Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурное подразделение ФТС России





Начальник структурного подразделения ФТС России
Начальник структурного подразделения ФТС России
Заместитель начальника структурного подразделения ФТС России
Заместитель начальника структурного подразделения ФТС России
Заместитель начальника структурного подразделения ФТС России
Заместитель начальника структурного подразделения ФТС России

 

 


<циональны£ отдел

Функциональный Я Функциональный - отдел I отдел

жциональмый отдел

Функциональный отдел

Функциональный отдел


Региональное т
аможенное управление
Начальник
Заместитель начальника
Заместитель начальника
сциональный отдел
Функциональный отдел
отдел
отдел
Таможня
Начальник
Заместитель начальника
Заместитель начальника

 

 


Служба таможни


 

 


Функциональный отдел
Функциональный отдел
Функциональный отдел

Функциональный' отдел


 

 


Рис. 5.15. Схематическое изображение функциональной вертикали управления

Рассматривая поэтапно процесс принятия решения (включая под­готовку проекта соответствующего документа)[22], можно выделить следую­щие шаги.

1. Возникновение необходимости принятия решения, формирование по­ручения.

Необходимость принятия решения может быть обусловлена следующи­ми факторами:

- поручение руководства (инициативное, вызванное необходи­мостью реагирования на какую-либо информацию и др.);

- возникновение проблемной ситуации, требующей решения;

- инициатива исполнителя.

При этом, чем выше статус лица, которое будет принимать решение, тем больше промежуточных этапов согласования проекта документа, в кото­ром формализовано соответствующее решение. Так, например, если решение должно быть принято Руководителем ФТС России (подпись соответствующе­го документа либо наложение резолюции), то лицами, согласующими указан­ный проект документа, являются: начальник функционального отдела, кури­рующий заместитель начальника структурного подразделения, начальник структурного подразделения, курирующий заместитель руководителя ФТС России.

В большинстве случаев рассматриваемый процесс начинается с по­становки поручения. Уровень лица, формирующего поручение (руково­дитель службы, начальник управления, начальник отдела), обуславливается важностью вопроса, точкой входа информации (например, письмо, адресо­ванное на конкретное уполномоченное должностное лицо), наличием права и компетенции по формированию соответствующих поручений и др. При фор­мировании поручения управленцем соответствующего звена определяется его приоритетность, сроки выполнения, а также ответственный исполнитель.

Поручение может быть сформировано в следующем виде:

- резолюция уполномоченного лица на документе (письме, доклад­ной записке, служебной записке и др.); *

- формулировка в порученческой части приказа, распоряжения;

- устное указание уполномоченного лица.

2. Регистрация поручения в системах документационного обеспе­чения.

В целях упорядочения процесса документационного оборота, обес­печения возможности контроля движения документа и сроков исполнения поручения и др. основная информация о документе вносится в электронные системы документационного обеспечения.

Указанное действие играет обеспечивающую роль, однако считаем це­лесообразным его отметить, так как на практике большинство действий, свя­занных с подготовкой документа, отражается в соответствующем про­граммном средстве.

3. Проработка вопроса исполнителем.

В процессе подготовки материалов, необходимых для принятия реше­ния, важнейшее место занимает этап проработки вопроса конечным исполни­телем. Указанное обусловлено в том числе тем, что исполнитель является экспертом в указанной области, который знает особенности ретроспективного (исторического) развития вопроса, проблемные «узкие места» и иные специ­фические аспекты, которые могут быть не известны руководящим лицам, об­ладающим статусом подписи.

От качества проработки вопроса исполнителем во многом зависит при­нятие конечного решения уполномоченными должностными лицами.

При поступлении документа исполнителю он компетентно может дать заключение по следующим вопросам:

- относится ли поручение к компетенции функционального отдела (хотя конечное решение по данному вопросу принимает лицо, сформировав­шее поручение);

- относится ли поручение к исключительной компетенции функцио­нального отдела, либо требует дополнительных запросов;

- особенности выполнения поручения в условиях актуального состо­яния практической реализации проблемного вопроса.

В случае если поручение не относится к компетенции функцио­нального отдела, исполнителем по согласованию с начальником функцио­нального отдела готовится проект документа (докладная записка) на имя ли­ца, давшего поручение, для передачи его в иное компетентное подраз­деление.

В случае если поручение требует дополнительной проработки иными подразделениями, исполнителем по согласованию с начальником функцио­нального отедла готовится проект документа (служебная записка, письмо), содержащее соответствующий запрос.

4. Подготовка заключения по вопросу исполнителем для принятия ре­шения.

После получения всех необходимых материалов и детальной их прора­ботки исполнитель подготавливает экспертное заключение по существу во­проса, с предложениями о возможных вариантах его решения.

5. Определение формы реализации решения.

Лица, уполномоченные принимать первичное промежуточное решение (изначально начальник функционального отдела), определяют форму реали­зации решения (письмо, докладная записка, устный доклад и др.).

6. Подготовка проекта документа исполнителем.

После определения лицом, принимающим решение формы его реали­зации, исполнитель готовит проект соответствующего документа, который проходит установленную процедуру визирования.

7. Принятие окончательного решения — подписание документа (нало­жение резолюции).

Окончательное решение принимает лицо, имеющее соответствующее право и статус подписи.

Часто это то же лицо, которое сформировало изначальное поручение.

8. Присвоение документу регистрационного номера в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства, регистрация доку­мента в системах документационного обеспечения.

9. Направление документа адресату.

Указанные действия являются обеспечивающими, однако необходимы для фактического доведения принятого решения до лиц, к обязанностям ко­торых относится его исполнение.

Как правило, мероприятия по подготовке проекта решения (шаги 1-6), осуществляющиеся на уровне исполнитель - начальник функционального подразделения, являются основополагающими. А далее уже подготовленный проект решения одобряется вышестоящим руководством.

Однако на каждом промежуточном иерархическом уровне согласования может быть изменено лицами, уполномоченными принимать соответ­ствующие решения — подписывать (визировать) документ.

Отметим также, что, помимо принятия решения и его доведения до ад­ресата, необходимо также осуществлять контроль за его исполнением.

Контроль в целом является необходимой и неотъемлимой функцией управления, представляющей собой систему управленческих мер по наблю­дению за ходом и проверкой результатов деятельности организации, осу­ществляемый уполномоченными на то субъектами управления с целью выяв­ления и устранения отклонений в этой деятельности от установленных требо­ваний или заданных параметров.

В этой связи рассмотрение цикла принятия решения не может быть полным без учета действий, направленных на контроль реализации решения. В ходе осуществления контроля реализации решения могут быть выявлены проблемные аспекты, обуславливающие необходимость корректировки ранее принятого решения.


'О о
'S о «о с
о s;. to Q Й 'О К о
а, sr
а ж ч> ж со 1 &
§ ж § а о, a
CL >з 0ж ж § о ж
a § со £ о "5 •о
'О ^ I 5- § ж о О й) а-

5.4. Системный подход [23]

Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управ­лении, является представление организации как системы высочайшего поряд­ка сложности, системы, компонентами которой являются люди.

Система — это множество элементов, находящихся в отношениях и свя­зях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. При этом целостность как характеристика системы проявляется в возникновении новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам.

Основные термины и понятия, характеризующие систему, представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...