Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи и модели управления развитием таможенного дела




Увеличение объемов международного товарооборота и транзитных перево­зок, политико-экономические и социальные изменения, проявления мирового финансово-экономического кризиса и его последствий, затрагивающих мировое сообщество в целом и Российскую Федерацию в частности, предъявляют новые требования к эффективности деятельности государственных институтов, в том числе и Федеральной таможенной службе России.

Современные таможенные институты вынуждены непрерывно адаптиро­ваться к изменяющимся условиям, продолжая развиваться, и это развитие стано­вится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целена­правленных усилий их субъектов управления (руководителей). В соотношении «управление функционированием (деятельностью) — управление развитием» в последнее время все больший удельный вес и большую значимость приобретает управление развитием. В связи с этим меняется и содержание управленческой де­ятельности: оно в меньшей степени направлено на администрирование, а в боль­шей Tia" преобразования, основанные на прогнозировании условий и планирова­нии перспектив и направлений развития Федеральной таможенной службы.

На современном этапе Федеральная таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: формируются новые под­ходы к таможенному администрированию, внедряется новая философия таможен­ного дела — «контроль в виде сервиса».

Трансформация таможенной системы в систему таможенных услуг стано­вится ключевым фактором вхождения России в Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли — это главный вектор развития таможенной службы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание но­вых типов организационно-экономических и технологических инструментов каче­ственной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности России.

На развитие таможенной службы в настоящее время оказывают значимое влияние следующие группы факторов: макроэкономические (изменения в эко­номике, нестабильность рынков, динамика цен на товары); геополитические (уровень развития внешнеполитических связей и транспортного сообщения); нормативно-правовые (изменения норм законодательства в области таможенно- тарифной и налоговой политики, а также уголовного, административного, уго- ловно-процессуального, валютного законодательства, международных норм в области внешней торговли); внутритаможенные (развитие таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры, внедрение современных инфор­мационных таможенных технологий, коммуникационного оборудования.

Важнейшими факторами, влияющими на функционирование таможен­ных органов и стимулирующими их развитие в современных условиях, явля­ются: рост внешнеторгового оборота Российской Федерации, дисбаланс в инфраструктурном развитии Центрального района и приграничных субъектов страны, необходимость решения проблемы чрезмерной транспортной нагруз­ки на крупные транспортные узлы в пределах крупных российских городов (в первую очередь, это касается Москвы и Санкт-Петербурга, а также других мегаполисов страны).

Институциональное развитие в таможенной сфере представляет собой процесс формирования идей, концепций, нормативно-правового обеспечения, про­грамм и механизма качественного преобразования (развития) Федеральной тамо­женной службы России. Под управлением институциональным развитием при этом предлагаем понимать процедуру анализа и выбора одной из приемлемых аль­тернатив при создании нового таможенного института или качественном преобра­зовании существующих таможенных институтов.

Управление институциональным развитием в системе государственного управления осуществляется преимущественно посредством применения двух групп технологий: трансформационной (технологии импорта и преобразования институтов) и трансакционной (технологии анализа и управления трансакционными издержками).

Основной задачей институционального развития Федеральной таможен­ной службы Российской Федерации в современных условиях является транс­формация таможенных органов в состояние, соответствующее новым институ­циональным и социально-экономическим условиям, а также новым предъявляе­мым к таможенным администрациям требованиям. В данном случае речь идет о постоянных институциональных изменениях прогрессивного характера или об институционализации как непрерывном процессе развития таможенного дела и Федеральной таможенной службы России.

— Управление развитием государственных институтов (в том числе и Феде­ральной таможенной службы) целесообразно осуществлять на основе разработки и реализации документов концептуального характера — Концепции или Страте­гии развития (далее будем говорить о Концепции развития Федеральной тамо­женной службы), а также планов (межведомственных и ведомственных) меро­приятий по реализации данных документов.


Концептуальная часть (рис. 10.7) раскрывает новую философию тамо­женного дела (например, «контроль в виде сервиса»), идеологию развития та­моженных институтов (например, на основе международных принципов и стан­дартов) и определяет важнейшие направления развития таможенной службы.

НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Контроль в виде сервиса

ИДЕОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Идея повышения уровня социально-экономического развития страны посредством обес­печения безопасности и содействия торговле таможенными методами и средствами

КОНЦЕПЦИЯ (СТРАТЕГИЯ) РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

Создание сервисной электронной таможни, соответствующей между­народным требованиям

1|адртие основг|ых^направл^ш^ деятеун^но

Рис. 10.7. Модель развития таможенного дела России

В основе процесса управления институционализацией в сфере таможенно­го дела лежит механизм[69] стратегического управления развитием таможенных органов, основанный на общем алгоритме стратегического управления[70], объеди­няющем аналитическую и прогностическую деятельность, а также выбор соот­ветствующей стратегии и разработку программ, планов развития.

Анализ среды является исходным элементом процесса стратегического управления: он обеспечивает базу для определения видения, миссии и целей ор­ганизации, а также для выработки стратегии поведения, позволяющей организа­ции осуществить свою миссию и достичь поставленных целей.

Четкое формулирование стратегического видения[71] — необходимая пред­посылка устойчивого развития и обеспечения стратегического лидерства в буду­щем. Видение необходимо для эффективного руководства и принятия решений; оно ориентирует таможенную службу на будущее, определяет приоритетные по­требности потребителей таможенных услуг, перспективные направления разви­тия таможенных органов, а также их долгосрочную конкурентную позицию.

Предлагаем следующую формулировку видения для таможенной службы России: создание в XXI веке конкурентоспособной таможенной службы, осу­ществляющей эффективное таможенное администрирование, обеспечивающее ци­вилизованные условия для развития международной торговли в сочетании с эф­фективной защитой национальной безопасности и экономических интересов стра­ны.

Миссия таможенной службы представляет собой качественно выраженную цель, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных це­лей, отраженных в программах и планах. Миссия таможенной службы, сформу­лированная на основе институционального подхода, представлена на рисунке 10.8. На следующем этапе процесса управления развитием руководители высше­го звена таможенной службы на основе анализа результатов мониторинга внеш­ней институциональной среды и динамики внутренних процессов таможенных органов должны принимать решение о целесообразности и перспективных направлениях институционализации, инициировать решения по разработке и внедрению новшеств, упрощению и унификации различных процедур. При этом назначаются отдельные лица или группы работников, ответственных за опреде­ленные аспекты изменений.

Г_____________________     ________ __________________________________ N
Защита социально- экономических интересов страны I! Содействие внешнеторговой \ \ Обеспечение безопасности России |! деятельности, в том числе й посредством ] \ таможенными | 1 снижения трансакционных издержек \ \ методами
V Генеральная миссия Федеральной таможенной службы России J
     
Стратегическое направление дальнейшего развития таможенных органов
Рис. 10.8. Миссия Федеральной таможенной службы России

 

В качестве инструментов анализа институциональной среды и проектиро­вания концепции (стратегии) развития таможенных органов рассматривается со­ответствующая метотехнология, основные параметры которой представлены в следующей теме.

При осуществлении управления развитием во внимание должны прини­маться различные уровни вмешательства в старую организационно- функциональную среду (индивидуум, группа, подразделение, таможенная служба в целом и протекающие в ней процессы), а также многочисленные организацион­ные параметры, такие как структура, процессы, используемые таможенные тех­нологии и информационные технологии, организационная культура, рассматри­ваемая как модель основополагающих ценностей и принципов, разделяемых со­трудниками таможенных органов[72], а также кадровый потенциал таможенной службы[73].

Рассмотрим основные элементы механизма стратегического управления развитием таможенных органов. Таможенная служба как социально-эко­номический институт и как система представляет собой совокупность управляе­мой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления, располагающего соответствующим механизмом управления). Под управлением развитием целесообразно понимать совокупность процессов, обес­печивающих перевод таможенной службы в новое состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий. Перевод системы в новое состояние необходимо осуществлять каждый раз, как только изменяются внешние или внутренние условия ее функционирования и перед системой возни­кают новые цели, в частности изменяются требования к таможенным админи­страциям, предъявляемые международными организациями и институтами. Цели таможенной службы динамичны и обусловлены изменением внешних и внутрен­них институциональных условий, поэтому управление развитием таможенных органов будет иметь непрерывный, циклический характер.

