Характеристика мироотношения жанра пейзаж в произведениях направления «Реализм» в зап.европ.искусстве 19 века
Билет 4. Общая характеристика западноевропейской скульптуры 19 века Ответ Скульптура 19 века развивается преимущественно в русле двух стилей – классицизма и романтизма. - Скульптура – один из видов искусства, моделирующий эталон. Она лишена иллюзорности, изобразительна. Скульптура в это время воспринимается как физическая форма, которая выступает наиболее характерной оболочкой божественной сущности. - скульптура этого времени соразмерна зрителю, она находится в единой с ним системе координат. Уподобляется зрителю, но она статична – момент рефлексии над природой человеческого существа. - основная линия развития скульптуры – академизм (кл-зм) - заказчиками в это время преимущественно являются церковь, государство и частные лица. - активное создание монументов, бюстов, портретов => желание понять сущность человека, - гражданская направленность скульптуры (% Гудон. Рюд) Основные жанры: мемориальная скульптура, портрет, античные сюжеты (эталон находится в прошлом, герой современности уподобляется античному герою. Два направления: 1. Классицизм: Канова (надгробия, портрет, Паолина Боргезе в виде венеры победительницы), Гудон (портрет, мемориальная скульптура, античные сюжеты), Торвальдсен (античные сюжеты, Ганимед и Юпитер), Шадов (портрет, парадная скульптура – квадрига). Д’Анжер (рельеф Пантеона в Париже) • в начале века определяется как ампирский стиль • ориентация на античные памятники, сюжеты из античной мифологии. • тесна взаимосвязь с живописными традициями 19 века (гл. идеологом здесь выступал Давид, а сама живопись обладала качеством скульптурности). Опора на труды Винкельмана, • преобладание линеарности, и как следствие особое значение контура, который понимается как предел, дающий форму сути,
• замкнутость – вытекает из роли контура, • множественность, которая заключается в чёткой обработке и просматриваемости отдельных деталей, • плоскостность, которая в рельефах выстраивается как фризовость, а в круглой скульптуре как фронтальность, преобладание одной точки зрения, наличие единой оси, относительно которой располагаются все элементы, уравновешенность. • совмещение художественного материала связанного с современностью и античного сюжета, наделение конкретного портретируемого персонажа качествами божества, в образе которого он представляется, • ориентация на античность, которая проявляется в выборе материала – преимущественно мрамор, • дидактичность, простые геометрические формы, устойчивость композиции, • тема внутреннего равновесия, самодемонстрация, • патриотизм и гражданственность 2. Романтизм. Представители – Рюд (памятники – Ней, Марсельеза) Бари (анималистика), д Анжер (медальоны, мемориальная ск. ), • Материал: бронза, гипс • Усложнённый контур • Динамика, активность, преодоление собственных пределов, • Единство – сложно разделить изображение на отдельные предметы, контуры и ракурсы сильно пересечены • Открытость – множество точек зрения, • Эмоциональность, драматичность • Отказ от академических канонов, • Динамичная картина мира – следовательно – идея движения, попытка выхода героя в пространство иного, порыв в бесконечность, • мир в постоянном движении, • тема божественного вдохновения, • разновременные жесты и позы в одном персонаже, • фигуры в пересечении, • обращение к натуре Реализм (Домье) - обращение к мотивам и образам современной жизни, - работа с натуры, - достоверность, - бытовые сюжеты, - отсутствие идеализации,
