Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационные основы местного самоуправления




Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого воле­изъявления, через выборные и другие органы местного са­моуправления.

К числу институтов непосредственной демократии, че­рез которые граждане принимают участие в местном само­управлении, относится местный референдум, который может проводиться на всей территории муниципального образова­ния. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо ор­ганами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

От местного референдума следует отличать опрос граж­дан, который проводится на всей территории муниципаль- 578

Глава 24....основы местного самоуправления

ного образования или на части его территории для выявле­ния мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными ли­цами местного самоуправления, а также органами государ­ственной власти. Результаты опроса носят рекомендатель­ный характер.

Контроль за деятельностью депутатов, членов выбор­ного органа местного самоуправления, выборного долж­ностного лица местного самоуправления осуществляется посредством досрочного отзыва гражданами вышеперечис­ленных лип.

Участие в решении вопросов местного значения осущест­вляется гражданами посредством голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразо­вания муниципального образования. Оно проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.

В поселении с численностью жителей, обладающих из­бирательным правом, не более 100 человек для решения во­просов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительно­го органа муниципального образования, в том числе отне­сенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решение схода граж­дан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит обяза­тельному исполнению на территории поселения.

Важной формой влияния граждан на содержание дея­тельности органов местного самоуправления является воз­можность выступления с правотворческой инициативой группы граждан, обладающих избирательным правом, в по­рядке, установленном нормативным правовым актом пред­ставительного органа муниципального образования.

Широкое распространение имеет территориальное об­щественное самоуправление, представляющее самооргани­зацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответствен­ность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осу­ществляется в поселениях непосредственно населением

24.3. Организационные основы местного самоуправления 579

путем проведения собраний и конференций граждан, а так­же посредством создания органов территориального обще­ственного самоуправления. Оно может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сель­ский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов но вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального об­разования могут проводиться публичные слушания.

Для обсуждения вопросов местного значения, инфор­мирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального об­разования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан может принимать обращения к орга­нам местного самоуправления и должностным лицам мест­ного самоуправления, а также избирать лиц, уполномочен­ных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными ли­цами местного самоуправления. В случаях, предусмотрен­ных нормативными правовыми актами, полномочия, собра­ния граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

Граждане имеют возможность влиять на деятельность органов местного самоуправления посредством индивиду­альных и коллективных обращений.

Помимо институтов непосредственной демократии граж­дане участвуют в решении вопросов местного значения че­рез органы местного самоуправления. Стриктуру органов местною самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципально­го образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного само­управления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. 580

Глава 24....основы местного самоуправления

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администра­ции (исполнительно-распорядительного органа муници­пального образования) является обязательным.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Конституционно-правовые основы местного самоуправле­ния: понятие, принципы, функции и система органов.

2. Каковы конституционно-правовые основы системы местно­го самоуправления?

3. Дайте характеристику полномочий местного самоуправления.

4. Каковы конституционные гарантии местного самоуправления?

Литература

1. Автономов, А. С. Правовые и финансовые основы са­моуправления в Российской Федерации: учеб, пособие / А. С. Автономов. - М., 2002.

2. Автономов, А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: очерки / А. С. Автономов. — М., 2002.

3. Акмалова, А. А. Модели местного самоуправления / А. А. Акмалова. — М., 2001.

4. Нудненко, Л. А. Непосредственная демократия в си­стеме местного самоуправления в России: теоретические основы / Л. А. Нудненко. — М., 2004.

5. Нудненко, Л. А. Непосредственная демократия и мест­ное самоуправление в России / Л. А. Нудненко. — Барнаул, 2000.

6. Овчинников, И. И. Местное самоуправление в системе народовластия / И. И. Овчинников. — М., 1999.

7. Пешин, Н. Л. Государственная власть и местное само­управление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н. Л. Пешин. — М., 2007.

8. Пешин, Н. Л. К вопросу о природе местного самоуправ­ления // Конституционные ценности: содержание и про­блемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нудненко. — Т. 2. — М., 2009. - С. 320-334.

9. Тимофеев, Н. С. Местное самоуправление в России: основы и пределы (конституционно-право вые аспекты):

Литература

автореф. дисс.... докт. юрид. наук / Н. С.Тимофеев. — М., 2008.

10. Тимофеев, Н. С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации / Н. С. Тимофе­ев. - М., 2007.

11. Шугрина, Е. С. Контроль за деятельностью и ответ­ственность власти: муниципальный уровень / Е. С. Шугри­на. - М., 2007.

12. Шугрина, Е. С. Судебная зашита местного самоуправ­ления / Е. С. Шугрина. - М., 2009.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...