Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избранные учительные псалмы.




ПСАЛОМ 1.

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

 

В Библии еврейской, греческой и латинской этот псалом не надписан именем Давида. В русском издании Библии он надписывается именем Давида. Его можно разделить на части следующим образом:

Судьба праведника: 1-3;

Судьба грешника: 4-5;

Заключение-вывод: 6.

Содержание псалма говорит о судьбе праведных и нечестивых.

Ст.1-2: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощи».

Блаженным (счастливым) псалмопевец называет того, кто всегда следует закону Божию. "Имя же блаженного, - говорит Е. Зигабен, - есть плод совершенства в добродетели". Совет - желание. По Е.Зигабену,"корень действий, совершаемых телом, есть желание сердца, как и Господь говорит, что внутри находящееся оскверняет человека" (Мф.15:18). Нечестивыми у псалмопевца называются язычники, а грешниками, хотя и верующие, но ведущие жизнь беззаконную. Губителями названы те, которые не только сами грешат, но и других развращают. Далее псалмопевец ублажает не стоящих с грешниками во зле. Наконец, блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и согласовывал свою волю с законом Господним, желая только того и размышляя постоянно о том, что внушает закон,и согласно с этим располагал свою жизнь" (он же).

Ст.3: «И будет яко древо, насажденное при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое и лист его не отпадет,ився, еликааще творит, успеет».

В этом стихе говорится, что "ведущий себя, как насажденный при потоке Божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, т.е. (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели" (Е.Зигабен). Под плодом можно понимать "от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями - согревающую надежду спасения..." Божественные глаголы сравниваются также с водами, ибо они напояют и оживотворяют души, как воды растения.

Ст.4-6: Совсем в ином положении оказываются нечестивые. Их положение неустойчиво и непрочно. "Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает её, так и противодышущие демоны уносят нечестивых" (Е.Зигабен).

ПСАЛОМ 14.

14 псалом написан Давидом по поводу перенесения Кивота Завета из дома Аведдарова во вновь устроенную скинию на Сионе. Во время нахождения Кивота в доме Аведдара Давид думал, что Господь не благоволит к нему. Когда же на дом Аведдара стали изливаться милости Господни, это наполнило сердце Давида такой радостью, что он в чувстве благоговейного ликования составил этот дивный гимн- обет.

Ст.1-2: «Господи, кто обитает в жилищи Твоем? Или кто вселится во святую гору Твою? Ходяй непорочен и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем».

"При слове жилище Божие и гора святая, - говорит Е. Зигабен, - иудей тотчас обыкновенно переносился мыслию к храму иерусалимскому и к соседней с ним горе Сиону". А поскольку обитателем обычно называется тот, кто временно поселяется в том или ином жилище, а так же поскольку наше тело является обиталищем души, то псалмопевец и спрашивает: "кто же именно, быстро пробежавши поприще настоящей жизни, поселится в небесных и вечных жилищах?" "Говорит же: "в Твоем жилищи" для того, чтобы показать, что это жилище создано Богом-Словом и назначено Им для обитания души" (Е. Зигабен). По словам святителя Афанасия, "жилище", "гора святая" - означают небесные селения. На поставленный вопрос псалмопевец дает ответ: небесное жилище предназначено человеку, проникнутому добродетелью и владеющему совершенствами, описываемыми в стихах со 2 по 5. "Под непорочным же должно разуметь человека, достигшего совершенства в созерцании, ибо чрез него ум наш возносится к небу. Под делающим же правду разумеется человек, достигший совершенства в нравственной деятельности, ибо делание составляет принадлежность того, кто действует, но не созерцанием занимается". Но поскольку жизнь праведника разнообразна в своих проявлениях, то псалмопевец назвал её обобщающе "правдою", ибо "правда проникает все добродетели".

В последующих стихах псалма описывается в чем состоит правда.

«Глаголяй истину в сердце своем», т.е. тот, кто сохраняет истину в своем сердце и исповедует её устами.

Ст.3: «Иже не ульсти языком своим», т.е. блажен тот, кто не льстит, а говорит истину, "кто содержит истину в себе и говорит её пред другими" (Е.Зигабен). "И не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя". "Все мы,-говорит Е. Зигабен, - искренние между собою, или по природе человеческой, или по единству веры, или по связи родства". Ближний же тот, кто и искренний. Поношение - это осмеяние.

Ст.4: "Уничижен есть пред ним лукавнуяй,боящыя же ся Господа славит, кленыйся искреннему своему и не отметаяся". Здесь говорится, что тот будет обитать в небесных селениях, кто считает жалким нечестивого человека и, напротив, превозносит богобоязненных.Клятва- подтверждение истины. Ст.5:"Сребра своего недаде в лихву и мздына неповинных не прият", т.е. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает незаконных даров."Творяйсия не подвижится вовек", т.к. он исполняет все сказанное и не поколеблется ни внастоящей жизни, ни в будущей, ибо выражение "во век" употреблено здесь вместо "никогда".

ПСАЛОМ 90.

Надписание: "Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей" следует понимать как указание, что данный псалом составлен в подражание хвалебным песням Давида; в еврейской же Библии он не имеет указания на имя автора. Псалом можно разделить на следующие части.

О человеке, живущем в страхе Божием: 1-2;

Назидание праведнику: 3-13;

Клятвенное Божие обещание: 14-16.

