Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Особенности формирования социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре в условиях современного детского сада




1. 3 Особенности формирования социально-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре в условиях современного детского сада

Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Социально-нравственное воспитание – является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе.

Народная культура – традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ.

Воспитание в младших дошкольниках социально-нравственных качеств и приобщение их к народной культуре – процесс трудоемкий, и длительный. И для формирования социально-нравственного воспитания у детей, вначале педагоги дошкольного учреждения выбирают парциальную программу по которой будут работать. По этой программе и на основе комплексной программы, дошкольное учреждение составляет научно-методическое обеспечение - связанное с народной культурой, историей, традицией, патриотизмом, направленные на нравственное воспитание детей.

Практически все парциальные программы предполагают народное воспитание детей, в процессе художественно-эстетического развития дошкольников в интеграции народного художественного и устного творчества с образовательными областями и образовательной деятельностью.

 Целью программ является формирование у детей младшего дошкольного возраста:

1) Интереса к быту - какими предметами пользовались и как их изготавливали, в каких домах жили люди.

2) Интереса к жизни народа - как трудились (пахали землю, убирали урожай, ухаживали за животными), какие обряды использовали и для чего, какие отмечали праздники, и как.

3) Нравственных ценностей которые можно почерпнуть в пословицах, поговорках, сказках, песнях.

4) Знание и уважение к традициям (как встречали гостей и провожали, как проводили новоселье, как начинался первый сбор урожая).

5) Интереса к народной культуре (устного фольклора – песни, сказки, пословицы и народно-прикладного творчества – хохломская, жестовская, гжельская посуды и игрушки дымковская, каргопольская, матрешка).

6) Бережного отношения к предметам старины, когда дети узнают с каким трудом предметы изготавливали мастера.

 В учебно-образовательном процессе и в режимных моментах дошкольного учреждения должны присутствовать игровые моменты, и игровая деятельность, в этой деятельности ребенок вместе с воспитателем используют народные игры, и устный народный фольклор: потешки, заклички, считалки, прибаутки – их можно использовать в играх, и режимных моментах (во время умывания, приема пищи, одевания, дневного сна), а присказки, песни, сказки – использовать в образовательной деятельности, по ним можно узнать, и традиции, и историю народа. В устном фольклоре сохранились все особенности русского народного характера, в них можно узнать о доброте, правде, трудолюбии. А так же использование в игровой деятельности и образовательной деятельности предметов народно-прикладного творчества: матрешки, хохломские ложки, дымковские игрушки, и другие бытовые изделия: ковшики, скалки, прялки. Во время игр с народно-прикладными предметами, осязая их дети могут угадать из какого материала они сделаны (глина, дерево), тактильно ощутить их поверхность (гладкие, шершавые), почувствовать теплоту, любовь, с которой мастера изготавливали эти предметы.

Для того, чтобы дошкольникам было легче адаптироваться в учреждении в каждой группе необходимо организовывать развивающую предметно-пространственную среду. Которая оформляется в соответствии с выбранной парциальной программой и по требованиям ФГОС ДО в дошкольном учреждении, что является важнейшим условием для организации предметно-пространственной развивающей средой. В предметно-пространственной развивающей среде должны находиться предметы русского народного быта, предметы народного прикладного творчества и народная одежда для взрослых и детей, где нужно не только сохранять этические и эстетические ценности русского народа, но и беречь их, где, дети могут играть с предметами, и использовать их во время образовательной деятельности. Обогащать предметно-пространственную развивающую среду желательно с участием дошкольников и их родителей, где они могут что-то принести из дома, что-то сделать своими руками, играя с этими предметами дети будут испытывать чувство гордости, осознавая, что и они внесли свою долю в организацию предметно-пространственной развивающей среды, и поэтому будут бережнее относиться к предметам. Обогащать группу желательно с сопутствующими беседами, играми, чтением книг направленные на расширение активного и пассивного словаря, получения новых знаний, направленные на знакомство с родной культурой, обычаями, праздниками.

    Организация предметно-пространственной развивающей среды, должна быть оформлена по следующим принципам:

    1)Насыщенной – соответствовать возрасту и содержанию Программы с добавлением народно-прикладного творчества, предметами быта, народной одежды, книгами, картинами соответствующих содержанию парциальных программ на приобщение детей к русской культуре.