- жанровые сцены. Б) Творчество Эжена Делакруа(1798-1863) Представитель романтизма. Темы: современность, национальное прошлое, древние культуры, литературные сюжеты, портреты, монументальные росписи Традиции: Барроко Рубенс, позднее возрождение (Тинторетто), Жерико (для раннего тв-ва), литературные традиции (Шекспир – вопрос о пограничности, рассуждение о бренности человеческого существа, Байрон, Гете – бесконечное устремление человека найти истину, Данте – рассуждение о тотальности человеческой греховности, предлагает спуститься в глубины человеч-й греховности) Религиозная жив-сь – любой сюжет становится основой для религиозных размышлений Лейтмотив – противоборства человека и стихии, рока Главная роль – цветовое пятно, колорит (преобладание живописности) Линия – лишь граница слияния 2-х цветов Реформа живописного метода: 1)использование системы дополнительных цветов, 2)смешение цветов на холсте, 3)система рефлексов – создание единого тона, пронизывающего все пространство худ-го произвед. Диагональное построение композиции Не использует прямых линий Фигуры находятся в движении 1. период(1822-1831): - 1815 – учился в мастерской Пьера Герена - 1816 – школа изящных искусств Кл-ое художественное образование В Лувре изучал старых мастеров – Рубенс, Мик-но, венецианцы 16 века, Веласкес От Кл-ма: четкое деление на планы, античные сюжеты (Данте, Вергилий) От Ром-ма: Борьба стихий - Человеческая греховность, вечное движение, человеческие страсти, одиночество человека, погрязшего в своей греховности (Ладья Данте) Художественный материал – литературные источники (Бож комедия Данте, ТВ-во Шекспира «Гамлет», Байрон) Лит-ра- вербальная модель для изобразительного творчества Темы: 1. тема человеч греха 2. блуд своего собственного нутра 3. Пространство ада человеч души 4. тема тленности человека (вопросы грани между бытием и небытием) 5. тема искушения человека дьяволом 6. тотальная греховность челов-ва. Чел плывет в море греховности, адовы волны омывают его. Рпрезентанты: «Ладья Данте»(персонификация различных грехов, путь челов жизни в море разрушающей греховности), «Гамлет и могильщики»(тема смысла жизни и смертности), «Резня в Хиросе» ( в основе сюжета актуальные события), «свобода, ведущая народ» (героизация современности аллегоричность, несовпадение бож закона и человеч движения), «Греция на развалинах Мессалунги» (мифологизация события, гл грех – стремление убивать), «Смерть Сарданапала» -греховность становится причиной гибели
2. второй этап 1832 –изменяется концепция миропонимания - путешествие в Марокко - тема востока (уравновешенные композиции, душевный покой, гармония, созерцательность) -совр восток – новый способ постижения античности Обогащение цветового видения худ-ка, внимание к свету – сложность колорита Тема – женщины Востока, арабы (Алжирские женщины) Созерцательное начало, человек представлен вне социальных тревог Устойчивость композиции (покой) В это же время картины на мифолог., истор., литерат. сюжет (Взятие Константинополя, Правосудие Трояна, Гамлет на кладбище) Большие масштабы Смерть нивелирует живое начало в человеке Репрезентант: «Алжирские женщины», 2. п-д 1832-1843гг. Работает над росписями Бурбонского дворца, влияние Мик-но, Рубенса Тема божественного возмездия за грехи. Кл-ие принципы темы: 1. ветхозаветные сюжеты 2. античные сюжеты «Триумф Александра, «Орфей», «Геродот и волхвы» Росписи капеллы святых ангелов в сен-Сюльпис 1)Единоборство Иакова с ангелом (вост стена), 2) Изгнание Иллиодора из храма (зап стена), 3) Архангел Михаил побеждает змея (плафон), техника восковой живописи Билет 5. Общая характеристика западноевропейской живописи первой половины 19 века. Ответ Первым из этапов развития живописи стал т. н. направление «гражданский классицизм» Давида (до 20-х годов). Репрезентант: Давид, Клятва Горациев, Энгр, «Юпитер и Фетида» (1814 год): – традиция античного классицизма, Возрождения и классицизма XVII века; – преобладание разума над чувствами, контраст силы и слабостей; – монументализация сюжета; – служение долгу, исполнение гражданского долга перед Отечеством, государством – цель жизни; отказ от самого себя, потеря самоидентификации героем
