Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры




Глава 1 Теоретические основы социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

1. 1Взгляды отечественных педагогов-практиков, ученых о необходимости приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Проблемы социально-нравственного воспитания детей занимали многие умы выдающихся педагогов во все времена. Ученые, мыслители понимали, что детей можно обучить лишь через родной язык, традиции. В Европе это знали давно и начинали обучать детей, дав все сведения о своей родине (язык, традиции). У нас же в Российской Империи детей обучали сперва иностранным языкам, что плохо сказывалось на их образование в целом, дети знали все про различные страны и ничего про свою Родину.

И первым отечественным педагогом, кто пытался это изменить был Константин Дмитриевич Ушинский. Он, преподавая во многих школах, видел муштру, бесполезное заучивание, жестокие режимы, Константин Дмитриевич понимал, что простое механическое заучивание никакой пользы не принесет ребенку. Да из него выйдет хороший служащий в будущем, но душа такого человека будет пуста, потому что кроме зубрежки ребенок ничего не вынесет из учебы.

Ушинский считал, что обучение должно проходить в благоприятной обстановке, педагог должен подавать пример во всем, чтобы дети захотели изучать эти предметы. Он был противником зубрежки и утверждал, что занятия нужно проводить наглядно, на практике в игровой форме включая народные элементы (сказки, песни, пословицы)

Ушинский первый из русских педагогов, кто начал разрабатывать педагогическую систему воспитания и образования детей. Он считал, что воспитание и образование взаимосвязаны. В своих работах выделил основные принципы воспитания, которые должны работать вместе, интегрированно-это народность, нравственность и наука. Он считал, что ребенок должен обучаться на родном языке, изучать историю родного края, что только через народные традиции, сказания, ребенок может получить основные знания про жизнь.

Он считал, что нравственное воспитание не может быть без труда. Что ребенок должен и обязан трудиться, но не вовред своему здоровью, а на благо себе и обществу. Ребенок должен научиться любить труд.

Ушинский утверждал, что основой воспитания является семья. Что семья со своими семейными ценностями, традициями начинает формировать в ребенке социально-нравственную личность, а общество, учителя, должны помогать в этом и направлять в нужное русло.

Константин Дмитриевич считал, что через народные сказки, пословицы, обычаи, ребенок получает больше знаний, чем от преподавателя, а через пример семьи он может получить нравственное воспитание.

Своим примером он показывал, что надо любить свою культуру, природу, уважать традиции, знать свой язык. Работы Ушинского до сих пор используют в образовательных программах, по ним учат детей гуманности, любви к природе и ближним, знакомят с народными традициями, вызывают у детей чувства патриотизма.

Лев Николаевич Толстой сыграл то же не малую роль в становлении педагогики, хотя его взгляды на воспитание детей во многом не совпадали с Ушинским. Но тоже внесли свой вклад в образование. Его произведения можно найти в любой образовательной программе. В своих произведениях Толстой учит детей добру, морали, труду, патриотизму.

Он считал, что детей надо воспитывать в свободной игровой форме, знакомя с природой, народным укладом жизни, традициями, родным языком. Но при этом надо приучать детей к труду, так как считал, что труд облагораживает человека. Лев Николаевич утверждал, что первоначальное социально-нравственное воспитание в ребенке идет из семьи.

Родители должны подавать пример и прежде чем начать воспитывать ребенка, они должны начать с себя.

Толстой утверждал, что ребенок уже рождается гармоничной личностью и чтобы эту уникальность сохранить, его нужно воспитывать в нравственной чистоте не отрывая от природы, родного края. Нужно оберегать и развивать то лучшее, что есть в ребенке. Для того, чтобы дать необходимые знания, нужно видеть потребности каждого ребенка и учитывать их в образовательном процессе.

Его главным принципом в воспитании детей было: здоровый семейный уклад, атмосфера доверия, тесное общение детей с родителями, уважение к личности ребенка, знание своего родного языка, традиции, истории народа, обучение должно проходить в свободной игровой форме близкой к природе.

Лев Николаевич считал, что только через природу человек может стать духовно-нравственной личностью. Его новаторские взгляды на образование до сих пор будоражат умы многих педагогов.

На Шацкого оказали влияние труды и взгляды Льва Николаевича Толстого. Станислав Теофилович так же считал, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность, когда он поссилен детям и когда они осознают, что приносят пользу обществу.

По словам Шацкого «Труд это средство воспитания». Он создает колонию для детей беспризорных и детей рабочих, они там жили, учились, работали. Основой жизни был труд, создавались «подходящие условия для проявления настоящей детской жизни». Помимо труда дети занимались всеми видами народного творчества устного и художественного. Шацкий считал, что дети должны знать историю и культуру своего народа, должны не только знать, но и владеть всеми видами народного прикладного творчества.

Он считал, что все виды детского труда положительно влияют на развитие в социальной, эстетической и умственной жизни детей, что умственный и физический труд взаимосвязаны, и положительно влияют на нравственное воспитание детей.

