Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Форма и литературная особенность




Особенность учительных книг Ветхого Завета по форме литературного выражения содержащегося в них учения состоит в том, что учение в них излагается в поэтических действиях и образах стихотворным языком. Напр., кн. Иова написана почти полностью стихами, кроме пролога и эпилога, которые написаны прозой. Существенное отличие поэтических произведений Ветхого Завета от поэтических произведений светской литературы состоит в том, что содержание первых есть плод не только творческого ума и таланта писателей, но прежде всего - результат Божественного откровения (вдохновения). Таким образом, учительная письменность Ветхого Завета является произведением творческого действия Святого Духа и всегда носит религиозный характер. По своему языку эти книги являются лучшими памятниками поэтического творческого гения еврейского народа. Почему ВЗ писатели прибегали к поэзии? Афанасий Великий писал об этом – «Господь установил произносить нараспев песни и псалмы. Настроясь на сладостный звук псалмов, душа забывает о страстях и настраивается на лучшее». И Василий Великий – «чтобы вместе с усладительным и приятным для слуха мы принимали незаметно и полезное для нас… Стихи из псалмов и в домах поют, и на торжищах возглашают». Большая часть учительных книг Ветхого Завета (Иов, большая часть Псалтири, книга Притчей, Екклезиаст и Песнь Песней) своим происхождением обязана эпохе Давида и Соломона. Время жизни этих ветхозаветных царей в истории священной еврейской литературы по справедливости может быть названо золотым веком как по количеству литературных памятников, так и по силе поэтического проникновения в глубину человеческой души. Творческий гений писателей того времени был настолько сильным и оригинальным, что он оставил глубокий след на все последующие времена и явился таким образом для подражания.

Поэтические священные произведения Ветхого Завета разделяются на два главных вида: на песнь ( שִׁיר шир –евр.) и на притчу (משאל евр. машал).

1) Песнью (שִׁיר - шир) называется такой вид поэтических произведений, в котором образно выражены религиозные чувства священного писателя, вызванные созерцанием явлений природы и событий нравственного характера. Форма таких гимнов - краткое стихотворение, предназначенное для церковно-богослужебного употребления. Их пение сопровождалось аккомпанементом музыкального инструмента (например, Псалмы). Этот вид священной поэзии можно назвать священной лирикой.

2) Притчей (משאל евр. машал) же называется такой вид священных поэтических произведений, в которых нравоучительная мысль выражается в форме пословиц, поговорок, загадок, аллегорий (напр., Пс. XXIX, 9-17 о винограднике Божием, или Еккл. ХII, 1-7). Форма притчи-пословицы особенно развита и обработана в книгах Притчей Соломона, Екклезиаста, Иисуса, сына Сирахова. Подобный вид священных литературных произведений можно назвать священной дидактической поэзией. Оба эти общеупотребительные вида священной поэзии особенно достигли своего совершенства в двух великих произведениях Ветхого Завета: притчи с историческим сюжетом явились основой для высокоторжественной исторической поэмы книги "Иова", а песни с пророческим характером - для книги "Песнь Песней".

Древнееврейская поэзия отличается от современной поэзии. В основе ее лежат параллелизмы. Есть 3 типа параллелизмов в еврейской поэзии:

1) синонимический, когда две части стиха выражают одну и ту же мысль. Кстати, славянянский текст отчасти передает эту поэтичность. Например, 103 пс., 1 ст. – «Благослови душе моя Господа, благословен еси Господи…Ты дивен и велик», «Вино- глумливо, сикера- буйна»(Притч. 20:1), «И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач» (Ам. 8:10). Бывает синонимический в форме сравнения «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13)

2) антитетический (антитеза) – когда 2я часть стиха содержит противоположную мысль. «Сын мудрый – радость для отца, сын глупый – огорчение для его матери» (Прит. 10:1)

3 ) синтетический. 2-я часть стиха содержит мысль, расширяющую и дополняющую ту, что содержится в 1 части. Например: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей» (Пс. 1:1).

Другими особенностями еврейской поэзии являются

1. Алфавитное построение стихов – Пс. 25, 34, 145.

