Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основной предмет учительных книг




Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета 4 курс

Понятие об учительных книгах Ветхого Завета

Вводные сведения

Учительные книги Ветхого Завета содержат учение Ветхозаветной Церкви о предметах веры и благочестия. Они написаны богодухновенными мужами Ветхого Завета. Всего учительных книг Ветхого Завета в составе Библии перевода 70-ти имеется семь. Из них 5 книг канонических: Иова, Псалтирь, Притчей, Екклезиаста и Песнь Песней; и две: Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова - неканонические. В еврейском каноне учительные книги относятся к разделу Писаний (Кетубим). Часть из них выделяется в число так называемых Пять свитков – Песнь Песней, читаемая на праздник Пасхи и книга Екклесиаст.

Отличительная особенность содержания

Особенность учительных книг Ветхого Завета по содержанию и по форме изложения состоит в том, что предметом их учения являются преимущественно истины нравоучительные, определяющие религиозно-нравственное поведение ветхозаветного человека, и редко - чисто догматическое. Если же в них излагается догматическое учение, то оно опять-таки имеет уклон практический, т.е. преследует нравственную цель. Учительные книги значительно отличаются от законоположительных, исторических и пророческих. В учительных книгах божественные истины часто (но не всегда) предстают как выводы человеческого разума. Они не занимаются великими и глобальными вопросами, не содержат пророчеств. При ссылках на книги Иова, Екклессиаст и др. книги следует соблюдать осторожность, т.к. в них много чисто человеческих рассуждений. Не все, что можно извлечь из этих книг, является богооткровенной истиной. Так, часто на Екклесиаста и Иова ссылаются разные сектанты и представляют все это богооткр. истиной, а это лишь человеч. рассуждения, которые лишь подводят человека к истине. Учительные книги очень подробно знакомят читателя с внутренним миром мыслей, чувств и желаний их писателей, авторское начало имеет здесь более яркое и полное выражение, сравнительно с предыдущими. Учительные книги Ветхого Завета отличаются также от других ветхозаветных книг своим общечеловеческим характером: они одинаково понятны всем людям, а не одним лишь евреям. Их содержание наполнено общим ходом и развитием духовной жизни, совершаемым по одним и тем же основным законам, общим всем людям, и то, о чем повествует писатель учительной книги, доступно в одинаковой мере всякому читателю, к какой бы нации он не принадлежал. Содержанием учительных книг Ветхого Завета являются общие положения веро- и нравоучения, они одинаково интересны и занимают внимание всякого мыслящего человека.

Отличие учительных книг от остальных

Учительные книги значительно отличаются от законоположительных, исторических и пророческих. Тот же самый Божественный Закон, который лежит в основании содержания законоположительных, исторических и пророческих книг, находится и в содержании учительных книг. Но там он дается от Бога, как непреложная истина для уяснения и выполнения ее людьми, здесь же истина является как бы плодом человеческих колебаний, рассуждений человеческого ума и духа. Та же истина в первых книгах является аксиомой, априорным положением, а здесь - как искомое, как вывод, основанный на многообразных наблюдениях над жизнью и природой (напр., книга Иова и Екклезиаста).

Основной предмет учительных книг

Основным предметом учения учительных книг является учение о мудрости или премудрости (חכמה – хохма или Σοφία (греч)). Сама мудрость или знание (богословское ведение), согласно учительным книгам Ветхого Завета, может быть обретена в подвигах святой богоугодной жизни. "Се благочестие есть премудрость, а еже удаляться от зла, есть ведение", - говорится в книге Иова (38,28). Основным его началом богословского ведения является внутреннее, духовное чувство, страх Господень: "Начало премудрости - страх Господень" (Притч. 1,7). Таким образом, благоговейный страх или «страх Божий» (эред яхве) является основным началом в богословии ветхозаветных писателей. Учение о премудрости довольно древнее на Востоке.

Корни учения лежат в патриархальном укладе, в жизненном опыте рода, семьи – предостережения отца. В семье формируется характер человека, закладываются основы премудрости. Эта форма отец-сын нашла отражение и в библейских книгах. Каждая семья вырабатывала свой жизненный опыт, зафиксированный в поговорках, пословицах и афоризмах. Второй этап начался с установления царской власти. Когда появился царь, тогда появились и т.н. «люди царя» (чиновники), у которых и родилась основная традиция мудрости. Они образовали касту, занимавшуюся выработкой и передачей опыта (опыт власти и т.д.). Такими советами полны книги мудрых Египта и Месопотамии. Их характерная черта – наблюдательность. Встречаем конфликты советников царя и пророков. Советники пытались собственным опытом решать проблемы, иначе говоря, человеческими усилиями. Их мудрости утилитарна, постепенно она превратилась в бескорыстную. Но не житейский опыт, а страх Господень является началом Премудрости. Расцвет премудрости наступил при Соломоне. Он – своеобразный покровитель дальнейшего развития традиции премудрости. Поэтому, это не обман – надписание книг его именем, поскольку они написаны в традиции Соломона. Следующий этап с 586 года, т.е. с вавилонского плена. Окончательно переведена на религиозный путь первоначально нерелигиозная мудрость. Размышления над государственным опытом перешли, лишившись государства, к законам, по каким строится судьба этих самых государств. В плену и после плена мудрецы (хакамы) заняли почетное место в жизни народа. Они стали вождями народа после пророков (последние из которых – Аггей, Захария, Малахия).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...