В колонии дети трудились вместе с сотрудниками «Работать вместе с детьми - это значит признавать детское общество» писал Шацкий. Девиз колонии был «Один на всех и все на одного - где мы работаем и делаем жизнь лучше». Он утверждал, что правильно организовать воспитательный процесс можно лишь тогда, когда изучена среда, в которой живет ребенок и при непременном участии родителей, и всего окружающего населения.

Шацкий считал, что при воспитаии детей, нужно пользоваться своим опытом, опытом ребенка (воспоминания из детства). Целью создания колонии было: создать дружный коллектив, привить навыки общественной жизни, развить творческие способности детей.

В основе педагогической деятельности Шацкого лежало глубокое уважение к развивающей личности ребенка, побуждавшее их тщательно изучать ребенка.

Но главным учителем всех педагогов-практиков считается Ян Амос Коменский. Он один из первых педагогов кто пришел к мысле, что ребенка нужно обучать с младенчества. Для этого он создает школу «Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет». Коменский утверждал, что эта школа является главной в становлении личности. Он считал, как и все последующие педагоги-практики, что первые годы ребенка, являются главным для его дальнейшего развития и образования. В первые годы жизни закладываются основы социально-нравственного воспитания, любовь к народной культуре, патриотизм и от этого зависит его дальнейшее будущее. Недаром в народе говорят «что посеешь, то и пожнешь». В его школе вместе с детьми должны были находиться и мамы, которые, вместе с ребятами обучались, так как он считал, что духовно-нравственное воспитание без примера родителей не может произойти. Только у духовно-нравственных образованных родителей, может быть духовно-нравственный ребенок.

Коменский был убежден, что дети должны знать свой язык, традиции, национальную культуру, только тогда он станет настоящим патриотом своей Родины. Он проводил занятия на природе, так как считал, что это заинтересует детей и привлечет их к обучению. Ян Амос утверждал, что родители это первые люди, которые должны создать все благоприятные условия для обучения и дать первые знания о благочестии, культурным навыкам, социальному общению, наукам и культурно-историческому наследию, а учителя могут только помочь, если родители не справляются. Он доказывал, что обучать детей должны учителя той же национальности, что и дети, на родном языке, так как только «народный» учитель может привить детям любовь к Родине, народным традициям, творчеству.

Коменский первый из педагогов создал план образовательной программы, которую подробно расписал в «Материнской школе». Эта программа актуальна и в современном образовании.

Многие философы тоже интересовались нравственным воспитанием детей и приобщением их к народным корням. Одним из них был, Дмитрий Сергеевич Лихачев, в своих письмах он писал, что ребенок-это будущее нашего Государство, он полноправный член общества и ему уготована роль востановить, и сохранить культурное наследие нашего народа. Но чтобы будущее поколение стало хранителем нашего достояния, надо с детства прививать любовь с малого и постепенно расширять любовь, то есть, с перва ребенок любит маму, папу, дом, а потом школу, город, природу. И на этом останавливаться не надо, а нужно «любить в человеке человека». Нужно заботиться не только о себе и близких, но и о других людях, природе, так как «Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее» [21] писал Дмитрий Сергеевич.

Лихачев считал, что все знания о народной культуре, истории, традициях мы можем получить из древнерусской литературы, которая «ближе к фольклору, чем к индивидуализированному творчеству писателей нового времени» [20]. Все древние произведения посвящены тем или иным историческим событиям, описываются подвиги героев, в летописях показана жизнь народа, их быт, традиции, праздники.

Лихачев утверждал, что «наши корни - это не только древняя русская литература и русский фольклор», но и природа, так как она тоже является «элементом национальной культуры» и если «не хранить родную природу-это то же, что не хранить родную культуру, не любить родителей» [19]. И для того чтобы ребенок вырос высоконравственной личностью, нужно с детства прививать ему: любовь к людям, природе, народной культуре, доброту, сострадание.

«В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной» [21] писал в письмах Дмитрий Сергеевич.

Философ и педагог Иван Александрович Ильин считал, что воспитанием духовно-нравственной личности в ребенке должны заниматься родители. Что «разложение духовности в душе» начинается с детства если не заниматься ребенком. Только через любовь и доброту, можно воспитать в ребенке чувство патриотизма, «духовную связь с родным народом, его национальную принадлежность, его душевное и духовное лоно на земле» [14] писал Иван Александрович.

Он пришел к выводу, что социально-нравственное народное воспитание должно формировать в ребенке чувство веры, любовь, свободы, совести, патриотизма. И именно основной упор он делает на веру – веру духовную, божественную, которая идет из души ребенка, его слов, поступков. И только целенаправленное воспитание веры у ребенка, формирует у него духовно-нравственные культурные ценности.

Рассмотрев взгляды выдающихся педагогов, можно увидеть, что все они пришли к одному и тому же выводу, что воспитывать в ребенке духовно-нравственную личность можно лишь приобщив его к народной культуре, истории края, народной традиции, природе, формировать в нем любовь и уважение к людям и труду.

И только тогда ребенок сможет стать высоконравственной личностью, которая в будущем принесет пользу обществу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...