Богослужебное употребление псалмов у иудеев
и в Православной Церкви. Начало богослужебному употреблению псалмов было положено Давидом. Он устроил новую скинию в Иерусалиме, куда перенес Ковчег Завета. Из числа левитов царь Давид выделил четыре тысячи в храмовые певцы и музыканты. Все они были разделены на 24 среды соответственно 24 чредам священников. На каждый день был назначен к исполению особый псалом, а на дни праздников – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей и других – особые, предназначенные для них, псалмы. Большинство исследователей Псалтири на основании изучения древнееврейского и греческого текстов полагают, что псалмы использовались за богослужением в следующем порядке: 29 – в день освящения Иерусалимского храма; 7 – в праздник Пурим; 28 – в Пятидесятницу; 82 или 134 – на Пасху; 136 – при воспоминании разрушения Иерусалимского храма; 28 – в последние дни праздника Кущей. Полагают также, что следующие псалмы пелись во время ежедневных жертв всесожжения: 23 – в день после субботы; 37 – в понедельник; 81 – во вторник; 93 – в среду; 80 – в четверг; 92 – в пятницу; 37 и 91 – в субботу. Псалмы в ветхозаветные времена часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах – струнных, духовых и ударных. Чаще других использовались гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы. В христианском богослужении Псалтирь также широко используется. Начало было положено Господом Иисусом Христом, когда после совершения Тайной Вечери Он, вместе с учениками, «воспевши» пошел на гору Елеонскую. Апостолы заповедывали употреблять Псалтирь в христианской молитве. Так, например, апостол Павел писал ефесянам: «Исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5, 18 – 19). В богослужении Православной Церкви псалмы используются часто. Для удобства Псалтирь разделена на 20 отделов – кафизм. От недели Антипасхи до Сырной недели вся Псалтирь, по Уставу, прочитывается еженедельно. Во святую Четыредесятницу Псалтирь прочитывается за каждую седмицу дважды. Кроме кафизм на утреннем и вечернем богослужении употребляются следующие псалмы: на вечерне - 103 (предначинательный), 140, 141 и 129, на утрени – 19, 20, на шестопсалмии – 3, 37, 52, 87, 102, 142, на малом повечерии «покаянные» 50, 69, 142, на полунощнице – 50, 120, 133, на первом часе – 5, 89, 100, на третьем – 16, 24, 50, на шестом – 53, 54, 90, на девятомчасе – 82, 84 и 85.
Деление псалмов по содержанию Строгое и точное деление псалмов по темам невозможно. В одном и том же псалме мы можем замечать множество мыслей, поэтому мы делим псалмы по признаку преобладающего содержания. Различают следующие группы псалмов: 1) Хвалебно-благодарственные 2) Молитвенные 3) Учительные:1, 4) Мессианские: 2,8,21,39, 44,45,48, 59 Избранные мессианские псалмы Пс. 2 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. "Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их". Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника". Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святого апостола Петра, который, цитируя 1-2 стихи этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего» (Деян. 4:25). В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. В псалме говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника Его. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременном восстании против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Ст. 1-2: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князи совещаются вместе против Господа и против Помазанника». Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. Предвидя пророческим взором злобу людей против Христа Спасителя, Давид грустно вопрошает зачем они с таким безумием мятутся, подняли возмущение и волнение? "Поучишася тщетным" - потому что замышляли несбыточное, предпринимали невозможное, хотели погубить Спасителя мира. Под именем царей и верховных правителей ("князи") разумеются Ирод и Пилат, из которых первый был царем, а второй правителем. Смысл этих слов объяснили сами святые Апостолы. Предвидя 1 и 2 стихи II-го псалма, они продолжают: "поистине собрались в городе сем (Иерусалиме) на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским" (Деян. 4:27). Множественное число-"царие" и "князи" объясняется свойством еврейского языка, а также видят в этом и таинственный смысл, именно: с именем Ирода соединяют диавола - царя греха, вооружившегося против Христа, а с князем Пилатом - многих князей, т.е. начала и власти темных сил, духов злобы поднебесных. Так как во Христе две природы, невидимая (божественная) и видимая (человеческая),то Ему надлежало вести борьбу с невидимыми и видимыми врагами. "На Господа и на Христа Его" - возмутились и восстали против Отца и Сына, Которого Отец поставил Царем над всеми языками, дав Ему их в наследие, как Помазаннику Своему. Вражда против Сына коснулась и Отца.