В таможенной службе управление осуществляется в замкнутом контуре посредством обратной связи выхода системы (результатов деятельности) с вхо­дом (факторами, определяющими условия развития). Представленный механизм стратегического управления развитием объединяет концепцию, цели, критерии, функции, методы управления. Место механизма в системе управления показано на рисунке 10.9. Все перечисленные элементы логически следуют из общей концеп­ции развития объекта.



факторы. оджамммам yc-wsat валип«
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГ.ШОВ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Рис. 10.9. Место механизма управления институционализацией в системе управления таможенной службой

 

В рамках существующего механизма развития предполагается существова­ние некоторой идеальной базовой модели системы в будущем, необходимой для дальнейшего ее эффективного функционирования. Это своего рода ограничения по функционированию данной системы в настоящее время. В процессе функцио­нирования таможенных органов в аналитическую подсистему поступает различ­ная информация: о нагрузке на таможенные органы, о факторах, оказывающих влияние на деятельность таможенных органов, о результатах их деятельности и др. Аналитическая подсистема дает сигнал системе управления о текущей ситуа­ции в системе таможенных органов. В системе управления функционированием принимается соответствующее решение, основанное на правиле: в старом меха­низме при таких сложившихся условиях выбирается оптимальный вариант осу­ществления деятельности.

Поскольку ключевые моменты развития (концепция, цели, идеи и т.п.) перманентно находятся в динамике, система таможенных органов постоянно раз­вивается в рамках определенного механизма развития. Это происходит в связи с тем, что по каналу, связывающему аналитическую подсистему и подсистему управления развитием, поступает соответствующая информация, свидетельству­ющая о том, что система таможенных органов в рамках старого механизма разви­тия в условиях изменившихся показателей — нагрузки, деятельности, факторов — уже неэффективна или есть основания полагать, что ее эффективность снизит­ся в ближайшей перспективе.

В этом случае запускается процесс формирования нового механизма разви­тия: создается новая Концепция развития таможенных органов, программы раз­вития, планы и пр. Далее, на фоне деятельности таможенных органов происходит реализация нового механизма развития, внедрение новой Концепции, а информа­ция, поступающая по каналу, связывающему аналитическую подсистему и под­систему управления развитием, позволяет делать выводы о том, насколько данная Концепция (программа) и меры, принимаемые для ее реализации в данный кон­кретный момент, совпадают. По указанному каналу осуществляется мониторинг состояния системы таможенных органов при реализации Концепции и програм­мы развития таможенных органов.

В случае если на фоне функционирования таможенных органов при одно­временной реализации определенной принятой Концепции развития появляются новые факторы, на которые система ранее не реагировала, появляется и начинает функционировать третий канал, связывающий информационно-аналитическую систему и механизм развития. Следовательно, целесообразно запускать весь ме­ханизм развития ■— сформулировать новую Концепцию, цели, критерии, функ­ции, методы, программы. Данным механизмом также необходимо управлять, что и осуществляет система управления развитием. Указанное формулирование бу­дет происходить на фоне функционирования, на фоне реализации старой Кон­цепции, что в конечном итоге приведет к появлению новой Концепции. Учитывая эволюционный характер системы, такое развитие будет происходить постоянно. Следовательно, управление развитием, в таком случае — это итерационный про­цесс.

Таким образом, управление функционированием таможенных органов идет в рамках сложившегося старого механизма развития. Система управления разви­тием, в рамках сложившейся новой Концепции (программы развития), отслежи­вает выполнение достижения целей Концепции (программы) по своему каналу. Механизм стратегического управления развитием включает в себя механизм раз­вития и систему управления функционированием.

Связь элементов механизма обеспечивается посредством обмена информа­цией по определенным каналам. Информационный канал, связывающий меха­низм развития с подсистемой управления функционированием, предназначен для оперативного принятия решений по реальному функционированию, для решения тактических задач. Информационный канал, связывающий механизм развития с подсистемой управления развитием, предназначен для обмена информацией, не­обходимой для осознания того, насколько принятый и существующий механизм развития реализован и какие существуют проблемы в его реализации и т.д.

