Советы старшему воспитателю
Стр 1 из 23Следующая ⇒ НАСТОЛЬНАЯКНИГА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ Документация Старшего воспитателя, Работа с кадрами
УДК 373.2 ББК 74.104 КТК4110 Е50 ПРЕДИСЛОВИЕ
Елжова Н.В. Е50 Настольная книга старшего воспитателя: документация старшего воспитателя, работа с кадрами / Н.В. Елжова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 221, [1] с. — (Сердце отдаю детям). ISBN 978-5-222-20646-1 Вы стали старшим воспитателем или методистом, как нас до сих пор называют в дошкольных учреждениях. Квалификационные требования у должностей «воспитатель» и «старший воспитатель» одинаковы, но содержание работы разное. Должность старшего воспитателя напоминает деятельность заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе. Теперь ваша работа будет тесно связана с коллективом педагогов, работой по приказам ДОУ и вышестоящих организаций, заключением договоров с учреждениями и другой деятельностью, которой вы раньше никогда не занимались, работая воспитателем. «С чего начать?» — этот вопрос задают себе начинающие методисты (старшие воспитатели), его задавал себе и автор этой книги 20 лет назад, когда стал старшим воспитателем. Данная книга поможет постичь азы выбранной вами профессии, а опытным старшим воспитателям познакомиться с методической работой другого дошкольного i учреждения.
ISBN 978-5-222-20646-1 Вы стали старшим воспитателем. Это признание вашего педагогического опыта, таланта, умения руководить и управлять педагогическим коллективом. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли писал: «Управлять — это значит верить». Верить в себя, в людей, в свое дело, в его успех. Руководить — это значит заставлять делать правильные шаги, а управлять — помогать их делать.
Как оправдать доверие руководителя и педагогического коллектива? Как показать себя профессиональным работником? Методист, старший воспитатель, воспитатель-методист, технолог образовательного процесса — определения одной и той же должности. В разное время нашу должность называли по-разному. Но воспитатели называют нас методистами. А методист — это специалист по методике. Ему необходимо знать методику, теорию и практику педагогического процесса. Работа методиста — это планы, диагностические карты, самоанализы, отчеты, педчасы, педсоветы, приказы вышестоящих организаций, городские мероприятия и конкурсы. Надо все успеть. Рядом с вами работают педагоги, которые будут помогать вам в реализации намеченных мероприятий. Но они не только педагоги, а еще и женщины. А самое трудное в управлении — руководить женским коллективом. За рубежом на должности управляющих женским коллективом назначают мужчин и повышают им зарплату. Психологи отмечают, когда женским коллективом руководит мужчина, среди женщин уменьшается число конфликтов. Я наблюдала изменения в коллективе педагогов, когда среди наших сотрудников появился мужчина — охранник. Даже те
Настольная книга старшего воспитателя Прелисловие
воспитатели, которые не пользовались косметикой, начали приходить на работу с макияжем. Если в коллективе работают одни женщины, знайте, что будут происходить интриги. Трудно управлять коллективом, если у вас и большей части педагогов разный темперамент. Значит, скорость совместных дел будет разная и это надо учитывать. Помните, что с вами работают воспитатели, но они еще являются мамами, женами, бабушками. И у них бывают проблемы дома. Есть такая закономерность: если у женщины в семье порядок, то будет порядок и на работе. А у мужчин, наоборот, если порядок на работе, значит, будет порядок и в доме. Поэтому старший воспитатель должен быть еще и психологом, чтобы вовремя помочь своим воспитателям. Если женщина изложила свою проблему, ей уже стало легче. Умейте найти вовремя доброе слово, как известно — оно лечит.
Я хочу привести интервью одного старшего воспитателя, когда она уходила на заслуженный отдых. — Мечтали ли Вы работать методистом? — Нет. Я мечтала стать воспитателем. — Почему же Вы стали старшим воспитателем? — Я хорошо работала воспитателем. Потом заведующая — Я знаю, что Вас приглашали на заведование ДОУ. — Это не мое. Я замещала руководителя. Это приказы, — Какие черты характера нужны методисту? — Человечность, любознательность, требовательность, — Ваши пожелания начинающим коллегам. — Оставаться всегда Человеком. Много читать, ибо — 4 еще и психологом. О любви к детям и воспитателям можно не напоминать. Подведем итог. Старший воспитатель (методист) — это заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. Работает в тесном контакте с руководителем и под его руководством. Оба несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, за всестороннее развитие всех групп детей и каждого ребенка в отдельности. Он создает условия для творческого роста и повышения квалификации педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. В центр всей образовательной работы учреждения этот специалист ставит не планы, программы, методики и технологии, а ребенка и его развитие. Из нашего детского сада за два года старшими воспитателями ушли работать четыре педагога. И уходя, они спрашивают: «С чего начинать? Вы нам поможете?» Когда уходят воспитатели на повышение, мне жаль с ними расставаться, потому что в каждого из них вложила часть своей души. Но всегда им говорю: «Счастливого пути! Вам надо расти» и отпускаю их с легким сердцем.
