Тема 13. Экспертно-аналитические технологии и инструментальные средства подготовки и принятия управленческих решений
Основные понятия, методическая схема и компоненты экспертно-аналитической технологии Одной из основных функций управления в таможенной деятельности является принятие решений. Процесс принятия решений пронизывает и объединяет деятельность таможенной администрации всех организационных уровней ФТС РФ, поскольку в общем случае решения принимаются по самому широкому кругу задач таможенного регулирования. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе, как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. Этим, прежде всего, определяется значимость деятельности руководителя по подготовке и принятию решений, по его роли в таможенной сфере. В управлении таможенным делом решение связывает все аспекты деятельности руководителя — от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели. Управленческое решение[77], включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания и организационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов управления таможенным делом. Управленческие проблемы в таможенной сфере носят, как правило, комплексный характер, охватывая широкий спектр вопросов: экономических, технических, правовых, информационных, психологических и других. В таких условиях от руководителя, принимающего решения, требуются самые разносторонние знания. Как следствие, с усложнением задач управления выработка и принятие управленческих решений все чаще становятся предметом группового, коллективного творчества.
Специалистами отмечено, что при совместной деятельности некоторые проблемы решаются лучше, чем при индивидуальном решении, что в группе индивид совершает меньше ошибок и демонстрирует более высокую скорость решения задач. Однако данные утверждения не являются бесспорными для всех случаев групповой деятельности[78]. Организация и управление групповой работой — достаточно сложный процесс, который постоянно подвергается воздействию множества факторов, дестабилизирующих индивидуальную активность членов группы и коллективную деятельность в целом. Групповые оценки точнее индивидуальных, но при этом групповая точность зависит от различных факторов: от природы и сложности задачи, от компетентности членов группы, способа общения. При решении сложных вопросов групповая работа имеет неоспоримые преимущества, так как члены группы могут поделиться мнениями и исправить ошибки друг друга. На эффективность групповой работы значительное влияние оказывает и то, каким образом взаимодействуют члены группы между собой[79]. Характерная особенность группового решения — оперативное моделирование ситуаций с учетом разных мнений его участников. В результате группа специалистов может быстро проанализировать и обсудить все аспекты построенной модели и проверить ее с помощью различных вариантов решений, что позволяет уже на начальном этапе отбросить неэффективные подходы и сосредоточить внимание на решении основных вопросов. Главное усилие членов коллектива должно быть направлено на поиск консенсуса и координацию действий при принятии и реализации управленческих решений. Деятельность группы, принимающей решение, следует оценивать с учетом главных факторов: характера решаемой задачи, характеристики группы, процедуры деятельности группы. Принимать коллективные решения можно по различной процедуре: либо формальными методами (по строгому алгоритму), либо неформально (в результате свободного обсуждения), либо их комбинаций, т.е. коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии, деловая игра, тренинг и т.п.
В настоящее время известно достаточно большое число методов (инструментальных средств) коллективной выработки управленческих решений[80]. Коллективные методы принятия решений, которые могут быть достаточно эффективно использованы в деятельности таможенных органов, следующие: • метод «Мозгового штурма» («мозговой атаки»); • метод Гордона; • кружки качества; • круговой метод; • кольцевая система — «кингисё»; • метод коллективного блокнота; • метод суда (метод «за» — «против»); • метод поименных предложений; • морфологический метод и метод анализа круга проблем; • метод «6 - 3 - 5»; • метод номинальной групповой техники; • диалектический метод; • метод «Дельфи». Метод «Мозгового штурма» («мозговой атаки»)44. Данный метод наиболее популярен среди всех групповых методов. Мозговой штурм представляет собой групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов и вариантов ее решения. В процессе мозгового штурма участники выдвигают и развивают собственные идеи, идеи своих коллег, используют одни идеи для развития других, комбинируют их. Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм должен проводиться по определенным правилам, иначе он превращается в обычное совещание. Подлинный мозговой штурм предполагает строгое разделение во времени процесса выдвижения идей и процесса их обсуждения и оценки. Запрещается критиковать выдвинутые идеи и предложения на первой стадии штурма, т.к. критические замечания прерывают творческий процесс, уводят к частностям, мешают выдвижению идей. Задача руководителя группы заключается в активизации творческого мышления участников заседания. На этой стадии предпочтение отдается количеству выдвигаемых идей, а не их качеству. Организация коллективной генерации идеи в условиях решения сложной, нестандартной проблемы должна осуществляться по определенным правилам в рамках достаточно формализованной схемы.
