Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Университет имени А. С. Пушкина




Комитет общего и профессионального образования
Ленинградской области
Автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени А. С. ПУШКИНА

 

Факультет психологии

Кафедра педагогики и педагогических технологий

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Направление (44. 03. 02) – Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и социальная педагогика

Тема: «Социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

    Выполнила: Черняева Ангелина Валерьевна Курс/группа 2, курс, группа 2Б форма обучения: заочная Научный руководитель: Жукова Оксана Геннадьевна канд. пед. наук, доцент
    Работа допущена к защите __________  (подпись н. рук. )
    Кол-во баллов: ____________________
    Итоговая оценка: __________________

 

Санкт-Петербург
2016


Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

1. 1Взгляды отечественных педагогов-практиков, ученых о необходимости приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры……………………………………………………………………………... 10

1. 2Анализ парциальных программ, направленных на приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуры……………………………………………………………………………... 16

1. 3Особенности формирования социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через приобщения к русской народной культуре в условиях современного детского сада…………………… 24

Выводы по 1 главе ………………………………………………………… 31

Глава 2. Социально-педагогический опыт по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания

2. 1 Опыт методической работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания…………………………………………………. 33

2. 2 Опыт работы с семьей…………………………………………………..  39

Выводы по 2 главе …………………………………………………………  42

Заключение ………………………………………………………………….. 43

Список литературы ……………………………………………………….... 45

Приложение 1 ……………………………………………………………….. 48

Приложение 2 ………………………………………………………… …….. 51

Замечание …………………………………………………………………….. 55

 


Введение

 В Современном обществе нарушилась связь поколений в воспитании детей, а именно ослабла передача нравственного опыта, жизненных ценностей и традиций. Это связано с экономическими и общественными потрясениями, которые произошли в стране.

   Вопрос о социально-нравственном воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры всегда занимал умы педагогов-практиков. Проблема нравственного патриотического воспитания будущего и нынешнего поколения, была и есть одной из важных вопросов в педагогике. Особенно сейчас, когда старое-советское образование разрушено, а новое-российское еще до конца не окрепло.

           Соблюдались традиции, дети ценили то, что у них было. Ценили героизм военных и простых людей. Знания морали и нравственных ценностей, дети получали не только в детских садах, но и в семьях. Воспитатели и родители действовали сообща. Общество было нравственно-культурным, терпимым. Можно было к любому, не боясь, обратиться за помощью.

   В сказках дети узнавали, что хорошо, что плохо. В средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты) дети узнавали о людях, которые трудились на благо Родине, о подвигах военных и простых людей. Героями были не только военные, но и космонавты, шахтеры или милиционеры.

   В играх дети перевоплощались в партизанов, были пожарниками. Играли в русские народные игры (лапту, казаки-разбойники), во всех играх проскальзывал народный фольклор. А сейчас, все чаще можно наблюдать в играх детей «иностранный налет» - это зомби, вампиры, человеки-пауки и т. д., где «социально-нравственностью и не пахнет». Если раньше в играх дети спасали своих героев, лечили, то сейчас убивают, едят.

   В настоящее время все это утеряно, забылись традиции, дети перестали ценить и уважать труд людей, беречь природу.

   Дети смотрят на своих родителей, а те в свою очередь утеряв всю ценностную культуру народа, живут по европейским стандартам и прививают детям жестокость к ближним, эгоизм, равнодушие.

   И теперь встает вопрос о возрождении традиций, о приобщении детей к народной культуре, к социально-нравственному воспитанию. Прививать детям чувства патриотизма, национального самосознания.

   В наше время государство пытается вернуть былое величие нашей страны, вернуть патриотизм, любовь к Родине, природе.

   В связи с ухудшающей политической и социально-нравственной обстановкой в мире, и в нашей стране. Когда брат идет на брата войной, когда сын предает отца, когда гендерное воспитание становится настолько расплывчатым, что не знаешь где мужчина, где женщина. Когда в европейских странах разрешены однополые браки и им разрешают усыновлять детей. Когда уничтожается во время войн культура народа. Когда дети впитывают всю «чернуху» из средств массовой информации.

