Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Социально-педагогическийопыт по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания




Глава 2. Социально-педагогическийопыт по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания

2. 1 Опыт методической работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста интерес к народной культуре в условиях социально-нравственного воспитания

Первые годы жизни ребенка являются важным этапом в развитии и становлении его как личности, воспитании в нем социально-нравственных качеств. В этот период жизни, ребенок впитывает все как «губка» и добро, и зло, в это время у дошкольника младшего возраста начинает развиваться характер, чувство патриотизма к Родине, любовь к народной культуре. И для того, чтобы развить в нем все эти социально-нравственные качества, воспитатели должны использовать педагогические методы для формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к народной культуре.

В качестве методов направленных на приобщение дошкольников младшего возраста к народной культуре предлагаются следующие средства, которые используют педагоги для социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Это чтение художественной литературы, народных сказок, потешек, пословиц, песен – в которых раскрывается жизнь народа, его быт, нравственные стороны русских людей; беседы о народных героев с использованием сравнения положительных и отрицательных их поступков; организацию народных игр, которые не только учат детей смекалки, ловкости, но и поддерживают физическую форму; использование игр-драматизаций, настольного театра по сюжетам народных сказок, во время игр дети проживают жизни героев, учатся нравственности на примере сказочных народных героев. А также средствами являются предметы народно-прикладного творчества, где дети могут использовать их во время игровой деятельности, и знакомиться с ними во время художественно-творческой-образовательной деятельностью.

Изучив современную практику организации работы в дошкольных учреждениях мы совместно с другими воспитателями разработали систему работы, основанной на приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре через изучение русских народных сказок.

Так как в сказках ребенок познает мир не только умом, но и душой. Сказка является богатым источником воспитания любви и патриотизма к Родине, к родной земле. В сказках народ рассказывает свою жизнь, историю, быт.

Поэтому наш педагогический опыт работы заключается в создании системы интегрированных занятий с использованием народных сказок в образовательной, творческой, игровой, свободной деятельности. С целью воспитания социально-нравственной личности ребенка через народные сказки.

Работу над опытом мы начали в этом учебном году с группы младшего дошкольного возраста и планируем продолжить дальше с этими детьми с постепенным усложнением подачи материала. То есть весь наш опыт работы является долгосрочным. Заключительным этапом будет постановка народной сказки детьми с участием родителей (будут помогать в инсценировке, создании «сцены» и костюмов).

Опыт работы представлен единой системой образовательной, игровой деятельности через сказку, в посещении театров, народных гуляний.

Мы предлагаем рассмотреть примерные методы нашей работы по образовательной и игровой деятельности, как они могут выглядеть. Например, взять сказку «Аленушка и братец Иванушка»: как братец не послушался сестрицу и выпил водицы, превратившись в козленочка –этот метод, мы используем во время прогулки, и во время занятия по ОБЖ, объяснив детям младшего дошкольного возраста, что нельзя пить грязную воду, потому что можно заболеть, и поэтому нужно слушаться взрослых. К этой сказке можно еще привязать, что нельзя есть снег, облизывать сосульки на прогулке, летом есть листья, то есть соотносим по временам года.

Чтобы заинтересовать детей младшего дошкольного возраста занятиями мы так же используем сказки, как проблемную часть занятия и потом ее решаем ставя задачи, например: по образовательной области ФЭМП, берем сказку «Теремок», «Варежку» или другую сказку и начинаем считать героев (Стоит в поле теремок, мимо мышка бежала, увидела, что домик пустой и стала там жить. Сколько в домике живет героев? И так далее, до нужного количества счета). По социально-коммуникативной образовательной области подойдет сказка «Колобок», как раз по этой сказке хорошо учить детей младшего дошкольного возраста правилам общения с людьми, в том числе и с незнакомцами. В принципе любую сказку можно разобрать как по образовательным областям, так и по социально-нравственному воспитанию дошкольников. Или взять сказку «Заюшкина избушка» - смысл этой сказки таков, что нельзя пускать в дом чужих людей, останешься без дома.

Также мы продолжаем работу с прочитанной сказкой, путем проведения бесед. После прочтения сказки, например:  «Заюшкина избушка», мы с детьми младшего дошкольного возраста обсуждали: почему зайчик плачет; как он поступил, когда у лисички растаял домик; хорошо ли лисичка себя повела; можно ли пускать в дом чужих людей? В конце беседы у детей младшего дошкольного возраста сформировалось отрицательное отношение к поступку лисы, они испытывали жалость к зайцу и узнали, что нельзя никого пускать в дом. Дети младшего дошкольного возраста видели, кто хорошо поступил, кто плохо. Таким образом дети младшего дошкольного возраста учатся различать добро, зло, что особенно способствует усвоению социально-нравственным нормам поведения дошкольников младшего возраста. Итогом этой беседы было предложение, сделать новую избушку зайчику, на одном занятии мы нарисовали (аппликация) домик, на другом мы слепили из глины и потом расписали зайчика, дымковским узором. Во время занятий дети младшего дошкольного возраста познакомились с красотой природы в дымковской росписи, держа в руках своего зайчика под «дымковскую игрушку», дети младшего дошкольного возраста начинали испытывать гордость за свою работу и культуру своего народа. Во время лепки у детей младшего дошкольного возраста так же развивается моторика пальцев, они учатся различать поверхность глины (сырая – мягкая, сухая – твердая), что способствует сенсорному развитию.