Для разработки концепции управления процессом развития таможенных ор­ганов России важным представляется выделить ключевые параметры их институ- ционализации, на которые необходимо направлять управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Они выявляются в ходе проведения анализа резуль­татов мониторинга таможенной деятельности и институциональной среды ее функционирования и представляются в качестве констант «матрицы институцио- нализации». Основная задача управления институциональным развитием тамо­женных органов состоит в следующем: на основе зарождающихся сегодня реаль­ных тенденций, которые в перспективе могут стать доминирующими, необходимо представить основные контуры таможенной службы как социально- экономического института государства, адекватные новым институциональным условиям, а также стратегическим изменениям в обществе, государстве и в мире в целом.

В качестве инструмента управления институциональным развитием тамо­женных органов предлагается использовать матрицу изменений, разработанную Милгромом и Робертсом[74]. При построении «матрицы институционализации» целесообразно взять за основу идеи о структурных компонентах и функциях ин­ститута П. Бергера, Т. Веблена, Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, а также родовые при­знаки института по типологии А.И. Пригожина (устойчивая социальная целост­ность с регламентированным поведением людей, действующая для достижения цели; наличие основных функций; наличие ресурсов; наличие субкультуры и т.д.).

В зависимости от целей анализа и реформирования в качестве ключевых элементов «матрицы институционализации» могут выступать: миссия таможен­ной службы, стратегические цели, тактические задачи (выраженные через систему показателей); принципы функционирования таможенной службы как института государства; основные функции; технологии, применяемые при осуществлении функций; организационная структура; система и методы управления; социальные роли и статусы, персонал, штатная численность; организационная культура, цен­ностные ориентации; система запретов и императивов. Выбор указанного инстру­мента обусловлен, прежде всего, его широкими возможностями по осуществле­нию анализа, контроля и процедуры выбора развития таможенных органов в но­вых институциональных условиях, тем самым делая этот процесс управляемым.

Структурные элементы «матрицы институционализации» позволяют одно­временно исследовать и анализировать:

• таможенную службу как социально-экономический институт государ­ства с точки зрения феноменологии (описание таможенной службы как системы, состоящей из различных институциональных подсистем) — срез системы в опре­деленный момент времени;

• эволюцию таможенной службы как института, посредством сопостав­ления динамики и характера изменения ее структурных элементов (описание па­раметров изменения таможенной службы как системы и факторов, обеспечива­ющих эти изменения), что позволяет прогнозировать развитие таможенных орга­нов в конкретных институциональных условиях в стратегической перспективе — эволюция среза в течение определенного периода.

Таким образом, специальный анализ динамики констант «матрицы инетиту­ционализации» позволяет исследовать факторы и детерминанты функционирова­ния таможенных органов; определять специфику и закономерности их развития; выявлять доминирующие тенденции инетитуционализации таможенной службы как социально-экономического института государства на протяжении ряда этапов ее развития; формулировать основные рекомендации по управлению процессом развития таможенных органов в новых институциональных условиях, которые мо­гут стать основой для разработки и реализации стратегии развития таможенной службы России в XXI веке.

Предлагаемый подход управления развитием предполагает поэтапное про­ведение институциональных изменений в таможенных органах путем изучения существующих проблем, разрывов в развитии и путей их предотвращения, а так­же постепенного совершенствования внутренних и внешних таможенных про­цессов. Этот подход нашел отражение в системе всеобщего управления каче­ством (TQM). Однако, как показывает практика, некоторые типы изменений мо­гут не принести желаемого результата или привести к краху, если они произведе­ны частично, несвоевременно или очень медленно. Существующие инструмен­тальные средства часто оказываются неадекватными в ситуациях, когда речь идет о необходимости радикальной перемены, особенно если вопрос касается форми­рования или реформирования системы стратегического управления развитием конкретной организации.

