Факторы, способствующие и препятствующие внедрению контроллинга
Преодолеть болезненное сопротивление внедрению можно разными способами (эти способы лучше всего комбинировать). Имитация. Если зарубежные государственные и коммерческие структуры внедряют системы контроллинга для повышения эффективности деятельности, это дает толчок сделать то же самое и другим предприятиям и организациям, в том числе и таможенной службе России. К тому же здесь действует своего рода синергический эффект: привлекательность внедрения новшества и подражания другим оказывается больше, чем привлекательность того и другого по отдельности. Стремление к имитации можно объяснить потребностью быть «как все», ассоциироваться с целевой группой («все передовые зарубежные и российские предприятия внедряют контроллинг, мы тоже внедряем, следовательно, мы — передовые»), попыткой поднять свой статус. Поэтому в процессе объяснения методов и инструментов контроллинга стоит
уделить особое внимание опыту известных западных и российских фирм, успешно использующих контроллинг в своей каждодневной работе. Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга. Выживание. В кризисной ситуации внедрение новых методов контроллинга может оказаться важным для выживания. Если сотрудники это понимают, сопротивление изменениям будет минимальным. Поддержание статуса. Один из способов достичь высокого статуса — обладать знаниями, которые важны для всех. Знание методов контроллинга — великолепная возможность упрочить свой статус. Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе на современном этапе, является контроллинг, а как средства инструментальной реализации — технологии управления знаниями или когнитивные технологии. Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.
Основной функцией контроллинга является системная поддержка принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям деятельности. Она выражается в предоставлении информации (консультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения. Особое значение приобретает контрольная функция. В новом качестве — это «следящая система», в которой все значимые контроллингово- ориентированные показатели для сравнения планируемых и достигнутых результатов, поиска причин (интерпретации) отклонений в ее деятельности, фиксируются по «зонам ответственности». Такой подход предполагает распределение ответственности за результаты деятельности между структурными подразделениями — введение «зон ответственности». В целом контроллинг — новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. В общем случае — это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае — инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений. Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления. Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления происходит постановка целей, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождествляют с системой контроля. Положительной предпосылкой для разработки и освоения контроллинга в таможенных органах является то, что в настоящее время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления. Для создания целостной и эффективно функционирующей системы контроллинга необходимо решение проблемы автоматизации обработки данных. Регулирование информационных потоков в системе контроллинга возможно только при создании единой управленческой информационной системы.
Основная цель контроллинга в таможенных органах — информационно-аналитическая и методическая поддержка руководителей всех уровней управления при принятии управленческих решений в процессе реализации задач, возложенных на таможенные органы государством; ориентация процесса управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения этих задач при эффективном использовании ресурсов, оптимальном построении организационных структур и технологий. Вопросы для самопроверки 1. Как формируется концепция государственного управления на основе контроллинга? 2. Какие особенности разработки системы контроллинга применяются в таможенных органах? 3. В чем специфика контроллинга в таможенных органах? 4. В чем сущность контроллинга как технологии управления на основе знаний? 5. Из каких этапов состоит процесс внедрения контроллинга? Кейс ситуация Фрагмент «Рекомендаций высокого уровня в отношении соглашений о сотрудничестве между членами ВТО и частным сектором с целью повышения безопасности цепи поставок товаров и облегчения потока международной торговли»: «...Риски, с которыми сталкиваются таможенные службы, уменьшаются в той мере, в какой таможенные службы могут полагаться на меры, принимаемые их партнерами в торговом сообществе с целью оценки и минимизации угроз для собственной цепи поставок товаров. Поэтому компании, которые проявляют подлинную готовность повышать безопасность цепи поставок товаров, оказываются в выигрыше. Минимизация рисков, таким образом, позволяет таможенным службам выполнять свои функции по обеспечению безопасности и по облегчению законной торговли». ЗАДАНИЕ. Расскажите, какова сущность контроллинга при решении представленной задачи развития сотрудничества между таможенными администрациями?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|