода депутата Государственной Думы из со­става фракции полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

Депутаты Государственной Думы, избранные в соста­ве федерального списка, который получил менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в го­лосовании и не допущенных к распределению депутатских мандатов, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Такие депутаты вправе пред­лагать кандидатов на должности, избрание которых осу­ществляется Государственной Думой, имеют право на вы­ступление в Государственной Думе, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов де­ятельности Государственной Думы. Если в составе данно­го федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, указанные права обеспечиваются одному из них.

Для решения стоящих перед Государственной Думой задач она образует из числа депутатов палаты внутренние вспомогательные органы — комитеты Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы: вносят предло­жения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очеред­ную сессию; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государ­ственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступив­шим на рассмотрение Государственной Думы; рассматрива­ют и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запро­сы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам Проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства. 480

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

Государственная Дума

Государственная Дума образует комитеты: по консти­туционному законодательству и государственному строи­тельству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социаль­ной политике; по бюджету и налогам; но финансовому рын­ку; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности; по строительству и земельным отношениям; по науке и наукоемким техно­логиям и др.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва, на основе принципа пропорционального представительства фракций.

Численный состав каждого комитета определяется Госу­дарственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы, Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председа­теля Государственной Думы, обязан состоять в одном из ко­митетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. За­седание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа чле­нов комитета.

Комитет может создавать подкомитеты по основ­ным направлениям своей деятельности, которые предва­рительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям ко­митета.

Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать уча­стие в работе подкомитета с правом совещательного голоса.

Заседание комитета проводит председатель комитета или его заместитель по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседа­нии комитета по уважительной причине депутат Государ­ственной Думы заблаговременно информирует председате­ля комитета. Комитет своим решением вправе установить

порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы — члену данного комитета в связи с отсутствием па заседании коми­тета по уважительной причине.

Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на засе­дании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета.

В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, а также полномочные представители Президента и Пра­вительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законо­проекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии. Кроме того, на заседании могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) ру­ководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, — члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, прини­мающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек.

На заседание комитета, комиссии могут быть пригла­шены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ.

Для выяснения фактического положения дел и обще­ственного мнения по вопросам законопроектной деятельно­сти и по другим вопросам, находящимся в ведении комите­тов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы и иные рабочие органы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, пред­ставителей государственных органов и иных организаций.

Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласно- На заседаниях комитета, комиссии могут присутство-482

Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

вать представители СМИ. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных ор­ганов и иных организаций.

В соответствии со ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ Го­сударственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы на срок полномочий Госу­дарственной Думы данного созыва. В числе таких комиссий: мандатная и по вопросам депутатской этики. Они также формируются на основе пропорционального представи­тельства фракций.

Для выполнения функций организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельно­сти Государственной Думы создается Аппарат, состоящий из государственных служащих. Аппарат Государственной Думы включает: Руководителя Аппарата; его первого заме­стителя и заместителей; секретариата Председателя Госу­дарственной Думы, его первого заместителя, заместителей Председателя палаты и Руководителя Аппарата; Аналити­ческое управление; Организационное управление; Парла­ментскую библиотеку; Правовое управление; Приемную Государственной Думы и другие подразделения.

20.4.4. Порядок работы Государственной Думы

Основной организационной формой деятельности Госу­дарственной Думы являются сессии. Сессия — определен­ный период времени, в течение которого проводятся засе­дания палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Го­сударственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракци­ях, а также с избирателями. Начало и конец сессии опреде­ляется постановлением Государственной Думы.

Сессии Государственной Думы созываются двараза в год. Они бывают весенними и осенними, очередными и внеочеред­ными. На первое заседание вновь избранная Государствен­ная Дума собирается на 30-й день после избрания. Прези­дент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государ­ственной Думы или его заместителя заседания Государ­ственной Думы могут вести поочередно представители

20.4. Государственная Дума

ВЗ

фракций по согласованию между ними. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государ­ственной Думы избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государ­ственной Думы и Временный секретариат.

На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей из числа кандидатур, предложенных фракциями. Как правило, Председателем Государствен­ной Думы избирают представителя партии, располагающей большинством мест в палате. По всем кандидатурам про­водится обсуждение. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более поло­вины голосов от числа избранных депутатов палаты.

Заседания палат Федерального Собрания проходят, как правило, раздельно. Совместные заседания палат Феде­рального Собрания проводятся для заслушивания: посла­ния Президента РФ о положении в стране, об основных на­правлениях внутренней и внешней политики государства; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руко­водителей иностранных государств.

Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно, по вторникам, средам и пятницам. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого за­седания, если предложение об этом внесено председатель­ствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Го­сударственной Думы или фракцией, Председателем Госу­дарственной Думы, Председателем Правительства РФ.

На любом заседании Государственной Думы могут при­сутствовать: Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, Председатель и члены Правитель­ства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель, заместители Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный рокурор РФ, Председатель ЦИК РФ. Другие лица могут присутствовать на заседаниях Государственной Думы толь­ко при наличии специальных пропусков.

На заседаниях Государственной Думы в 17 ч проводит-4 *час голосованиям, на который выносятся только тс зако- 434 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации

ны, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты.

Совет Государственной Думы собирается регулярно, по понедельникам и четвергам, за исключением дней рабо­ты депутатов в комитетах, комиссиях и во фракциях и дней работы депутатов с избирателями.

Заседания комитета проводятся по мере необходимости. но не реже двух раз в месяц. Заседания комиссии проводят­ся в порядке, установленном для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными закона­ми или Регламентом Государственной Думы.

Как правило, по средам с 12.30 до 14 ч проводится «пра­вительственный час», на который приглашаются федераль­ные министры, иные должностные лица для ответов на во­просы депутатов. Письменные вопросы и предложения направляются депутатами в Совет Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до проведения «правительствен­ного часа».

Заседание Государственной Думы начинается с реги­страции депутатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат обязан присутствовать на засе­дании палаты.

Заседания Государственной Думы проводятся в соот­ветствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государствен­ной Думы примерной программой законопроектной рабо­ты Государственной Думы на текущую сессию. Регламент Государственной Думы предусматривает круг вопросов, ко­торые подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы. Это: послания и обращения Пре­зидента РФ; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проект феде­рального закона о федеральном бюджете и др.

Председательствующий на заседании Государственной Думы: руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления с докладом, содокладами, в пре­ниях; ставит вопросы на голосование и подводит его итоги и т.п. Он не вправе высказывать собственное мнение по су­ществу обсуждаемых вопросов, комментировать выступле­ния депутатов Государственной Думы, давать характери­стику выступающим участникам заседания.

20.4. Государственная Дума

Продолжительность докладов не должна превышать 15 минут, 10 минут — для содоклада и 10 минут — для за­ключительного слова. Выступающим в прениях предостав­ляется до 10 минут, для повторных выступлений в прени­ях — до 5 минут.

Решения Государственной Думы принимаются на ее за­седаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на за­седании Государственной Думы осуществляется с исполь­зованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы.

Голосование с использованием электронной системы мо­жет быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздер­жался». Подсчет голосов и предъявление результатов голо­сования в абсолютном и процентном выражениях произво­дятся по каждому голосованию.

Рейтинговое голосование представляет собой ряд по­следовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому го­лосованию производится только по окончании голосова­ния по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голо­сования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наи­большее число голосов. Решение по нему считается приня­тым, если при голосовании он набрал достаточное для при­нятия число голосов.

Альтернативное голосование представляет собой голосо­вание только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результа­тов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Качественное голосование представляет собой альтерна­тивное голосование с качественной оценкой поставленно-

на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: 486

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...