Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А) Общая характеристика западноевропейской архитектуры первой половины 19 века.




Билет 2.

А) Общая характеристика западноевропейской архитектуры первой половины 19 века.

XІX век во многом был обусловлен переломным моментом в истории Западной Европы - Великой Французской Революцией (1789-1799), которая надолго определила пути развития европейской культуры. Архитектура перестала быть стилеобразующей, скульптура и живопись стали развиваться обособлено от нее.

Тенденция века в архитектуре: идея нац. единства => широкое разворачивание градостроительства, перепланировка городов, строительство арх. облика городов-государств (нац. облик). Появляются проекты городов: внимание к узловым моментам (площади, улицы), вокруг которых растет город. Градостроительная функция арх-ры, перепланировка городов: прямые проспекты, бульвары, принцип единообразия. Градостроительство опирается на науку: опора на геологию, инженерию => появляются новые технологии, материалы. (Проект городской заставы (Застава Этуаль)1785-89).

Усиление роли общ. зданий (фабрики, банки, конторы, библиотеки).

В ½ - середине 19 века развиваются следующие арх. направления: во Франции – ампир, Германия –классицизм, ретроспективизм, Англия – ретроспективизм, неоготика.

Поиск эталона в Античности как образца идеального государства. Прославление новой империи и императора как наместника Бога. Характерна симметричность, греческие и римские традиции, традиции эпохи Возрождения (А. Палладио - гармоническое сосуществование архитектуры и природы), традиции классицизма 17 века – простота, четкость форм, лаконичность, масштабность сооружения, гармоничное вписывание скульптурных элементов в архитектурное пространство. Элементы ордерной системы как стремление выявить чистые геометрические соотношения арх. объемов. Аскетизм.

Ампир (ареаклассицизм) -1 волна до 1815. Подчеркнут идеологический момент Трад. рим. империи. Подражание внешним формам греч. периптера. Торжественность, яркость, помпезность. Особенно ярко проявляется в интерьере.

2 волна 1815-48 новые постройки социальной направленности

множество дворцов правосудия сакрализующая функция соц. системы и админ. аппарата возрождение традиций Леду. Строительство триумфальных арок, которые подчеркивали аспект человека созидателя и триумфатора. Ц. Сан Мадлен1806-28 П. Виньон,

Триумф. арка на пл. Звезды 1806-36 Ж. -Ф. Шальгрен

Анри Лабруст Библ. Св. Женевьевы 1843-50,

Триумфальная арка на пл. Карузель 1806-08 - Персье и Фонтен

Англия (особая ситуация): Ретроспективизм (30-50 гг. ) - Воспроизведение одного стиля в интер. и экст. Музеи, дворцы, церкви, театры - Британский музей 1823-47 Р. Смерк

Неоготика-ареорамантизм. Этапы: 1. изучение и реставрация средневек- нач. 19в. 2. Прямая имитация ц. Сант Эжен Л. А. Буало 1854-55, 3. Эклектизм с применением гот. форм – рождение неоготики (Здание британского парламента в Лондоне 1840-52 Ч. Берри)

В искве 1/2 XIX в. два направления – неоклассицизм и романтизм.

Расцвет неоклассицизма - годы Великой Французской революции и период правления Наполеона1. Этот стиль господствовал в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить.

Новое направление в европейской культуре – романтизм– выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII – XIX вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения.

Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник долж. был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении – чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что соМир романтиков таинствен, противоречив и безграничен; художник долж. был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в романтическом произведении – чувства и фантазия автора. Для художника романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё, что создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое чтил, – это верность себе, искренность художественного языка. Нередко творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших вкусов, небрежностью, незавершённостью.

Б) Творчество Клода Моне. (1840-1926) представитель импрессионизма

начинал карикатуристом (принцип точности видения, гл ср-во Моне – глаз)

Главная идея – взаимопроникновение пространств мира земного и небесного

Солнечный свет, Вечность в мгновении («поле маков»), Цветовое пятно, кот соответствует предмету изображения, Пейзаж и элементы чел мира

Трад Констебл, Тернер.