2. Цифровые и числовые притчи

3. Хиазм. (от др.-греч. χιασμός) — риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. «Суббота для человека, а не человек для субботы». (Мк. 2:27)

Связь учительных книг с ближневосточными памятниками.

Сам библейский текст дает основание для такого сравнения: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян» (3 Цар 4, 30). Из книг Варуха, Иеремии мы видим, что в Израиле были известны арабские и едомские мудрецы. Автор книги Товита знал премудрость Ахиахара. В Притч 22-23 почти дословно приводятся египетские притчи Аменемопе. Еман и Ефам могли быть ханаанскими мудрецами (авторы псалмов), а могли быть и простыми левитами. В книге Притчей встречаем собрание слов Лемуила и Агура - они могли быть из северо-арабского племени масса. Итак, жанр премудрости был распространен по всему ближнему Востоку, известен нам по Египту и Месопотамии.

Египет характерен дидактической литературой (поучения, наставления). Нам известны поучения Птаххотепа[1][1], Аменемопе[2][2], Онхшешонка. С Екклесиастом можно сравнить так называемую «Песнь арфиста» - восхваление гедонистической философии. С Иовом сравним «Спор о самоубийстве». Основа для египетского мировоззрения – Маат (т.е. премудрость) – Божественный миропорядок, кто ему следует, тот счастлив. Цель поучений – установить этот порядок. Соприкосновение с ВЗ: форма поучений, наставлений; мудрость – это Божественный порядок; поиск смысла бытия, истинных ценностей. Различия, главным образом, богословские. Еврейские представления о награде и воздаянии не соответствовали египетским (египтяне имели понятие о загробной жизни). Египетская мудрость не соответствует израильской по глубине проникновения.

Месопотамия отличается большим количеством кратких изречений, поговорок, басен, проникнутых крайним пессимизмом. Родство с Израилем в том, что в Месопотамии тоже не верили в загробную жизнь. Тема невинных страданий праведника, смысл жизни – здесь на земле. «Эпос о Гильгамеше» - поиск бессмертия, только попытка неудачная. Человеку остается смириться, по возможности, быть счастливым здесь. Образ страдающего праведника в «Наставлениях Шуриппака». «Человек и его бог», «Диалог о человеческих страданиях (Вавилонская теодицея)» - метафизический пессимизм – боги сотворили зло, как неотъемлемую часть человеческой природы. С Екклесиастом схож «Диалог господина с рабом». «Премудрость Ахиахара» - это ассирийский мудрец, чьи поучения схожи с книгой Притч.

Школа мудрости в Израиле является частью более древней культуры, окружавшей ее (схожесть в форме и содержании). Но в целом, Библия несравнима, ни по интеллекту и проникновению, ни по нравственному исследованию. Израильские мудрецы перерабатывали мысли соседних народов. Единобожие и элементы культуры древнего Востока – неотъемлемые, постоянно присутствующие элементы.

Общее содержание учительных книг

Книга Иова изложена в форме диалога между Иовом и его друзьями и между Богом и Иовом. Поводом к написанию книги были чрезвычайно тяжелые испытания - страдания Иова. Иову было непонятно, зачем родится и живет человек, поскольку его могут постигнуть такие незаслуженные наказания (III гл.). По воззрениям Иова, жизнь человека на земле есть испытание его духовных сил, и чем оно лучше выдерживается, тем, по закону справедливости, должна быть выше и награда (VII г.). По отношению к себе Иов видит непонятное и полное нарушение этого закона. Он не знает за собой никакого сознательного греха, а страдает (VII,20; IХ,21). Пред ним стоит вопрос: как понять и объяснить свои незаслуженные страдания?

Друзья Иова, исходя из того положения, что Бог правосуден и незаслуженно никого не наказывает, объясняют страдания Иова его грехами, что счастье и несчастье человека на земле находится в полном соответствии с его благочестием и нечестием.