– множественность, замкнутость (дистанция, диктат), линейность, плоскостность, ясность; – апелляция к гражданско-моральным чувствам и мыслям зрителя; В первой половине 19 века сосуществует вместе с классицизмом - направление «романтизм»: Делакруа - «Смерть Сарданапала» (1827 гг. ) - борьба, бунт, в частности: противопоставление официально признанному искусству классицизма, - противопоставление мира действительности и мира образцово-идеального (двуемирие романтиков); - связь с современностью: актуальные сюжеты, поиск нового идеала красоты; - историзм мышления (исходя из предыдущего пункта); - обращение к внутреннему миру человека как площадке встречи абсолютного начала с человеческой конечностью; - смутность, единство, глубинность, открытость, живописность. Общие характеристики направления «реализм» (1840-1870). Репрезентант: «Сборщицы колосьев» Милле. - смена иерархии жанров (если в романтизме еще исторический сюжет, то в данном случае бытовой жанр занимает ведущее место); - этюды создаются маслом – художник схватывает не контур, а свет, что возможно осуществить только посредством краски; - происходит слияние христианской мифологии с низким бытовым жанром, и тем самым, тяжелый повседневный труд обожествляется, монументализируется; - огромное значение приобретает пейзаж, даже если это жанровая картина – природа и человек – равноправны; - единство плоскостности и глубинности - во многом равноправие формальных признаков: смутность на ряду с ясностью, живописность и линейность, множественность и единство. • возникновение космополитизма. Франция! С другой стороны каждая стран обращает внимание на свою индивидуальность самобытность. • до 15 года – классицизм; с 15 – 48 – романтизм; 40 – 71 – расцвет реализма (Милле, Домье, Курбе) и импрессионизма. • если в произведениях классицизма отчеканивается божественная сущность в идеальных совершенных формах, в произведениях романтизма визуализируется горение человеческой плоти, человеческого духа в желании найти Бога, а также моделируется человек вопрошающий: есть ли бог вообще?, то в реализме Бог идет на встречу ищущему человеку, тем самым находится гармоничное сосуществование двух миров – божественного и человеческого. • Происходит постепенный отказ от старых образцов, поиск современности в прошлом, которое понимается как история, поэтому происходит расширение тематике. • Смещение от религиозных сюжетов к бытовым, усиление роли пейзажа, что приводит к появлению пейзажа как самостоятельно жанра. • В это время происходят технические преобразования в живописи – теория цвета Гете, Рунге, работа на плэнере, работа чистыми красками, отдельными мазками.
Традиции классицизма основываются на античности, Возрождении и 17 веке (Пуссен). Представители классицизма: Давид, Прюдон, Энгр (идеал искался в сюжетах античной мифологии, в современной культуре востока, символизирующей гармонию, в природных формах, через интерес к античности бог в человеческом теле). Традиции классицизма основываются на античности, Возрождении и 17 веке (Пуссен). Представители классицизма: Давид, Прюдон, Энгр (идеал искался в сюжетах античной мифологии, в современной культуре востока, символизирующей гармонию, в природных формах, через интерес к античности бог в человеческом теле). Романтизм: Жерико, Делакруа, Фридрих. В жанре пейзажа: Коро, Констебль, Руссо, Тернер, Прерафаэлиты. Б) Творчество Джона Констебла. (1776 – 1837). -концепция нац англ пейзажа -программа «естественного живописца» -пейзаж раскрывает события священ ист. -пленэрная живопись -комментарии к погодными условиям на обратной стороне ПИ – удержание момента -этюды пишутся маслом -эскизность (незаконченность) -влияние на франц живопись -тональное колористич единство - 2 пространства: небо и земля, горизонт занижен. Точка зрения на уровне горизонта, взгляд на землю как бесконечный дол под покровом небес. Соучастие этих 2 сфер традиции: англ поэзия к18-н19 (Бернс, Кидс) – ценность мира природы и чел растворенного в ней. Пейзаж Гейнсборо – связь земли и неба за счет естественных законов мира. Реалистический пейзаж Искусство северного возрождения – события растворяются в толпе, череде событий. Суета затягивает людей и они не видят главного. Малое в действительности великое. (Брейгель). 17век Лорен, Пуссен – природа – репрезентант абсолютного начал. Родился в семье мельника-благостность крестианского труда, изучал физику и динамику небесных стихий. 