Развитие сенсорно-моторных и голосовых реакций детей первого года жизни
Задержка психофизического развития ребенка, вызываемая перинатальным поражением центральной нервной системы, обязательно отражается на состоянии интеллектуального и речевого развития. Реабилитация таких детей невозможна без активной логопедической помощи на фоне фармакотерапии, физиотерапии, кине-зотерапии (ЛФК, массаж и др.). Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-логопедическое воздействие позволяет сгладить имеющиеся дефекты. Необходимость такой работы при цитомегаловирусной инфекции (ЦМВИ) вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности, универсальной способности к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Важным для психического развития ребенка первого года жизни является накопление им сенсо-мо-торного опыта. Для детей с задержкой психомоторного развития особенно важно с первых месяцев жизни стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо знакомить с окружающими предметами с привлечением зрения, слуха, движения рук. Наиболее эффективно это проводить в процессе повседневного ухода за ребенком. Для сенсорного воспитания важное значение имеет правильная организация сенсо-моторной предметно-пространственной среды. Поэтому в возрасте 1,5-2,5 мес. в кроватке подвешивают игрушки на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка. Игрушки должны легко приходить в движение. С 3 до 5 месяцев, когда дети начинают обращать внимание на форму и цвет предмета, большое значение приобретает фактор новизны. Поэтому игрушки должны быть разнообразны по цвету и форме и периодически меняться. В этом возрасте их следует подвешивать на расстоянии вытянутых рук, чтобы ребенок легко мог их схватить, ощупать. Кроме подвешенных игрушек, в комнате, где находится ребенок, необходимо на доступном для обзора месте помещать крупные, объемные, а также плоские игрушки или картины.
Взрослый активизирует процесс зрительного и слухового восприятия, организует его. Для вызывания зрительного сосредоточения у ребенка первого месяца жизни мать привлекает внимание к игрушке, приближая и удаляя ее от глаз ребенка на расстояние 30-70 см, отводя в стороны на 8-10 см. Добившись фиксации взора на предмете, медленно продвигает игрушку в сторону на высоте 40-50 см от глаз ребенка. В возрасте 2-3 мес. приучаем фиксировать взгляд как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах, побуждая к бо- лее длительному сосредоточению на нем и на лице говорящего взрослого. Для развития зрительно-слуховых связей наиболее оптимально использование звучащих игрушек. Детей учат отыскивать взором звучащий предмет, расположенный на разном расстоянии и в различном направлении от ребенка. У ребенка с задержкой психомоторного развития необходимо поощрять, стимулировать тактильное ознакомление с предметами (ощупывающие движения рук одновременно со зрительной фиксацией объекта). Для этого ребенку в руку вкладывают различные по форме, величине и фактуре игрушки, привлекая его зрительное внимание к объекту. Ребенка побуждают к захвату предмета и помогают ему в его осуществлении. Важно правильно подбирать игрушки соответственно уровню пси-хо-моторного развития и возрасту. Мероприятия по развитию сенсо-моторных функций — зрения, слуха, ощупывающих движений рук — необходимо проводить систематически, в процессе повседневного ухода за ребенком, постепенно усложняя их в зависимости от уровня психо-моторного развития, возраста ребенка и его компенсаторных возможностей.
Важное значение для нормального психо-моторного развития ребенка имеет установление эмоционального контакта со взрослым. Взрослый, общаясь с ребенком, одновременно привлекает его зрение и слух, что способствует развитию совместной деятельности анализаторов. Мать, ухаживающая за малышом, постоянно разговаривает с ним, воздействуя на ребенка не только выразительностью своего голоса, но и мимикой, движениями. Таким образом, у ребенка вызывается ответная улыбка» голосовые реакции, комплекс оживления. Большое внимание заслуживает стимуляция голосовых реакций — гуления, лепета. Поощряется как спонтанное произнесение звуков, так и подражание. Для стимуляции голосовых реакций необходимо наклониться над ребенком, ласково улыбнуться и произнести через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, побуждая ребенка к ответным голосовым реакциям. Позже учим ребенка прислушиваться к голосу и подражать взрослому, повторяя звуки, а затем звукосочетания. К концу первого года жизни ребенок должен обозначать предметы и действия звуковыми сочетаниями (бах — упал, ляля — кукла, а-а — спать и т. д.) Со второго полугодия жизни чувственный опыт ребенка тесно связывают с речью взрослого. Но при этом надо помнить, что слово должно не заменять чувственный опыт, а активировать и организовывать процесс воспитания. Поэтому давая ребенку различные игрушки, одновременно называем их («Миша», «Ляля», *би-би»). Взрослый стимулирует игровую деятельность (перекладывание из руки в руку, постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, произвольное бросание предметов, снятие колец с пирамиды). Одновременно побуждают ребенка к повторению действий, звуков и жестов. Затем постепенно формируют начальное ситуационное понимание обращенной речи и подчинение отдельным словесным инструкциям в знакомых словосочетаниях тина: «Поцелуй маму», «Дай ручку» и т. д. Для развития понимания простых инструкций надо их произносить, одновременно показывая обозначаемые ими действия на себе, стимулируя ребенка к подражанию, а также пассивно проделывая их с ребенком. Так воспитывается понимание таких движений, как «Ладушки», «До свидания», «Покажи, какой ты большой».