Иов принуждает друзей молчаливо согласиться с тем, что их утверждение о соответствии между нравственным достоинством и внешним положением человека на земле не соответствует действительности (IX,24). Если это так, то как же тогда объяснить все это с понятием о Боге как благом Промыслителе мира и праведном Судии? Ответ на него дается в речи Бога к Иову. Господь указывает на многочисленные явления и предметы физического и животного мира и на их внутреннюю целесообразность и господство в мире Промысла Божия. Из этой речи становится ясным, что судьба человека в руках Промысла Божия, и отрицание его ведет к пагубным последствиям в духовном совершенствовании. Последующая жизнь Иова стала наглядным примером, что верность человека Богу и следование Его заповедям награждаются и здесь, на земле.

Итак, особенности содержания книги Иова:

1) предмет ее - господство Промысла Божия в мире,

2) постижение его - путем рассудочным, на основании данных опыта;

3) решение вопроса ведет человека к сознательному подчинению своей воливодительству Божию.

Содержание Псалтири чрезвычайно разнообразно. Здесь встречаются песни благодарственные, просительные, покаянные, учительные, пророческие и др. Посредством такого разнообразия в Псалтири дается, с одной стороны, изображение Бога, как Существа Всемогущего, Творца мира и человека, Законодателя, Судии и Промыслителя; с другой, мы видим человека, существо ограниченное и слабое, склонное к постоянным падениям. Жизнь его вне Бога - жалкое существование; а жизнь в Боге и с Богом - условие душевного мира и благополучия. Все содержание Псалтири изложено в форме лирических гимнов. Теплота и искренность чувства писателя - отличительная черта всей Псалтири.

Книга Притчей главным содержанием имеет выяснение превосходства премудрости Божиейнад человеческой. Божественная мудрость указывает человеку истинный путь жизни, направляет его и приближает к Богу; человеческие же мудрования через проповедь удовлетворения земных влечений отдаляют его от Бога. Кроме того, в книге имеется много советов для земной жизни, согласных с заповедями Премудрости. Под Премудростью разумеется Бог и Его закон, данный через Моисея.

Книга Екклезиаста путем рассудочного анализа и критики теории земного благополучия доказывает ошибочность такого пути. Ошибочность и несостоятельность состоит в ограниченности человеческого ума, стремящегося к удовольствиям временной земной жизни, ценность которой преувеличивается. Удовольствия же должны иметь цену не сами по себе, но как средство для подкрепления сил человека в его стремлении для достижения жизни вечной.

Книга Песнь Песней повествует о взаимоотношениях двух действующих жениха и невесты, причем под женихом разумеется Бог, а под невестой - Церковь или душа человека. В поэтических картинах книги изображается стремление к соединению с Богом. Средством приближения к Богу является верность и преданность Ему.

Книга Премудрости Соломона вся посвящена выяснению превосходства Премудрости Божией пред человеком. Этой цели автор достигает двумя путями: во-первых, указанием на ценность предлагаемого от Бога учения; во-вторых, указанием на факты из истории чудесного водительства Премудростью богоизбранного народа. Усвоение Премудрости есть самое главное и необходимое условие человеческого благополучия.

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, раскрывает учение о значении и свойствах Премудрости Божией. Автор предлагает множество частных советов и предписаний житейного характера. Следование им он считает необходимым условием для всех людей. Книга предназначена в руководство и наставление всему народу земли.

 

Книга Иова

Свое название книга получила от главного действующего лица, история страданий которого послужила темой для книги. Это историческая священная поэма. В ней автор излагает в художественном повествовании быт и нравы ветхозаветного праведника, а также в форме диалога действующих лиц выясняет вопрос об взаимоотношении земных благ к нравственному достоинству человека. Книга Иова рассказывает о необычайной картине страданий благочестивого мужа древности. Одна из самых знаменитых библейских книг. Часто к ней обращались писатели, философы, много есть подражаний книге Иова, попыток переосмыслить в своих философских взглядах. Отдельные сюжеты заимствуются для создания художественных и философских произведений (напр.Фауст Гете). О книге Иова Виктор Гюго сказал: «Книга Иова является величайшим произведением человеческого ума». Английский историк Томас Карлейль писал: «Я считаю эту книгу, исключая все другие теории о ней, одной из величайших книг, когда-либо написанных. Она содержит самое раннее заявление о нашей бесконечной трудности понять судьбу человека и Божьи пути для него на земле. Кажется, что нигде ничего подобного не написано, имевшего бы равную литературную ценность». По словам Ф. Вигуру: «это совершеннейшая поэма по своему плану, величественная по своему выполнению. Она представляет собой одно их высочайших поэтических произведений мира. Столь же высоко ценил книгу Иова А.С. Пушкин и другие русские классики. Пушкин даже хотел перевести ее и изучал для этого древнееврейский язык.

