Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторы и время написания псалмов




Существовало мнение, что Псалтирь принадлежит одному Давиду.[4] Но оно не было всеобщим и в древности. Многие держались такого взгляда, что эта священная книга принадлежит нескольким писателям. Это мнение среди ученых в настоящее время является преобладающим. Обще-установившийся обычай называть Псалтирь книгою Давида объясняется следующим. Большинство псалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и кроме того, так как его поэтический талант был силен и разнообразен, то последующие писатели подражали ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения.

Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы.

По времени, обстоятельствам происхождения и по количеству написанных псалмов последние распределяются между означенными лицами следующим образом.

Моисею принадлежит 89 псалом, написанный им при окончании 40-летнего странствования по пустыне вблизи обетованной земли, в которую могло войти новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта - только те, которые при выходе не имели 20 лет.[5] Возможно, некоторые другие псалмы принадлежат Моисею, например евр. предание приписывает ему пс. 90-99.

Давиду, по надписаниям еврейской Библии, принадлежит 73 псалма, а по греко-славянской - 87. Но в настоящее время считают, что Давиду принадлежат 78 псалмов. Это 73 псалма из надписанных его именем в еврейской Библии: 3-31,33-40,50-64, 67-70,65,100,102, 107-109,123,130,132,138-144 и 5 псалмов, ненадписанных в еврейской Библии, но бесспорно ему принадлежащие: 1,2,32,103,137.[6]

Авторству Соломона принадлежит три псалма: 71,126 и 131. Псалмы эти написаны: 71 - при восшествии на престол после молитвы гаваонской, 126 - по окончании постройки храма и 131 -по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм.[7]

Имя Асафа встречается в надписании над 12 псалмами: 49, 72-82. Под именем Асафа-псалмопевца известен левит времени Давида. Вместе со своими четырьмя сыновьями он начальствовал над 4-мя чредами певцов Давида, был главным распорядителем священной музыки и пения пред скинией на Сионе. Этот современник Давида владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с гимнами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Его творения ценились так же, как и произведения царя Давида, и его потомки, благоговея перед именем и гением своего предка, скрыли свои имена под составленными ими псалмами под именем своего родоначальника. Асаф был чрезвычайно предан Давиду и свою судьбу связал с его жизнью, поэтому главный материал для своих псалмов он брал из истории и жизни Давида. Собственно ему принадлежат пять псалмов: 49,72,77,80 и 81. Остальные семь псалмов 73,74, 75,76,78,79 и 92 принадлежат потомкам Асафа. Все псалмы с именем Асафа выражают настойчивое увещание, обращенное к людям для их вразумления.

Еману принадлежит 87-й псалом.

Ефаму, иначе Идифуму - 88. Оба эти лица были современниками Давида и певцами при вновь устроенной им скинии. Они были левитами и стояли, как и Асаф, во главе певцов Давидовых. Эти лица были такими же певцами-писателями, как и Давид и Асаф. Оба псалма очень сходны по содержанию. Они были написаны во время Давида, когда он получил откровение о продлении своего потомства навеки и когда испытывал поругание от врагов. Такие обстоятельства относятся ко времени гонения от Авессалома. Содержание этих псалмов проникнуто чувством страданий.

Сынам Кореевым принадлежат псалмы: 41-48,83,84,86,т.е. 11 псалмов. Они были потомками Корея, возмутившегося при Моисее. Как при Моисее их предки охраняли вход в стан Господень, так и при Давиде они были хранителями врат скинии и певцами при ней. В царствование Соломона они своими песнопениями участвовали в освящении храма. При Иосафате сыны Кореевы своими песнопениями ободряли народ к войне с Аммонитянами и Моавитянами. Во времена Ездры и Неемии они опять упоминаются как хранители врат храма. Согласно содержанию псалмов, можно думать, что при Давиде написаны 41,42,43,48 и 83. Их содержание соответствует историческим обстоятельствам. Далее к эпохе Соломона относят происхождение 44 псалма. Ко времени Иосафата - 45-47 псалмы, 86-й воспет при Езекии, 84-й относится к эпохе по возвращении из плена. В псалмах сынов Кореевых, служителей скинии и храма, воспевается любовь к храму и богослужению, предпочитаемая псалмопевцами всем благам жизни.