В 71 году Моне посещает Англию, где испытывает влияние Тёрнера. От него заимствуется концепция мифологического пейзажа. Тернера стала толчком к появлению «Впечатление. Восход солнца». 1872

Кадровость, кажущаяся случайность, отсутствует сюжет, есть только мотив

тема восхода Солнца: «Яхта, приближающаяся к побережью»

Здесь Моне интересует две сферы: небо и вода (ничего больше не существует).

Взаимопроникновение Солнца, распространяющего свой красный цвет по всему небу и обозначающего свой путь нисхождением в воды, а мачты при этом поднимаются в небеса, Вода вся в отражении, всё пронизано тенями (представлены тенденции восхождения и нисхождения). Корабли, двигающиеся воздухом по воде.

Небо и море в данном случае окрашены в один цвет. Стихия воздуха и воды в данном случае проявлена за счёт стихии огня (за счёт света).

Вода – сильнейшая отражающая сторона. Эталонный момент зеркала мира

Здесь представлены и лодки с человеческими фигурами - момент сопричастности человека этому событию.

При этом человеческая фигура и лодка отбрасывают тени. Благодаря тени человечески фигуры тоже начинают расплываться, расплывание, растворение происходит за счёт тени, но тень возможна только благодаря свету.

Концепция мифологического пейзажа Тернера, который ввел мифологические силы, связывающие с божественными силами). Моне представляет космический процесс. Восходящее солнце – меняется ночь на день – это глобальные процессы, которые движут землю. Божественная сущность предполагается для осознания – каждый раз это космический процесс.

«Впечатление» характер мгновения, вызванного сиюминутным. Пространственная аналогия жизни человека сознающего и жизни вселенной.

«Бульвар Капуцинок». – 1874 год.

Человеческие персонажи понимаются здесь как лишь поверхности. Причём это поверхности, на которые проецируется свет. Проявлена уравновешенность в прочими объектами. При этом для Моне важен момент присутствия рефлексирующего (здесь это проявлено за счёт фигуры на балконе – есть тот, кто смотрит сверху, кто способен увидеть нечто как поток целого). Качество порцелированности не только в людях, но и в домах, окнах.

«Дом таможенника» яркие локальные цвета, кот помечаются разные сферы, небо бросает свой цвет на землю. Цветовое представление света, тени цветные, мир цветной.

Моне многократно работает с одним и тем же мотивом. Так появляются его серии: «Вокзал Сен Лазар», «льды в Ветьойе», «Стога», «Тополя». Происходит взаимопроникновение разных сфер (небесных и земных).

Моне часто обращается к Венеции. В тополях повторяются мотивы вертикалей опор для гондол (воткнутых в землю и в воду) и отражённых опор. В тополях это является такой же моделью связующего стержня (тополя отражаются в водной части). В построение композиции кадровость, серийность.

Теряются пространственные ориентиры – пространство тотальной рефлексии отражения одного в другом. «Руанский собор», «Виды Темзы».

Сквозной темой всей его жизни являются «Кувшинки» - «Японский мостик в Живерни».

Первый этап – «Японский мост». Конкретика реально существующего японского моста. Мост создаёт эффект, структуру Радуги (символ взаимодействия двух сфер). Этот этап сменяется интересом к водной сфере – целая серия работ «Кувшинки». Это диптих.

В поздний период творчества он занимается созданием декоративного панно с изображением этих кувшинок (огромные размеры – концепция принципа продления, расширения усиливается. Усиливается концепция за счёт увеличения масштабов, тем самым превозносится бесконечная протяжённость рассматриваемой водной стихии). Кувшинки здесь в философском смысле воспринимаются практически как небо (выглядит как отражение, рефлекс облаков в воде). Невозможно определить водное или воздушное пространство

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...