Ключевая фаза в мозговом штурме — письменная фиксация индивидуально выдвигаемых идей. Каждый участник по отдельности записывает свои идеи вместо их внесения в общий список. В распоряжении группы находится дополнительный список, содержащий несколько идей, предложенных руководителем до начала заседания группы. Таким образом, участников стимулируют идеи, приобретенные из общего списка. Метод Гордона. Метод имеет много общего с мозговым штурмом и обобщает его. В данном случае применяют почти те же правила. Однако здесь только лидер группы до обсуждения знает точный характер проблемы. Такое ограничение препятствует группе достичь решения слишком рано. Потенциальная опасность применения мозгового штурма состоит в том, что участник может счесть выдвинутую им идею идеальным решением проблемы и прекратить дальнейшее выдвижение идей. Подобного не происходит, если только лидер знает истинный характер проблемы. Лидер отвечает за начало общего обсуждения широкого контекста проблемы, а далее конкретизирует проблему. Ясно, что успех метода сильно зависит от личных качеств лидера. Кружок качества. Кружок качества представляет собой группу из 3-10 рядовых исполнителей во главе с руководителем или наиболее опытным и знающим специалистом-практиком. Группа собирается периодически и обсуждает проблемы управления качеством, совершенствования технологии и организации производственного процесса, повышения производительности труда и т.д. Выдвинутые идеи оцениваются на основе совместно разработанных критериев. В процессе их обсуждения происходит также обучение рядовых исполнителей и повышение их квалификации. Круговой метод. Группа, состоящая из 12-15 человек, разделяется на подгруппы из 3-4 человек. Каждый на специальной карточке выписывает 2-3 идеи по решению поставленной задачи. Затем происходит обмен карточками по кругу, и каждый следующий участник развивает и дополняет то, что было предложено предыдущим. По итогам круга составляется перечень предложений, с которыми подгруппа выходит на групповой турнир. Все предложения объединяются в общий список, нумеруются и доводятся до сведения членов группы. Затем начинается голосование. Каждый из присутствующих получает право на 5 голосов. Их можно разделить между несколькими идеями или отдать одной.
Кольцевая система — «кингисё». Данная система принятия решений получила наибольшее распространение в Японии. Суть системы в том, что на рассмотрение представляется инновационный проект. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводят совещание, на которое, как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно или выходит за рамки обычного решения. Метод коллективного блокнота. Этот метод позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым членом группы с коллективной их оценкой и процессом выработки решения1"11. Метод реализуется следующим образом. Каждый участник получает блокнот, в котором записывает в общих чертах сущность проблемы, а также данные, позволяющие ориентироваться в данной проблеме. В течение месяца каждый участник ежедневно заносит в блокнот возникающие по рассматриваемой проблеме идеи, оценивает их и определяет, какие из них могут обеспечить наилучшие решение задачи. Одновременно формулируются наиболее целесообразные направления исследований на последующем этапе работы. Кроме того, в блокноте фиксируются идеи, хотя и находящиеся несколько в стороне от основной проблемы, но развитие которых может оказаться полезным для нахождения конечного решения. Участники сдают свои блокноты руководителю группы для систематизации содержащихся в них материалов. Затем следует окончательное творческое обсуждение систематизированного материала всеми членами группы. Для выбора окончательного решения можно использовать мозговой штурм или другой аналогичный метод. Метод суда (метод «за» — «против»). Аналогия судебного процесса. Группа из 15-20 человек формулирует несколько вариантов решения проблемы и в схематическом виде представляет их специальному жюри. К каждому варианту прикрепляется по два «защитника» и по два «обвинителя», которые в первом туре высказывают свои доводы «за» и «против». Во втором туре они меняются ролями и высказывают дополнительные доводы. Затем жюри приступает к обсуждению предложений и, выбрав лучшие, продолжает их совершенствовать. Метод поименных предложений. На обдумывание проблемы дается 5- 10 минут, затем каждый из участников высказывает одну идею. Все идеи заносятся на карточки и пускаются по кругу, в процессе чего они получают персональные оценки участников по заранее оговоренной балльной шкале. Затем выводится обобщающая оценка и определяется ранг каждого предложения.