Кроме надписанных псалмов, в Псалтири так же имеется много и ненаписанных. Это псалмы 65,66,90-99,101,104-106, 110-120,122,124,125,127-129,133-136,145-151. Авторы-писатели этих псалмов неизвестны. Происхождение их, судя по сходству содержания их со сказаниями исторических и других священных книг, может быть отнесено к следующим событиям и эпохам жизни еврейского народа.

65,66,90 и 91 - ко времени возвращения Манассии из плена, или ко времени Иосии, при восстановлении им богослужения.

101 псалом относится ко времени разрушения Иерусалима халдеями.

104 и 105 написаны в утешение находящимся в плену евреям.

106 написан по возвращении из плена и представляет благодарственную песнь;

112-116 - являются такими же благодарственными песнями;

110,111 и 113 должны быть также отнесены ко времени возвращения из плена;

117 - ко времени построения второго храма;

119,120,122,124,127 и 128 - тоже ко времени возвращения из плена; 

129 - ко времени Ездры;

133 - ко времени окончания второго храма;

134 и 135 - написаны, вероятно, по случаю освящения этого храма;

136 - ко времени плена;

125 - к первому времени возвращения из плена;

145-150 ко времени Ездры и Неемии.

Неканонический 151 псалом написан, вероятно, вскоре после составления канона неизвестным, но благочестивым мужем.[8]

Структура Псалтири

В настоящем виде Псалтирь не могла появиться сразу. Время происхождения псалмов - от Моисея и до времени Ездры Неемии - занимает около 1000 лет.[9] Сначала у евреев существовали сборники некоторых псалмов, которые впоследствии были соединены вместе. На существование сборников указывает и настоящий состав Псалтири.

Условно Псалтирь можно разделить на 5 частей, на пять отдельных книг. Каждая их этих книг заканчивается хвалебной песнью Господу, а последняя псалмами с восклицанием «Аллилуйя», что в переводе означает «хвалите Бога», Т.н. литургическое окончание встречается в Псалтири 4 раза после псалмов 40,71,88 и 105, состоящих из славословий с окончаниями "буди, буди". Пред псалмом 72 есть замечание: «здесь закончились песни Давида, сына Иесеева». Эти слова, возможно, показывают, что существовали сборники песней Давидовых, которые носили имя их автора, вероятно, в отличие от существовавших тогда сборников псалмов других авторов.

Время появления и образования этих сборников определяется так:

Первый сборник, первая часть (пс. 1-40) появился при Давиде - для богослужебных нужд. Все псалмы здесь написаны Давидом.

Вторая часть Псалтири (пс. 41-71) могла появиться в виде сборника только после Давида и её относят ко времени царя Езекии. Начинается она с семи псалмов сынов Кореевых, затем идут псалмы Асафа, 18 псалмов Давида, один Соломона и три неизвестного автора. Этот раздел в еврейской Библии назван частью сынов Клореевых.

Третья часть Псалтири с 72 по 88 псалом, содержит 11 псалмов Асафа, 3 – сынов Кореевых, один – Давида, 1- Иемана, 1 – Ефама. Эту часть называют книгой Асафа.

Четвертый раздел Псалтири – это псалмы с 89 по 105-й. Начинается он с двух псалмов Моисея, затем 2  псалма Давида, и 14 псалмов неизвестных авторов. Поэтому эту часть Псалтири называют книгой «неизвестных певцов».

Последняя, пятая часть включает в себя псалмы с 106 по 150 и состоит из 28 псалмов неизвестных авторов, 15 Давида, и одного Соломона. Эта часть называется «Книгой хвалебных песен».

Когда были составлены и присоединены к собранным ранее остальные группы псалмов, точно сказать нельзя. Несомненно только, что окончательное соединение всех частей Псалтири в нынешний состав относится ко временах Ездры и Неемии, когда был сформирован канон священных ветхозаветных книг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...