Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации
депутаты Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы. Совет Государственной Думы решает такие вопросы, как: формирование проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принятие решения о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирование проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц; формирование проекта порядка работы очередного заседания Государственной Думы; созыв по предложению Президента РФ, по требованию фракции, поддержанному не менее чем одной пятой голосов от обше-го числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередных заседаний палаты и другие важные вопросы. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Государственной Думы, который подписывается председательствующим на заседании Совета Государственной Думы. Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федеральных списков кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, объединяются во фракции. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции она может образовывать руководящий орган (руководящие органы). В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из со- 20.4. Государственная Дума става фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции полномочия депутата Государственной Думы прекращаются. Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка, который получил менее 7%, но не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании и не допущенных к распределению депутатских мандатов, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Такие депутаты вправе предлагать кандидатов на должности, избрание которых осуществляется Государственной Думой, имеют право на выступление в Государственной Думе, участие в работе органа Государственной Думы, создаваемого для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Государственной Думы. Если в составе данного федерального списка кандидатов избраны два депутата Государственной Думы, указанные права обеспечиваются одному из них.
Для решения стоящих перед Государственной Думой задач она образует из числа депутатов палаты внутренние вспомогательные органы — комитеты Государственной Думы. Комитеты Государственной Думы: вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам Проекта федерального бюджета; проводят анализ практики применения законодательства. 480 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации Государственная Дума Государственная Дума образует комитеты: по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам; но финансовому рынку; по экономической политике и предпринимательству; по собственности; по промышленности; по строительству и земельным отношениям; по науке и наукоемким технологиям и др. Комитеты Государственной Думы образуются на срок полномочий Государственной Думы данного созыва, на основе принципа пропорционального представительства фракций. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. В состав комитета не может быть избран Председатель Государственной Думы, Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. Заседание комитета Государственной Думы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности, которые предварительно прорабатывают направляемые им председателем комитета законопроекты, иные документы и материалы, рассматривают их на своих заседаниях и подготавливают предложения по обсуждаемым вопросам к заседаниям комитета. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного подкомитета. Член подкомитета имеет право решающего голоса на заседании подкомитета. Депутаты, не входящие в состав подкомитета, вправе принимать участие в работе подкомитета с правом совещательного голоса. Заседание комитета проводит председатель комитета или его заместитель по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, членом которого он является. О невозможности присутствовать на заседании комитета по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета. Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы — члену данного комитета в связи с отсутствием па заседании комитета по уважительной причине. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, и членов комитета, передавших свои голоса другим членам данного комитета. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколами заседаний комитета. В заседании комитета, комиссии Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав, а также полномочные представители Президента и Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии. Кроме того, на заседании могут присутствовать статс-секретари — заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти, а при рассмотрении законопроектов, являвшихся объектом экспертизы Общественной палаты, — члены Общественной палаты, уполномоченные советом Общественной палаты. При этом количество членов Общественной палаты, принимающих участие в заседании комитета, комиссии, не может превышать пять человек.
На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, СМИ. Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе. Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы и иные рабочие органы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Деятельность комитета, комиссии Государственной Думы основана на принципах свободы обсуждения, гласно- На заседаниях комитета, комиссии могут присутство-482 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации вать представители СМИ. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций. В соответствии со ст. 101 (ч. 3) Конституции РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комиссии Государственной Думы на срок полномочий Государственной Думы данного созыва. В числе таких комиссий: мандатная и по вопросам депутатской этики. Они также формируются на основе пропорционального представительства фракций. Для выполнения функций организационного, правового, информационного, социально-бытового, аналитического, материально-технического и иного обеспечения деятельности Государственной Думы создается Аппарат, состоящий из государственных служащих. Аппарат Государственной Думы включает: Руководителя Аппарата; его первого заместителя и заместителей; секретариата Председателя Государственной Думы, его первого заместителя, заместителей Председателя палаты и Руководителя Аппарата; Аналитическое управление; Организационное управление; Парламентскую библиотеку; Правовое управление; Приемную Государственной Думы и другие подразделения.
