Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) организационно-управленческая деятельность




способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-16);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: о специфике восприятия и порождения текстов на естественном языке; о видах информации, передаваемой различными языковыми единицами (семантика, прагматика, синтактика); о тексте как особом информационном феномене, содержащем различные слои информации.

2) Уметь: осуществлять лингвистический анализ различных языковых единиц; комплексный лингвистический анализ текстов.

3) Владеть: методологическими основаниями семантического анализа текстов, различными методиками проведения такого анализа, тактиками порождения текстов для различных дискурсивных сфер.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72/24 часа.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. 1 Понятие вербальной информации. Понятие текста.       Л: 2   СР: 8   Тест: 1
2. 2 Уровневая модель языка и языковые структуры. Информация языковых структур разных уровней.   2-6 Л: 4 П: 6 СР: 10   Тест / ПР / Участие в практ. занятии: 4, 5, 6. Контрольная работа - 6
3. 3 Текст: способы организации, виды информации.   7- 9 Л: 2 П: 4 СР: 10   Тест / ПР / Участие в практ. занятии: 7, 8, 9. Контрольная работа – 9.
4. Информация в дискурсе: интертекстуальность, интердискурсивность.   9-12 Л: 2 П: 4 СР: 10   Тест / ПР / Участие в практ. занятии: 10, 11,12. Контрольная работа – 12.
5. Форма итогового контроля             Зачет – 2 часа/ проектная работа
6. ИТОГО              

Образовательные технологии

Лекционные занятия проходят в виде традиционной лекции или лекции-диалога, дискуссии, по возможности с применением информационных технологий. На практических занятиях используются технологии деловых игр, конференций, «мозговой штурм», методы активизации творческого мышления, метод «case study».

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

По разделу 1.

Тест.

1. Определите по описанию, о каком свойстве семиотической системы языка идет речь:

Состоит из своеобразных подсистем или уровней. Каждый уровень формируется особыми единицами и структурирован по-своему. Семантика единиц каждого уровня неравнозначна, она усложняется от низшего уровня (фонетического) к высшему (текстовому) с соблюдением принципа идиоматичности.

 

Ответ: Иерархическая.

2. Найдите соотношение:

Свойство текста Описание
a.знаковость 1. Создается из более мелких элементов и может быть на них разложен, но при этом сумма значений элементов не равна смыслу текста.
b.конструктивность 2. Восприятие текста обеспечивается информацией, которая непосредственно представлена в тексте, а также фоновыми знаниями воспринимающего.
c.коммуникативность 3. Имеет материальную сторону и идеальную сторону.
d.потенциальность 4. Выполняет функцию в более сложной системе – системе человеческой коммуникации, человеческих отношений

Ответ: а - 3, b – 1, с – 4, d – 2.

По разделу 2.

Тест:

· Какая концепция лежит в основе фоносемантической теории?

a. Фонемы не обладают значением;

b. Фонемы обладают понятийным значением;

c. Фонемы обладают признаковым значением.

Ответ: Фонемы обладают признаковым значением.

· Внутренняя форма слова – это…

a. Звучание слова;

b. Количество морфем;

c. Признак, выбранный в основу номинации.

Ответ: Признак, выбранный в основу номинации.

Контрольные задания для практикума:

1. Опишите семантику словообразовательных моделей, представленных в тексте:

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпа­ла с напушки.

А Калуша волит:

Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо юкузявые! Пуськи бятые!

 

2. Проанализируйте тексты анекдотов, определите, на сочетании каких семантических компонентов основан комический эффект.

Предлагаю дружбу. Настоящую. Чистую. Крепкую. Мужскую. ДОРОГО.

Объявление: «Одинокий Мужчина ищет одинокую женщину с целью создания оди­нокого ребенка».

 

3. Проанализируйте тексты, определите метафорические модели и тип оценочности:

Земфира

Эмоциональным пиком дня стал выход на сцену Земфиры. Она приехала на "Мегахаус" послушать двух нема­ловажных для нее персонажей, за коих всячески ратует: Корнея и Машу Макарову. Столько радости, столько люб­ви насыщало, пропитывало здесь все в эти минуты, что, воодушевленная сетом Корнея, Земфира, конечно, не могла не спеть. "Мне приснилось небо Лондона" пронзило и раз­ломило Лужники. Только ее голос и гитара...

 

4. Сравните высказывания и определите, одну и ту же грамматическую семантику или разные реализует словоформа один?

У меня есть один номер этого журнала.

Тут тебя один парень искал.

На один манер одеваются все дамы в этом городе.

