Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие сенсорно-моторных и голосовых реакций детей первого года жизни




Задержка психофизического развития ребенка, вы­зываемая перинатальным поражением центральной нервной системы, обязательно отражается на состоянии интеллектуального и речевого развития. Реабилитация таких детей невозможна без активной логопедической помощи на фоне фармакотерапии, физиотерапии, кине-зотерапии (ЛФК, массаж и др.).

Раннее выявление патологии доречевого развития и своевременное коррекционно-логопедическое воздей­ствие позволяет сгладить имеющиеся дефекты. Необ­ходимость такой работы при цитомегаловирусной ин­фекции (ЦМВИ) вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности, универсальной способности

к компенсации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка.

Важным для психического развития ребенка пер­вого года жизни является накопление им сенсо-мо-торного опыта. Для детей с задержкой психомоторно­го развития особенно важно с первых месяцев жизни стимулировать накопление чувственного опыта, соче­тая его с моторной активностью. Ребенка необходимо знакомить с окружающими предметами с привлечени­ем зрения, слуха, движения рук. Наиболее эффектив­но это проводить в процессе повседневного ухода за ребенком. Для сенсорного воспитания важное значе­ние имеет правильная организация сенсо-моторной предметно-пространственной среды. Поэтому в возра­сте 1,5-2,5 мес. в кроватке подвешивают игрушки на расстоянии не ниже 40-50 см от глаз ребенка. Игруш­ки должны легко приходить в движение. С 3 до 5 ме­сяцев, когда дети начинают обращать внимание на фор­му и цвет предмета, большое значение приобретает фактор новизны. Поэтому игрушки должны быть раз­нообразны по цвету и форме и периодически менять­ся. В этом возрасте их следует подвешивать на рас­стоянии вытянутых рук, чтобы ребенок легко мог их схватить, ощупать. Кроме подвешенных игрушек, в комнате, где находится ребенок, необходимо на доступ­ном для обзора месте помещать крупные, объемные, а также плоские игрушки или картины.

Взрослый активизирует процесс зрительного и слу­хового восприятия, организует его. Для вызывания зри­тельного сосредоточения у ребенка первого месяца жиз­ни мать привлекает внимание к игрушке, приближая и удаляя ее от глаз ребенка на расстояние 30-70 см, отво­дя в стороны на 8-10 см. Добившись фиксации взора на предмете, медленно продвигает игрушку в сторону на высоте 40-50 см от глаз ребенка. В возрасте 2-3 мес. приучаем фиксировать взгляд как на перемещае­мых, так и на неподвижных предметах, побуждая к бо-

лее длительному сосредоточению на нем и на лице го­ворящего взрослого.

Для развития зрительно-слуховых связей наиболее оптимально использование звучащих игрушек. Детей учат отыскивать взором звучащий предмет, расположен­ный на разном расстоянии и в различном направле­нии от ребенка.

У ребенка с задержкой психомоторного развития не­обходимо поощрять, стимулировать тактильное ознаком­ление с предметами (ощупывающие движения рук од­новременно со зрительной фиксацией объекта). Для это­го ребенку в руку вкладывают различные по форме, ве­личине и фактуре игрушки, привлекая его зрительное внимание к объекту. Ребенка побуждают к захвату пред­мета и помогают ему в его осуществлении. Важно пра­вильно подбирать игрушки соответственно уровню пси-хо-моторного развития и возрасту. Мероприятия по раз­витию сенсо-моторных функций — зрения, слуха, ощу­пывающих движений рук — необходимо проводить си­стематически, в процессе повседневного ухода за ребен­ком, постепенно усложняя их в зависимости от уровня психо-моторного развития, возраста ребенка и его ком­пенсаторных возможностей.

Важное значение для нормального психо-моторного развития ребенка имеет установление эмоционального контакта со взрослым. Взрослый, общаясь с ребенком, одновременно привлекает его зрение и слух, что способ­ствует развитию совместной деятельности анализаторов. Мать, ухаживающая за малышом, постоянно разговари­вает с ним, воздействуя на ребенка не только вырази­тельностью своего голоса, но и мимикой, движениями. Таким образом, у ребенка вызывается ответная улыбка» голосовые реакции, комплекс оживления.