20.4.4. Порядок работы Государственной Думы Основной организационной формой деятельности Государственной Думы являются сессии. Сессия — определенный период времени, в течение которого проводятся заседания палаты, Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, во фракциях, а также с избирателями. Начало и конец сессии определяется постановлением Государственной Думы. Сессии Государственной Думы созываются двараза в год. Они бывают весенними и осенними, очередными и внеочередными. На первое заседание вновь избранная Государственная Дума собирается на 30-й день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат Государственной Думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители 20.4. Государственная Дума ВЗ фракций по согласованию между ними. На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает Счетную комиссию, Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы и Временный секретариат. На первом заседании Государственной Думы депутаты проводят выборы Председателя Государственной Думы и его заместителей из числа кандидатур, предложенных фракциями. Как правило, Председателем Государственной Думы избирают представителя партии, располагающей большинством мест в палате. По всем кандидатурам проводится обсуждение. Кандидат считается избранным, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от числа избранных депутатов палаты. Заседания палат Федерального Собрания проходят, как правило, раздельно. Совместные заседания палат Федерального Собрания проводятся для заслушивания: послания Президента РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. Заседания Государственной Думы проводятся открыто, гласно, по вторникам, средам и пятницам. Государственная Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Государственной Думы, Советом Государственной Думы, Президентом РФ, комитетом Государственной Думы или фракцией, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ. На любом заседании Государственной Думы могут присутствовать: Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, Председатель Совета Федерации, Председатель и члены Правительства РФ, члены Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель, заместители Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный рокурор РФ, Председатель ЦИК РФ. Другие лица могут присутствовать на заседаниях Государственной Думы только при наличии специальных пропусков. На заседаниях Государственной Думы в 17 ч проводит-4 *час голосованиям, на который выносятся только тс зако- 434 Глава 20. Федеральное Собрание Российской Федерации ны, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты. Совет Государственной Думы собирается регулярно, по понедельникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в комитетах, комиссиях и во фракциях и дней работы депутатов с избирателями. Заседания комитета проводятся по мере необходимости. но не реже двух раз в месяц. Заседания комиссии проводятся в порядке, установленном для комитета Государственной Думы, если иное не предусмотрено федеральными законами или Регламентом Государственной Думы. Как правило, по средам с 12.30 до 14 ч проводится «правительственный час», на который приглашаются федеральные министры, иные должностные лица для ответов на вопросы депутатов. Письменные вопросы и предложения направляются депутатами в Совет Государственной Думы не позднее чем за 10 дней до проведения «правительственного часа». Заседание Государственной Думы начинается с регистрации депутатов. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Депутат обязан присутствовать на заседании палаты. Заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам Государственной Думы примерной программой законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию. Регламент Государственной Думы предусматривает круг вопросов, которые подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы. Это: послания и обращения Президента РФ; законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ; проект федерального закона о федеральном бюджете и др. Председательствующий на заседании Государственной Думы: руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления с докладом, содокладами, в прениях; ставит вопросы на голосование и подводит его итоги и т.п. Он не вправе высказывать собственное мнение по существу обсуждаемых вопросов, комментировать выступления депутатов Государственной Думы, давать характеристику выступающим участникам заседания. 20.4. Государственная Дума Продолжительность докладов не должна превышать 15 минут, 10 минут — для содоклада и 10 минут — для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях — до 5 минут. Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам. Если по итогам рейтингового голосования несколько вопросов набрали достаточное для их принятия число голосов, то принятым считается решение по вопросу, набравшему наибольшее число голосов. Если по итогам рейтингового голосования ни один из вопросов не набрал достаточного для принятия числа голосов, то на повторное голосование ставится вопрос, набравший наибольшее число голосов. Решение по нему считается принятым, если при голосовании он набрал достаточное для принятия число голосов. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование. Качественное голосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленно- на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: 486
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|