Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)




Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 5);

 

б) профессиональных (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

способен использовать в исследовательской практике социально-гуманитарных наук информационно-коммуникационные технологии и современное программное обеспечение (ПК-12);

способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи и доклада (ПК-13)

организационно-управленческая деятельность:

способен самостоятельно осуществлять подготовку заданий на разработку проектных решений, прогнозов и программ информационно-технологического и социокультурного развития (ПК-17);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: роль и местообразования в системе современной культуры, сущность и специфику современного образовательного процесса, о современных образовательных стратегиях; научные представления об образе человека в современном образовании.

2) Уметь: анализировать сущность и функции образовательных технологий; использовать ИКТ с учетом рекомендаций социально-психологического характера; применять в учебной практике коммуникационные технологии.

3) Владеть: современными образовательными технологиями.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72/24 часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. 1 Образование в системе современной культуры     Л: 2   СР: 2   Тест
2. 2 Сущность и специфика современного образовательного процесса     Л: 2   СР: 2   Контрольная работа
3. 3 Образ человека в современном образовании       П: 2 СР: 2   Участие в практ. занятии
4. Сущность и функции образовательных технологий. Современные и классические технологии образования   4-7 Л: 2 П: 2 СР: 10   Презентация реферата
5. Компьютерные телекоммуникации в системе образования   8-11 Л: 2 П: 2 СР: 10   Разбор сюжетных ситуаций
6. Современные образовательные стратегии: сущность и место в современном образовании   12-13 Л: 2 П: 2 СР: 4   Тест
7. Понятие и специфика открытого образования   14-15 Л: 2 П: 2 СР: 6   Контрольная работа
8. Понятие портала в современном образовании   16-17   П: 2 СР: 4   Письменная работа
9. Форма итогового контроля             Экзамен – 2 часа
10. ИТОГО              

Образовательные технологии

Лекционные занятия проходят в виде традиционной лекции или лекции-диалога, дискуссии, по возможности с применением информационных технологий. На практических занятиях используются технологии деловых игр, конференций, «мозговой штурм», методы активизации творческого мышления, метод «case study».

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

 

Тематика проектных работ

  1. Антропологический поворот в образовании.
  2. Современная концепция знания.
  3. Место дистанционного образования в современной системе образования.
  4. Нетрадиционные формы образовательной деятельности.
  5. Интернет-технологии в образовании.
  6. Концепция открытого образования в современной науке.
  7. Понятие инфосреды в образовании.
  8. Понятие портала: роль портала в формировании инфосреды.
  9. Гуманизация образования: сущность, проблемы и перспективы.

Тематика практических занятий

Тема 1. Информационные образовательные технологии: технические и технологические аспекты (практическое занятие)

Тема 2. Internet-технологии в образовании: информационные и коммуникационные аспекты (практическое занятие)

Тема 3. Социально-психологические и антропологические аспекты применения ИКТ в образовании (семинарское занятие)

Тема 4. Исследование готовности учащихся, педагогов и руководителей учебного заведения к внедрению информационно-коммуникационных технологий (практическое занятие)

 

Примеры тестовых заданий

· Обозначьте основные признаки модернистского проекта культуры:

линейность принципов культуры

наличие границы между массовым и элитарным

отсутствие неких общих принципов, определяющих цели культурного развития

формирование нормативных показателей во всех сферах культуры

· Укажите, что лежит в основе новой образовательной парадигмы:

изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование

акцент на усвоение знаний, знаниевая подготовка

переход от дисциплинарной к системной модели содержания образования

· Выберите из числа предложенных основные принципы построения и адекватной реализации модели современного образования:

принцип междисциплинарности, интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания

принцип опережающего познания и опережающего характера образования

принцип закрытости

принцип непрерывности, доступности

принцип эффективности

проектный характер образования

· Выберите из числа предложенных основные характеристики, определяющие человека в свете современной постмодернистской философии:

человек понимается как духовное существо, как некая целостность, наделенная множеством умственных, физических, духовных, моральных задатков

наличие разума выделяет человека из пространства природы

наличие духа, желание реализовать себя выделяет человека из пространства природы

образование - не только процесс, но и среда пребывания человека

наличие духовных способностей делает необходимым само-формирование человека

человек воспринимается во всем многообразии своих проявлений, раскрывающих все многообразие человеческой личности

· Выберите из числа предложенных определение понятия «метод обучения»:

совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы

способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом

система принципов, норм и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о путях достижения истинного значения и оптимального практического эффекта

· Среди описанных ниже технологий найдите определение технологии кейс-стади:

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы

метод, направленный на решение познавательной задачи в рамках локализованной группы, когда учащийся имеет возможность принять участие в постановке проблемы и поиске ее решения

индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют индивидуальные образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности, которыми владеют учащиеся

· Среди описанных ниже технологий найдите определение технологии портфолио:

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы

метод, направленный на решение познавательной задачи в рамках локализованной группы, когда учащийся имеет возможность принять участие в постановке проблемы и поиске ее решения

индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют индивидуальные образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности, которыми владеют учащиеся

· Среди описанных ниже технологий найдите определение метода малых групп:

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых студенту для самостоятельной работы