Нужно как никогда уделять основной упор на социально-нравственное воспитание населения, а особенно детей, восстанавливать интерес и любовь к народным традициям, к истокам русской культуры. Все знания о культуре, фольклоре, истории России, нужно доносить до детей, так как дети это наше будущее.

     Идея в социально-нравственно патриотическом воспитании населения и детей в первую очередь, выражается в Законодательстве Российской Федерации, а именно Конституции Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним другие Федеральные Законы, нормативно-правовые акты Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации. Рассмотрим некоторые из них:

   В Конституции Российской Федерации, принятой 12. 12. 1993 и дополненной, измененной от 21. 07. 2014 №11ФКЗ; затронуты вопросы о социально-нравственном воспитании ребенка, а именно то, что дети имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, религии; имеют право изучать свои традиции, знать культуру и историю своего народа; обязаны соблюдать права других людей, обязаны заботиться о сохранении культурных ценностей, беречь природу, служить Отечеству.  

Правительством Российской Федерации была утверждена новая и дополненная государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 года» постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 12. 2015 № 1493.

   Программа была создана в связи с тем, что в современном обществе исчезло чувство долга перед Родиной, утеряны ценности патриотизма, нравственности. На сегодняшний момент в Образовательных Учреждениях уделялось мало внимания на воспитательный процесс, который должен был обеспечивать развитие социально-нравственное воспитание детей и приобщение их к истокам русской народной культуре, и взаимодействия с семьей.

    Основой целью Программы является развитие и совершенствования социально – нравственного патриотического воспитания граждан во всех образовательных учреждениях.

    Программа ориентирована на все социальные слои общества и все возрастные группы. Программа опирается на Конституцию и предполагает участия всех органов власти, местных, региональных органов самоуправления, а также всех научных, и творческих организаций.

    Целью Программы является формирования у граждан потребности в ценностях патриотизма и приобщения их к истокам русской народной культуры.

    Для достижения цели ставятся задачи: совершенствовать нормативно-правовые законы, организовывать методические основы патриотического и информационного воспитания, создать Программы патриотического воспитания в Образовательных Учреждениях.

    Основным направлением реализации Программы является сохранение развития и пропаганда исторически сложившихся культурно-самобытных ценностей, духовных традиций страны, преемственности поколений, ценностей патриотизма. Формировать у граждан любовь к Родине.

    Эта Программа предполагает дальнейшее развитие патриотического воспитания граждан Российской Федерации до 2025 года; разработку учебно-методической литературы, разработку и внедрения комплекса учебных и специальных программ в Образовательных Учреждениях, ознакомление с народно-патриотическими песнями, традициями. Воспитывать гордость и уважение к воинам-защитникам Родины. Привлекать средства массовой информации в освещении традиций и истории русского народа, к подвигам героев, к уважению старшим, к любви природе, к формированию семейных ценностей. Создание фильмов, издания книжных произведений. Повышения уровня физической подготовленности.

    В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ пересмотрено содержание образования в том числе дошкольное образование. В ст. 12 ч. 3 п. 1 говорится о том, что программа обеспечивает «…развитие его личности в соответствии в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»; в ст. 2 п. 34 упоминается о бережном отношении к природе, защите и развития традиций, знакомство с историей страны. Эти законы стали приоритетными в образовании. Также закон об образовании затрагивает дополнительное образование направленное не всестороннее развитие личности в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании.

    На основании Конвенции ООН о правах ребенка принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20. 11. 1989; говорится, что образование должно быть направлено на социально-нравственное развитие личности ребенка, на уважение к старшим, учить ребенка ценить семейные и народные традиции, беречь природу, изучать свою культуру и язык, формировать любовь к национальным ценностям страны.