    2)Трансформируемой – предметно-пространственная среда должна меняться в зависимости от времен года, государственных праздников, образовательных ситуаций, возрастных изменений детей и основной упор направлен на русский народный календарь, где прослеживаются все обычаи, традиции и праздники русского народа.

    3)Полифункциональной – возможность использование всех предметов составляющих среду для игр и образовательной деятельности.

    4)Вариативной – наличие различных зон, которые могут свободно использоваться детьми. Среда должна пополняться, обновляться и меняться в зависимости времен года, праздников и темы недели.

    5)Доступной – подразумевается свободный доступ детей ко всем предметам народного творчества, предметов быта, игрушкам, пособиям и книгам.

    6)Безопасной – соответствовать требованиям по обеспечению безопасности и надежности предметов.

    Помимо организации предметно-пространственной развивающей среды, воспитатели в дошкольном учреждении согласно программам составляют перспективное планирование на год и комплексно-тематические конспекты по образовательным областям, которые должны быть интегрированы с народным творчеством и фольклором – например во время образовательной области Познавательного развития (ФЭМП) можно использовать предмет народно-прикладного творчества (матрешку – это и изучение формы, цвета, количества, величины), во время образовательной области Социально-Коммуникативного развития можно использовать устный народный фольклор (пословицы – которые учат труду, дружбе, уважению к старшим). В образовательной области Художественно-эстетического развития (Музыка) можно использовать русские народные песни и танцы, и через эти занятия прививать детям любовь к народу, в песнях дети могут почувствовать тот смысл, который передавал русский народ о красоте природы, гордости за своих героев, любви к Родине, нравственную и трудовую сторону жизни народа. В принципе, к любой из пяти образовательных областей, можно применить как устное народное творчество, так и народно-прикладное творчество, главное педагог должен подойти к этому творчески, и занятия соответствовать требованиям ФГОС. Во время образовательной деятельности важно учитывать возрастные и психологические особенности детей. Например - для младшего дошкольного возраста еще рано объяснять пословицы, они не поймут, а сказки их заинтересуют, что касается народно-прикладного творчества - дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с матрешками, а старшие дошкольники заинтересуются гжелью, каргопольской игрушкой, хохломской посудой.

    Также воспитатели могут проводить творческие вечера досуга: чтение и обыгрывание народных сказок, в которых дошкольники принимают активное участие, придумывая и свои сказки, могут не только инсценировать их, но, и нарисовать героев сказки, сюжет, чтобы потом пополнить предметно-пространственную развивающую среду. На этих творческих вечерах можно провести Рождественские обряды или традиционные праздники Каледование, Масленица, Пасха, что поможет детям ближе познакомиться с народной культурой и окунуться в сказочный мир старины. Такие вечера создают условия для развития у детей словарного запаса, они становятся увереннее в себе, приобщаются к культуре чтения художественной литературы. У детей младшего дошкольного возраста появляется интерес к народным сказкам и народным традициям.

    Но для приобщения ребенка к русской народной культуре в учебно-образовательном процессе воспитателям необходимо соблюдать следующие условия:

    1) Создание системы работы педагогов по приобщению детей к народной культуре – составление перспективного и комплексного планирования.

    2) Проведение совместной работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе – участие родителей в сборе информации, совместное участие с детьми в конкурсах, проектах.

    3) Доступность – информация должна быть доступна для понимания детей.

    4) Научность и достоверность – сведения, предоставляемые детям должны быть основаны на фактах.

    5) Наглядность – образовательный материал должен вызывать у детей интерес.

    6) Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Работа воспитателей может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями, которые должны принимать активное участие в образовательном процессе дошкольников. Только от совместных действий родителей и воспитателей зависит уровень нравственного воспитания ребенка.

    Для более успешного проведения совместной работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе, воспитатели используют следующие методы:

1) Составляют перспективно-тематический план по взаимодействию с родителями.

2) Проводят консультации по проблеме нравственного воспитания детей, приобщения их к народной культуре.

3) Проводят анкетирования с целью изучения данной проблемы и установления контакта с родителями.

4) Проводят совместные вечера досуга, дни открытых дверей, родительские собрания.

5) Привлекают родителей к сбору информации и предметов русского народного быта для пополнения предметно-пространственной развивающей среды.