Я вспоминаю себя, когда меня уговорили стать старшим воспитателем: и радость, что это другая работа, и смятение, а с чего начать? Я вспоминаю свой первый рабочий день, когда меня руководитель привел в методический кабинет и сказал: «Разбирайте бумаги. Приводите все в порядок». Неделю разбирала множество шкафов, забитых рукописными бумагами. Компьютеров не было, не было и печатной машинки. Разобрала. А что дальше? В этой книге я хочу ответить на вопросы, которые задают все начинающие старшие воспитатели.
Советы старшему воспитателю СОВЕТЫ СТАРШЕМУ ВОСПИТАТЕЛЮ 1. Известная пословица советует: «Век живи — век 2. Помните, вы являетесь примером в работе для всего 3. В работе ставьте конкретные цели и задачи, направ 4. Учитесь быстро принимать решения, но в спокойном 5. Умейте нравиться людям, это облегчит сплочение 6. Не забывайте хвалить педагогов за их достижения 7. Научитесь делегировать свои полномочия коллекти 8. Требовательность — это дисциплина и слаженность 9. Не приказывайте воспитателям, а убеждайте, проси
10. Используйте индивидуальный подход к каждому чле 11. Оценивайте людей по их делам и поступкам, а не слу 12. Анализ начинайте с положительного. Умейте видеть
13. Помните, публичная критика не нравится никому.
14. Будьте терпимы, никогда не теряйте чувство собст 15. Не забывайте дарить улыбки, это так просто! Улыбка 16. Все члены коллектива для вас должны быть равны. На 17. Запомните, оптимисты живут долго и являются дви 18. Будьте терпимы к критике. Если она несправедлива, 19. Научитесь правильно планировать свою работу, 20. Помните, точность — вежливость королей. Будьте 21. Доверяйте, но проверяйте, так как функция контроля 22. Не забывайте о том, что труднее всего руководить 23. Горите на работе, но не сгорайте. Пусть огонь вашей 24. Помните, что самая большая ценность — умно оце «— Самый большой грех — страх. — Самый лучший день — сегодня. — Самый лучший город, где живешь, преуспеваешь. — Самая лучшая работа — та, которую любишь. — Самая большая утрата — потеря надежды. — Самая большая слабость — ненависть. — Самая нелепая черта характера — сомнение. — Самый опасный человек — лжец. — Самая большая потребность — общение. — Самое большое богатство — здоровье». (Из книги «Здоровьесберегающие технологии» И. В. Чупах, Е.З. Пу-жаева, И.Ю. Соколова) Настольная книга старшего воспитателя И еще один совет. Напечатайте для себя список дней рождения ваших педагогов. В день рождения воспитателя с утра зайдите в группу и поздравьте его совместно с детьми. Это всегда приятно, когда о тебе помнят. И пусть эта молитва великого педагога помогает вам в вашей работе. Молитва воспитателя Я не возношу Тебе длинных молитв, о Господи. Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе в милость. Не прошу почестей. Нет у меня мыслей-крыльев, которые вознесли бы Песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не благовонны — не цветисты. Устал я, измучен. Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи,
с сердечной просьбой. Ибо есть у меня драгоценность, которую не хочу доверить брату-человеку. Боюсь — не поймет, не проникнется, пренебрежет, высмеет. Всегда перед Тобой я — смирейнейший из смиренных, Но в этой просьбе моей буду неуступчив. Всегда говорю с тобой тишайшим шепотом, Но эту просьбу мою выскажу непреклонно. Повелительный взор свой устремляю в высь небесную. Распрямляю спину и требую — ибо не для себя требую. Ниспошли детям счастливую долю, помоги, благослови их усилия. Нелегким путем их направи, но прекрасным. А в залог этой просьбы прими мое единственное сокровище: печаль. Печаль и труд. (Генрик Гольдшмидт)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|