Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы




Можаева Г.В. Философско-антропологические аспекты информатизации образования. Эл. публикация. Учебно-методический комплекс. Томск: ИДО ТГУ, 2007. 90 с. http://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/ Электронное издание HTML

Комплект презентаций к курсу.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Учебное пособие по курсу, разработанные тесты по курсу, библиотека философского факультета Томского государственного университета, электронная библиотека кафедры гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 030100 Философия.

 

Автор: кандидат исторических наук, доцент Можаева Галина Васильевна

Рецензент: кандидат философских наук Лоскутникова Вера Михайловна

 

Программа одобрена на заседании Ученого совета философского факультета Томского государственного университета от 07.12.2010 года, протокол № 49.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Томский государственный университет

Философский факультет

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан философского факультета

 

_______________ Аванесов С.С.

 

"06" декабря 2010 г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Семиотика информации

 

Наименование магистерской программы

«Гуманитарная информатика»

 

Направление подготовки

Философия

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

 

Томск


 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Семиотика информации» являются:

· создание условий для развития общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с применением семиотического подхода к анализу информации и информационных систем;

· формирование умений аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения с позиции семиотического подхода, а также использовать современные информационные технологии при изучении знаковых систем.

 

Место дисциплины в структуре магистерской программы

Дисциплина «Семиотика информации» включена в базовую часть профессионального цикла магистерской программы «Гуманитарная информатика», имеет связь со всеми другими дисциплинами как профессионального, так и общенаучного циклов, обеспечивающих направление подготовки «Философия». Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения данной дисциплины, такие же, как и требования, предъявляемые для освоения программы в целом.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Семиотика информации» направлено на формирование и развитие следующих компетенций:

а) общекультурны (ОК):

способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 5);

б) профессиональных (ПК):

способностью самостоятельно формулировать конкретные задачи научных исследований и проводить углубленную их разработку (ПК-2);

готовностью вести научные исследования, соблюдая все принципы академической этики, и понимание личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы (ПК-5);

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные направления, проблемы, теории и методы семиотического подхода, содержание современных дискуссий по вопросам знакового описания информационных систем.

· Уметь: выводить правила построения знаков и их комбинаций (синтактика), устанавливать смысловое содержание знаков (семантика), а также находить условия, при которых возникают те или иные знаковые ситуации (прагматика).

· Владеть: навыками критического восприятия информации, получаемой в результате применения базовых принципов и инструментов анализа знаковых систем в семиотике.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «Семиотика информации» составляет 2 зачетная единица, 72/24 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Основные понятия и принципы семиотического подхода       С: 4 СРС: 2   Коллоквиум
  Структура и виды знаковых систем     Л: 2 С: 4 СРС:4   Коллоквиум
  Компьютерная семиотика   3-4 Л: 2 С: 4 СРС:6   зачет
  Прикладная семиотика   5-6 Л: 2 С: 4 СРС:6   Эссе
  Форма итогового контроля         СРС:6   Зачет
  ИТОГО     Л: 6 С: 16 СРС:48    

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. Студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу как классические, так и современные тексты информационно-семиотической направленности. Ключевые вопросы обсуждаются на семинарских занятиях в рамках соответствующих разделов дисциплины. Предусматривается также выполнение студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо тезиса, развития либо опровержения той или иной позиции. Студенты выполняют задания, обращаясь к рекомендованной или самостоятельно подобранной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, а также на коллоквиумах. Организуются также специальные практические занятия в виде мини-конференций, на которых студенты представляют на обсуждение полученные в ходе самостоятельной работы результаты по определенной теме в рамках соответствующего раздела дисциплины. Используемые образовательные технологии направлены на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов информационно-семиотической направленности;

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания семиотических аспектов проблем в социально-гуманитарной области и в сфере современных информационно-коммуникативных технологий;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, дискуссии, формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по ключевым вопросам применения семиотического подхода к анализу информации и информационных систем;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении возможностей применения семиотического подхода в разных областях научно-производственной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...