Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины (модуля) «Информационное мировоззрение и информационная культура» в структуре магистерской программы




М.2.Профессиональный цикл. Вариативная часть

Учебная дисциплина (модуль) «Информационное мировоззрение и информационная культура»является компонентом магистерской программы «Гуманитарная информатика» и относится к разделу «М.2.Профессиональный цикл. Вариативная часть».

Логически и содержательно-методически дисциплина связана с предметом «Компьютерные технологии в науке и образовании», включенным в базовую часть общенаучного цикла. Она служит углублению представлений о методологических аспектах становления информационной культуры и информационного мировоззрения, акцентируя внимание на теориях нелинейности.

Дисциплина (модуль) «Информационное мировоззрение и информационная культура» логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами базовой части профессионального цикла. Она позволяет раскрыть частные аспекты изучаемых дисциплин и ориентирует магистрантов на рассмотрение процессов, взаимно обусловливающих развитие информационного мировоззрения и информационной культуры.

К дисциплинам, логически и содержательно связанным с дисциплиной (модулем) «Информационное мировоззрение и информационная культура», нужно отнести и такие предметы вариативной части профессионального цикла, как «Информационное общество: теория и практика», «Современная теория коммуникации» «Культурно-антропологические аспекты информатизации», «Технологии презентации текстовой и графической информации» и др.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Информационное мировоззрение и информационная культура».

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

б) профессиональные (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

· готовность вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

 

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к практическому использованию полученных углубленных знаний в принятии управленческих решений (ПК-10);

способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач (ПК-16);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать содержание понятий «информация », «информационное мировоззрение», «информационная культура» и т.д.; теоретические и практические методы исследования сущности и свойств информации в современной науке; различные аспекты формирования современной информационной культуры, ориентированной на применение интегративных информационно-коммуникационных средств и технологий для управления знаниями и моделирования социальной реальности.

· Уметь применять знания об основных требованиях к информационной культуре современного специалиста в исследовательских, образовательных, организационно-управленческих, социокультурных, экспертных проектах.

· Владет ь знаниями об основных этапах формирования информационного мировоззрения для их применения в исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Информационное мировоззрение и информационная культура»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72/24 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Л С Пр КР СР  
1. Основные подходы к определению понятий «информационное мировоззрение», «информационная культура»                
2. Информация как фундаментальная научная категория   2-3            
3. Генезис информационного мировоззрения               Выступление на семинарском занятии
4. Теория информации и кибернетика               Выступление на семинарском занятии
5. Свойства информации               Выступление на семинарском занятии
6. Особенности применения информационного подхода к изучению динамики культуры               Выступление на семинарском занятии
7. Требования к информационной культуре современного специалиста               Выступление на семинарском занятии
8.                 Положительная оценка за контрольную работу или результаты тестирования
  Форма итогового контроля               Зачет
  ВСЕГО                
                     

 

Образовательные технологии

Лекционные занятия проходят в виде традиционной лекции или лекции-диалога, дискуссии, по возможности с применением информационных технологий. На практических занятиях используются технологии деловых игр, конференций, «мозговой штурм», методы активизации творческого мышления, метод «case study»

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Входной, текущий, итоговый знаний в виде контрольных работ, кейсов, проектных работ, рефератов, разработки презентаций, выступления на семинарах.

Возможные темы для самостоятельного изучения,

Выполнения проектных исследовательских работ, рефератов, эссе

1. Морфогенетический подход к пониманию природы информации.

2. Автогенез информации.

3. Генетический, поведенческий, социальный уровни информационного взаимодействия.

4. Свойства информации.

5. Актуальные проблемы современной информационной культуры.

6. Применение дескриптивного аппарата теории Г.Патти для описания информационных процессов.

7. Описание природы информационных взаимодействий с позиций торсионной парадигмы.

8. Человек как информационная система.

9. Культура как результат развития системы информационных взаимодействий. Роль инновационных и традиционных механизмов в эволюции культуры.

10. Связь понятий «энтропия» и «информация».

11. Информационная культура как часть профессиональной культуры.

12. Информационная культура как исторически меняющееся явление.

13. Будущее у компьютерной цивилизации с точки зрения идей трансгуманизма.

14. Противостояние повествовательной и визуальной форм мышления. (Теория Джеймисона).

15. Биогенный ракурс информационных технологий. Биогенное искусство.

16. Определение понятия «информационное мировоззрение»

17. Определение понятия «информационная культура».

18. Проблема разработки компетентностных моделей с учетом требований информационной культуры.

19. Теория информации Дж.-П. Барлоу.

20. Применение информационного подхода к изучению динамики культуры.

21. Мода как объект виртуализации и агент обновления культуры.

22. Опыт изучения эвлюции театра с точки зрения теории целенаправленных систем.

23. Информационная революция. Опыты культурного и мировоззренческого поиска.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Проблема взаимосвязи информационно-технологических революций и социокультурных изменений.

2. Определение понятия «информационная культура».

3. Изменение методов формирования социальной памяти как опыт становления информационной культуры.

4. Определение понятия «информация» как научная проблема.

5. Особенности атрибутивного и функционального подхода к определению понятия информация.

6. Информационное мировоззрение как научный феномен. Смена картин мира, изменение взглядов на информационные процессы.

7. Совокупность теорий, лежащих в основе информационного мировоззрения и современной информационной культуры.

8. Связь понятий «информация» и «энтропия».

9. Особенности телеологического подхода к описанию информации. Понятие оператора.

10. Особенности подхода В.М. Петрова к трактовке понятия «информационное мировоззрение».

11. Роль вероятностного подхода в становлении информационного мировоззрения.

12. Связь теории информации с кибернетическими идеями.

13. Роль синтезирующих наук в развитии информационного мировоззрения.

14. Свойства информации в свете теории В.И. Корогодина. Автогенез, полипотентность, транслируемость, размножаемость, изменчивость.

15. Свойства информации в свете теории В.И. Корогодина. Бренность, мультипликативность, инвариантность информации по отношению к носителю.

16. Поход к описанию свойств электронной информации в работах Дж. П. Барлоу.

17. Эволюция информации (генетический, поведенческий, логический тип информации).

18. Роль системного анализа в развитии информационного мировоззрения.

19. Показать отличительные особенности понятий «мировоззрение» и «информационное мировоззрение», парадигматику их отношений.

20. Определение понятия «информационная революция». Связь с понятиями «информационная культура» и «информационное мировоззрение».

21. Особенности формирования современной информационно-технологической парадигмы. Идеология трансгуманизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...