В игровой деятельности тема, про зайчика была продолжена постройкой домика из кубиков, где дети младшего дошкольного возраста потом играли с зайчиком и другими игрушками, которые приходили в гости к зайчику, на новоселье. Все эти действия, постройка домика и игра с ним, былозакреплением полученных знаний детьми младшего дошкольного возраста через продуктивную - творческую деятельностью.

На музыкальном занятии дети младшего дошкольного возраста слушали народные песни, в которых воспевается красота природы, трудовые и героические подвиги; смотрели презентацию народной сказки под народную музыку; водили хоровод под народную музыку; играли в народную игру «Платочек» и учились играть на хохломских ложках, особенно детям младшего дошкольного возраста нравиться играть на ложках, что связанно с характерным звуком издаваемыми этим народным инструментом.

 На прогулке, мы с детьми проводим народные подвижные игры такие как «Лиса и заяц», «Гуси – гуси», во время игр дети младшего дошкольного возраста так же знакомятся с народным устным фольклором, физически развиваются, учатся уступать, подчиняться общепринятым правилам, так как игра является одним из важнейших методов воспитания социально-нравственного поведения.

Кроме ознакомления детей младшего дошкольного возраста с устным фольклором, народно-прикладным творчеством. Еще одним из важных методов приобщения дошкольников к народной культуре является организация предметно-пространственной развивающей среды, где дети младшего дошкольного возраста могут не только видеть книги, предметы, но и брать их в руки, и использовать их в игровой, и образовательной деятельности. Так при организации предметно-пространственной развивающей среды мы учитывали,  что она является основной средой для самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста, поэтому мы создали еще театральную зону с различными видами кукольного театра и народными костюмами для ряженья, чтобы дети младшего дошкольного возраста могли играть, используя костюмы и куклы.

Так же у нас есть зона краеведения, где находятся не только книги и поделки про наш край, но и предметы народно-прикладного творчества: хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки и народные куклы -сделанные руками детей младшего дошкольного возраста и родителей. А в холле дошкольного учреждения стоит печка со всем убранством, куда мы ходили на экскурсию во второй половине дня, где дети младшего дошкольного возраста рассматривали предметы, брали в руки и знакомились с материалами, из которых были сделаны предметы, и узнавали для чего они нужны.

Для того, чтобы детям младшей группы было интересно и чтобы, обеспечить им полноценное воспитание, и образование, мы старались чередовать образовательную деятельность, с игровой деятельностью использовав народный фольклор, что соответствует ФГОС ДО.

Все методы нашей работы по социально-нравственному воспитанию детей младшей дошкольной группы к приобщению народной культуры можно рассмотреть в примерном тематическом – календарном планировании на неделю, в приложении  1. Разработанный нами, для формирования у детей младшего дошкольного возраста знаний о народной культуре через сказки. Мы используем не только словесный метод (рассказывание сказок) в интеграции с образовательными областями, но и наглядный методы (проигрываем сюжеты сказок, подходящих по занятиям), что способствует лучшему усвоению материала и заинтересованности в занятиях у детей младшего дошкольного возраста.

Дети младшего дошкольного возраста в игровой форме, через сказки, получают знания о народной культуре и закрепляют полученные знания продуктивной деятельности (изготавливают вместе с родителями, героев русских сказок), чтобы в дальнейшем использовать их во время игровой и образовательной деятельности.

На примере тематического – календарного планирования на неделю, в приложении  1. Можно сделать вывод, что актуальность, содержание, а также использованные методы работы, соответствуют выбранной теме по курсовой работы. Использованные методы работы, направленные на социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры через народные сказки, содержат художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие и двигательную активность детей младшего дошкольного возраста. Что способствует гармоничному развитию детей младшего дошкольного возраста и становления их как личности.

Итогом работы проведенной с детьми младшего дошкольного возраста стал, результат усвоения материала через народные сказки: дети младшего дошкольного возраста познакомились с народной культурой; стали добрее к окружающим; научились помогать друг другу; познакомились с устным фольклором; появился устойчивый интерес к народному творчеству. Стали с интересом слушать сказки и искать параллель с общественной жизнью нашего времени, рассуждать, как бы они поступили на месте героев. Во время игровой деятельности дети младшего дошкольного возраста, стали использовать во время игр не только устный фольклор, но и сюжеты сказок, разыгрывая их на свое усмотрение.

Мы считаем, что этот метод работы является наиболее доступным для понимания социально-нравственных норм и ценностей у детей младшего дошкольного возраста и знакомства с народной культурой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...