Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения институционального подхода, идеи и логическая схема создания института таможенного дела




Различные исследователи понимают под «институтом» как нормы и пра­вила, так и конкретные организации. На основе анализа различных определений термина «институт» в российской и зарубежной литературе предлагаем следую­щее понимание.

1. В широком смысле институт — это исторически сложившееся и эволюционирующее вместе с обществом и государством высокоорганизованное социально-экономическое системное образование, объединяющее деятельность людей для удовлетворения конкретной важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели.

ИНСТИТУТ (идеи, правила, механизмы)
ОРГАНИЗАЦИЯ как институт
Управление Сервисные
Институциональная среда
Рис. 10.3. Системно-логическое представление института

2. В узком смысле институт — это целостная совокупностью идей, правил и механизмов определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система. Системно-логическое представление института содержится на рисунке 10.3.

Вполне естественно, что каждый институт характеризуется специфиче­скими, только ему присущими функциями. Однако можно выделить ряд функ­ций. присущих всем институтам. Это, во-первых, регулятивная функция. Нахо­дясь под влиянием структурного функционализма, отечественные экономисты, социологи и философы часто отождествляют институты с функцией контроля, полагая, что именно таким образом они регулируют отношения в государстве и обществе. По мнению ряда исследователей, регулятивная функция является главной в ряду других, так как остальные функции прямо обусловлены ее дей­ствием: координируя и направляя деятельность людей, институты способству­ют сохранению как своей целостности, так и целостности и стабильности всего общества[67].

Среди функций, общих для всех институтов, называется также функ­ция трансляции, обеспечивающая преемственность в использовании культур­ных ценностей, передачу навыков и норм социального и экономического по­ведения от поколения"!? поколению.

Общей функцией института можно считать интегрирующую функцию: в рамках института индивиды объединяются и взаимодействуют с целью достиже­ния своих интересов и интересов общества. И, наконец, отметим коммуникатив­ную функцию, обеспечивающую в рамках института передачу информации, ко­торая может передаваться от субъекта к институту и наоборот.

Институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами.

Т. Политические институты — подразделяются на две группы: госу­дарство и его институты (государственные учреждение, структуры) и различ­ные общественные организации (партии, профсоюзы и т.п.). Политические институты, как правило, преследуют политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему конкретного общества. По­литические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохране­ние идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

2. К социально-экономическим институтам относятся собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа. Данные институты обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами общественной жизни.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освое­ние и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведе­ния и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.


4. Нормативно-ориентирующие институты — это механизмы мораль­но-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — при­дать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую осно­ву. Данные институты утверждают в сообществе императивные общечелове­ческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие институты призваны осуществлять общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обя­зательность норм обеспечивается принудительной силой государства и си­стемой соответствующих санкций.

6. Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты основаны на более или менее длительном принятии конвенцио­нальных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплений. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группо­вого и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаим­ного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Понятие «институт» неразрывно связано с другим ключевым понятием — «институционализация»77, которое также не имеет однозначной трактовки. По­нимание термина «институционализация» в политологии, экономике и социоло­гии представлено на рисунке 10.4.

превращение какого-либо по­литического явления или движения в организованное учреждение, формализован­ный, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти различных уровней и другими признаками организации

закрепление того или иного института в общественной практике, его фактическое подтверждение в реальном поведении людей

процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направле­нии удовлетворения не­которой общественной потребности

 

Рис. 10.4. Содержание понятия «институционализация»

„ 78, 79

в различных областях знании


Oo_ g tj Ю,. О ^ S 2 ■ о 3 I 01 § I s CO P § GO w 05
UJ О iL К J2. о ■ H C5 2 X g; a ■в- X 7t 1 § s
"3 E s О X
1 I
to ■a ia h
I I i ь
o\ В К s Ж о © s! I? H S g Ы g
К u s а g
О Я

л

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой тре­бует совместных организованных действий или новой концептуальной идеи, определяющей направления преобразования организации как ин­ститута

2. Формирование будущих целей

3. Появление в ходе моделирования взаимодействия новых ин­ститутов социальных норм и правил, а также связанных с ними процедур

тому, что экономические и другие практи­ки становятся регулярными, долговре­менными и обрастают признаками институ­та

согласованию интересов различных эко­номических агентов, обеспечивающему вы­бор оптимального варианта взаимодей­ствия при соблюдении необходимой меры подчинения интересов отдельных агентов интересам общества и государства

образованию набора экономических правил и норм, появлению (развитию) конкретной организации, задающих контекст существо­вания хозяйственных субъектов и их взаи­модействия в определенной сфере


 

 


И
м

6. Создание концепции и проекта организации как института или разработка проекта преобразования организации как института

7. Реализация проекта создания или преобразования организации как социально-экономического института созданию, преобразованию, развитию ор­ганизаций и учреждений, обеспечивающих устойчивость функционирования соответ­ствующей сферы общественной жизни, а также управление и контроль за деятельно­стью конкретных субъектов общественных отношений (в том числе и в экономической сфере)


 

 


Рис. 10.5. Алгоритм и признаки процесса институционализации


10.2. Основные положения институционального подхода, идеи и логическая схема..

Выделяют два вида инетитуционализации: естественная (проявляется в виде постепенной стандартизации складывающихся типов взаимодействия, нор­мативного оформления соответствующих ролей и предписаний, формирования и развития норм, правил и процедур) и искусственная (когда первоначально созда­ются нормы, правила, а затем появляются реальные участники взаимодействия, агенты экономических отношений, организации). Примером практической реали­зации искусственной инетитуционализации является проведение структурных ре­форм, когда первоначально рационально разрабатываются концептуальные идеи и ключевые параметры социально-экономических образований (организаций), ко­торые еще предстоит создать и операционализировать.

Искусственная институционализация, как правило, носит упреждающий характер: она канализирует возможные, но еще не проявившиеся в полной мере виды взаимодействия. Именно поэтому искусственная институционализация возможна только благодаря поддержке государства в лице его органов и служб, так как требует определенных элементов принуждения, без которых освоение агентами новых ролей и технологий может растянуться во времени. В этой свя­зи единственным реальным проводником структурных реформ в обществе яв­ляется государство и его институты, обладающие для этого необходимыми ре- 82

сурсами.

Механизм институциональных изменений запускается путем объединения внешних изменений и внутренних накоплений знаний. Направленность изменений, как уже отмечалось ранее, большей частью определяется траекторией предшеству­ющего развития, так как политические и экономические организации, образовавшие­ся вследствие существования определенной институциональной матрицы, стремятся сохранить ее институциональную структуру. Большинство стран мира, осуществля­ющие структурные реформы, сталкиваются с проблемой траектории предшествую­щего развития, которая концентрирует развитие общества и экономики в одном на­правлении. Важнейший постулат теории институционализма — траекторию разви­тия можно изменить, если начать инвестировать в те знания, сферы и направления, которые принесут максимальный выигрыш в будущей, более прогрессивной инсти­туциональной среде общества и государства в целом. Данное утверждение справед­ливо и при решении вопроса о развитии конкретного социально-экономического ин­ститута (рис. 10.6). Обозначенный подход в управлении институциональными изме­нениями позволяет предугадать и в результате избежать попадания в так называемые «институциональные ловушки».



Институциональная среда, выступающая интеллектуальным результатом воспроизводственной деятельности людей, обществ и государств, формирует со­ответствующие трансакционные отношения, которые в итоге оказывают влияние на трансакционные[68] издержки жизнедеятельности всего общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...