Ст 3: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Этот стих, по мнению святителя Афанасия Великого, произносится от лица упомянутых в стихе 2 врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 29). Блаженный Феодорит полагает, что эти слова сказаны от Лица Духа Святого, заповедующего верующим потомкам отказаться от идолопоклонства язычников и от нечестия иудеев, "расторгнув узы" ослепленных язычников и "отвергнув от себя иго" потерявших веру иудеев, воспринять на себя благое иго Христово. Ст. 4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Здесьпредостережение богохульствующим врагам Христа, состоящее в том, что живущий на небесах Отец и Сын, Господь всяческих по Своему Божеству представляется столь сильным, что Он может только как бы посмеиваться над врагами Своими. Речь принимает иносказательную форму и усиленный тон для того, чтобы показать врагам Господа, как они безрассудно покушались на тщетное и невозможное, думая умертвить самого Господа, Источника и Начало жизни. Ст. 5: «Тогда скажет им во гневе Своем и яростию Своею приведет их в смятение». Святитель Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф. 23, 13) и «Горе вам, законникам» (Лк.11, 52) и в разрушении Иерусалима римлянами. Ст. 6-8. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе». Царь – это Господь Иисус Христос. Под Сионом святые отцы понимают Церковь, над которой Он как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь наш Иисус Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (святитель Афанасий Великий). Под этими словами разумеется и предвечное рождение Бога-Сына от Бога-Отца и рождение Его по человечеству во времени. Словом "днесь" выражается как бы грань между вечностью и временем, когда предвечный Сын Божий соделался Богочеловеком. Блаженный Феодорит утверждает, что слова "Аз днесь родих Тя" относятся к человеческому естеству Спасителя. Поэтому следующий стих святые отцы рассматривают как пророчество о Царстве Иисуса Христа по человечеству. Когда иудеи не приняли Иисуса Христа, Он обратился к народам языческим. Мы видим из ст. 8, что воля Отца состояла в том, чтобы Христос Спаситель избрал Себе в наследие язычников. И Господь, будучи царем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но и прошедшими и будущими. "И одержание Твое концы земли" - власть наследия Твоего распространится до пределов земли. Так и сбылось, ибо слово евангельское пронеслось по всей земле во все концы вселенной (Пс. 18,5; Мф.24, 14, 10,18). Сам Бог Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил этого наследия в знак Своего благоволения и желания восстановить падшее человечество. И Бог Сын в Тайне Существа Св. Троицы ходатайствует об этом пред Богом Отцом. Ради нашего спасения Он сошел с небес, вочеловечился и соделался Посредником между Богом и человечеством.
