Основные положения институционального подхода, идеи и логическая схема создания института таможенного дела
Различные исследователи понимают под «институтом» как нормы и правила, так и конкретные организации. На основе анализа различных определений термина «институт» в российской и зарубежной литературе предлагаем следующее понимание. 1. В широком смысле институт — это исторически сложившееся и эволюционирующее вместе с обществом и государством высокоорганизованное социально-экономическое системное образование, объединяющее деятельность людей для удовлетворения конкретной важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели.
2. В узком смысле институт — это целостная совокупностью идей, правил и механизмов определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система. Системно-логическое представление института содержится на рисунке 10.3. Вполне естественно, что каждый институт характеризуется специфическими, только ему присущими функциями. Однако можно выделить ряд функций. присущих всем институтам. Это, во-первых, регулятивная функция. Находясь под влиянием структурного функционализма, отечественные экономисты, социологи и философы часто отождествляют институты с функцией контроля, полагая, что именно таким образом они регулируют отношения в государстве и обществе. По мнению ряда исследователей, регулятивная функция является главной в ряду других, так как остальные функции прямо обусловлены ее действием: координируя и направляя деятельность людей, институты способствуют сохранению как своей целостности, так и целостности и стабильности всего общества[67].
Среди функций, общих для всех институтов, называется также функция трансляции, обеспечивающая преемственность в использовании культурных ценностей, передачу навыков и норм социального и экономического поведения от поколения"!? поколению. Общей функцией института можно считать интегрирующую функцию: в рамках института индивиды объединяются и взаимодействуют с целью достижения своих интересов и интересов общества. И, наконец, отметим коммуникативную функцию, обеспечивающую в рамках института передачу информации, которая может передаваться от субъекта к институту и наоборот. Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами. Т. Политические институты — подразделяются на две группы: государство и его институты (государственные учреждение, структуры) и различные общественные организации (партии, профсоюзы и т.п.). Политические институты, как правило, преследуют политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему конкретного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры. 2. К социально-экономическим институтам относятся собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Данные институты обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни. 3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.
4. Нормативно-ориентирующие институты — это механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Данные институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5. Нормативно-санкционирующие институты призваны осуществлять общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплений. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений. Понятие «институт» неразрывно связано с другим ключевым понятием — «институционализация»77, которое также не имеет однозначной трактовки. Понимание термина «институционализация» в политологии, экономике и социологии представлено на рисунке 10.4.
Рис. 10.4. Содержание понятия «институционализация» „ 78, 79 в различных областях знании
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий или новой концептуальной идеи, определяющей направления преобразования организации как института 2. Формирование будущих целей 3. Появление в ходе моделирования взаимодействия новых институтов социальных норм и правил, а также связанных с ними процедур
согласованию интересов различных экономических агентов, обеспечивающему выбор оптимального варианта взаимодействия при соблюдении необходимой меры подчинения интересов отдельных агентов интересам общества и государства образованию набора экономических правил и норм, появлению (развитию) конкретной организации, задающих контекст существования хозяйственных субъектов и их взаимодействия в определенной сфере
6. Создание концепции и проекта организации как института или разработка проекта преобразования организации как института 7. Реализация проекта создания или преобразования организации как социально-экономического института созданию, преобразованию, развитию организаций и учреждений, обеспечивающих устойчивость функционирования соответствующей сферы общественной жизни, а также управление и контроль за деятельностью конкретных субъектов общественных отношений (в том числе и в экономической сфере)
Рис. 10.5. Алгоритм и признаки процесса институционализации 10.2. Основные положения институционального подхода, идеи и логическая схема.. Выделяют два вида инетитуционализации: естественная (проявляется в виде постепенной стандартизации складывающихся типов взаимодействия, нормативного оформления соответствующих ролей и предписаний, формирования и развития норм, правил и процедур) и искусственная (когда первоначально создаются нормы, правила, а затем появляются реальные участники взаимодействия, агенты экономических отношений, организации). Примером практической реализации искусственной инетитуционализации является проведение структурных реформ, когда первоначально рационально разрабатываются концептуальные идеи и ключевые параметры социально-экономических образований (организаций), которые еще предстоит создать и операционализировать.
Искусственная институционализация, как правило, носит упреждающий характер: она канализирует возможные, но еще не проявившиеся в полной мере виды взаимодействия. Именно поэтому искусственная институционализация возможна только благодаря поддержке государства в лице его органов и служб, так как требует определенных элементов принуждения, без которых освоение агентами новых ролей и технологий может растянуться во времени. В этой связи единственным реальным проводником структурных реформ в обществе является государство и его институты, обладающие для этого необходимыми ре- 82 сурсами. Механизм институциональных изменений запускается путем объединения внешних изменений и внутренних накоплений знаний. Направленность изменений, как уже отмечалось ранее, большей частью определяется траекторией предшествующего развития, так как политические и экономические организации, образовавшиеся вследствие существования определенной институциональной матрицы, стремятся сохранить ее институциональную структуру. Большинство стран мира, осуществляющие структурные реформы, сталкиваются с проблемой траектории предшествующего развития, которая концентрирует развитие общества и экономики в одном направлении. Важнейший постулат теории институционализма — траекторию развития можно изменить, если начать инвестировать в те знания, сферы и направления, которые принесут максимальный выигрыш в будущей, более прогрессивной институциональной среде общества и государства в целом. Данное утверждение справедливо и при решении вопроса о развитии конкретного социально-экономического института (рис. 10.6). Обозначенный подход в управлении институциональными изменениями позволяет предугадать и в результате избежать попадания в так называемые «институциональные ловушки». Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует соответствующие трансакционные отношения, которые в итоге оказывают влияние на трансакционные[68] издержки жизнедеятельности всего общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|