Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прообразовательный смысл истории Иова.




На прообразовательное значение жизни Иова указывает святая Православная Церковь тем, что полагает в первые пять дней Страстной седмицы паремии из книги Иова о судьбе и страданиях этого праведника, как образах страданий Христовых, воспоминаемых Церковью в то время. Паремии эти берутся из следующих мест книги: в понедельник - 1,1-12; во вторник - 1,13-22; в среду - 2,1-10; в четверг -38, 1-21 и 42, 1-6; в пятницу - 42,12-17. Книга Иова читается в православных храмах в то время, когда в сознании верующих проходят страдания Спасителя. Иов, по мысли Церкви, является прообразом Христа Спасителя, безвинно страдающего Праведника. "Иов, - говорит священномученик Зенон, - три раза был искушаем диаволом, подобным образом, по свидетельству Евангелиста (Мф.4,1-11),трижды же искушал диавол и Господа нашего". Тройственность искушений в жизни Иова: в лишении имения, в погибели детей и в болезни. При этом праведный Иов, как и Христос, страдал безвинно, не за свои грехи. Иов является прообразом Христа Спасителя. Он, подобно Христу, - безвинно страдающий Праведник.  Вероятно, в этом и таится ответ на вопрос о причинах страдания Иова – что образ безвинно страдающего Иова должен был возвысить умы и сердца ветхозаветных людей для возможности принятия безвинно страдающего Мессии. Прообразовательное значение Иова видится и в том, что он, во время своих страданий, подобно тому, как Иисус Христос во время крестных мук, ощутил сильнейшее состояние богооставленности. В страшной смертельной болезни Иов был всеми оставлен и все, даже друзья его, пренебрегали и гнушались им, как грешником (12,4; 16,13-20). Так и во время крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа все ближние Его и ученики Его убежали, а враги ругались над Ним. В 16 главе книги Иова мы читаем пророческие слова: "Разинули на меня пасть свою; ругаясь бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Предал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня" (ст. 10-11). Хотя Иова никто не бил по щекам,и никто не отдавал его на произвол беззаконникам, однако, он пророчески говорит те слова, которые потом Апостолы целиком применили к страданиям Богочеловека и которые исторически в точности исполнились и считаются одним из библейских пророчеств о Христе Спасителе. Но многострадальный Иов был прообразом униженного состояния и страданий Христа Спасители не по внешним только телесным страданиям и унижению пред людьми, а главное - по тому духовному состоянию отвержения Богом, в каком считал себя Иов поотнятии у него земного счастья и поражения страшною болезнью (3,23-25, 19,10-11 и др.). Подобное состояние оставленности Богом ощущал и Христос, когда, умирая на кресте за грехи мира, сказал: "Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил?" (Мф. 27,46).

 Иов прообразует Христа Спасителя и в том, что является единственным приемлемым для Бога ходатаем за своих друзей: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…» (Иов. 42, 8). Прообразуя Богочеловека своими страданиями, Иов прообразовал Его и своим прославлением. После своего великого искушения Иов как бы воскрес от мертвых и превознесен был Богом выше прежнего своего состояния. Бог явил тогда же в Иове образ Иисуса Христа, как прославленного Первосвященника на небесах, потому только ради молитвенного ходатайства и жертвоприношения Иова Он помиловал его согрешивших друзей-собеседников (17, 7-10). Подобно этому Бог прощает грешников, ради ходатайства и крестного жертвоприношения Христа Спасителя.

В книге усматривают также отдельные пророческие и прообразовательные места. В частности, указывают на то, что диавол искушал Иова трижды (через лишение богатства, гибель детей и болезнь). В этом видят прообраз троекратных искушений Спасителя. В истории Иова можно найти параллель искушениям Христа в пустыне [ср. 30, с. 109–114]. Первое искушение было самое грубое – когда у Иова отнято все имущество. Он благословил Бога. Второе искушение заключается не в потере здоровья, но в словах жены, предлагавшей похулить Бога, искусить Его, действительно ли Иов Ему дорог? Но Иов отказывается искушать Творца. Если продолжать сопоставление, то в третьем искушении Иову должно быть предложено поклониться диаволу, признать его власть, и тем обрести благополучие. Но именно это и предлагают друзья. Ведь страдания Иова – дело рук сатаны. Следовательно, признать справедливость происходящего – это значит признать его власть, поклониться ему. Так же, как сатана предлагал во время искушений Спасителю. Прозревая это, Иов говорит Елифазу: «Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать?» (Иов. 16:3). Вилдаду: «Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?» (Иов. 26:4). После искушений Христа в пустыне говорится, что отошел от Него сатана до времени (Лк. 4:13). И на Голгофе слышится тот же голос искусителя: «других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42), – то есть отказ от Креста Христова есть то самое искушение, которое претерпевает и Иов тоже, потому что именно это ему предлагают друзья. И здесь в случае Иова мы это видим.

В 16 главе книги находятся пророческие слова, относящиеся к Спасителю: «Разинули на меня пасть свою, ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Отдал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня» (Иов. 16,10-11). Причем, заметьте: Иова никто не бил по щекам. Несомненно, он произнес эти слова в пророческом вдохновении.  Прообразовательное значение его жизни отразилось на практике чтения паремий из книги в первые пять дней Страстной седмицы. Книга читается в православных храмах в то время, когда перед мысленным взором верующих проходят страдания Спасителя. Многострадальный Иов был прообразом уничиженного состояния и страданий Христа Спасителя. Прообразуя Христа своими страданиями, Иов прообразовал Его и своим прославлением. На это указывает паремия из книги Иова (42, 12-17 и неканоническое добавление), которая читается в Великую Пятницу перед плащаницей. В этом отрывке говорится о прославлении Иова после перенесенных им страданий: «И благословил Бог последние дни жизни Иова более, нежели прежние…» - в этом видят пророчество о воскресении Спасителя.

(Что касается паремий, то можете обратиться к кн.архиеп.Костромского Виссариона (Нечаева) – Толкование на паремии, в 3х тт.). Еще стоит отметить, что в русском тексте имя дочери Иова – Керенгаппух. По-разному переводится, но [гадательный] перевод - …… рог. Не совсем ясно, что это имя означает. Переводчики на греческий язык (и в славянский перевод это перешло) переводят как Амалфеев рог, т.е.рог Амалфея. Вы знаете, вероятно, что Амалфея – это коза в греческой мифологии, края вскормила младенца Зевса. И указывая на такое имя, Феодор Мопсуетский отвергал и подлинность книги Иова. Он говорил, что т.к.в книге встречается имя из греч.мифологии, то сама книга явно неподлинна и по своему происхождению. Но здесь, конечно, недоразумение вследствие такого вот перевода, несколько гадательного – т.е. Амалфеев рог, т.е.рог изобилия. Другие имена переводятся, по-моему – Эмима как «день», а Кассия - как «голубица», или еще как «нежная».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...