Задача управления развитием института
Таможенного дела Таможенная служба как институт в данном случае рассматривается как социально значимая организация, возникновение и развитие которой обусловлено объективными предпосылками, отражающими интересы общества и государства. Данный институт является системообразующим элементом сферы ВЭД страны, поскольку он упорядочивает экономические, политические, правовые, энергетические, информационные и другие коммуникации в сфере внешнеэкономических отношений как внутри страны, так и с мировым сообществом, обеспечивая тем самым устойчивость и предсказуемость взаимодействий между торговыми партнерами. Под таможенными институтами в широком смысле предлагаем понимать системные образования, регулирующие взаимодействие участников экономических отношений в сфере ВЭД и объединяющие деятельность людей для достижения общественно значимой цели — защиты экономической безопасности России. Под таможенными институтами в узком смысле предлагаем понимать целостную совокупностью идей, правил и механизмов определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же саму организацию (таможенная служба) как открытую эволюционирующую систему. Таким образом, Федеральная таможенная служба в России представляет собой особый государственный институт, формирующийся и развивающийся в специфических условиях в рамках присущих только ей институциональных изменений. В связи с этим институционализация в сфере таможенного дела представляет собой, на наш взгляд, процесс гармонизированных концептуальных, правовых, организационных, технологических и других системных изменений прогрессивного характера Федеральной таможенной службы как института государственного управления.
Эволюция таможенной службы как социально-экономического государственного института на всем протяжении ее существования неразрывно связана с развитием внешней торговли и интересами национальной экономики страны: уровень развития таможенной службы России определяется сложившейся на конкретный момент времени институциональной средой, а также уровнем развития экономики и потребностями государства и общества. Важно отметить, что таможенная служба как институт государства «развивалась в российских землях по своим специфическим законам, соответствующим характеру и умострою народа, цивилизация которого формировалась на своих, свойственных только для России политических и экономических основаниях»[64]. На всем протяжении развития таможенного дела и таможенной службы усилия государства, как правило, были направлены на поддержание баланса интересов субъектов международной торговли, с одной стороны, общества и конкретного государства — с другой. Таможенная служба как социально-экономический институт государства на протяжении более двух тысячелетий, выполняя возложенные на нее функции, оказывает услуги государству, обществу и участникам внешнеэкономической деятельности. При изучении таможенных органов и таможенной службы на основе методологии институционального подхода целесообразно выделить два возможных направления исследования — с точки зрения феноменологии и с точки зрения функционализма (рис. 10.1). Идентификация таможенной службы на основе институционального подхода позволила выявить ряд признаков, которые предлагаем классифицировать на базовые (характерные для всех организаций) и специфические (отражающие особенности таможенной службы как государственного института).
Таможенная служба как организация обладает следующими базовыми признаками: 1. Наличие общественно значимых статуса, функций и целей, выражающих конкретные социальные потребности. 2. Наличие материальной, финансовой и ресурсной базы для осуществления своей миссии. 3. Реализация в структуре и деятельности таможенной службы институциональных норм, которые не противоречат принятым институциональным стандартам и упорядочивают ролевые функции, права и обязанности персонала. 4. Устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной структуры общества[65]. Специфические признаки таможенной службы как социально- экономического института государства отражены на рисунке 10.2. Представляется важным уточнить, что таможенная служба России является социально-экономическим институтом" государства^ Экономический аспект в данном случае подразумевает систематически осуществляемое взаимодействие таможенных органов с внешними для них объектами, экономически заинтересованными в эффективности такого взаимодействия, выражающегося в обеспечении и поддержании на оптимальном уровне трансакционных издержек. Так, у каждой функции таможенной службы как социально-экономического института есть внешний «потребитель» или реципиент. Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что таможенная служба России — сложный и масштабный эволюционирующий институт обеспечения экономической безопасности государства, наделенный статусом ведущего государственного института, выполняющего комплекс значимых функций, связанных с регулированием внешнеэкономической деятельности. Организационно таможенная служба представлена системой таможенных органов, которые составляют единую федеральную централизованную систему и представляют собой одну из важнейших подсистем институциональной системы России. В структуре таможенной службы можно выделить две системообразующие институциональные группы, представленные на рисунке 10.2 и отображающие основные составляющие элементы таможенной службы как института. На современном этапе таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: формируются новые подходы к таможенному администрированию, внедряется новая философия таможенного дела — «контроль в виде сервиса». Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг становится ключевым фактором вхождения России в Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли[66] — это главный вектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание новых типов организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|