Личность Иова

То, что Иов был исторической личностью, мы находим свидетельства в Священном Писании. Например, у пророка Иезекииля(14:14-20), где пророк упоминает Иова вместе с несомненными историческими лицами – Ноем и Даниилом. Причем речь ведется от имени Господа «Сын человеческий! – обращается Господь к пророку. - Если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступив от Меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа, Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своей спасли бы только свои души..., - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, праведностью своей они спасли бы только свои души» (Иез.14, 13 – 20). Апостол Иаков (5:11) в своем послании обращает свое внимание на страдания праведного Иова и ставит его в пример страдающим христианам. Причем историю страданий Иова он называет общеизвестной. «Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:11).

«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удален от всякого зла» (Иов. 1,1). Существуют разные предположения о местоположении земли Уц (правильнее Уз). По наиболее распространенному мнению, эта местность находилась между Палестиной и Аравией, простираясь от северо-восточных границ Идумеи до реки Евфрат. Другие считали что данная земля находилась в Сирии, третьи что в Месопатамии. В самой же книге Иова а именно в греч., слав, и русск. изданиях указывается граница Идумеи и Аравии, основанное на приписке из Септуагинты. Блаж. Иероним и другие исследователи пришли к выводу земля Уц была расположена в северной части Аравии. Ее занял очевидно потомок Сима по имени Уц (Быт. 10:23). Содержание самой книги рисует нам картины быта кочевников в пустыне в не в Палистине. Содержание приписки к 42 главе интересно тем, что в ней делается попытка возвести родословную праведного Иова к библейским патриархам Аврааму и Исааку через Исава и его потомков. Для этого в ней используется родословная идумейских князей, потомков Исава, взятая из книги Бытия. Приписка отождествляет Иова с одним из этих князей - Иоавом: «И умер Бела и воцарился Иоав, сын Зераха из Бесоры» (Быт. 36, 33). Феодор Мопсуестский, некоторые еврейские раввины, а также многие ученые-рационалисты, в том числе А.В.Карташов, считали, что Иов никогда не существовал. Однако, у многих восточных народов сохранились предания о праведном Иове. Мусульмане почитают Иова и называют его Аюв, считают, что жил в местности Авраам (это примерно на восток от земли Гергесинской, где Господь изгнал свиней). Арабы указывают это место Макам-Аюб, и это место было всегда местом паломничества мусульман. Во время путешествия в Мекку или возвращения из Мекки им там показывают камень Иова, купальню Иова, его источник. Эта арабская традиция имеет и христианские корни, т.к.еще в 19 в.там находились развалины монастыря св.Иова, который там существовал в доисламскую эпоху.  Церковь установила день памяти Иова 6 мая. Его жизнь продолжалась 248 лет.

Язык книги.

Язык книги Иова очень сложен. По сложности текста одна из самых сложных ВЗ книг. Возможно, поэтому комментариев на нее очень мало из периода Древней Церкви. Прф.  Юнгеров по этому поводу говорит, что за весь отечественный период сохранилась лишь одна катена, которая приписывается Никифору Гераклийскому, и содержит отрывки из Ионна Златоуста (в его собр.творений они помещены в раздел сомнительных), Олимпиодора, Полихрония и Дидима Слепца. Также сохранилась выборка из толкования Олимпиодора в патр. Миня, и толк. блаж. Августина и Иеронима на древнеиталийский перевод кн. Иова. Предполагают что первоначально Иов сделал запись на арабском языке, которая позднее была переведена на еврейский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...