Дети выросли, и старик остался один.

Один в поле не воин.

Кадровый состав определяет один директор.

 

5. Определите модусные смыслы и средства выражения их в высказываниях.

Человек-то он хороший…

Симпатичный, мерзавец!

В человечке все должно быть прекрасненько - и душонка, и тельце, и мыслишки...

[02:47] <Masha> А почему к Вам все на "Вы" обращаются, а, Антарес? [02:48] <Antares> Маша, ответ очень прост. Просто меня очень много.[02:48] <Masha> Эм. Эт как?:-)[02:48] <Antares> Это примерно два диаметра орбиты Марса.[02:49] <Kergma> он красный гигант[02:49]

По разделу 3.

Тест:

1. Определите, о каком свойстве текста идет речь: смысловая категория, связанная с содержательной и коммуникативной организацией текста.

a. Знаковость.

b. Связность.

c. Цельность.

d. Системность.

e. Коммуникативность.

Ответ: Цельность.

Контрольные задания для практикума:

  1. Определите функционально-стилистическую принадлежность текста.

1) Авторская индивидуальность максимально ощутима в художественных текстах, как на уровне проявления авторского сознания, его нравственно-этических критериев, так и на уровне литературной формы, идиостиля.

2) Что-то разгребёно. Так бывает когда лось стоит. Но тут помене. Может, медведка? Медведка – маленька зверушка.

3) Великий Ван Гог очень любил рисовать всякие картинки, только их никто его не покупал. И Гоген тоже любил рисовать с тем же успехом.

4) Дорогой мой Виктор Петрович! Намаялся я на работе и устал как собака. Пора мне в отпуск, однако, надо маленько отдохнуть. Дайте мне отпуск месяца на 2, ведь по закону положено. Отдохну – и снова на работу приду, как новенький. Ваш Иван Андеич.

Вопросы к зачету.

1. Определение феномена текста. Свойства текста.

2. Коммуникативная природа текста. Текст как коммуникативный акт.

3. Понятие фоновых знаний. Их роль в текстовой деятельности.

4. Проблема порождения и восприятия текста. Этапы текстопорождения и интерпретации.

5. Понятие концепта текста. Проблема рационального/интуитивного в моделировании концепта.

6. Этапы интерпретации текста.

7. Способы формирования концепта и условия коммуникации: диалог и монолог.

8. Проблема псевдодиалогичности.

9. Семантическая структура текста: предикативность, связность и цельность.

10. Понятие актуального членения текста. Виды связности. Языковые средства связности.

11. Соотношение связности и цельности: суггестия текста.

12. Основные структурно-семантические единицы текста.

13. Функционально-смысловые типы речи.

14. Описание и его функции. Виды описания.

15. Повествование и его функции.

16. Рассуждение и его функции.

17. Инструкция и ее функции

18. Социальная информация в тексте.

19. Формы нелитературного существования языка.

20. Сфера функционирования текста: функционально-стилистические маркеры.

21. Языковая специфика научного стиля. Проблема индивидуальности.

22. Языковая специфика официально-делового стиля. Виды официльно-деловых текстов и проблема «размывания» стиля.

23. Проблема единства языка СМИ.

24. Языковая специфика текстов СМИ: проблема жаргонизации и жанрового «размывания».

25. Структурно-семантические параметры синтаксиса. Диктум и модус.

26. Структурно-семантические параметры синтаксиса. Соотношение эксплицитного и имплицитного.

27. Структурно-семантические параметры синтаксиса. Виды аномальности высказывания.

28. Диктумно-модусная организация высказывания. Понятие диктума. Пропозитивная структура диктума. Понятие пропозиции.

29. Виды пропозиций. Событийные пропозиции.

30. Логические пропозиции.

31. Способы языкового моделирования при передаче диктумной информации.

32. Функция грамматической семантики при моделировании диктума текста.

33. Семантика грамматических категорий.

34. Понятие модуса. Организация модусных смыслов.

35. Виды модальной информации.

36. Оценочность и средства ее выражения в тексте.

37. Семантика словообразовательных моделей и аффиксов.

38. Семантическая структура слова.

39. Соотношение различных видов информации в значении слова.

40. Понятие фоносемантики. Анализ фоносемантики.

41. Организация информации в семантической структуре многозначного слова.

42. Уровневая модель языка. Информационный потенциал языковых единиц разных уровней.

43. Модусная информация: категории и средства выражения.

44. Семантика лексических классов: синонимы, антонимы, паронимы.

45. Лексическое варьирование и смысл текста.

46. Семантика слова и виды информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...