6) Способствуют активному участию родителей в организации развлечений посвященным русским народным праздникам.

Результатом тесного взаимодействия воспитателей с семьей, являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме воспитания детей, национальных чувств, любви и уважения к народной культуре.

    Не отрываясь от воспитательно-образовательного процесса, дошкольник в семье, продолжает при помощи родителей социально-нравственно развиваться. Только в семье ребенок может получить основы моральных норм, где важную роль в воспитании детей играет домашняя атмосфера. Чтобы заложить социально-нравственные основы в ребенке, родители должны с ним заниматься ежечасно, ежедневно, а не время от времени. Проводить с ним больше времени не только играя, но и заниматься в месте с ребенком домашними делами используя при этом русский народный фольклор (потешки, песни, сказки, игры). Таким образом, идет приобщение ребенка к русской народной культуре и традициям.

 

Выводы по первой главе

В настоящее время в нашем обществе в том числе, в педагогической науке повышается интерес к национальному самосознанию. Люди все чаще задумываются о народных корнях, о социально-нравственных ценностях, о том, какие ценности, культуру оставят своим потомкам, если все это почти утрачено.

Над этим вопросом задумывались многие великие ученые и педагоги, такие как Ушинский, Толстой, Шацкий, Коменский. Рассмотрев их работы, можно сделать вывод, что все они так или иначе утверждали, что для того, чтобы воспитать духовно-нравственную личность в ребенке, нужно не только опираться, но и применять знания о культуре и истории народа, его традиции, так как настоящее воспитание нравственности идет из народа. Не только хорошо знать свой язык, но и преподавать на нем. Прививать детям через сказки, песни, пословицы - любовь к природе, Родине. Педагоги-практики предлагали формировать в детях уважение к старшим, к труду, к культурным и историческим ценностям, не только через обучение, но и через игровую деятельность.

Рассмотрев ряд парциальных программ: «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Родник», «Что за прелесть эти сказки», «Истоки русской народной культуры» - все они являются дополнением к комплексным программам, и были созданы на основе нормативно-правовых законах, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ФГОС, и на работах выдающихся педагогов практиков. Проанализировав их в таблице, можно прийти к выводу, что программы практически похожи тем, что занятия должны проходить интегрировано с устным и народно-прикладным творчеством, пространственно-предметная развивающая среда оформляется в виде «деревенской избы». Что все это способствует приобщению детей к народной культуре. Все программы посвящены проблемам нравственного и народного воспитания детей. Ориентируются на формировании в детях представления о добре и зле, уважении к культуре и истории своего народа, к своему государству. Задачами всех парциальных программ является пробуждение в детях интереса к народной культуре, закладывание основ духовно-нравственной личности в ребенке.

 Рассмотрев особенности организации работы педагогов по социально-нравственному воспитанию детей через приобщение к народной культуре в условиях дошкольного учреждения, можно сделать следующие выводы, что работа воспитателя –трудоемкий и длительный процесс. Который решает следующие задачи: формирование у детей любви к семье, дому, бережного отношения к природе, культурным ценностям, развитие интереса к русским традициям, промыслам. Все эти задачи педагог решает во всех видах детской деятельности, от образовательной к игровой в соответствии с ФГОС ДО. Решая задачи социально-нравственного народного воспитания каждый педагог в соответствии с ФГОС, должен строить свою работу по следующим принципам: непрерывность и преемственность педагогического процесса, индивидуальный подход к каждому ребенку, соблюдая физические и психологические его особенности, интеграцию всех видов деятельности образовательной и игровой с народными играми, песнями, сказками, которые учат труду, доброте, нравственным нормам.

Рассмотрев взгляды выдающихся педагогов, проанализировав парциальные программы - направленные на приобщение дошкольников к народной культуре, рассмотрев организацию работы педагогов, можно прийти к выводу, что без участия родителей, приобщений детей к народной культуре невозможно. И для этого, воспитательно-образовательный процесс дошкольника нужно продолжать постоянно и в семье. Так как семья является важнейшим звеном в образовательном процессе дошкольного учреждения. В результате, в совместном усилии педагогов и родителей, ребенок будет социально-нравственно развиваться, и будет происходить приобщение ребенка к русской народной культуре, и традициям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...