Ст. 9: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника». Под жезлом железным св. отцы понимают Крест Христов. Пророк имеет в виду здесь так же и иудеев, как бы говоря: тех, которые не приняли Твоей проповеди, сокрушил Ты жезлом железным, как сосуды горшечника. Так обозначены последующие бедствия иудеев от римлян и других народов. Иногда же предполагают, что здесь говорится о спасении язычников, истолковывая так: упасет язычников жезлом железным. "Своим крепким несокрушимым царством сокрушит (вразумит) их, как сосуды скудельника, разрушит мудрования язычников Святым благовестием и затем купелью возрождения обновит их, сообщит им благодатную крепость огнем Духа" (блаженный Феодорит). Ст. 10-12: «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына (В слав.тексте: «приимите наказание», то есть наставление, научение), чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на него». Под наставлением святитель Афанасий Александрийский понимает евангельское учение. "Приимите наказание" - этими словами пророк усиливает сказанное в ст. 10: образумьтесь, умудритесь совершенно и окончательно. По святителю Афанасию - приимите евангельское Христово учение. "Да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведного", т.е. если вы не исправитесь, то вы будете вдали от пути праведного, не будете на пути спасаемых; по святителю Афанасию - будете вдали от Пути, т.е. от Христа Спасителя. "Егда возгорится вскоре ярость Его", т.е. когда настанет суд Божий, то это будет неотложно, "вскоре" и вы погибнете
Псалом 8 Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Надписание: «Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида». В этом псалме в качестве мессианского рассматривается стих 3 и отчасти 6. Ст. 3: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, дабы сделать безмолвным врага и мстителя». «Из уст младенцев» – в Евангелии эти слова приведены как пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 15-16). Сам Господь Иисус Христос отнес это место к еврейским детям, восклицавшим: "осанна Сыну Давидову!" (Мф. 21,15-16). "Чтобы кто под младенцами, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - но развел людей незлобивых и простых, Давид прибавил: "и ссущих, т.е. грудных детей, не могущих принимать твердой пищи, но еще сосущих молоко матерей". Таким образом, пророк "предсказывает здесь хвалебную песнь детей, воспетую некогда ими в честь Господа. Из всех чудес и знамений, которые совершил Иисус Христос на земле, он указывает только на изумление детей при виде воплотившегося Бога, выразившееся в хвалебной песне, указывает на это одно, как на особенно поразительное чудо. Действительно, и до Христа были чудеса, но хор грудных детей, внятно и громко воспевающих славу Божию, впервые раздался в то время на земле. Притом поющие были не просто дети но, как говорит пророк, дети, сосущие еще молоко, т.е. грудные, а это явление - необычайное. «Враг Твоих ради, еже разрушити (чтобы уничтожить) врага и местника (отмстителя)». Пророк объясняет самую причину этого чуда. Это было сделано, - говорит он, - ради врагов Твоих, т.е. иудеев, которые не верили Тебе, подозревали в обмане. В воспетой же песне младенцев, которые были детьми Его врагов, подобное подозрение не могло несомненно иметь места. Врагом назван весь народ иудейский, как враждующий против Сына Божия; отмстителем же (местником) назван он по мнимой ревности его о Законе, так как народ иудейский прикрывал свои злобные действия именем Бога-Отца, "гнал Спасителя под тем предлогом, что мстил за Отца Небесного" (блаженный Феодорит, святители Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст). Под врагом и отмстителем можно разуметь здесь также и диавола, который, как говорит блаженный Феодорит, - "обольщая людей, ещё... подвергает их наказанию за обольщение, наказывает людей, мстит им за их заблуждения". Имеется ли у слов 3 стиха буквальный смысл? Быть может, на память псалмопевцу пришло предание, которое затем было отражено в книге Премудрости Соломона (10, 21). Там говорится, что при переходе евреев через Чермное море даже «уста немых и язык младенцев сделались ясными». Имеется в виду охватившая евреев бурная радость после чудесного спасения их народа и гибели врагов. В общей радости принимали участие даже немые и младенцы, выражение чувств которых были для всех понятными. Ст. 6: «Немного Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его». Это говорится о человеке, который немногим умален от ангелов. Некоторые святые отцы считают, что после Воскресения Христова человек получил возможность стать выше ангелов, так как ангелы не вкушают Евхаристию. Вторая часть стиха некоторыми