Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга




Фактор, влияющий на скорость внедре­ния нововведения Преимущества контрол­линга Недостатки контроллинга
Эффект от внедрения: • экономический, • социальный. • Повышение эффективности де­ятельности таможенного органа на краткосрочном и долгосроч­ном периодах. • Новая возможность быстрого передвижения по службе вслед­ствие создания отдела контрол­линга (повышение статуса). • Несовершенство существую­щих методов анализа. • Угроза статусу групп (ОТС и А, и т.п.) и лиц (начальников соответствующих отделов).
Совместимость: • с организационной культурой; • с методами информа­ционного обеспечения управления.   • В среднем невысокая совме­стимость с организационной культурой. • Низкая совместимость с тра­диционными системами ин­формационного обеспечения.
Сложность нововведения. Простота моделей. Усложнение по сравнению с традиционными методиками; необходимость дополнительно­го обучения.
Делимость нововведе­ния, возможность про­ведения эксперимента. Возможность начать с внедре­ния в одном подразделении, чтобы затем распространить опыт на все. Полный эффект наблюдается только после внедрения во всей системе в целом.
Наглядность. Первые результаты сразу видны руководителю. Полный результат появляется нескоро.

 

Преодолеть болезненное сопротивление внедрению можно разными спо­собами (эти способы лучше всего комбинировать).

Имитация. Если зарубежные государственные и коммерческие структу­ры внедряют системы контроллинга для повышения эффективности деятель­ности, это дает толчок сделать то же самое и другим предприятиям и органи­зациям, в том числе и таможенной службе России. К тому же здесь действует своего рода синергический эффект: привлекательность внедрения новшества и подражания другим оказывается больше, чем привлекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребно­стью быть «как все», ассоциироваться с целевой группой («все передовые за­рубежные и российские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внед­ряем, следовательно, мы — передовые»), попыткой поднять свой статус. По­этому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит


уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе.

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стре­мятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в обще­нии с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздейство­вать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.

Выживание. В кризисной ситуации внедрение новых методов контрол­линга может оказаться важным для выживания. Если сотрудники это пони­мают, сопротивление изменениям будет минимальным.

Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса — обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллинга — великолепная возможность упрочить свой статус.

Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе на со­временном этапе, является контроллинг, а как средства инструментальной ре­ализации — технологии управления знаниями или когнитивные технологии.

Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.

Основной функцией контроллинга является системная поддержка при­нятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Она выражается в предоставлении информации (консультиро­вании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения.

Особое значение приобретает контрольная функция. В новом качестве — это «следящая система», в которой все значимые контроллингово- ориентированные показатели для сравнения планируемых и достигнутых ре­зультатов, поиска причин (интерпретации) отклонений в ее деятельности, фиксируются по «зонам ответственности». Такой подход предполагает рас­пределение ответственности за результаты деятельности между структурны­ми подразделениями — введение «зон ответственности».

В целом контроллинг — новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае — это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств ав­томатизированного управления сложными организационными, экономиче­скими и техническими объектами или процессами. В частном случае — ин­струмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффек­тивность которых, а следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время от­дельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления происходит постановка целей, составляются планы, закрепляются соответствующие про­цедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождествляют с систе­мой контроля.

Положительной предпосылкой для разработки и освоения контроллинга в таможенных органах является то, что в настоящее время существует реаль­ная возможность и необходимость объединения усилий руководителей тамо­женных органов и специалистов по информационно-техническому обеспече­нию для решения взаимосвязанных проблем управления. Для создания це­лостной и эффективно функционирующей системы контроллинга необходи­мо решение проблемы автоматизации обработки данных. Регулирование ин­формационных потоков в системе контроллинга возможно только при созда­нии единой управленческой информационной системы.

Основная цель контроллинга в таможенных органах — информацион­но-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация про­цесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполне­ния этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном по­строении организационных структур и технологий.


Вопросы для самопроверки

1. Как формируется концепция государственного управления на осно­ве контроллинга?

2. Какие особенности разработки системы контроллинга применя­ются в таможенных органах?

3. В чем специфика контроллинга в таможенных органах?

4. В чем сущность контроллинга как технологии управления на основе знаний?

5. Из каких этапов состоит процесс внедрения контроллинга?

Кейс ситуация

Фрагмент «Рекомендаций высокого уровня в отношении соглашений о сотрудниче­стве между членами ВТО и частным сектором с целью повышения безопасности цепи поставок товаров и облегчения потока международной торговли»:

«...Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнерами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи по­ставок товаров. Поэтому компании, которые проявляют подлинную готовность повы­шать безопасность цепи поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли».

ЗАДАНИЕ. Расскажите, какова сущность контроллинга при решении представлен­ной задачи развития сотрудничества между таможенными администрациями?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...