Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационный стенд для педагогов и родителей




Имеется еще один большой стенд в коридоре для всех сотрудников и родителей, чтобы все были в курсе педагоги­ческих дел нашего коллектива, так как детский сад является открытой системой для родителей. В этом стенде отражены годовые задачи педагогического коллектива, план методи­ческой работы на месяц, темы педсоветов и время их прове­дения, расписание непосредственно-образовательной дея­тельности в ДОУ, расписание работы кружков, расписание утренних зарядок по группам.


Схема 1. Содержание, формы и методы контроля в ДОУ


Работа старшего воспитателя


РАБОТА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ

Вы приступили к новой работе. Хорошо, если вы при­шли в дошкольное учреждение, а оно работает по той же программе, что и то учреждение, в котором вы раньше трудились. Однако все равно вам придется освежить свою память и прочитать всю программу и методические реко­мендации. Не забудьте про дополнительные программы. При повторении знакомого материала всегда открываешь для себя что-то новое.

В ваши функции теперь войдет и контроль. Вы должны узнать, соответствует ли предметно-развивающая среда реа­лизуемым программам в этом учреждении. Для себя лучше сделать такую раскладку (табл. 1):

Таблица 1

Предметно-развивающая среда к программе «Название»

 

Виды деятельности Возраст детей
Ранний Млад­ший Средний Стар­ший Подго­тови­тельный к школе
           
Развитие речи          
Познаватель­ное развитие          
Математика          
Обучение грамоте          

 

  Окончание табл. 1
  г '-■■■   , 4 ' 5 "'■  
Рисование          
Лепка          
Аппликация          
Конструиро­вание          
Физкультура          
Музыка          

Виды деятельности берете из реализуемых программ. Такая таблица поможет вам четко представить предметно-развивающую среду по возрастным группам.

На педчасе для воспитателей проведите фронтальную консультацию или индивидуальные консультации об об­разовательной среде по возрастным группам. Это лучше сделать в такое время, чтобы педагоги в летний период могли приступить к моделированию предметно-развиваю­щей среды по возрасту своих детей. Не забудьте еще из­учить Концепцию развивающей среды В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Ос­новные положения к образовательной среде представлены и в работахТ.Ю. Беляева, Ю.С. Майнуйлова, В.И. Слобод-ченкова, В.А. Ясина и др.

Что такое среда? Это то, что нас окружает. Соответствен­но образовательная среда способна развивать ребенка и окружает его в образовательном процессе. Образовательная среда несет на себе две функциональные нагрузки (схема 2).

Изучите новые требования СанПиНа (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.1.2660—10), в них вы найдете ряд требований к организа­ции образовательного процесса в ДОУ, к мебели, размеще­нию кроватей в спальнях и многое другое. Эти требования при моделировании образовательной среды необходимо четко выполнять, иначе вам обеспечены предписания и штраф.


 




Настольная книга старшего воспитателя


Работа старшего воспитателя


 


 

  Образовательная среда  
    г        
Источник разнообразного культурного опыта   Совокупность условий для успешного присвоения этого опыта
             

Схема 2. Функции образовательной среды

Можно выделить общие требования, которые предъяв­ляются к любой образовательной среде.

Требования к образовательной среде

1. Комфортность.

В этой среде ребенку должно быть комфортно. От пре­бывания в ней он должен получать удовольствие. И эта среда должна притягивать ребенка.

2. Эмоциональная насыщенность.
Образовательная среда должна вызывать у ребенка

положительные эмоции. Не забудьте правило «золотой се­редины». Перенасыщение в образовательной среде может вызвать отрицательные эмоции у ребенка.

3. Аутентичность.

Среда должна обеспечивать нормальное выполнение режима, ритма и жизнедеятельности.детей.

4. Расширение познавательных возможностей.
Образовательная среда моделируется таким образом,

чтобы наталкивала ребенка на развитие его познавательных способностей.

5. Стимуляция различных видов активности.

Если образовательная среда будет динамична, то педа­гог сможет быстро перейти от одного вида деятельности к другому.

6. Побуждение к самостоятельности и творчеству.

Наполнение образовательной среды должно происхо­дить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Она должна быть так расположена, чтобы ребенок как бы


«натыкался» на нее и хотел вступить с ней в контакт, за­няться творчеством.

7. Гетерогенность.

Возможность осуществлять предметный и простран­ственный выбор. При построении образовательной среды учитывайте половые различия. Помните, что девочки осваивают ближнее пространство, и это они делают по кру­гу. А мальчикам надо большее по размеру пространство (в 1,5 раза больше, в отличие от девочек). Они осваивают пространство на дальность (по вектору) в разных направ­лениях по горизонтали или по вертикали.