толкователями также рассматривается как мессианское место, как пророчество о преображении Христом человеческой природы. Слава и честь – это Крест; и Сам Господь наш Иисус Христос называет его славою, когда говорит: «Прииде час, да прославится Сын Человеческий» ( Ин. 12, 23). Эти слова также относятся к вочеловечению Господа. Что такое есть человек, - как бы говорит пророк, - что Ты взыскиваешь его, Боже, Своим милосердием. Слово "посещение" здесь имеет прямой смысл, потому что не ходатай, не ангел, но Сам Господь пришел, чтобы спасти нас. И это тем более удивительно, что когда пали ангелы, то Бог ничего подобного не сделал для них, но ради падшего человека Он принимает его природу и спасает его. "Сын человечь" - то же, что человек. Ст.6: "Умалил еси его малым чем от ангел". Пророк вспоминает о древних благодеяниях Божиих, которые дарованы были Богом первому человеку на земле при Его творении. Вышедший на свет из рук Творца первый человек обладал такими совершенствами природы, что только незначительно был умален пред ангелами Божиими, именно - дарованием ему тела, и с ним всего того, что относится к телу. "Славою и честию венчал еси его". Ты увенчал, - говорит пророк, - славою человека, сотворил его по Своему образу и подобию, увенчал его честью, даровав ему власть над всеми животными. Ст.7 "И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его". Святой Афанасий говорит: "Разумной природе, как богоподобной, Бог даровал господство над всем. И человек, приняв силу в образе Божием, также поставлен владыкою всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих". "Раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею", - сказал Господь нашим прародителям (Быт. 1,28). Все мысли псалма, относящиеся к человеку, толкователи относят и к человеческой природе Христа Спасителя. Господство, потерянное падением Адама, во всей силе возвращено человечеству Спасителя, так как Отец Небесный "вся покорил под нозе Его" (Евр.II,8; I Кор.ХV.27), люди же получают это господство от Бога по мере веры, что доказывается чудесами, совершаемыми святыми - Именем Господа Иисуса. Еще более проявится власть святых над природою в будущем веке, где они будут сонаследниками и соучастниками Спасителя во власти и славе в царстве Отца Небесного. Таким образом, слова псалмопевца в своей полноте относятся к Спасителю мира, как об этом говорит Апостол (Евр.II), а частично - к истинно верующим. Ст.8-9. "Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския". Эти слова также, как и предшествующие, заимствованы из книги Бытия. "И обладайте рыбами морскими, - говорится там, - и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею" (Быт. 1,28). Относя псалом к человечеству Христа Спасителя, слово "овцы" следует понимать как наименование уверовавших во Христа язычников, которых добрый пастырь Христос собирает во двор Свой. "Волы" - это иудеи, несшие на себе тяжелое иго закона Моисеева. А скоты - те, которые не приняв закона Моисеева, ни закона благодати, но служа идолам, блуждают без пастыря, не могут подняться на высоту духовной жизни. "Птицы небесные" ангелы. "Рыбы морские" - демоны. Ст.10: "Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли". Слава имени Христа Спасителя наполнила небо и землю, и человек, восстановленный благодатью Божией, в лице Спасителя соединился с Божеством, сподобился великой чести и славы. Давид, провидев все это пророческим духом, снова в изумлении восклицает: Господи, Господь наш! Яко чудно имя Твое по всей земле Псалом 21. Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида. 2Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. 3Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью,- и нет мне успокоения. 4Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля. 5На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; 6к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде. 7Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. 8Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: 9"он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему". 10Но Ты извел меня из чрева, вложил в меня упование у грудей матери моей. 11На Тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей Ты - Бог мой. 12Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет. 13Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, 14раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. 15Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. 16Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. 17Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. 18Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; 19делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. 20Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! поспеши на помощь мне; 21избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою; 22спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня. 23Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя. 24Боящиеся Господа! восхвалите Его. Все семя Иакова! прославь Его. Да благоговеет пред Ним все семя Израиля, 25ибо Он не презрел и не пренебрег скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему. 26О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его. 27Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки! 28Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, 29ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами. 30Будут есть и поклоняться все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей. 31Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: 32придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что' сотворил Господь. В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Надписание в славянской Библии: «В конец, о заступлении утреннем, псалом Давиду». «О заступлении утреннем» - об утренней, возможно более скорой помощи. Надписание толковники объясняют различно. В обычном смысле, по мнению толковников, "заступление утреннее" - это рассвет дня, раннее утро. Но Отцы видят здесь указание на пришествие Спасителя «Псалом сей, - говорит блаженный Феодорит, - предвозвещает страдание и воскресение Владыки Христа, призвание язычников и спасение Вселенной; потому что заступление утреннее есть пришествие нашего Спасителя, наподобие утра воссиявшего сидящим во тьме». В русской Библии надписание: «Начальнику хора. При появлении зари. Псалом Давида». В этом варианте надписания также усматривают мессианский смысл. Под «зарей» понимается Господь наш Иисус Христос. «В предлагаемом псалме, - говорит святитель Афанасий Александрийский, - поется о заступлении утреннем, т.е. о том, что Единородное Слово Божие, по написанному "Восток свыше" (Лк. 1,78), воссияв, освободило нас от нощи и темноты диавольской; или заступлением утренним именует и время воскресения Спасителева, ибо Христос восстал "зело рано" (Лк. 24,1). Считается, что в псалме речь идет об одном из эпизодов из истории противостояния Саула и Давида. Об этом событии подробно рассказывается в конце 23 главы 1 книги Царств. Давид скрывался от Саула возле скалы в пустыне Маон. «И услышал Саул, и погнался за Давидом в пустыню Маон. И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их; тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида и пошел навстречу Филистимлянам; посему и назвали это место: Села-Гаммахлекоф (Скала разделения)» (1 Цар. 23, 25-28). Псалом можно разделить на две части. В первой части (ст. 2-22) рассказывается об опасности, которой подвергся псалмопевец, о его страданиях. Вторая часть (ст. 23-32) – благодарственная. В ней псалмопевец воздает хвалу Богу за избавление. Псалом всегда рассматривался в святоотеческой экзегетике как мессианский. Действительно, многие места этого псалма являются очень точными пророчествами о страданиях Христа. Ст. 2: «Боже мой! Боже мой! Внемли мне. Для чего Ты оставил меня?» Именно эти слова произнес Иисус Христос, страдая на Кресте. «Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахвани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). За исключением слов «вонми ми», которых нет в еврейском тексте, и, как можно думать, внесены в перевод 70-ти в виде пояснения, в этом стихе приведены слова, которые Господь Иисус Христос произнес на кресте. «Или! Или! Лима савахфани?»-«Боже Мой, Боже Мой! Почто Ты Меня оставил?» (Мф. ХХVII,46). «Говорит это Спаситель от лица человечества, - замечает Афанасий Александрийский, - т.е. почто оставил Мою человеческую природу без помощи, или почто предал её на страдания?». «Оставлением, - говорит блаженный Феодорит, - называет не отлучение соединенного Божества, как полагали некоторые, но попущение совершиться страданию... Изрекает сие Владыка Христос, как человек. Дальнейшие слова: «Далече от спасения моего словеса грехопадений моих» ещё в древние времена смущали толкователей. Но позднейшие толкователи считают, что эти слова могли быть произнесены Христом Спасителем. Иисус Христос, по объяснению блаженного Феодорита, «будучи источником правды, воспринял на Себя наш грех и, будучи морем благословения, принял на Себя возложенную на нас клятву и крест претерпе, о срамоте нерадив (Евр. ХII,2): так за нас и произнес сии слова... Не взирай, говорит, на прегрешения естества, но даруй спасение за Мои страдания». Итак, смысл приведенных слов таков: Грехи людей, которые Я взял на Себя добровольно и соделал