Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каноническое достоинство книги




О богодухновенности и каноничности Псалтири не возникало сомнений ни в иудейской, ни в христианской Церкви. В Священном Писании Нового Завета содержится до 50 цитат из Псалтири, и после книги пророка Исаии она чаще всех других ветхозаветных книг цитируется в нем.

Многие святые отцы отзывались о Псалтири в превосходной степени, называя ее Писанием в миниатюре. О самом названии книги святитель Василий Великий говорил: «Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему» [8, ч. 1, c. 180]. Псалтирь, по его мнению, превосходит и духовые инструменты, поскольку, когда трубишь в трубу или играешь на свирели – невозможно говорить слово и прославлять Творца. Псалтирь, по словам того же святителя, содержит все себе все полезное, что содержится в Писании [8, ч. 1, с. 177].

По мнению святителя Афанасия Великого, «в этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке» [4, т. 4, с. 32]

Свт. Иоанн Златоуст так отзывается о Псалтири: «В псалмах говорится тебе и о настоящем, и о будущем, и о видимом, и о невидимой твари. Если хочешь знать о небе, всегда ли оно пребудет таким, как теперь, или изменится, Давид ясно тебе ответит, говоря: небеса яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс. 101: 27). А если хочешь слышать о виде небес, слушай опять: простираяй небо яко кожу (Пс. 103: 2). Или угодно тебе знать больше о поверхности небес, он же опять скажет тебе: покрываяй водами превыспренняя небес (Пс. 103: 3). И на этом он не останавливается, но описывает тебе широту и высоту небес и показывает, что они равномерны. Елико отстоят востоцы от запад, говорит он, удалил есть от нас беззакония наша. По высоте небесней от земли утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его (Пс. 102: 11, 12). Любопытствуешь ли ты об основаниях земли, и это не будет скрыто от тебя, но послушай, как Давид воспевает и говорит: на морях основал ю есть (Пс. 23: 2). Желаешь ли знать, отчего бывают землетрясения, он освободит тебя от всякого недоумения, говоря так: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс.103: 32). Спросишь ли о пользе ночи, и об этом узнаешь, услышавши от него, что в ней прейдут вcu звеpиe дубравнии (ст. 20). Спросишь, к чему полезны горы, он ответит тебе: горы высота еленем (ст. 18). Для чего камни, скажет тебе: камень прибежище хирогриллам и заяцем (ст. 18). Для чего бесплодные дерева, - знай: тамо птицы вогнездятся (ст. 17). Для чего источники в пустынях? На тых птицы небесныя привитают и звери сельныя (ст. 11, 12). Для чего вино? Не для утоления только жажды - на это достаточно и воды - но для того, чтобы веселить и утешать тебя: вино веселит сердце человека (ст. 15). Понявши это, будешь знать, в какой мере должно употреблять вино. Чем питаются птицы и полевые звери? Слушай, что говорит Давид: вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время (ст. 27). Или спросишь: для чего рабочий скот, - он отвечает, что и это для тебя. Прозябаяй траву скотом, - говорит он, - и злак на службу человеком (ст. 14). Какая польза тебе от луны? Слушай, что говорит Давид: сотворил есть луну во времена (ст. 19). И что Бог сотворил все существующее, видимое и невидимое, и этому он ясно научил, говоря: Той рече, и быша. Той повеле, и создашася (Пс. 148: 5). И что будет освобождение от смерти, он же научает тебя этому, говоря: Бог избавит душу мою от руки адовы, егда приемлет мя (Пс. 48: 16). Откуда произошло наше тело? И об этом говорит: помяну, яко персть есмы (Пс. 102: 14). Куда пойдет оно опять? В персть свою возвратится (Пс.103: 29). Для чего сотворено все? Для тебя. Славою и честию венчал ecu его, и поставил ecu его над делы руку Твоею (Пс.8: 6, 7). Есть ли у людей что-нибудь общее с ангелами? И на это отвечает, воспевая так: умалил ecu его малым чим от ангел (ст. 6). О любви Божией говорит: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс.102: 13). И о том, что ожидает нас после жизни, о безмятежной той участи он учит: обратися душе моя в покой твой (Пс. 114: 6). Для чего так обширно небо? И на это скажет: небеса поведают славу Божию (Пс. 18: 1). Для чего бывает ночь и день? Не для того только, чтобы светить и давать покой, но и назидать: не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их (ст. 3). Как море облегает землю? Бездна, яко риза одеяние ея (Пс. 104: 6)… Так стоит в еврейском тексте… А начавши с того, что доселе было сказано, вы узнаете и о всем прочем, о Христе и воскресении, о будущей жизни и упокоении, о мучении, о нравоучении, о всех догматах и таким образом найдете, что книга Давида исполнена бесчисленных благ». [10]

Подводя итог святоотеческому учению о Псалтири, проф. П.А.Юнгеров говорит еще, что «богословие сввт. псалмопевцев представляет ту особенность, что оно носит не столько рассудочный, сколько сердечный характер. Псалмопевцы своим богопросвещенным сердцем переживали и перечувствовали вероучительные истины ветхозаветного богословия» [64, c. 6]. И как результат, эти переживания делаются доступными каждому, читающему Псалмы, чего не происходит при чтении других книг Писания.

Согласно учению Иисуса Христа и Апостолов, Псалтирь в христианской Церкви всегда составляла неизменную часть библейского канона и помещается во всех соборных и отеческих исчислениях священных ветхозаветных книг. В христианском богослужении она употребляется чаще других книг. В православном богослужении Псалтирь прочитывается еженедельно вся, а в Великий пост - дважды в неделю.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...