Большое внимание заслуживает стимуляция голо­совых реакций — гуления, лепета. Поощряется как спонтанное произнесение звуков, так и подражание. Для стимуляции голосовых реакций необходимо на­клониться над ребенком, ласково улыбнуться и про­изнести через определенные интервалы одни и те же

протяжные звуки, побуждая ребенка к ответным го­лосовым реакциям. Позже учим ребенка прислуши­ваться к голосу и подражать взрослому, повторяя зву­ки, а затем звукосочетания. К концу первого года жизни ребенок должен обозначать предметы и дей­ствия звуковыми сочетаниями (бах — упал, ляля — кукла, а-а — спать и т. д.)

Со второго полугодия жизни чувственный опыт ре­бенка тесно связывают с речью взрослого. Но при этом надо помнить, что слово должно не заменять чувствен­ный опыт, а активировать и организовывать процесс вос­питания. Поэтому давая ребенку различные игрушки, одновременно называем их («Миша», «Ляля», *би-би»). Взрослый стимулирует игровую деятельность (перекла­дывание из руки в руку, постукивание предметом о предмет, выкладывание кубиков из коробки, произволь­ное бросание предметов, снятие колец с пирамиды). Од­новременно побуждают ребенка к повторению действий, звуков и жестов.

Затем постепенно формируют начальное ситуацион­ное понимание обращенной речи и подчинение отдель­ным словесным инструкциям в знакомых словосоче­таниях тина: «Поцелуй маму», «Дай ручку» и т. д. Для развития понимания простых инструкций надо их про­износить, одновременно показывая обозначаемые ими действия на себе, стимулируя ребенка к подражанию, а также пассивно проделывая их с ребенком. Так воспи­тывается понимание таких движений, как «Ладушки», «До свидания», «Покажи, какой ты большой».

Успех лечения у детей грудного возраста с пораже­нием нервной системы во многом зависит от родите­лей, которые должны стать активными помощниками врача в проведение реабилитационных мероприятий (стимулирующих формирование функций).

Под руководством врача и логопеда-дефектолога мать в процессе ухода придает ребенку различные позы,обу­чает его в начале примитивным, а затем и более слож­ным двигательным навыкам, используя при этом иг­ровые моменты и заинтересованность ребенка в дости-

жении цели. Наблюдая ответные реакции, мать должна уметь оценить, является ли ее уход правильным, беспо­лезным или даже вредным. Только тесная взаимосвязь между матерью и ребенком будет способствовать его своевременному психо-моторному развитию.

В соответствии с вышесказанным предлагаются иг­рушки, стимулирующие сенсо-моторное поведение и голосовые реакции детей первого года жизни. Для детей от 2 месяцев до 6 месяцев Яркие, блестящие игрушки. Вызывают зрительное со­средоточение ребенка, эмоциональный подъем, форми­руют направленные ориентировочные зрительные ре­акции.

Погремушки на рукоятке (обзорные и геометричес­кие). Формирование процесса зрительного сосредоточе­ния на предмете, развития ручной умелости.

Погремушки на кольце. Развитие ручной умелости, тренировка (при манипулировании ненанизанными шариками) мелких мышц пальцев, развитие осязатель­ных ощущений.

Подвесные погремушки. Привлечение зрительного внимания ребенка, развитие звукопроизношения.

Подвесные гирлянды игрушек. Формирование спо­собности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку; эмоциональное воздействие на ребенка.

Легкие кубики. Формирование ручной умелости, дви­гательных навыков, осязательных ощущений, развитие начатков умения сопоставлять предметы по ряду при­знаков.

Яркие большие образные игрушки. Побуждают ре­бенка к их рассматриванию, узнаванию при участии взрослого; способствуют возникновению положительных эмоций, развитию речи.

Бубенчики, Формирование ориентировочной реакции на звук, звукового сосредоточения; эмоциональное воз­действие.

Флажки, ленточки (в руках взрослого). Привлечение внимания ребенка, установление эмоционального кон-

такта со взрослым, формирование способности выделять цвет из общего фона.