Следует отметить, что любое осуществление изменений, как правило, со­пряжено с трудностями, так как неизбежно возникает сопротивление изменени­ям. Зачастую это связано с тем, что при проведении реорганизации агентами из­менений не до конца учитываются взаимосвязи между технологией, практикой, стратегией и институциональной средой. В этом случае возможна ситуация, ко­гда разработка новых таможенных услуг, внедрение новых информационных та­моженных и таможенных технологий, изменение стратегии и технологий приня­тия решения или системы коммуникаций рассматриваются изолированно, тогда как реализация любого из перечисленных действий затрагивает многочисленные аспекты институциональной организации таможенной службы. В настоящее вре­мя необходимо признание руководителями высшего звена решающей роли взаи­мозависимости различных элементов таможенной службы как института (кон­стант «матрицы инетитуционализации») и таможенных процессов, а также ее воздействия на конечный результат, что требует использования принципиально новых методов и инструментов анализа.

Полагаем, что в новых сформировавшихся институциональных условиях руководству Федеральной таможенной службы целесообразно решить вопрос о разработке соответствующей стратегии развития, принимающей во внимание и координирующей в процессе развития взаимодействие всех компонентов систе­мы таможенных органов.

При этом не следует недооценивать значение таких институциональных факторов как: идеалы, ценности, философия, принципы и культура организации, поскольку они являются системообразующим элементом, оказывающим мульти­пликативный эффект при проведении различного рода трансформаций в тамо­женных органах. Эффективное функционирование и развитие организации до­стигается лишь в том случае, если сложилась ситуация, характеризующаяся пол­ным соответствием идеологии, философии, целей, задач, принципов, норм, стра­тегии и культуры данной организации.

Применение инструмента управления развитием позволит руководителям таможенной службы не только разрешить дилемму преемственности радикально­го или постепенного процесса институционального преобразования, но и осу­ществлять эффективное управление непрерывным процессом развития таможен­ных органов, обеспечивать устойчивость этого процесса, следствием чего будет совершенствование таможенных процессов, повышение качества предоставляе­мых таможенных услуг и таможенного администрирования в целом.

«Матрица институционализации» (далее матрица) — это способ иденти­фицировать связи между определенными константами матрицы. Матрица пред­ставляет собой графическое отражение и закрепление вмешательства во взаимо­связи между структурными элементами системы таможенных органов (включая детализацию таможенных процессов), что позволяет экспертам выявлять эффект синергии от такой взаимосвязи и взаимодействия. Обладая такими знаниями, ру­ководители и эксперты, принимающие участие в осуществлении преобразований, получают возможность использовать интуитивные принципы, чтобы искать сред­ства и инструменты для осуществления более гладкого, оптимального с точки зрения затрат и ресурсов перехода компании из одного институционального со­стояния в другое.

На матрице графически изображают константы таможенной службы или другие подлежащие изменению параметры системы таможенных органов (выявленные в ходе применения метода экспертных оценок40) в совокупности с обозначением их влияния на эффективность данной системы. Константы, име­ющие большое значение для организации в настоящее время и в перспективе, подлежат обязательной оценке по установленной шкале. Матрица позволяет про­водить анализ взаимодействия между этими константами и выявлять латентные трудности при переходе от существующей группы констант к желаемому набору характеристик. Структура «матрицы институционализации» объединяет несколь­ко элементов: три базовые матрицы и поле оценок. Базовые матрицы содержат (1) — текущий набор институциональных характеристик (констант), (2) — желае­мый набор, и (3) — переходное состояние, которое соединяет (1) и (2). Алгоритм применения матрицы отображен на рисунке 10.10 и предполагает выполнение че­тырех этапов.

1,0 В основу могут быть положены методы: Дельфи, мозгового штурма, девятимерной ли­нейки, парных сравнений и т.д.

Этап 1 — Идентификация «критических» констант. Прежде чем при­ступить к использованию в управлении развитием предлагаемого инструмента — «матрицы институционализации», необходимо определить список существую­щих целей, наиболее важных характеристик таможенной службы как института с точки зрения выполнения ее миссии и поставленных задач. Для этого применя­ются методы экспертных оценок: проводится анализ внешней и внутренней ин­ституциональной среды, осуществляется мониторинг рынка государственных услуг, исследование потенциала таможенных органов, а также поведения потре­бителей таможенных услуг. Выявленные константы и параметры затем разбива­ются на составные части с учетом последовательности осуществления предпола­гаемых изменений (например; препятствием для эффективного оказания тамо­женных услуг являются следующие параметры в таможенном процессе «тамо­женное оформление»: недостаточная техническая оснащенность пунктов пропус­ка, рентоориентированное поведение должностных лиц таможенных органов (проявление коррупции), низкая квалификация сотрудников, несовершенное про­граммное обеспечение и т.д.). На следующем этапе составляется второй список, в котором описываются желаемые, согласно установленным целям развития, ха­рактеристики (описание этих характеристик может содержать формулировки элементов «от противного», то есть содержать указание на те проблемы и разры­вы, которые необходимо устранить).