Морфологический метод и метод анализа круга проблем [81] . Метод состоит в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект[82]. Метод заключается в систематическом выведении всех возможных решений из структуры поставленной проблемы. Основные этапы применения метода: а) точная формулировка решаемой проблемы; б) точное определение класса изучаемых свойств и выявление основных параметров, от которых зависит решение проблемы; изучение указанных параметров; в) выявление и изучение всех независимых и неприводимых свойств, которыми обладает каждый из параметров. Получение матрицы, имеющей п строк, по одной строке для каждого параметра. Число элементов m в строке определяется числом свойств соответствующего параметра; г) если в каждой строке матрицы выделить по одному элементу и их соединить, то получим цепочки — варианты решения проблемы; д) система матриц образует морфологический ящик; е) важное требование данного метода: только после построения всех возможных цепочек допустима оценка отдельного решения; ж) заключительный шаг — выбор наиболее желательных решений. Метод «б - 3 - 5». Метод предназначен для последовательного поиска решения с использованием нескольких (как правило, пяти) этапов. Творческая группа состоит из 6 человек. Проблема формулируется и доводится до сведения участников не позднее, чем за 2-3 дня до заседания, чтобы они могли ее проработать. Предварительный обмен мнениями категорически запрещен, как и переговоры в процессе работы. Суть метода заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы записывает на карточке по 3 варианта ее решения и передает по кругу своим коллегам, которые, в свою очередь, на основе уже предложенных вариантов вносят еще по 3 предложения. В финале проводят обсуждение, выбирая оговоренное число наилучших вариантов. Метод номинальной групповой техники. Данный метод разработан, чтобы преодолеть определенную предвзятость, происходящую в результате социальных процессов в пределах групп мозгового штурма. Метод отличается от других групповых методов тем, что стадия оценки индивидуально выдвинутых идей регламентирована более детально. Участие в номинальной группе предполагает, что до момента принятия решения взаимодействие ее членов в максимальной степени ограничивается. Обычно работа такой группы осуществляется в соответствии со следующими правилами: - участники группы знакомятся с проблемой на совместном собрании; - каждый из членов группы излагает свои предложения самостоятельно и независимо от других; - представленные варианты рассматриваются членами группы, которые в течение ограниченного отрезка времени получают возможность задать уточняющие вопросы; - каждый участник в письменном виде анонимно ранжирует рассмотренные предложения; - решение принимается по сумме анонимных оценок предложений. Метод «Дельфи» — процедура последовательного анкетирования специалистов и сопоставление мероприятий по развитию объекта и предмета исследования, поэтапной корректировки и получении в итоге согласованного мнения[83]. Данный метод предполагает следующую последовательность: а) экспертам сообщают каждому персонально цели экспертизы и выдают вопросы по проблеме в виде анкеты; б) каждый участник отвечает на вопросы независимо и анонимно; в) результаты ответов собирают, составляется документ, содержащий все предлагаемые варианты решений; г) каждый член группы получает копию такого сводного материала; д) ознакомление с предложениями других участников может изменить мнение эксперта по поводу возможных вариантов решения; е) предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного решения. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором и последующих отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение. Метод применяют, когда для решения проблемы необходимо выбрать один из ряда альтернативных вариантов (альтернативы составляют условие задачи). Сначала члены творческой группы ранжируют их по степени значимости, присваивая им балльную оценку, например от 1 до 10, а затем определяют их процентный вклад в решение проблемы. Затем соответствующие показатели перемножаются и полученные результаты снова ранжируются. Эффективность и результативность метода «Дельфи» определяются временем, которым располагают эксперты, их опытом, уровнями коммуникаций и мотивации сотрудников. К преимуществам метода обычно относят: - отсутствие проблем, связанных с личным общением членов группы; - эффективное использование времени экспертов; - достаточное для размышлений и анализа проблем время; - разнообразие и высокое качество генерируемых идей; - высокую точность прогнозов. Таким образом, основные особенности метода «Дельфи» — анонимность суждений; обоснование точек зрения экспертов, давших крайние оценки; обратная связь на основе многоуровневой процедуры. Возможны также и дополнения к методу: использование коэффициентов компетентности экспертов; последовательное расширение круга экспертов, участвующих в экспертизе. Диалектический метод. В некоторых случаях группы, деятельность которых основана на личных взаимодействиях, из-за нежелания участников группы обсуждать «острые» вопросы быстро приходят к одному из решений, упуская из виду более эффективные. Возможный выход из подобной ситуации предлагают сторонники диалектического