Информационный стенд для педагогов и родителей
Имеется еще один большой стенд в коридоре для всех сотрудников и родителей, чтобы все были в курсе педагогических дел нашего коллектива, так как детский сад является открытой системой для родителей. В этом стенде отражены годовые задачи педагогического коллектива, план методической работы на месяц, темы педсоветов и время их проведения, расписание непосредственно-образовательной деятельности в ДОУ, расписание работы кружков, расписание утренних зарядок по группам. Схема 1. Содержание, формы и методы контроля в ДОУ Работа старшего воспитателя РАБОТА СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Вы приступили к новой работе. Хорошо, если вы пришли в дошкольное учреждение, а оно работает по той же программе, что и то учреждение, в котором вы раньше трудились. Однако все равно вам придется освежить свою память и прочитать всю программу и методические рекомендации. Не забудьте про дополнительные программы. При повторении знакомого материала всегда открываешь для себя что-то новое. В ваши функции теперь войдет и контроль. Вы должны узнать, соответствует ли предметно-развивающая среда реализуемым программам в этом учреждении. Для себя лучше сделать такую раскладку (табл. 1): Таблица 1 Предметно-развивающая среда к программе «Название»
Виды деятельности берете из реализуемых программ. Такая таблица поможет вам четко представить предметно-развивающую среду по возрастным группам.
На педчасе для воспитателей проведите фронтальную консультацию или индивидуальные консультации об образовательной среде по возрастным группам. Это лучше сделать в такое время, чтобы педагоги в летний период могли приступить к моделированию предметно-развивающей среды по возрасту своих детей. Не забудьте еще изучить Концепцию развивающей среды В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой. Основные положения к образовательной среде представлены и в работахТ.Ю. Беляева, Ю.С. Майнуйлова, В.И. Слобод-ченкова, В.А. Ясина и др. Что такое среда? Это то, что нас окружает. Соответственно образовательная среда способна развивать ребенка и окружает его в образовательном процессе. Образовательная среда несет на себе две функциональные нагрузки (схема 2). Изучите новые требования СанПиНа (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.4.1.2660—10), в них вы найдете ряд требований к организации образовательного процесса в ДОУ, к мебели, размещению кроватей в спальнях и многое другое. Эти требования при моделировании образовательной среды необходимо четко выполнять, иначе вам обеспечены предписания и штраф.
Настольная книга старшего воспитателя Работа старшего воспитателя
Схема 2. Функции образовательной среды
Можно выделить общие требования, которые предъявляются к любой образовательной среде. Требования к образовательной среде 1. Комфортность. В этой среде ребенку должно быть комфортно. От пребывания в ней он должен получать удовольствие. И эта среда должна притягивать ребенка. 2. Эмоциональная насыщенность. положительные эмоции. Не забудьте правило «золотой середины». Перенасыщение в образовательной среде может вызвать отрицательные эмоции у ребенка. 3. Аутентичность. Среда должна обеспечивать нормальное выполнение режима, ритма и жизнедеятельности.детей. 4. Расширение познавательных возможностей. чтобы наталкивала ребенка на развитие его познавательных способностей. 5. Стимуляция различных видов активности. Если образовательная среда будет динамична, то педагог сможет быстро перейти от одного вида деятельности к другому. 6. Побуждение к самостоятельности и творчеству. Наполнение образовательной среды должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Она должна быть так расположена, чтобы ребенок как бы «натыкался» на нее и хотел вступить с ней в контакт, заняться творчеством. 7. Гетерогенность. Возможность осуществлять предметный и пространственный выбор. При построении образовательной среды учитывайте половые различия. Помните, что девочки осваивают ближнее пространство, и это они делают по кругу. А мальчикам надо большее по размеру пространство (в 1,5 раза больше, в отличие от девочек). Они осваивают пространство на дальность (по вектору) в разных направлениях по горизонтали или по вертикали. 8. Здоровьесбережение. Образовательная среда не должна наносить вред здоровью детей. Она должна быть безопасна. Не забывайте. о сертификатах на приобретаемые игрушки и методические пособия. При моделировании образовательного пространства не забывайте и про цвет. Окружающий нас мир привлекает своим цветом. Рождается человек, и цвет сразу оказывает на него влияние. По ленточке на конверте новорожденного мы определяем его пол. Цвет влияет на наше психическое состояние. Это влияние цвета на здоровье человека используют в медицине. А в народной медицине лечат различные заболевания прикладыванием ткани разного цвета к больным местам. Цвет влияет на настроение, аппетит, зрение, двигательную реакцию. То есть цвет оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека.
Рассмотрим влияние цвета на пространство. Цвет может создать иллюзию пространства. Красный делает помещение меньшим по размеру, чем оно есть на самом деле, а светло-голубой, наоборот, создает эффект пространства. Коричневый сужает пространство. Исследования показывают, что цветные надписи на 35% замечают чаще, чем черно-белые. Существует зависимость цвета надписи от цвета фона. Хорошая их видимость достигается тогда, когда черные надписи делают на желтом фоне, зеленые — на красном, голубые — на белом.
