Составляющие анализа конкурентов. Необходимая информация для оценки конкурентной позиции.
Анализ конкурентов остается наиболее важным элементом разработки успешной стратегии предприятия. От правильно выбранного конкурентного положения и средств, используемых на его поддержание, зависит успех предприятия в долгосрочной перспективе. Наиболее известные компании выделяют специальные подразделения, в обязанности которых входит сбор и анализ информации о конкурентах. Информация о конкурентах должна помогать сравнивать относительные достоинства и недостатки конкурентов с точки зрения их способностей и возможностей; осуществлять мониторинг действий конкурентов; предупреждать о действиях и контрдействиях конкурентов; разработать стратегии конкуренции. Для оценки реакции конкурентов М. Портер предлагает собирать следующую информацию [73].
Разработка конкурентной стратегии, ориентированной на получение конкурентных преимуществ, должна осуществляться с учетом ряда принципов. Компании следует выбирать те рыночные сегменты, в которых основные требования потребителей к товарам и сервису совпадают с навыками и компетенциями фирмы, ее сильными сторонами. При этом необходимо учитывать, какими сильными и слабыми сторонами на выбранном сегменте обладают конкуренты.
Выходя на выбранный сегмент, компания должна рассмотреть правила ведения бизнеса, особенности конкуренции на нем, чтобы по возможности предвидеть реакцию конкурентов на свое появление и дальнейшие действия. В центре внимания всегда должны находиться нужды целевой группы потребителей, что отразится в характеристиках товара, предлагаемого компанией. При необходимости компания должна быть готова к созданию и продвижению новых товаров, а не только к доработке уже имеющихся. При недостаточном объеме информации о конкурентах или их большом количестве можно воспользоваться упрощенной картой оценки конкурента (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Карта аудита конкурента
Для оценки конкурентной позиции предприятия в различных сегментах полезно использовать форму в виде табл. 7.1 [30]. Таблица 7.1. Оценка конкурентной позиции предприятия на различных сегментах
Также полезно определение позиции предприятия в региональном масштабе (рис. 7.2). Рис. 7.2. Распределение конкурентов на рынке пива по географической характеристике и уровню конкурентоспособности Чтобы найти положение на оси У, необходимо определить уровень конкурентоспособности марки по 5-балльной шкале, высокий уровень конкурентоспособности будет от 3,33 до 5, средний — от 1,66 до 3,33 и низкий — от 0 до 1,66. Одним из современных направлений конкурентного анализа является конкурентная разведка. Высокий уровень развития автоматизированных систем управления позволяет преодолеть количественные барьеры для сбора информации о производственных процессах, клиентах, поставщиках, в целом о ситуации в отдельной отрасли и в экономике государства. В связи с этим на первый план выходит проблема качества собранной информации с учетом ее своевременного представления руководству компании для принятия решений. В условиях возрастающих рисков и ускорения изменений во внешней среде каждому предприятию, ориентированному на достижение и удержание конкурентных преимуществ, необходимы систематический сбор и анализ конкурентной информации. Американский, японский и европейский бизнес уже на протяжении двух десятилетий успешно внедряет в повседневную практику конкурентную разведку. Многие ошибочно понимают конкурентную разведку как разновидность промышленного шпионажа и рассматривают эту практику как неэтичную и противозаконную. На некоторых предприятиях результаты конкурентной разведки используются неэффективно, особенно для выработки стратегических решений. Конкурентная разведка не признана в качестве самостоятельной экономической дисциплины, которая заслуживает более подробного изучения.
Конкурентная разведка (КР) — это целенаправленная постоянная корпоративная система сбора, обработки, анализа конкурентных сведений и использования полученной объективной информации о деловой среде, а также ресурсах, уязвимых элементах, намерениях конкурентов, действующая в рамках существующего законодательства и этических норм с целью минимизации возможных рисков, получения преимуществ в организации бизнеса и дополнительной прибыли [11]. Пример построения системы КР в компании «Procter&Gamble» представлен в работе Дж.Е. Пеппера. Основными результатами внедрения системы явились: построение динамичной системы реакции на действия конкурентов; участие КР в выработке стратегии и анализе возможных вариантов развития компании; ответственность за КР всех сотрудников компании; приоритет командной работе; развитие потребности поделиться знаниями; включение в работу высшего менеджмента. Система позволяет подключать ресурсы и персонал к проектам по мере того, как эти проекты развиваются, перейти от организационной структуры, в которой многочисленные информационные отделы разбросаны по разным региональным подразделениям, к настоящей интегрированной глобальной информационной структуре. Результатом КР является проанализированная информация, на основании которой можно принимать взвешенные и своевременные управленческие решения и таким образом получать конкурентное преимущество. Конкурентная разведка осуществляется в рамках действующего законодательства и основывается на обработке огромных массивов информации из открытых источников. Развитию данного направления способствует появление информационных технологий и относительная дешевизна доступа к информационным ресурсам. Кроме сбора вторичной информации проведение конкурентной разведки предусматривает проведение наблюдений, экспертных оценок, использование маркетинговых технологий анализа внешней среды, прогнозирование, бенчмаркинг и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|