метода принятия решения, позволяющего членам группы тщательно проанализировать предложения и взвесить аргументы «за» и «против». На первом этапе руководитель обязан четко сформулировать обсуждаемую проблему. Затем участники группы предлагают два или более возможных ее решения. Основной этап процесса — определение членами группы принципов (очевидных или неявных), которые лежат в основе каждого предложения. Участники группы разбиваются на несколько подгрупп, в которых изучают относительные достоинства и недостатки предложений. Ознакомившись с представленными доводами «за» и «против» каждого варианта, группа принимает окончательное решение: выбор одного из предлагаемых вариантов действий, компромисс или выдвижение нового предложения. Рассматривая качество группового решения, важно отметить, что его преимущество перед индивидуальным решением зависит от стадии принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки (доказательства правильности) выигрывают групповые решения. Возможность совершенствования процесса принятия группового решения зависит от умения и навыка руководителя вести эффективную групповую дискуссию, что можно развивать при помощи социально- психологического тренинга. Обучение групповой дискуссии предполагает не только обеспечение более эффективных групповых решений, но и изменение многих важных характеристик групповой структуры. Таким образом, основным моментом в процессе коллективной работы является определение круга лиц, участников данной процедуры. Главным критерием формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Процесс принятия групповых решений базируется на экспертно- аналитической технологии разработки и принятия управленческих решений. Базовым понятие экспертно-аналитической технологии является непосредственно технология как совокупность знаний о способах и средствах осуществления какой-либо деятельности. Поскольку данная деятельность осуществляется по заданному сценарию и с непосредственными участниками деятельности, технологии такого рода принято называть экспертно- аналитической. Экспертно-аналитическая технология предоставляет возможность группе экспертов на основе анализа текущей ситуации получить ответ на вопрос «существует ли проблема?», смоделировать сценарии ее развития и предложить альтернативные варианты управленческих решений и программы их реализации. В данном случае речь идет об управленческой деятельности, базирующейся на результатах анализа всех элементов, входящих в контур управления, а именно: субъекта управления — подсистемы управления, объекта управления — таможенной системы или таможенного объекта, прямых и обратных связей, внешней среды и взаимодействующих систем и объектов. Любой вид целенаправленной деятельности подразумевает преобразование различных ресурсов в различные результаты или эффекты. В системном анализе исследование реальных объектов заменяется исследованием их аналогов или моделями, а процессы реального функционирования — моделями процессов. Таким образом, необходимыми компонентами экспертно-ана- литической технологии являются: • информация; • методы и модели преобразования исходных данных в выходные в соответствие с целями моделирования; • персонал и программно-технические средства обработки, передачи и представления данных (компьютерные системы, системы связи и передачи данных, средства ввода и вывода информации и т.д.). В качестве исходной информации фигурируют данные о положении, состоянии, характере деятельности таможенной ситсемы и ее результатах; данные о факторах внешней среды и окружения таможенной системы, влияющие на ее деятельность; о целях и задачах деятельности; показателях эффективности. Под методами преобразования информации понимаются все методы, применяемые в системном анализе, а под моделями — модели таможенных систем, включая общетеоретическую модель таможенного дела и модели различных его сущностей. Программно-технические средства обработки, передачи и представления данных — это широко известные программно-технические комплексы, образующие компьютерные технологии. Технология анализа в иерархической структуре для каждого уровня иерархии имеет свои параметры, характеризующие масштабы решаемых задач, то есть то, что в одной из лекций именовалось «размерностью» задач анализа: • сколько и какой информации собирается, обрабатывается и хранится; • какие методы и модели и в каком объеме используются; • сколько управленческого персонала и программно-технических средств необходимо. Компоненты экспертно-аналитической технологии и принятия управленческих решений в таможенном деле формируются на основе методологии системных исследований, а последовательность ее применения отражает последовательность типовых задач системного анализа, связанных с разрешением проблемных ситуаций, возникающих в таможенном деле и принятием решений по развитию существующей или созданию новой таможенной системы, как это показано на рисунке 13.1. Таможенные экспертно-аналитические технологии и принятия управленческих решений применяются в виде определенной программы, задающей траекторию развития существующей или создания новой таможенной системы. Содержание такой программы с методической точки зрения показано на рисунке 13.2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|