8. Здоровьесбережение.

Образовательная среда не должна наносить вред здо­ровью детей. Она должна быть безопасна. Не забывайте. о сертификатах на приобретаемые игрушки и методические пособия.

При моделировании образовательного пространства не забывайте и про цвет. Окружающий нас мир привлекает своим цветом. Рождается человек, и цвет сразу оказывает на него влияние. По ленточке на конверте новорожденного мы определяем его пол. Цвет влияет на наше психическое состояние. Это влияние цвета на здоровье человека исполь­зуют в медицине. А в народной медицине лечат различные заболевания прикладыванием ткани разного цвета к боль­ным местам. Цвет влияет на настроение, аппетит, зрение, двигательную реакцию. То есть цвет оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека.

Рассмотрим влияние цвета на пространство. Цвет может создать иллюзию пространства. Красный делает помещение меньшим по размеру, чем оно есть на самом деле, а светло-голубой, наоборот, создает эффект пространства. Корич­невый сужает пространство. Исследования показывают, что цветные надписи на 35% замечают чаще, чем черно-бе­лые. Существует зависимость цвета надписи от цвета фона. Хорошая их видимость достигается тогда, когда черные надписи делают на желтом фоне, зеленые — на красном, голубые — на белом.


 




Настольная книга старшего воспитателя


Работа старшего воспитателя


 


Цветовая гамма по-разному влияет на психическое и физическое состояние человека (табл. 2).

Таблица 2 Влияние цвета на человека

 

Цвет Его воздействие на человека
Синий — Успокаивает; — расслабляет;., — снимает спазмы; — уменьшает головную боль; — понижает аппетит; — стимулирует умственную деятельность
Голубой — Оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении; ■ — стимулирует хорошее настроение
Фиолетовый — Угнетает психические и физические процессы; — снижает настроение
Красный — Активизирует; ч — повышает физическую работоспособ­ность; — вызывает ощущение теплоты; — стимулирует психические процессы
Зеленый — Успокаивает; — создает хорошее настроение; — повышает защитные силы организма; — способствует уменьшению воспале­ний; — стимулирует зрение
Розовый — Тонизирующее воздействие
Желтый — Успокаивает; — нейтрализует негативные действия; — стимулирует хорошее настроение
Оранжевый - Переключает настроение
Черный — Цвет депрессии; — остановка во времени

Цвет оказывает влияние на психику. Он может сделать человека счастливым или несчастным. Бедность красок окружающего мира делает его несчастным. В ходе экспе­риментов, проводимых специалистами частной исследо­вательской компании The Mind Lab по заказу фармацев­тического концерна Boots, выяснилось, что цвета голубой и зеленый делают мужчин более счастливыми, а голубой и оранжевый — женщин. Голубой и красный делают муж­чин более уверенными в себе, а голубой и фиолетовый цвета помогают приобрести уверенность в своих силах женскому полу. Воздействие ярких цветов на 15% улучшает реакцию у исследуемых и на 25% у них возрастает скорость выполнения психологических тестов.

О влиянии цвета на психику ребенка можно узнать из табл. 3.

Таблица 3

Влияние цвета на психику ребенка

 

Цвет Воздействие на психику ребенка
   
Ярко-красный Приводит в возбужденное состояние, дела­ет детей неуправляемыми и агрессивными. В небольших количествах, к примеру, в ак­сессуарах или в рисунке обоев, способствует энергичности особо пассивных детей
Розовый Используют для успокоения беспокойных детей
Оранжевый Добавляет оптимизма и жизнерадостности, но только в маленьких количествах. Чрезмер­ность этого цвета способствует постоянному состоянию веселья и праздности
Бледно-зеленый и салатный Отлично успокаивает, настраивает малы­ша на искренность. К тому же напоминает о природе
Желтый Развивает коммуникабельность и общитель­ность
Голубой Вызывает уныние и плаксивость. Цвет подхо­дит для потолка

 




Настольная книга старшего воспитателя} "


Работа старшего воспитателя


 


Окончание табл. 3

 

   
Синий Развивает внимание и усиливает интеллекту­альную деятельность. Переизбыток вызывает излишнюю эмоциональную сухость и стрем­ление ко всему подходить с точки зрения логики
Фиолетовый и сиреневый Настраивает на постоянные мечты и грезы, превращает ребенка в мечтателя, который не понимает реальности событий
Коричневый Подавляет фантазию, инициативу и само­стоятельность ребенка

При моделировании образовательного пространства обязательно учитывайте влияние цвета на психическое со­стояние ребенка.