1833-36 – лекции об эволюции живописи. Ранний п-д до 1811. Мальверон холл 09, Мельничный поток 11, Детхемская долина Связующее звено – деревья между небесным и земным мирами. 1811-19 – жанровые колебания 20е – зрелый п-д. Телега для сена, Прыгающая лошадь 25, Облака, Стоун хендж. Оформление концепции пейзажа, влияние на франц живопись Создание векторов естественного духовного устремления, демонстрация естественного устремления земли к небесам. Человек в неразрывном единстве с природой, присутствие как встроенность, крестьяне, трудящиеся на земле. Движение человека определено движением природных элементов. Тема собора в Солсбери 23-28: 1ПИ – образована триумф арка деревьями, внутри шпиль собора. Тема спускающейся арочной комп. Тема успокоения, питательность земли. 2ПИ- естественность готической тяги чел. Дерево и шпиль тянутся в одну сторону. 3ПИ – аркада переходит в сферу неба (радуга – мост). Ореол собора дается небесами. Серия этюдов облаков. Облака – та часть небесного пространства, кот принадлежит земле. Движение, беспокойство. Отношение неба и облака = человек и земля. Облака – репрезентант чел. Движение облаков в небесах = движение чел души. Поздний п-д 28-37 Сток-бай-нейленд Эскизность, прожигание светом всей природы (белые цветовые и световые блики) Билет 6. Характеристика развития стиля Классицизм в изобразительном искусстве Зап. Европы первой четверти 19 века. «Гражданский» классицизм. Господствующей тенденцией изобразительного искусства в начале 19 века становится классицизм. 1 этапом развития живописи классицизм становится в пер. четверти 19 века – направление «гражданский» классицизм (1800-20). Тематика ПИ определяется активной позицией, активной исторической ситуацией. События – явление Бога => воплощение эталона мыслилось в формах революционной эпохи. Представители: Давид, Школа Давида – Гро, Прудон. - худ. материал: античные мифы, отвечающие современной истории, историческая современность, портреты современников - традиции: римский классицизм, классицизм Возрождения, классицизм 17 в. - герои ПИ: творцы истории, социальная личность, человек, который демонстрирует общественные качества - жанры: парадный портрет, мифологические, историческая живопись. - темы: тема борьбы долга и чувства, утверждение долга над чувством, гражданские добродетели. - человек: патриот своей страны, героический патриотизм, героический долг, тема единства общества, равенство и братство, губительность слабости. - уравновешенность, доминанта вертикали и горизонтали, равносторонний треугольник в основе. Скульптурность фигур – утверждение значимости, усиление реальности. - линейность – есть подчёркнутая контуром определённость фигур. - Плоскостность – параллельные переднему планы. На переднем плане персонажи образуют нечто подобное фризу (фризообразность). - Замкнутость – произведение отгранённое и самодостаточное. Господство вертикали и горизонтали, симметричное равновесие. - Множественность. Целое образовано системой самостоятельных деталей. - Ясность - детали демонстрируют свои типические особенности, частные (части) мотивы развиты в резких контрастах. Рама выполняет роль границы. Демократизм – прообраз демократического устройства в античности. Гражданский классицизм. Воспитание общественных гражданских идеалов, дидактичность. Обращение к античности, монументальность. Современники: Гро, Прюдон (которые рассматриваются как переходное звено, относительно несамостоятельное) Приём экстраполяции ценностей, которые движут героями античности на человека 19 века. Утверждаются великие гражданские добродетели. Програмный шаг – активное вовлечение. Востребует зрителя как гражданина, человека мыслящего, разумного. Характерна плоскостность, фризообразность построения композиции, единый ритм действия, торжественность, триумфальность. Фигуры уподобляются колоннам, качество устойчивости, опоры (клятва Горациев, Клятва в зале для игры в мяч). Б) Вопрос 6. Творчество Уильяма Тернера. (1775 – 1851) 1. до 1802 года. 1789 - в Королевской академии. где копировали работы старых мастеров+писал ориг картину в соотв стиле. худ тр: тр голландского пейзажа (марины XVII века) и в частн работы отца и сына Ван де Вельде, кот отл соед комп напряжённости и топографической точности описаний. От Лоррена - особое отношение к свету, светопоклонение. характерно: • зарисовки с натуры Темзы и её берегов и Лондона окрестности, копии с топографических пейзажей • преим-но в акварельной технике, внимание к цвету - позволяет делать размывки, с помощью которых достигается глубина и растяжка цвета. • интерес к пейзажу и постепенный переход от топографического пейзажа к живописному. Тернера уже интересует изучение природных явлений, поиск красивых пейзажей, работа с натуры. • 1790-е опр основные приоритеты художника - часто пишет воду, именно она и небо вызывают его интерес • Постепенно переходит от акварели к живописи маслом. Первое полотно - " Рыбаки в море" возвышенное романтическое ощущение слияния с природой. передача воздушной перспективы и поиск нежных градаций переходов света. иногда сопровождал названия картин в каталогах выставок цитатами из Томсона, Милтона или своих стихов. кот касались либо света, либо атмосферных явлений - особый интерес мастера к этим моментам. Море, туман и солнце -любимые темы Уже тут старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины. 2. Второй период: 1802 – по 20-е – 30-е гг. путеш по Европе. создаёт ряд исторических картин на библейские сюжеты: больш театр композиции, темные и маловыразительными по цвету. «Пятая казнь египетская». Тициан и Веронезе - цвет и неразрывно связанный с ним свет приобретают всё большее значение, происходит постепенное высветление палитры. Цвет он изучал по тракт: «Учением о цвете» Гёте-желтый цвет ставится выше всех цветов как первое производное света. пейзаж может вызвать разные переживания и чувства, рождать разнообразные идеи и образы. Хотел созд. все виды «исторического, пасторального, архитектурного, морского и горного». изучал природу, удел осн-ое вним-е сост- атмосферы и освещения, особенно небу как гл ключу в пейзаже. Тут «героический» пейзаж -бессилие человека перед буйством стихии. В композициях этого периода господствуют овал, воронка, водоворот. Формируется концепция пространства, открытого на первом плане и уводящего взгляд в глубину по водной поверхности. Работы наполнены динамикой, изображение человеческих фигур подчинено пейзажу, кот представляет разгул стихии. «Снежная буря». 3. 20 – 30-м годам. зрелый стиль. интересует стихия цвета и света. цвет -первостепенное значение поездка в Италию- ценность теплых и горячих тонов – розового, красного и жёлтого. общая праздничности и высветление палитры. в этот пер пишет не цветом, а светом, кот понимает как нечто сакральное, как проявление Бога. уход от линеарности к цветовому решению. +сюжеты, где световые эффекты – пожар, буря, фейерверк, туман, ливень, закат, восход и т. п. Борьба света и тьмы - основная тема. + романт интерпр античных сюжетов («Улисс насмехается над Полифемом») + картины, проникнутые острым чувством современности, необычные, вообще новаторские по своему содержанию, в которых он использует смелые ракурсы, передаёт разные темпы движения и времени, задаёт особую динамику («Дождь, пар и скорость»). акварель и масло в этот период не отличаются по способу исполнения. растворении контуров и границ предметов, смещении границ цветом, рефлексами. Билет7 Общая характеристика стиля романтизм в изо. искусстве Зап. Европы в 19 веке. Ответ 2 этапа: творчество Жерико (перв. треть) и творчество Делакруа (втор. треть). Безграничное устремление к новому миру, построение своей жизни в энтузиазном движении. -жестокость сюжетов; -борьба, бунт, в частности: противопоставление официально признанному искусству, противопоставление мира действительности и мира образцово-идеального (двоемирие романтиков); -связь с современностью: современные сюжеты, поиск нового идеала красоты; -историзм мышления (исходя из предыдущего пункта); -обращение к внутреннему миру человека как площадке встречи абсолютного начала с человеческой конечностью; -смутность, единство, глубинность, открытость, живописнотсь. Фр.: Жерико, Делакруа (борьба человека с окружающим миром); Герм.: Фридрих (со средневековья мистическое предстояние) Англия: Блейк, Фюсли (борьба с мистическим миром). на рубеже. Романтизм: активность стремления представлять ограниченные формы в тяге к бесконечному. Отсутствие в романтизме единой стилистической структуры. В его основе – «общность мироощущения, а не стиля». значение фантазии, воображения. противопоставлении мира фантазии миру обыденной реальности – в самой реальной действительности находят импульс для творческой фантазии. • Неудовлетворение реальным миром, сл-но, уход в далёкое прошлое, мифологию, Восток, фольклор, средневековье. • Динамическая концепция мира, его восприятие в потоке постоянного движения, изменения. Идея эволюции, развития. • Сильные переживания, высота духа, напряжённость и страсти. Образ, наполненный внутренними порывами, энергией, динамикой. • Новая концепция личности – личность – это всё. В личности привлекало всё неповторимое, уникальное, индивидуальное, характерное, не нивелированное героическим и, в значительной мере, отвлечённым идеалом классицизма. • Особенный, обостренный интерес к внутреннему миру души человека, миру его чувств. • Небывалый прорыв и эмоциональный мир человека. Самые разнообразные его проявления и оттенки. • Проникновение в сокровенное, личностное, глубинное. • Фокусирование авторского внимания вокруг яркой, неординарной личности. • Использование метафор и символов. • Новая концепция творчества: утверждение права на свободное и даже субъективное видение и выражение мира, отрицание всяких канонов, норм и доктрин. • Типологическая и стилистическая неоднородность. Отсутствие в романтизме единой стилистической структуры вытекает из концепции свободного творчества. • В романтическом искусстве снимается иерархия жанров и чрезвычайно расширяется темы. Живописность (линия теряет свое главенство), глубинность, открытость (снижение дистанции м/д зрителем и произведением), единство(один. позы, жесты), неясность(размытость границ форм). Б) Творчество Жана Огюста Доминика Энгра. (1780 – 1867) Классицист, его творчество представляет второй период развития классицизма (и захватывает третий). Тр.: • Античность (ск. и жив. ) Преимущ. греческая скульптура. • Возрождение эпохи дученто (Джотто), кватроченто (флорентийская школа – Липпи, Синьорелли), Мазаччо. Высокое возрождение (Рафаэль) • 17 век. Пуссен. Философия того времени: мир понимается как стабильная и неизменная система, порядок вечен. Энгр видит свою задачу в том, чтобы подхватить нить этого искусства, показать преемственность поколений. Тематика произведений: • Произведения протяжении всей жизни. • Лит. Сюжеты (Оссиан – «Сон Оссиана», Данте) • Темы связанные с историей прошлого, значимыми деятелями (Смерть Леонардо да Винчи», «Обет Людовика XIII» • Работы по истории современности (Сюда же можно отнести портреты Наполеона) • Религиозная тематика (которую он считал проявленной в каждой работе). Чисто религ. темы: «Христос передаёт Петру ключи от рая», «Муч-во св. Сифариона»). • Восточные мотивы (реалистич. изобр. отд. перс, атрибутов гарема, одалисок). Восток понимался как символ идеального пространства. Постижение культуры Востока демонстрировало способ постижения идеала – упокоенности, приближенности к мудрости (качество внутреннего покоя вообще понимается им как приближенность к мудрости) • В кач. темы для него выступает сам человек. Человеческая форма, фигура преследует цель явления идеи Бога. Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков Энгра. Оговаривает темы к которым следует обращаться живописцу. Таковыми для него являются: справедливость, история, религия (приоритет в пользу религии. «Живопись – изображение духовных понятий, хотя и воплощённых в телесных формах»). Жанры: • Портрет (концепция человека, наделённого эталонными качествами покоя, устойчивости, уверенности в себе. Человек, владеющий собой и пространством вокруг себя. Объединяющее начало всех портретов – чувство собственного достоинства. ). Ориентировка на портрет эпохи Возрождения (Рафаэль). Характерно создание дистанции между объектом изображения и зрителем (цель стремления – дотянуться до этой меры) «Луи Франсуа Бертен». • Историческая живопись (понимает широко: сцены лит. произв. и события прошлого) Историческая живопись выстраивает качество всеобщего в человеке, даёт типическое. Он возводит изображаемое в ранг событий священной истории. • Ню. На первый взгляд лишены сюжетности, но это всегда религиозная картина. Духовное понятие: гармония человеческого тела и духа. «Купальщица Вальпинсона». Художественный язык: • Значение контура • Доминанта линейности • Черты ареоклассицизма (линейность, ясность, множественность, замкнутость, плоскостность) • Фризообразность, доминанта плана в идейном содержании работы Уравновешенные композиции • Рама выполняет роль границы, внутри которой сконцентрирована суть • Скульптурный характер живописи • Использование одних и тех же элементов и поз • Искажение пропорций человеческих фигур (концентрация духовного понятия. Форма, теряя изобразительность приобретает качество символичное) • Внимание к деталям. 1806-20-1римский п-д: Юпитер и Фетида 11-12. Сон Оссиана 13, Большая Одалиска 14 20-24 во Флоренции. «Обет Людовика», 1824-34-парижский п-д Апофеоз Гомера, 1835-41-2 римский п-д Одалиска и рабыня 41, Стратоника, 1841-67-поздний п-д Источник Турецкая баня 59-63 Билет 8. Характеристика стилевой определенности направления «Реализм» в изо. искусстве Франции 19 века. Живопись Пи реализма в целом относится к стилю ареаклассицизм, т. к. сущность явлена в каждой поре вещества, в том числе в природе социальной и естественной жизни человека. - зарождение реализма – 30-40 гг, 70-80-е – на убыль, - реализм – реакция на отвлеченность романтиков и бездушное копирование образцов классицизма, - поиск идеала в современности, - изображение реальной жизни (общественные изменения, обострение социальных противоречий, развитие науки и техники) - новый взгляд на окружающий мир => осмысление человеком происходящего -смена иерархии жанров (если в романтизме еще исторический сюжет, то в данном случае бытовой жанр занимает ведущее место); - - демократизм – социальная направленность, => документальность, аналитичность, историзм, философизм. -этюды создаются маслом – художник схватывает не контур, а свет, что возможно осуществить только посредством краски; -происходит слияние христианской мифологии с низким бытовым жанром, и тем самым, тяжелый повседневный труд обожествляется, монументализируется; -огромное значение приобретает пейзаж, даже если это жанровая картина – природа и человек – равноправны; -единство плоскостности и глубинности, во многом равноправие формальных признаков: смутность наряду с ясностью, живописность и линейность, множественность и единство. 1830 – 1870-е гг. Реализм – методическое искусство, визуализирующее знак и его соответствие в действительности. - ведущие жанры: литература, живопись, - виды искусства, охватываемые реализмом: живопись, графика, скульптура, -развитие жанров исторической картины и бытовой живописи, + жанровые сцены. Портрет, многофигурные композиции, реализм есть соответствие художественного образа объективной сущности. - Попытка уравнять сущность и явление, так как явление полностью вбирает в себя сущность, следовательно, всё надо изображать таким, каково оно есть. - тематика: сцены жизни буржуа, крестьян, трудовые будни городских низов, общественные конфликты, - на первый план выходят повседневные привычные события, люди, реально существующие. Повседневность возводится до уровня важности исторического религиозного сюжета. Единичное возводится до уровня всеобщего. Чудеса вокруг нас, просто необходимо научиться их видеть. Нет идеализации и героизации. Характерна эпичность, монументальность повседневных событий, следовательно, происходит увеличение их значимости - Заимствуется голландская традиция, которая заключается в служении богу через повседневный труд. Важно личностное совершенствование в обыденности, - многообразие форм и приемов художественной интерпретации