Настольная книга старшего воспитателя Работа старшего воспитателя
Цветовая гамма по-разному влияет на психическое и физическое состояние человека (табл. 2). Таблица 2 Влияние цвета на человека
Цвет оказывает влияние на психику. Он может сделать человека счастливым или несчастным. Бедность красок окружающего мира делает его несчастным. В ходе экспериментов, проводимых специалистами частной исследовательской компании The Mind Lab по заказу фармацевтического концерна Boots, выяснилось, что цвета голубой и зеленый делают мужчин более счастливыми, а голубой и оранжевый — женщин. Голубой и красный делают мужчин более уверенными в себе, а голубой и фиолетовый цвета помогают приобрести уверенность в своих силах женскому полу. Воздействие ярких цветов на 15% улучшает реакцию у исследуемых и на 25% у них возрастает скорость выполнения психологических тестов.
О влиянии цвета на психику ребенка можно узнать из табл. 3. Таблица 3 Влияние цвета на психику ребенка
Настольная книга старшего воспитателя} " Работа старшего воспитателя
Окончание табл. 3
При моделировании образовательного пространства обязательно учитывайте влияние цвета на психическое состояние ребенка. Авторы Концепции развивающей среды в дошкольном учреждении (Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды.в дошкольном учреждении. М., 1993) указали на то, что окружающая среда в детских садах должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным построением развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
Это значит, что стратегия и тактика построения жилой среды определяются особенностями личностно-ориенти-рованной модели воспитания. Ее основные черты таковы. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» Его цель: содействовать становлению ребенка как личности. И этому способствуют следующие принципы построения развивающей среды: /. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Мебель должна быть такой, чтобы педагог мог общаться с ребенком, глядя ему в глаза, а не нависая над ним. Этому способствует разновысотная мебель. А при общении с ребенком надо еще уметь выбрать правильную дистанцию. Если это дети раннего возраста, то дистанция общения ближняя: ребенка часто берут на руки, вступают в телесный контакт (гладят, обнимают). Если это дети среднего возраста, то дистанция может быть и ближней и дальней, в зависимости от настроения детей. Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется дальняя дистанция. Мы их подготавливаем ко взрослой жизни, скоро они пойдут в другой социальный институт — школу. А там уже присутствует дальняя дистанция общения. Но если ребенок нуждается в тесном контакте, то воспитатель дает ребенку эту близость. 2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Это значит, что окружающая среда должна провоцировать ребенка на активность, как физическую, так и познавательную. В группе должны присутствовать различные уголки по видам детской деятельности. Особое внимание уделяется спортивному утолку с оборудованием для мальчиков и девочек, которое будет формировать потребность у детей к здоровому образу жизни. Интерес у дошкольников вызывают и стены творчества, где дети могут рисовать, используя различные материалы и технику рисования. Освещение и звуковой дизайн тоже повышают активность воспитанников дошкольного учреждения. 3. Принцип стабильности — динамичности. возраста, но она должна постоянно меняться, так как дети растут очень быстро и быстро изменяются. То есть ребенок перерастает среду. Поэтому среда планируется таким образом, чтобы она могла меняться по желанию ребенка. Этому способствует мебель, которая может быстро трансформироваться. Используются различные кубы, ширмы, при помощи которых можно изменять пространство. 4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. что при динамичности развивающей среды нельзя забывать о том, чтобы пространство одной зоны не входило в другую зону. Так, музыкальная зона не может находиться рядом с уголкомчтения, в котором ребенку нужна тишина. Должно соблюдаться четкое разделение этих зон. 2. Зак. 59 Настольная книга старшего воспитателя 5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной ком Для соблюдения этого принципа необходимо выполнять правило «золотой середины». Так, обедненная развивающая среда ограничивает развитие ребенка, а перенасыщенная — дезориентирует детей. Необходимо помнить об уголках уединения. Ребенок устает от коллектива и у него периодически возникает желание укрыться от посторонних глаз. Уголок уединения — это шатер, домик, ширма в уголке, но там обязательно должно находиться что-то мягкое (мех, подушки), и это место должно быть скрыто от глаз других. Не забывайте о том, что, если ребенок уединился, возможно, ему требуется ваша помощь. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элемен Этот принцип проявляется в знакомстве детей с произведениями искусства. Ребенка надо знакомить с разными жанрами искусства, устраивать в детском саду выставки картин и скульптур. Делать волшебные комнаты со сменой освещения, различными звуками, зеркалами. 7. Принцип открытости — закрытости. Принцип открытости предполагает общение ребенка с природой, с детьми других групп и сотрудниками дошкольного учреждения. Это открытость взрослой культуре, открытость обществу. Но, с другой стороны, детский сад — закрытая система, в которой действуют свои требования, регламентируемые программой и требованими СанПиНа. 8. Принцип учета половых и возрастных особенностей. учитываются возрастные особенности. Если это младший возраст, то количество одинаковых игрушек должно соответствовать численности детей. Дидактический материал должен соответствовать программному материалу этого возраста. Учет половых особенностей детей тоже влияет на среду потому, что мальчики и девочки по-разному ведут себя в окружающей среде, им нужны разные игрушки. В старшем возрасте не забывайте о том, что у детей должны быть туалеты в кабинках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|