Авторы Концепции развивающей среды в дошкольном учреждении (Петровский В.А. и др. Построение развиваю­щей среды.в дошкольном учреждении. М., 1993) указали на то, что окружающая среда в детских садах должна обеспе­чивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непре­менным построением развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.

Это значит, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориенти-рованной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель: содействовать ста­новлению ребенка как личности. И этому способствуют следующие принципы построения развивающей среды:

/. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Мебель должна быть такой, чтобы педагог мог общаться с ребенком, глядя ему в глаза, а не нависая над ним. Этому способствует разновысотная мебель. А при общении с ре­бенком надо еще уметь выбрать правильную дистанцию. Если это дети раннего возраста, то дистанция общения


ближняя: ребенка часто берут на руки, вступают в телесный контакт (гладят, обнимают). Если это дети среднего возраста, то дистанция может быть и ближней и дальней, в зависимо­сти от настроения детей. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется дальняя дистанция. Мы их подготав­ливаем ко взрослой жизни, скоро они пойдут в другой соци­альный институт — школу. А там уже присутствует дальняя дистанция общения. Но если ребенок нуждается в тесном контакте, то воспитатель дает ребенку эту близость.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Это значит, что окружающая среда должна провоциро­вать ребенка на активность, как физическую, так и позна­вательную. В группе должны присутствовать различные уголки по видам детской деятельности. Особое внимание уделяется спортивному утолку с оборудованием для маль­чиков и девочек, которое будет формировать потребность у детей к здоровому образу жизни. Интерес у дошкольни­ков вызывают и стены творчества, где дети могут рисовать, используя различные материалы и технику рисования. Освещение и звуковой дизайн тоже повышают активность воспитанников дошкольного учреждения.

3. Принцип стабильностидинамичности.
Созданная среда является стабильной для детей данного

возраста, но она должна постоянно меняться, так как дети растут очень быстро и быстро изменяются. То есть ребе­нок перерастает среду. Поэтому среда планируется таким образом, чтобы она могла меняться по желанию ребенка. Этому способствует мебель, которая может быстро транс­формироваться. Используются различные кубы, ширмы, при помощи которых можно изменять пространство.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Похож на предыдущий принцип. Но надо помнить,

что при динамичности развивающей среды нельзя забывать о том, чтобы пространство одной зоны не входило в другую зону. Так, музыкальная зона не может находиться рядом с уголкомчтения, в котором ребенку нужна тишина. Долж­но соблюдаться четкое разделение этих зон.

2. Зак. 59


Настольная книга старшего воспитателя


5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком­
фортности и эмоционального благополучия каждого ребенка
и взрослого.

Для соблюдения этого принципа необходимо выполнять правило «золотой середины». Так, обедненная развивающая среда ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная — дезориентирует детей. Необходимо помнить об уголках уединения. Ребенок устает от коллектива и у него перио­дически возникает желание укрыться от посторонних глаз. Уголок уединения — это шатер, домик, ширма в уголке, но там обязательно должно находиться что-то мягкое (мех, подушки), и это место должно быть скрыто от глаз других. Не забывайте о том, что, если ребенок уединился, возмож­но, ему требуется ваша помощь.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элемен­
тов в эстетической организации среды.

Этот принцип проявляется в знакомстве детей с произ­ведениями искусства. Ребенка надо знакомить с разными жанрами искусства, устраивать в детском саду выставки картин и скульптур. Делать волшебные комнаты со сменой освещения, различными звуками, зеркалами.

7. Принцип открытости — закрытости.

Принцип открытости предполагает общение ребенка с природой, с детьми других групп и сотрудниками до­школьного учреждения. Это открытость взрослой культуре, открытость обществу. Но, с другой стороны, детский сад — закрытая система, в которой действуют свои требования, регламентируемые программой и требованими СанПиНа.

8. Принцип учета половых и возрастных особенностей.
При моделировании образовательного пространства

учитываются возрастные особенности. Если это младший возраст, то количество одинаковых игрушек должно соот­ветствовать численности детей. Дидактический материал должен соответствовать программному материалу этого возраста. Учет половых особенностей детей тоже влияет на среду потому, что мальчики и девочки по-разному ве­дут себя в окружающей среде, им нужны разные игрушки. В старшем возрасте не забывайте о том, что у детей должны быть туалеты в кабинках.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...