1.2 Анализ парциальных программ, направленных на приобщение детеймладшего дошкольного возраста, к народной культуре
Парциальные программы дошкольного образования являются прекрасным дополнением к комплексным программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, одобренные Министерством образования РФ по стандарту ФГОС. Рассмотрим и проанализируем некоторые из них, которые направлены на приобщение детей, к народной культуры. Программа «Наследие» написанное Соловьевой Е. В. и Царенко Л. И. (Москва, 2011) является пособием по нравственному патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе традиционной отечественной культуры. Программа посвящена проблемам нравственного и патриотического воспитания детей. Программа ориентированна: на продуктивный и необходимый для других людей труд; представления о добре и зле, которые включают приверженность ценностям справедливости, правды, взаимопомощи, сострадания, уважения жизни каждого существа; уважение к культуре и истории своего народа и к своей страны. В основу программы положены следующие принципы: 1) Культурологический принцип - знания и нравственные ценности ребенок получает из культуры, в которой он рождается и растет. 2) Принцип личностно-ориентированного подхода – ребенок сам через творчество выражает полученные от занятий впечатления, выбирает, что и из какого материала, и какой вид деятельности он будет использовать. 3) Принцип эмоциональных и интеллектуальных процессов – игровая и образовательная деятельность должна вызывать положительные эмоции у ребенка. 4) Региональный принцип – приоритет отдается народной культуре; программа преподается в соответствии с местными традициями, условиями воспитания и развития детей; программа опирается на ФГОС.
Целью программы является формирование интереса у детей к народному и декоративно-прикладному творчеству, любовь к природе, Родине, чувства патриотизма, уважения к старшим, сострадания, представления о добре и зле. Особенности методической системы программы: 1) Объединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей – во время интегрированных занятий после бесед или чтения книг, дети полученную информацию воплощают в творческой деятельности: лепка, рисование. 2) Биографический метод – в конспект занятия включается жизнеописание знаменитых личностей, народных героев, текст подбирается с учетом возрастных особенностей детей. 3) Опора на работу с художественной литературой - через устное народное творчество с помощью воспитателя у детей формируются социально-нравственные ценности. 4) Использование театральной творческой деятельности детей – дети активно участвуют в постановке спектакля, сценки (которые проходят в рамках образовательной программы), сами выбирают роли и через игру закрепляют полученные знания. Очень интересна на наш взгляд программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработанная Маханевой М. Д. и Князевой О. Л. (Спб., 2015). В программе подробно расписывается крестьянский быт и традиции народа. Целью программы является формирование развития культурно-нравственных качеств личности ребенка, путем приобщения ко всем видам народного творчества. Основной задачей программы является введение детей в предметный мир старины, для того, чтобы они использовали эти предметы во время образовательной и игровой деятельности. Приоритеты программы: 1) Развивающая предметная среда в образовательном учреждении должна быть оформлена в народном стиле, предметы должны быть настоящими народно-прикладными, чтобы ребенок, играя с изделиями, мог через них впитывать народность, знакомится с историей и традициями народа.
2) Во все режимные моменты дошкольного учреждения нужно включать устное народное творчество, единственное творчество, которое сохранила и передает характер русского народа, учит нравственным ценностям (добро, зло, трудолюбие, верность, правду). 3) Для того, чтобы приобщить детей к народной культуре, их нужно знакомить с народными праздниками, традициями, чтобы ребенок был не только зрителем, но и участником. Лишь через праздники, традиции можно изучить историю народа, его культуру. В программу входит: учебно – методическое пособие (тематический годовой план занятий, конспекты занятий на все возраста). И приложение: которое состоит из (сведений о традициях русской народной культуры; сказок, былин, преданий; музыкальных произведений; словаря старинных русских слов). Программа «Родник» составленная - Косаревой В. Н. (Волгоград, 2014). Целью программы является формирование интереса у детей в изучении истории и культуры народа и нравственного отношения к предметам старины. Задачи программы: 1) Познакомить детей с народной культурой (национальная одежда, быт, народная кухня, традиции). 2) Приобщить детей к праздникам, традициям, творчеству. Приоритетом программы является: 1) Знание и использование в беседах старославянской речи. 2) Использование во время игр и занятий народную одежду, предметы домашнего обихода и народно-прикладные изделия. 3) Использование в режимных моментах устный фольклор. 4) Изучение народных праздников и традиций. Программа состоит из следующих принципов: 1) Принцип систематичности и последовательности - материал усваивается в определенном порядке, учитываются возрастные и психические особенности детей. 2) Принцип культуросообразности – в основе программы лежат народные календарные праздники, обряды. 3) Принцип сочетания научности и доступности – материал подается в игровой форме. 4) Принцип интеграции – все образовательные области объединяются с народным творчеством и фольклором. 5) Принцип природосообразности – программа строится на развитие и укрепления здоровья детей.