Этап 2 — Определение связей и характера взаимодействий. После опи­сания существующих институциональных характеристик - констант создается го­ризонтальная треугольная базовая матрица (1), позволяющая выявить наличие взаимосвязей и определить их характер, идентифицировать дополняющие и дис- функционирующие константы[75]. Треугольная матрица объединяет все институци­ональные характеристики в базовую матрицу взаимодействия и в точке их «пере­сечения» знак «+» обозначает, что они являются дополняющими, а знак «-» — что они являются дисфункционирующими. Аналогично строится вертикальная базо­вая матрица (2) для планируемого набора констант.

Этап 3 — Определение переходных взаимодействий. На третьем этапе строится базовая матрица переходного состояния (3), объединяющая горизонталь­ную и вертикальную матрицы. Базовая матрица переходного состояния помогает определить степень трудности перехода от существующего состояния системы к желаемому (требуемому) состоянию. Практическое значение третьей матрицы со­стоит в том, что она показывает характер взаимодействия существующих и пер­спективных констант в процессе перехода от существующих параметров системы — к новым. Как видно на рисунке 10.10, большинство гипотетически предполагае­мых переходов от существующих констант к желаемым характеристикам противо­речат друг другу.

Устранение таких возникающих противоречий предполагает дополнитель­ные затраты, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития та­моженных органов, разработки программ и планов внедрении изменений.

Этап 4 — Экспертная оценка процесса инетитуционализации. Важную роль при использовании предлагаемой матрицы играет оценка существующих и внедряемых институциональных характеристик экспертами, инициаторами и орга­низаторами процесса изменений. Каждая константа оценивается экспертами, со­ставляющими матрицу, по следующей шкале (табл. 10.1):

На основе экспертных оценок формируются программа и соответствую­щий план реализации предложенных изменений с учетом комплекса мер по устранению выявленных противоречий и усилению положительных эффектов.

Практическая значимость применения матрицы инетитуционализации в управлении развитием таможенных органов состоит в том, что она является по­лезным инструментом, который дает ответы на такие важные вопросы, как: вы­полнимость изменений, последовательность выполнения изменений, решение вопросов синергетического позиционирования, скорость и характер изменений, оценка изменений экспертами и организаторами данного процесса Подведение результатов позиционирования констант на матрице инетитуционализации поз­волит обеспечить руководство высшего звена информацией, являющейся старто­вой для осуществления преобразований и определения направлений дальнейшего развития таможенных органов.

Рис. 10.10. Матрица институционализации: оценка сложившейся ситуации и управление изменениями

 

Считаем целесообразным кратко обозначить ключевые методические реко­мендации по применению «матрицы институционализации» и подведению итогов ее реализации на практике. Анализ полученных результатов целесообразно начи­нать с общей оценки выполнимости изменений. Если существующая в настоящий момент система институциональных констант устойчива (существующие кон­станты усиливают друг друга, установлено их положительное влияние, эксперты высоко оценивают значимость этих констант), осуществить переход к новой си­стеме будет довольно трудно.

Таблица 10.1
Оценка Значимость институциональной кон­станты в эффективной организации та­моженной деятельности Целесообразные действия
+ 2 Крайне важна необходимо сохранить
+ 1 Важна желательно сохранить
  Безразлично можно пренебречь
-1 Создает некоторые трудности желательно заменить /трансформировать
-2 Создает существенные трудности необходимо заменить/трансформировать.