метод, направленный на решение познавательной задачи в рамках локализованной группы, когда учащийся имеет возможность принять участие в постановке проблемы и поиске ее решения

индивидуальный, персонально подобранный пакет материалов, которые, с одной стороны, представляют индивидуальные образовательные результаты в продуктном виде, с другой стороны, содержат информацию, которая характеризует способы анализа и планирования своей образовательной деятельности, которыми владеют учащиеся

· Определите, что предполагает модель компетенции личности как цели образовательной системы:

социальную компетентность

интеллектуальную и коммуникативную компетентность

мировоззренческую компетентность

профессиональную компетентность

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

а) основная литература:

  1. Белл Д Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на западе. М., 1986.
  2. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О Л. Образование в эпоху новых информационных технологий.- М.: Изд-во "Информатик", 1995.-220 с.
  3. Гершунский Б. Философия образования для ΧΧІ века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1998.
  4. Губарев В., Михеенко О. Открытое образование: миф или реальность? // Открытое и дистанционное образование, № 1 (5).
  5. Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. Томск, 2007.
  6. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998.
  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  8. Колин К. Информатизация образования: новые приоритеты // Alma mater, 2002, № 2.
  9. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998.
  10. Майер Г.В., Демкин В.П., Можаева Г.В., Вымятнин В.М. Академический университет в открытой системе образования. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 200 с.
  11. Новая технократическая волна на Западе: Сб. статей. М., 2000. С. 159.
  12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под.ред.Е.С.Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-272с.
  13. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие. / Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М., «Высшая школа», 2003. – 792 с.
  14. Рейман Л. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, 2001, № 3.
  15. Саночкин В.В. Природа информации и развития. М.: 2004.
  16. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. - М.: Изд. "Луч", 1993. -304 с.
  17. Федоров А. Медиаобразование во Франции // Alma mater, 2001.
  18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.

б) дополнительная литература:

1. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 2. М.,1994.

2. Власова С. Идеал научности в образовании // Alma mater, 1998, № 11.

3. Войскунский А. Метафоры Интернета // Вопросы философии, 2001, № 11.

4. Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О Л. Образование в эпоху новых информационных технологий.- М.: Изд-во "Информатик", 1995.-220 с.

5. Джонассен Д. Компьютеры как инструмент познания // Информатика и образование, 1996, № 4.

6. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., 1995.

7. Долженко О.В. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma mater, 1996, № 1, 2.

8. Долженко О.В. Университетские порталы //Alma mater, 2002, № 1.

9. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.

10. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. – 2001. – № 4. – С. 15–22.

11. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

12. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М.: Наука, 1998.

13. Информационные технологии и образование. М.: ИНИОН РАН, 1996.

14. Карлов Н. Преобразование образования // Вопросы философии, 1998, № 11.

15. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология // Под. ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

16. Кузнецов И., Мусхешивили Н., Шрейдер Ю. Информационное взаимодействие как объект научного исследования // Вопросы философии, 1999, № 1.

17. Лоскутникова В.М. Философско-антропологические аспекты использования информационных технологий в образовании // http://humanities.edu.ru/db/sect/48/5?page=11

18. Луман Н. Решения в информационном обществе. http://www.soc.pu.ru/publications/pts/human_i.shtml

19. Мелюхин И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999.

20. Миронов В. Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация (деконструктивизм или конструктивизм) // Вестник МГУ, Серия 7 философия, 1998, № 6.

21. Мясникова Л.А. Экономика постмодернизма и отношения собственности // Вопросы философии. 2002. № 7.

22. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. - Орел, 2000. - 145 с.: схем. - Библиогр.: с. 137-145.

23. Основы открытого образования / Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И.; Отв. ред. В.И. Солдаткин. – Т.1. – Российский государственный институт открытого образования. – М.: НИИЦ РАО, 2002. – 676 с.

24. Отюцкий Г.П. Информатизационное общество как объект философии информатизации. \\ Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений 1У Российского философского конгресса. М.: Современные тетради, 2005.

25. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

26. Петрова Г.И Постмодернизм и игра // Сибирь. Философия, Образование: Альманах-приложение к журналу «Образование в Сибири», 1999, № 3.

27. Петрова Г.И. Современный характер образовательного знания // Сибирь. Философия. Образование: Альманах-приложение к журналу «Образование в Сибири», 1997, № 1.

28. Поддьяков А. Философия образования: проблема противодействия // Вопросы философии, 1999, № 8.

29. Посконина О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: методологический аспект. Ижевск, 1997.

30. Проскуровская И.Д. Концептуальные основания философии образования (к проблеме онтологического обоснования педагогической деятельности). Томск, 1995.

31. Российский портал открытого образования: обучение, опыт, организация / Отв. ред. В.И. Солдаткин. – М.:МГИУ, 2003. – 508 с.

32. Сагатовский В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестник высшей школы, 1987, № 1.

33. Теория общества: фундаментальные проблемы. М.: Канон-Пресс, 1999.

34. Тимкин С.Л. Педагогическая система вуза в условиях внедрения дистанционных образовательных технологий: монография / С.Л. Тимкин. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. – 385 с.

35. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.

36. Философские аспекты информатизации. М, 1989.

37. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Екатеринбург, 2000.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...