И при соблюдении этих статей был утвержден Федеральный закон от 24. 07. 1998 № 124-ФЗ ред. От 28. 11. 2015 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в законе говорится о том, что нужно содействовать духовному и нравственному развитию ребенка, нужно воспитывать в детях чувство патриотизма и гражданственности, чтобы воспитание было направлено на социализацию в обществе.

 Федеральный государственной образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования от 17. 10. 2013 № 1155 разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа ФГОС направлена на развитие личности и формирование интереса детей к различным видам образовательной деятельности, а также на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Формирование уважительного отношения к семье и к людям в целом. Программа включает также формирование заинтересованности в познании детей о малой родине, Отечества. Знакомство с социокультурными ценностями нашего народа, народными традициями, праздниками. Формирование любви к русскому фольклору, народно-прикладному творчеству. А также вовлечения родителей в жизнь дошкольного образовательного учреждения и принимать участие вместе с детьми в изучении русской народной культуры.

Любовь к родной земле, отечеству, можно проследить в работах педагогов К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого.

Ушинский был убежден, что невозможно воспитать в ребенке духовно-нравственную личность, если не опираться на культурно-исторические корни и традиции народа, главное место в формировании личности должен занимать родной язык, так как через язык ребенок впитывает любовь к природе, народной жизни, мысли, чувствам. Все это он раскрывает в своих трудах: «О народности в общественном воспитании», «О необходимости сделать русские школы русскими», «Родное слово».

Толстой считал, что воспитать духовно-нравственную личность, приносящую пользу Отечеству, можно не отрываясь от природы, семьи, давать ребенку достаточно свободы, прививать любовь к природе, народным традициям. Ведь все нужные знания, как он считал, которые пригодятся в жизни, можно получить, лишь приобщившись к природе, народу. Его идеи можно найти в собрании «Педагогических сочинениях»: в статьях «Воспитание в свободе», «Мысли о воспитании», «О народном образовании», «Воспитание и образование».  

Педагог С. Т. Шацкий в своих исследованиях «Педагогические сочинения» доказывал, что социально-нравственное культурное воспитание детей, зависит от окружающей-социальной среды, в которой происходит формирование и воспитание личности ребенка. Он считал, что для того, чтобы понять, как воспитать социально-нравственную личность, нужно, приглядываться к детям, наблюдать за их деятельностью, изучать среду, которая окружает их.

Проблема формирования нравственных качеств личности интересовало Я. А. Коменского. Он считал, что воспитать духовно-нравственную личность в ребенке можно лишь через пример подражания и это должны сделать родители. Проблему эту рассматривал в таких работах как «Материнская школа», «Избранные педагогические сочинения».

   Тему патриотизма можно увидеть в произведениях философов И. А. Ильина «Национальная Россия: наши задачи», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и Д. С. Лихачева «Великое наследие», «Заметки о русском», «Письма о добром». Оба эти философа считали, что патриотизм - это любовь к семье, народу, что воспитание станет национальным лишь тогда, когда мы будем любить природу, свои исторические-культурные корни, традиции, будем любить свою Родину.

 На основании нормативно-правовых законов, на работах выдающихся педагогов практиков, детские сады в связи с выходом ФГОС работают по образовательным программам, таким как «Детство», «От рождения до школы». Используя эти программы, ДОУ могут дополнять их по выбору парциальными программами – это «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др. или создавать свои парциальные программы.

Актуальность данного вопроса является проблема формирования социально – нравственных качеств личности в обществе, где присутствуют «ценностный вакуум, без духовность», которые «ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации». [7]

И определило выбор темы «Социально – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

Цель исследования: изучение методических основ формирования у дошкольников нравственных качеств личности в процессе социально –патриотическом воспитании путем приобщения их к истокам народной культуры. Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

 Задачи исследования:

1. Рассмотреть взгляды отечественных педагогов-практиков о необходимости приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

2. Проанализировать парциальные программы направленные на приобщения детей к народной культуры.

3. Изучить средства и методы формирования социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

4. Рассмотреть опыт методической работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...