6) Принцип наглядности – занятия должны проводиться не только в группах, но и на природе с использованием народных предметов бытовых и народно прикладных. В основе программы лежит знакомство детей с историей русского народа, традицией, праздниками, через создание музеев в каждой группе, где проводится образовательная и игровая деятельность и перспективный план расписанный в соответствии с народным календарем. Программа состоит из интегрированных занятий, посещение музеев, познавательных бесед, предпраздничных посиделок, оформление мини-музеев и выставок, творческой и игровой деятельности, участие родителей в создании музея. Основные методы программы: 1) Наглядный метод – ребенок может брать и играть с предметами народно-прикладного творчества и быта. 2) Словесный метод – использование в режимных моментах малый народный фольклор. 3) Практический метод – исследование предметов на осязание. 4) Экспериментированный метод – проводятся опыты с водой и с предметами народного творчества (дерево, глина). 5) Проектированный метод – на всех этапах проекта дети знакомятся с историей и культурой народа. 6) Информационно-коммуникационные методы – родители с детьми участвуют в создании газет, буклетов приуроченных к народным праздникам. Программа «Что за прелесть эти сказки» написанная Ватаман В. П. (Волгоград, 2008), основывается на воспитание детей на традициях народной культуры и истории. Задачей программы является формирование у детей представления о истории и культуре народа. Целью программы является приобщение детей к истории и культуре народа, знакомство с народным фольклором, народными промыслами, праздниками через сказки. Занятия проходят интегрированно, сказки совмещаются с другими образовательными областями. Принципом программы является знакомство детей с культурным наследием предков через сказки от простых к сложным. Программа предпологаетдвугодичное обучение. План расписывается на два года:
1год обучения «Расскажи мне сказку» ориентированн на знакомстве детей с народным творчеством устным и прикладным, праздниками, традициями, народным календарем. 2год обучения «Народная культура от сада к школе» основано на формировании представлений о нравственности, изучении истории и черт, характерных народу. На втором году, дети также повторяют ранее полученную информацию: о народном календаре, обрядах, традициях и творчества и знакомятся с новой. Программа «Истоки русской народной культуры» разработанная Гавриловой И. Г. (Спб., 2011) на основе другой программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В эту программу входит создание развивающей среды воспроизводящей атмосферу и быт народной избы. Изучение устного фольклора, народных праздников, традиций, народно прикладного творчества, игр, создание мини-музеев. Программа состоит из конспектов занятий, приложения, куда вошли (дидактические игры, считалки, потешки, загадки, пословицы и поговорки) и примерного плана - занятий на месяц. В режимных моментах используются малые формы фольклора (потешки, приговорки, напевки) для лучшей адаптации детей. Основным принципом программы является, то что прежде чем реализовать программу, нужно оформить группу или полгруппы под «народную избу» с лавками, печью и со всей народной утварью, желательно оригинальными (настоящими) предметами. Для того чтобы дети, когда входили в группу сразу же окунались в «сказочный мир русской культуры», что способствовало бы к их адаптации в дошкольном учреждении, в такой атмосфере только что поступившим детям легче привыкнуть к новой обстановке. В оформлении группы – «избы» родители принимают активное участие. Со временем «русская изба» должна изменяться и пополняться в соответствии с возрастными особенностями детей. В такой «избе» во время игровой и образовательной деятельности дети не только видят, трогают эти предметы, но и учатся ими пользоваться, узнают назначение и историю этих предметов. В этой атмосфере легче пробудить в душах детей любознательность, чувство гордости и уважения к народной культуре, труду, уважения к старшим. Помочь детям ощутить себя частью народа. Проведенный анализ парциальных программ, направленных на приобщение детей дошкольного возраста, к народной культуре, позволил увидеть некоторые сходства в программах и отличия, которые приведены ниже в таблице.
Таким образом рассмотрев парциальные программы, можно сделать вывод, что они практически похожи, тем, что за время пребывания детей в дошкольном учреждении, в образовательных и режимных моментах используют устный фольклор, предметы народно-прикладного творчества, а предметно-пространственная развивающая среда оформлена по требованиям парциальных программ в стиле «Деревенская изба». Однако есть некоторые отличия как например: в программе «Родник», где используется старославянская речь; в программе «Наследие», где применяется театральное и художественная творческие деятельности, и включено изучение жизни знаменитых людей. Все это нисколько не портит, а наоборот способствует приобщению детей к народной культуре и через знакомство дошкольников с народными традициям, народно-прикладным творчеством, фольклором, у них формируется нравственное самосознание, моральные нормы, и ценности, появляется чувство гордости, и уважение к народной культуре, они учатся ценить, и беречь труд людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|