как бы Своими, удаляют Меня от спасения, препятствуют освободиться от страданий, которые Я решился понести за эти грехи. Ст. 7-9: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивают главою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, если он угоден Ему». Эти слова также являются весьма точным пророческим изображением крестных страданий Спасителя. «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27, 39-43). Толкователи так же относят это к Спасителю. «Подобно червю, казался Я малозначительным и соделался предметом посмеяния», - поясняет блаженный Феодорит. Святитель Афанасий усматривает здесь поношение и уничижение Иисуса Христа во время распятия Его на кресте. «Удивительно чрезмерное неразумие иудеев, - говорит один из толкователей, - как они, читая эти слова, произносимые против них от лица Христова, не поняли, видя Христа распятого на кресте, и этого пророчества, столь согласно с событиями представляющего их дерзости» (см. "Толковая Псалтирь" Е.Зигабена). Ст. 13-17: «Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». «Тельцами,- говорит блаженный Феодорит, называет пророков, священников и книжников..., а юнцами - подчиненных им». Святитель Афанасий разумеет вообще правителей еврейского народа. Жестокость и свирепость иудеев уподобляется ярости голодного льва. Соответствующее по немилосердии место встречаем в Евангелии (Ин.19:15), когда иудеи взывали: «возьми, возьми, распни Его». Сказанное в стихах 15 и 16 выражает страшные страдания Спасителя, от которых пречистое тело Его уподобилось воде, т.е. потеряло твердость, рассыпались кости Его, сердце потеряло свою крепость и, как воск от огня, растаяло «посреде чрева», т.е. в душе. Блаженный Феодорит в наименовании костей усматривает святых Апостолов. Церковь - тело, крепость тела-кости, а крепость Церкви - святые Апостолы, которые во время страданий Спасителя рассеялись и, подобно воде, разлитой на равнине, бежали от Него. «Пси мнози» - по святителю Афанасию, - народные иудейские правители; по блаженному Феодориту - язычники, как нечистые по закону и бесстыдные, как псы. И Господь Иисус Христос употребил слово «псы» в ответе Хананеянке, как язычнице. «несть добро отъяти хлеба чадом и поврещя псом» (Мф. 15:26). Впрочем, бывшие прежде псами, по вере вступили в чин сынов и пользовавшиеся древле попечительностию, как сыны (т.е. евреи), приняли наименование псов, потому что, подобно псам возъярились на Владыку. Все это очень похоже на состояние распятого на кресте. Ст. 18-19: «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий». О том, что войны, сторожившие Спасителя, делили Его одежды, бросая жребий, повествуют все четыре евангелиста. «Распявшие же Его, делили одежды Его, бросая жребий» (Мф. 27, 35; см. также Мк. 15, 24; Лк. 23, 34). Евангелист Иоанн вспоминает при этом слова 21 псалма: «Войны же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому войну по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили войны» (Ин. 19, 23-24). С 23-го стиха начинается другая часть псалма. Ранее речь была о страданиях Спасителя, теперь - о славе Его и воскресении, о призвании язычников. Поведать имя Божие, значит прославить Его, Его божественные свойства: благость, премудрость, всемогущество и др. Эти свойства с особенною силою выразились в воскресении и повоскресении Спасителя. Когда Я воскресну, - говорит Господь,- тогда Я возвещу, прославлю имя Твое в церкви братиям Моим, т.е. святым апостолам, ученикам и последователям Моим (Они называются братьями Христовыми, Ин. XX,17, Рим. VIII.29). Ст. 27: «Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа ищущие Его; да живут сердца ваши во веки!» Это место в святоотеческой экзегетике рассматривается как пророчество об установлении таинства Евхаристии. Есть и другое толкование, согласно которому речь здесь идет о насыщении духовно алчущих евангельской проповедью. «Этим, - говорит Афанасий Александрийский – выражается провозглашение о призвании язычников», т.е. насытятся от трапезы Христовой язычники, которые были убоги, когда были порабощены убожеству неведения и издревле не имели богатства благочестия. «И восхвалят Господа взыскающии Его». Насытятся не все, но алчущие и жаждущие правды, которые, сказано, насытятся Христовой снеди - учения, божественной вечери, благодати и т.п. «Жива будут сердца их в век века", т.