Успех лечения у детей грудного возраста с поражением нервной системы во многом зависит от родителей, которые должны стать активными помощниками врача в проведение реабилитационных мероприятий (стимулирующих формирование функций). Под руководством врача и логопеда-дефектолога мать в процессе ухода придает ребенку различные позы,обучает его в начале примитивным, а затем и более сложным двигательным навыкам, используя при этом игровые моменты и заинтересованность ребенка в дости- жении цели. Наблюдая ответные реакции, мать должна уметь оценить, является ли ее уход правильным, бесполезным или даже вредным. Только тесная взаимосвязь между матерью и ребенком будет способствовать его своевременному психо-моторному развитию. В соответствии с вышесказанным предлагаются игрушки, стимулирующие сенсо-моторное поведение и голосовые реакции детей первого года жизни. Для детей от 2 месяцев до 6 месяцев Яркие, блестящие игрушки. Вызывают зрительное сосредоточение ребенка, эмоциональный подъем, формируют направленные ориентировочные зрительные реакции. Погремушки на рукоятке (обзорные и геометрические). Формирование процесса зрительного сосредоточения на предмете, развития ручной умелости. Погремушки на кольце. Развитие ручной умелости, тренировка (при манипулировании ненанизанными шариками) мелких мышц пальцев, развитие осязательных ощущений. Подвесные погремушки. Привлечение зрительного внимания ребенка, развитие звукопроизношения. Подвесные гирлянды игрушек. Формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку; эмоциональное воздействие на ребенка. Легкие кубики. Формирование ручной умелости, двигательных навыков, осязательных ощущений, развитие начатков умения сопоставлять предметы по ряду признаков.
Яркие большие образные игрушки. Побуждают ребенка к их рассматриванию, узнаванию при участии взрослого; способствуют возникновению положительных эмоций, развитию речи. Бубенчики, Формирование ориентировочной реакции на звук, звукового сосредоточения; эмоциональное воздействие. Флажки, ленточки (в руках взрослого). Привлечение внимания ребенка, установление эмоционального кон- такта со взрослым, формирование способности выделять цвет из общего фона. Для детей от б месяцев до 1 года Мисочки для вкладывания шариков. Развитие умения сопоставлять предметы, перемещать их различным образом (эти практические действия важны для развития ручной умелости и элементов мышления). Шарики разных размеров (легкие и более тяжелые). Развитие умения различать предметы контрастных размеров. Мячи. Развитие ручной ужелости, способности следить за быстро перемещающимся предметом, различать размеры предметов; ознакомление ребенка с таким свойством предмета, как упругость, со значением слов большой, маленький. Кольца для надеваний на руку. Формирование ручной умелости, развитие координации движений руки. Шарики и кубики с дырочками. Развитие дифференцированных движений пальцев руки, усовершенствование моторной сферы, связанной с речедвигательным аппаратом. Матрешки одноместные. Развитие представления о соотношении частей предмета, ручной умелости, координации движений руки, практического мышления. Колокольчики. Развитие слухового сосредоточения, способности различать звуки, выделять новый звук из шумового фона; эмоциональное воздействие. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (подборку ответов составили Е. В. Поваляева, А. А. Пожидаева) 1. Какова продолжительность рабочего времени воспитателей, учителей-дефектологов, учите л ей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих речевые нарушения? Ставка заработной платы в специальных коррекци-онно-образовательных учреждениях выплачивается воспитателям за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителям-логопедам и учителям-дефектологам — за 20 часов. 2. Какие категории работников имеют право на повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15-20% за работу в специальных (коррек-ционных) образовательных учреждениях? Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях в пределах от 15 до 20% определяются в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися. Для руководителя учреждения размер повышения определяется вышестоящим органом управления.
В учреждениях общего типа, имеющих специальные группы (классы), но не менее двух классов или групп, повышение должностного оклада руководителя следует производить на 15%, а если специальные классы созданы в школах-интернатах общего типа, то повышение должностного оклада директора и других работников, занятых в таких группах (классах), производится на 20%. 3. Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? Ставки заработной платы, установленные в соответствии с разрядами оплаты труда по ETC, указанным работникам выплачиваются за работу с группами, в которых количество детей не превышает предельную наполняемость, установленную Типовым положением (см. Нормативы наполняемости групп, классов). За превышение установленной наполняемости групп производится дополнительная оплата. 4. Как оплачивается труд музыкального руководителя в логопедической группе? Музыкальный руководитель получает дополнитель- ную оплату за часы, проработанные в данной группе. Например, если в детском саду 4 группы, из них одна — логопедическая, музыкальный работник получает надбавку к зарплате из расчета одной группы. 5. Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном образовательном учреждении? Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству» работа на двух педагогических должностях в одном образовательном учреждении не считается совместительством. 6. Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совместителям? Лицам, работающим по совместительству, предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмещаемой работе выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Основание: разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 14 "Об отпусках работающих по совместительству», утвержденное Постановлением Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 173. 7. Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с речевыми нарушениями? Продолжительность отпуска заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов составляет 56 календарных дней. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052 (см. приказ Минобразования РФ от 20 сентября 1994 г. № 360).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|