В 1-4 стихах псалма изображается праведник, живущий в надежде на помощь Божию, сохраняющую его от всех видимых и невидимых врагов, которые чудесно гибнут вокруг праведника (ст. 7-8). Праведнику же Господь чудесно продлевает жизнь (ст.16). По указанным чертам содержания данного псалма экзегеты видят здесь повод и время его написания. Дело в том, что эти черты вполне приложимы к благочестивому царю Езекии, который искал помощи только у Бога во время нападения Ассириян. Господь чудесно поразил тогда 185 тысяч войска врагов. Жизнь царя Езекии была продлена на 15 лет. Полагают, что псалом был написан во время царствования этого благочестивого царя, возможно, и самим Езекией.

В псалме восхваляется праведник, живущий только верой и надеждой на Бога, в которых находится залог спасения. "В сем псалме излагается учение о том, - говорит Е. Зигабен, - что надежда имеет непреодолимую силу".

90 псалом - заключительный псалом 6-го часа. Святая Церковь словами этого гимна обещает верующим, достойно присутствующим за совершением Божественной Литургии, такую же награду, какую получил благочестивый царь Езекия.

Ст.1: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится». - Живущий надеждой на Бога будет пользоваться Его кровом, защитой.

Ст.3: «Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна». - Господь избавит от всякой опасности, причиняемой хитростью, и от клеветы, возмущающей спокойствие.

Ст.4-8: Господь сохранит праведника, как наседка хранит своих детенышей под крыльями. Поскольку Бог истинен, то Он и будет охранять праведника любящего истину Своею истиною. "От страха нощнаго" - от скрытых нападений; "от стрелы летящия во дни" - от нападений явных, "от вещи во тьме преходящия" - от действий, скрывающихся во тьме - различных интриг; "от сряща" случайного недуга; "и беса полуденнаго" - от южного палящего солнца, которое в полдень до предела накаляет воздух и чрезмерна жара способна вызывать болезненное состояние у человека.

Ст.13: Аспид и василиск - роды ядовитых змей.

ПСАЛОМ 136.

В еврейской Библии настоящий псалом не имеет надписания имени автора. В латинской, греческой и в русской указывается имя Давида. В славянской Библии имеется надпись: "Давиду Иеремием". Содержание псалма представляет воспоминание о Вавилонском плене, как событии прошедшем, и возвращении евреев на родину, свидетелем чего Давид не мог быть. На послепленный период написания псалма указывают 8 и 9 стихи. Итак, данный псалом написан или пророком Давидом за 400 лет до Вавилонского плена или кем-нибудь другим от лица находившихся в Вавилоне евреев.

В этом дивном гимне псалмопевец воспел ту печальную участь пленных и те события, которым подвергся еврейский народ во время Вавилонского пленения.

Ст.1: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Б начале своего гимна псалмопевец повествует о том, как еврейский народ, находясь в порабощении, испытывал горечь чужеземного ига. Евреи, как пленные, пребывали вне городов, в пустынных местах на берегах Вавилонских рек, в обособленном состоянии оплакивали они свой грех и бедствие. А воспоминания о своей родной земле, о родном Иерусалиме придавали им еще больше грусти и печали.

Ст. 2: «На вербиих посреде его обесихом органы наши». Музыкальные инструменты, на которых евреи прославляли Бога, находясь в Иерусалиме, теперь они вынуждены были повесить их на вербах, росших на берегах рек. Пленники вместо псалмопения оплакивали в рыдании своё тяжелое состояние в плену, когда они лишены были утешения при богослужении. "Органы тогда, - по словам блаженного Феодорита, -были без употребления; потому что закон повелевал только в одном месте - Иерусалиме совершать богослужение и пение".

Ст.3: «Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских». На данный стих ответ дан частично в предшествующем стихе словами блаженного Феодорита. По его же мысли вавилоняне приказывали пленникам петь, желая слушать просто для удовольствия или для смеха над их святыми и божественными предметами.

Ст.4: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» Мог ли народ, познавший радость свободы у себя на родине, познавший веселие и красоту Сионских напевов, по требованию чужеземных поработителей петь хвалебную песнь Господню на чужой земле? Вот насколько был полезен для евреев этот плен, ибо он исправил их нравы, "потому что те, которые прежде преступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам Златоуста, хранят его в чужой земле" (Е. Зигабен).

Ст.5: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Этими словами еврейский народ говорит, что, если он забудет город Иерусалим, то пусть будет он увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука его, чтобы больше не чувствовать её.

Ст. 6: «Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего». Далее пленный народ продолжает свое сетование. Он восклицает, что пусть лучше отнимется у него голос, чтобы не быть в состоянии говорить, чем забыть свой родной Иерусалим.

Ст.7: «Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основании его». Сынами Едома здесь называются аравитяне и идумеяне, происходившие от Исава и состоявшие в союзе с вавилонянами в войне с Иерусалимом. Когда вавилоняне разрушали Иерусалим, аравитяне поощряли их. Евреи просят Господа воздать аравитянам и идумеянам праведное наказание за то, что они, будучи родственниками по крови, сделались для них самыми жесточайшими врагами.

Ст.8: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам». Дочь Вавилона - тот же Вавилон. Дочь Вавилона называется неправедной, несчастной, по причине, как говорит святитель Иоанн Златоуст, постигающих её будущих бедствий. Этими словами псалмопевец предсказывает об истреблении этого города, которое произошло при завоевании Вавилонского царства царем Киром Персидским.

Ст.9: «Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень». Евреи распространяют свой гнев на незрелый возраст вавилонян и ублажают того, кто сокрушит жестоко малых вавилонских детей. Слова этого псалма надо понимать и в переносном, высшем их значении. Под сынами Едома надо разуметь бесов, истощающих богатства нашей души до основания. Иерусалим - наша душа. Вавилон - олицетворение греха. Кто истребляет этот грех в самом зародыше, тот блажен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...