е. души верующих, до обращения своего бывшие мертвыми, по уверовании, питаясь небесною пищею, будут жить истинною жизнью и получат вечную жизнь. Господь в Евангелии говорит: «Аз есмь хлеб животный" и "аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин.VI,48, 51). Ст. 28-29: «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред тобою все племена язычников, ибо Господне есть Царство, и Он – Владыка над народами». Говорится о распространении христианства среди всех народов земли. Ст. 30: «Будут есть и поклонятся все тучные земли; преклонятся пред Ним все нисходящие в персть и не могущие сохранить жизни своей». Это стих толкуется так же как и 27. Ст. 31-32: «Потомство мое будет служить Ему, и будет называться Господним вовек: придут и будут возвещать правду Его людям, которые родятся, что сотворил Господь». Речь идет о духовном потомстве Давида, то есть о христианах. Псалом 39. В псалме содержится пророчество о замене ветхозаветных жертв единой Христовой жертвой. Псалом написан Давидом об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь. Под опасностями в буквальном смысле надо понимать гонения от Саула и Аввесалома. Мессианским местом в данном псалме являются стихи 7-9 стихов. «Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши [11]; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь». Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона, как не требовал от него не жертв кровавых ни приношения бескровных ни всесожжений мирных ни приношения о грехе, но взамен этого требовал от Давида служения всем своим существом (по Септуагинте телом – сома). Таким временем когда Бог не вменял Давиду не принесения Ему жерт было бегство от Саула в Секолаг. На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид выражает свою готовность «вот, иду». Об этом послушании Богу написано в книге закона «свитке книжном», для Давида это послушание являлось не только следствием исполнения закона но внутренним влечением его духа. Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала что для Бога ценны не сами предметы приношений и для приносящего не сам процесс а мысли чувства его наполняющие. Этим фактом невменения Давиду в грех несоблюдения обрядовой стороны закона и заменой ее другим видом служения Богу уже предуказывалось что сам закон имеет не вечное значение а временное которое может быть заменено высшим чем обряды видом богослужения. С пришествием Спасителя это и с совершилось: обрядовый закон Моисея потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу «духом и истиной» (Ин. 4:23) В 8 стихе говорится в свитке книжном написано о мне Если иметь ввиду здесь только Давида то ни в одном месте священных книг нет такого пророчества. Между тем то еще в книге Бытие есть пророчество о семени жены, которое сотрет главу змия. Прообразовательный смысл выражен в полном стремлении к Богу мессии, постоянное стремление к служении Ему. Псалом 44. В русском тексте надписание: «Начальнику хора.На (музыкальном орудии) Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви». «Шошан» - музыкальное орудие в форме лилии. Славянское надписание: «В конец. О изменяемых. Сыном Кореевым. В разум. Песнь о возлюбленном». «О изменяемых» - означает, что псалом исполняется на разных, сменяющих друг друга, музыкальных инструментах. Эти слова толкуются также и аллегорически. «О изменяемых» – подразумевается: о людях; потому что мы из всех разумных существ наиболее подлежим ежедневным, и почти ежечасным, изменениям и превращениям». Псалом посвящен важному событию из жизни царя Соломона – его бракосочетанию с дочерью египетского фараона. Кроме исторического смысла псалом содержит смысл прообразовательный, мессианский. Соломон здесь является прообразом Христа Спасителя. Образ невесты рассматривается как прообраз Пресвятой Богородицы, а так же как указание на Церковь Христову и на душу человеческую. Таким же образом толкуется святыми отцами образ невесты книги Песнь Песней. Святитель Василий Великий придерживается толкования образа невесты как Церкви Христовой. Он так толкует слова «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена»: «Пророк говорит о Церкви, о которой узнаем из Песни Песней (6,8), что едина есть совершенная голубица Христова, которая преемлет на десную страну Христову соделавшихся известными по своим добрым делам, различая их от людей негодных, как пастырь различает овец от козлищ. Итак, предстоит Царица, то есть душа, сочетанная с Женихом-Словом, не обладаемая грехом, но соделавшаяся причастницею царства Христова, предстоит одесную Спасителя в ризах позлащенных, то есть великолепно и священнолепно украшающая себя учениями духовными, сотканными и преиспещренными. Поелику догматы не одного рода, но различны и многообразны, объемлют собою учения естественные, нравственные и таинственные; то псалом говорит, что ризы невесты преиспещрены». Псалом 45. «Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь». «Аламоф
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|