действительности, - возникновение и развитие школ (Франция – барбизонская, Германия – бидермейер, Россия - передвижники). Реалистические тенденции распространяются на все страны. Б) Творчество Теодора Жерико(1791-1824) Представитель романтизма Работал в живописи, графике и ск-ре Ведущие темы: смерть, драматическая жизнь, устремленность человека в сферы абсолютного бытия Традиции: иск-во Рубенса, Микеланджело (концепция монументализации форм, скульптурная трактовка фигур, сплетение персонажей в единое целое, драматизм в решении тем), венецианская школа живописи, итальянский маньеризм 16 века (Веронезе), Караваджо, Ван Дейк (изучал и копировал). Веласкес, Гро. Увлечение античностью - копировал античные статуи и барельефы Впервые появляются современные сюжеты Человеческие качества проявляются во взаимодействии со стихией Прорыв в глубину Композиция построения – диагональ, С-образные Сложные ракурсы Литературная трад (Мильтон, Скотт, Гете, Шекспир, Байрон) – жизнь – вечный поиск идеала, устремление человека за пределы земного несовершенного бытия. Гл тема – драматическое представление жизни как вечного 1 п-д.: до 1816г. «Офицер конных егерей», «Раненный Кирасир», Погрудный портрет, «Отступление от России» Учился в Императорском лицее в Париже (оставил), интересовался литературой. Первым учителем Жерико был Карл Верне (классицист). В его мастерской Жерико рисовал лошадей и изучал их анатомическое строение. Затем Жерико посещал частную мастерскую Герена (классицист), где он изучал композицию и писал этюды натурщиков. Т. о., Жерико прошел через школу классицистов. Заимствовал от них: пропорциональность фигур, ясность и четкость композиции. Батальные портреты. Изображаются не военные действия, а гл героем является чел. Герой-воин. На фоне бескрайнего неба, лица не портретны. Стремительность исполнения. Неустойчивость позиции человека, трагизм ситуации Концентрация внимания на особых человеческих качествах – стремление героя, холодный взгляд, герой на коне (работы 1812г. – Офицер конных егерей), герой не на коне, а рядом, обреченность на лице офицера + этому вторит опущенная голова коня – поражение (Офицер карабинеров) Тема лошади как воплощение страсти, порыва, стихии Неясность, которая стирает границы персонажа и окружающего пространства 2 п-д.: 1816-1820гг, Плот Медузы 1819. Бег Свободных лошадей В Риме. 1816 г. – посещает Италию, где сталкивается с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле (копирует Страшный Суд) тема скачек «Бег свободных лошадей в Риме», 1817 г. – возвращение во Францию, годом позже пишет Плот Медузы (1819) Волнообразное движение Огромные размеры композиции Кульминация момента драмы – взгляд на корабль Человек на границе жизни и смерти, отчаяния и веры, человеческого и животного. Все фигуры – это единый человек (показаны разные стадии): группа смерти (Выпадение персонажей в пространство зрителя ð зритель – соучастник происходящего, диагональ начинается от зрителя), группа надежды. триада молитвы. Фигуры вырастают друг из друга. Пирамидальность. Живой человек, познавший смерть. Неустойчивость человеческого бытия, зыбкость существования. Идея крестного пути – крест в основе Спасение происходит через фигуры смерти, муки плоти и безысходность; через молитву и надежду к узрению призрака спасения. Человеч жизнь – вечная борьба человеч и животного. чел изображен не спасенным, а стремящимся к спасению. 3 п-д. 1820-1824гг. Портреты умалешенных Пребывание в Англии Создает ряд рисунков и акварелей Цветовое богатство (колорит сдержанный, но насыщенный), внимание к световоздушной среде Большое место занимают изображения лошадей (скачки в Эпсоме) Монументальность изображение – обобщение рисунка, отсутствие лишних деталей Возвращение во Францию Портреты душевнобольных Создает образы помраченного сознания поколения Раскрывает драматизм искалеченных человеческих судеб Билет 9 Характеристика мироотношения жанра пейзаж в произведениях направления «Реализм» в зап. европ. искусстве 19 века
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|