 

Если планируемое качественно новое состояние таможенных органов име­ет много отрицательных взаимосвязей, следует пересмотреть их необходимость, при этом обращая внимание на характер и направленность предполагаемых из­менений. В случае если планируемая система имеет небольшое количество взаи­модействий, существует лишь небольшая вероятность того, что компоненты но­вой системы будут сильно взаимосвязаны. Следовательно, перед руководителями таможенных органов (экспертами, организаторами изменений) снова возникнет серьезный вопрос о целесообразности внедрения намеченных преобразований

Рассматривая вопрос о последовательности проведения изменений также необходимо помнить, что наиболее легко устраняемые проблемные характери­стики констант - те, которые противоречат существующей институциональной среде. Если сложившаяся в определенный момент времени устойчивая система имеет мало противоречащих друг другу констант, то процесс осуществления управления развитием целесообразно начинать с изменения констант, не имею­щих усиливающего эффекта на другие. Проще и быстрее происходит внедрение элементов, дополняющих уже существующие константы. Такие константы могут служить мостом для достижения желаемого институционального состояния ор­ганизации. Однако изменения нужно проводить весьма осторожно, поскольку усиление потенциально неэффективной константы создает систему, менее под­дающуюся изменениям.

Шкала значимости институциональных констант, оцениваемой экспетами

Таким образом, в основе предлагаемого механизма стратегического управ­ления развитием таможенных органов лежит общий алгоритм стратегического управления, который, однако, требует некоторого переосмысления с учетом новых институциональных условий развития таможенных органов и тща­тельной доработки используемого методического инструментария, основан­ного на применении новых современных инструментов аналитической и про­гностической деятельности. Такой подход, в конечном итоге, позволит осу­ществлять выбор оптимального с точки зрения затрат пути развития тамо­женных органов, определять перспективные направления институционализа­ции таможенной службы, а также внедрять адекватные стратегии развития и реализовывать их посредством разработки и реализации программ и планов развития.


Таможенная служба России—сложный и масштабный эюлюционируюший инсти­тут обеспечения экономической безопасности государства, наделенный статусом ведущего государственного института, выполняющего комплекс значимых функций, связанных с ре­гулированием внешнеэкономической деятельности. На современном этапе таможенная служба России находится в активной стадии институциональных преобразований: форми­руются новые подходы к таможенному администрированию, внедряется новая философия таможенного дела—«контроль в виде сервиса».

В широком смысле институт — это исторически сложившееся и эволю­ционирующее вместе с обществом и государством высокоорганизованное социально- эконо-мическое системное образование, объединяющее деятельность людей доя удовлет­ворения конкретной важной общественной потребности или достижения определенной общественно значимой цели.

В узком смысле институт—это целостная совокупностью идей, правил и механиз­мов определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же сама организация (учреждение) как открытая эволюционирующая система

Общей функцией инсппута можно считать интегрирующую функцию: в рамках ин­ститута индивиды объединяются и взаимодействуют с целью достижения своих интересов и интересов общества И, наконец отметим коммуникативную функцию, обеспечивающую в рамках института передачу информации, которая может передаваться от субъекта к ин­ституту и наоборот. Увеличение объемов международного товарооборота и транзитных пе­ревозок, политико-экономические и социальные изменения, проявления мирового финан­сово-экономического кризиса и его последствий, затрагивающих мировое сообщество в це­лом и Российскую Федерацию в частности, предъявляют новые требования к эффективно­сти деятельности государственных институтов, в том числе и Федеральной таможенной службе России.

На развитие таможенной службы в настоящее время оказывают значимое влияние следующие группы факторов: макроэкономические (изменения в экономике, нестабиль­ность рынков, динамика цен на товары); геополитические (уровень развития внешнеполи­тических связей и транспортного сообщения); нормативно-правовые (изменения норм зако­нодательства в области таможенно-тарифной и налоговой политики, а также уголовного, административного, уголовно-процессуального, валютного законодательства, международ­ных норм в области внешней торговли); внутритаможенные (развитие таможенной и транс- портно-логистической инфраструктуры, внедрение современных информационных тамо­женных технологий, коммуникационного оборудования).

В основе предлагаемого механизма стратегического управления развитием тамо­женных органов лежит общий алгоритм стратегического управления, который, однако, тре­бует некоторого переосмысления с учетом новых институциональных условий развития таможенных органов и тщательной доработки используемого методического инструмента­рия, основанного на применении новых современных инструментов аналитической и про­гностическо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...