Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Й вопрос: «Что такое воображение?»




— Уважаемые музыкальные руководители! Разрешите
еще раз назвать тему методического объединения: «Разви­
тие воображения детей дошкольного возраста всеми видами
музыкальной деятельности». Прежде чем перейти к ней,
давайте вспомним, что же такое воображение?

(Ответы из зала.)

— Словарь практического психолога СЮ. Головина дает
такое определение: «Способность человека к построению но­
вых образов путем переработки психологических компонент,
обретенных в прошлом опыте: процесс психический создания
образа предмета или ситуации путем перестройки наличных
представлений»
(Минск, Харвест, 1998, с. 57).

Воображение является одним из познавательных про­цессов, характеризующихся высокой степенью наглядности и конкретности. Ключевое слово определения — способ­ность. А что же такое способность?

(Ответы из зала.)


 




Настольная книга старшего воспитателя


Полготовка горолских мероприятии


 


— Способностииндивидуально-психологические особен­
ности, которые имеют отношение к успешности выполне­
ния той или иной деятельности.
В деятельности выступает
в единстве с мышлением. А в какой деятельности развива­
ются способности в дошкольном возрасте?

{Ответы слушателей.)

В дошкольном возрасте на развитие воображения
оказывает влияние игра, которая является основным и ве­
дущим видом детской деятельности.

Человеческий труд отличается от труда животных, так как только человек при помощи воображения может уви­деть ожидаемый результат. Воображение оперирует пред­ставлениями. Что же такое представление?

{Ответы.)

Представлениенаглядные образы предметов, сцен
и событий, возникающие на основе припоминания или продук­
тивного воображения.

В отличие от восприятий могут носить обобщенный ха­рактер. Восприятие относится только к настоящему, пред­ставления — к прошлому и будущему.

Таким образом, сделаем вывод: воображениепсихиче­ский процесс отражения реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Существуют виды воображения. Давайте вспомним их.

{Ответы из зала.)

На схеме 3 отображены виды воображения.

 

  Воображение  
  > t     г  
Произвольное Появляется при решении науч­ных, технических и художест­венных задач   Непроизвольное Проявляется в сновидениях, в медитативных образах
             

Схема 3. Виды воображения 166


Тенденция воображения — преобразование представле­ний памяти, обеспечивающее создание нового. На схеме 4 видно, как действует воображение.

 

 

 

Механизм воображения        
       
  Преобразование представлений  
             
  Создание новых образов на основе наличных

Схема 4. Механизм воображения

Воображение — это синтез представлений в новых не­ожиданных сочетаниях. Существует несколько форм син­теза представлений в процессе воображения.

Формы синтеза представлений в процессе воображения:

1. Аггмотинация — соединение не соединяемых в реаль­
ности качеств, свойств, частей предметов.

2. Гиперболизация (акцентирование) — увеличение
или уменьшение предмета, изменение качеств его
частей.

3. Заострение — подчеркивание некоторых признаков.

4. Схематизация — сглаживание различий предметов
и выявление сходства между ними.

5. Тенденция — выделение существенного, повторяю­
щегося в однородных явлениях и воплощение его
в конкретном образе.

По степени выраженности активности воображение бы­вает активное и пассивное (схема 5).

— Творчество и воображение, как они связаны между собой?

{Ответы.)


Настольная книга старшего воспитателя


Полготовка горолских мероприятии


 


 



Схема 5. Виды воображения по степени активности

Творчествопсихический процесс создания новых ценно­стей. Деятельность по созданию новых материальных и ду­ховных ценностей.

Вам предстоит в совместной деятельности с детьми раз­вивать их музыкальные способности. Может кто-нибудь своими словами дать определение этому понятию?

(Ответы из зала.)

Способность музыкальная — индивидуально-психические особенности личности, включающие:

1. Природно-слуховую чувствительность (анализ естест­
венных звуков).

2. Развивающееся в труде и общении субъективное
отношение к речевым и музыкальным интонациям,
выраженное в виде эмоциональной реакции.

Эти музыкальные способности и предстоит вам раз­вивать в процессе музыкальной деятельности, уважаемые коллеги (схема 6).


Схема 6. Музыкальные способности


Настольная книга старшего воспитателя

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...