Для детей от б месяцев до 1 года

Мисочки для вкладывания шариков. Развитие уме­ния сопоставлять предметы, перемещать их различным образом (эти практические действия важны для разви­тия ручной умелости и элементов мышления).

Шарики разных размеров (легкие и более тяжелые). Развитие умения различать предметы контрастных раз­меров.

Мячи. Развитие ручной ужелости, способности сле­дить за быстро перемещающимся предметом, различать размеры предметов; ознакомление ребенка с таким свой­ством предмета, как упругость, со значением слов боль­шой, маленький.

Кольца для надеваний на руку. Формирование руч­ной умелости, развитие координации движений руки.

Шарики и кубики с дырочками. Развитие дифферен­цированных движений пальцев руки, усовершенствова­ние моторной сферы, связанной с речедвигательным ап­паратом.

Матрешки одноместные. Развитие представления о соотношении частей предмета, ручной умелости, коор­динации движений руки, практического мышления.

Колокольчики. Развитие слухового сосредоточения, способности различать звуки, выделять новый звук из шумового фона; эмоциональное воздействие.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

(подборку ответов составили Е. В. Поваляева, А. А. Пожидаева)

1. Какова продолжительность рабочего времени вос­питателей, учителей-дефектологов, учите л ей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для де­тей, имеющих речевые нарушения?

Ставка заработной платы в специальных коррекци-онно-образовательных учреждениях выплачивается вос­питателям за 25 часов педагогической работы в неде­лю, а учителям-логопедам и учителям-дефектологам — за 20 часов.

2. Какие категории работников имеют право на по­вышение ставок заработной платы (должностных ок­ладов) на 15-20% за работу в специальных (коррек-ционных) образовательных учреждениях?

Конкретный перечень работников и размер повыше­ния ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях в пределах от 15 до 20% определяются в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающими­ся. Для руководителя учреждения размер повышения определяется вышестоящим органом управления.

В учреждениях общего типа, имеющих специальные группы (классы), но не менее двух классов или групп, повышение должностного оклада руководителя следу­ет производить на 15%, а если специальные классы со­зданы в школах-интернатах общего типа, то повыше­ние должностного оклада директора и других работни­ков, занятых в таких группах (классах), производится на 20%.

3. Должна ли производиться доплата учителям-ло­гопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в перепол­ненных группах?

Ставки заработной платы, установленные в соответ­ствии с разрядами оплаты труда по ETC, указанным работникам выплачиваются за работу с группами, в которых количество детей не превышает предельную наполняемость, установленную Типовым положением (см. Нормативы наполняемости групп, классов).

За превышение установленной наполняемости групп производится дополнительная оплата.

4. Как оплачивается труд музыкального руководи­теля в логопедической группе?

Музыкальный руководитель получает дополнитель-

ную оплату за часы, проработанные в данной группе. Например, если в детском саду 4 группы, из них одна — логопедическая, музыкальный работник получает над­бавку к зарплате из расчета одной группы.

5. Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном об­разовательном учреждении?

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Миню­ста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об усло­виях работы по совместительству» работа на двух педа­гогических должностях в одном образовательном уч­реждении не считается совместительством.

6. Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совмес­тителям?

Лицам, работающим по совместительству, предостав­ляются ежегодные оплачиваемые отпуска по совмеща­емой работе выплачивается компенсация за неисполь­зованный отпуск при увольнении. Основание: разъяс­нение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 14 "Об отпусках работающих по совместительству», утвержден­ное Постановлением Минтруда России от 25 ноября

1993 г.173.

7. Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошколь­ных образовательных учреждений для воспитанников с речевыми нарушениями?

Продолжительность отпуска заведующих, их замес­тителей, воспитателей, музыкальных руководителей, ин­структоров по физкультуре, учителей-дефектологов, учи­телей-логопедов, педагогов-психологов составляет 56 ка­лендарных дней. Основание: Постановление Правитель­ства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052 (см. приказ Минобразования РФ от 20 сентября

1994 г. № 360).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...