Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекционная работа с алаликами (неговорящими детьми)




Мировая статистика свидетельствует, что число ре­чевых расстройств увеличивается из года в год, поэтому профилактика речевых нарушений детей имеет важное значение. В нашей стране уделяется особое внимание коррекционно-воспитательной и педагогической рабо­те с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Пу-

тем специальных воздействий на детей во многих слу­чаях удается предотвратить или затормозить появле­ние у них различных отклонений от нормы, в частнос­ти, речевой патологии.

Развитие речи детей в норме проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающих благопри­ятно только при известных условиях (здоровый ребе­нок, его своевременное физическое и психическое раз­витие, правильная речь окружающих).

1-й год жизни играет большую роль в развитии речи ребенка. На 3-м месяце у младенца появляются пер­вые короткие звуки. При молчаливом уходе за ребен­ком появление первых звуков запаздывает и речь на­чинает развиваться позднее. С 4-5 месяцев у ребенка наступает период лепета, отмечается повторение отдель­ных звуков и слогов. Вскоре ребенок начинает повто­рять за взрослым отдельные звуки, слоги и к 1-му году говорит 10-20 слов. В период от 1 года до 2 лет идет процесс накопления словаря. К концу 2-го года словарь ребенка достигает 200-400 слов. В период от 2 до 3 лет происходят активное накопление словаря и усвоение грамматического строя речи. На 4>м году жизни у де­тей идет непрерывный процесс увеличения как актив­ного, так и пассивного словаря. Если в 2 года словар­ный запас ребенка составляет 200-400 слов, то к 3 го­дам запас слов увеличивается до 800-1000, а к 4 — до 1900-2000 слов. Речь становится более связной и пос­ледовательной. В 5 лет словарь расширяется до 2500-3000 слов. К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостат­ков ребенок к 6 годам овладевает всеми звуками род­ного языка и правильно употребляет их в речи.

Если у вашего ребенка отклонения от нормы — бед­ный словарный запас или совсем отсутствует речь, — необходимо обратиться за помощью к логопеду. Ран­няя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни ребенка. Задача логопеда — помочь родителям правильно организовать эту работу. Если ро-

дители страдают заиканием или какими-либо другими нарушениями речи, то они обязательно должны прокон­сультироваться у логопеда, как правильно осуществлять общение с ребенком, потому что именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей. Иног­да следует ограничить речевое общение с ребенком ро­дителей, страдающих речевыми нарушениями. Для того чтобы речь своевременно развивалась, все окружающие ребенка лица должны постоянно общаться с ним и стре­миться вызвать ответную реакцию. Особое значение имеет развитие понимания речи. Родители не должны разрешать ребенку пользоваться мимикой, жестами, по­тому что в таких случаях отсутствуют голосовые реак­ции и произношение звуков и слов.

Начинать следует в 3-4 года с простейших звуко­подражаний: у-у-у — летит самолет, а-а-а — девочка качает куклу, му-му — мычит корова, мяу-мяу — мяу­кает кошка, пи-пи — пищит цыпленок, ко-коко — ку­дахчет курица. Нужно учить детей произносить два гласных звука: ау (заблудились в лесу), уа (плачет кук­ла); называть членов семьи: мама, папа, баба и т. д.; отвечать на вопросы: Кто это? (мама, папа), где мама? (Вот мама. Тут мама. Там мама).

Большое внимание в возрасте 3 лет, если речевое раз­витие ребенка идет с задержкой, нужно уделять артику­ляционной моторике. Занятия следует проводить в фор­ме игры ежедневно, причем обязательно перед зерка­лом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуля­цию. Артикуляционную гимнастику следует всегда на­чинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного про­изношения всех звуков:

1) спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки («окошко»);

2) удержание губ в улыбке, передние верхние и ниж­ние зубы обнажены («заборчик»);

3) вытягивание губ трубочкой («дудочка»);

4) чередование положений губ: улыбка — трубочка;

5) высунуть язык, спрятать;

6) язык широкий («лопатка», «блинчик»);

7) язык узкий («иголочка»);

8) чередование положений языка: широкий — узкий;

9) подъем кончика языка за верхние зубы;

10) чередование движений языка: вверх — вниз («ка­чели»);

11) чередование следующих движений языка (при опущенном кончике); отодвигать язык в глубь рта, при­ближать к передним нижним резцам;

12) цокать языком («поехали на лошадке»);

13) облизывать верхние и нижние губы («оближи варенье»).

Развитию общей моторики следует уделять в этот пе­риод особое внимание, так как дети с речевой задержкой недостаточно четко координируют движения и с боль­шим трудом овладевают сложными двигательными на­выками. Можно стать «зайчиками» — попрыгать на «носках», а затем «медвежатами» — топать, как мишка косолапый, ходить вразвалочку. Потом превратиться в «кузнечика», «стрекозу» «самолетик». Вспомнить стихи, чтобы ребенку было интересно выполнять эти упражне­ния: «Три медведя шли домой.,.», «Зайка, зайка, поска­чи...», «Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики...», «Вот какая стрекоза...», «Летели самолетики......

Чем лучше развиты кончики пальцев ребенка, тем лучше его речь. Логопед советует родителям начинать пальчиковую гимнастику с младенческого возраста.

1) массировать большим и указательным пальца­ми подушечку каждого пальца ребенка ввинчивающи­ми движениями по часовой и против часовой стрелки. Каждый раз, выполняя массаж, называть пальчики: большой, указательный, средний, безымянный, мизин­чик.

2) «колечки», или «пальчики здороваются». Прикос­новение большого пальца к каждому из пальцев пра­вой и левой руки. На одной руке пальчики — «белоч­ки», на другой — «зайчики». «Белочки» здороваются друг с другом, «зайчики» тоже здороваются друг с дру­гом.

3) Можно показать ребенку картинку: мама-птица принесла птенцам в гнездо червячков. Кисть руки пре­вращаем в гнездо, большой палец — мама-птица, а ос­тавшиеся пальцы — птенчики. Мама дает каждому птен­цу в клюв червячка (большой палец прикасается к каж­дому из 4-х «птенцов»),

4) пальчики «играют на пианино» или «дождь идет»: капельки капают «кап-кап» (одновременно стучат по столу подушечками пальцев).

Начиная работу с пальчиками с самых легких уп­ражнений, постепенно переходят к более сложным. Осо­бое внимание следует уделять развитию познаватель­ной деятельности, чтобы научить ребенка воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, количество, положение в пространстве). Для закрепления основных цветов можно сделать из картона цветные домики. Сначала дети учатся опреде­лять цвет домика, а позже соотносят предмет (игрушку) и цвет домика. Синий мяч живет в синем домике, крас­ная кукла — в красном. На примере домиков можно закрепить у детей понятия «большой» и «маленький». А когда ребенок научится различать домики по вели­чине, можно большую куклу поселить в большой домик а маленькую — в маленький.. Постепенно следует под­водить ребенка к понятию геометрической формы пред­метов. Что похоже на круг, а что — на квадрат? Конеч­но, это мяч, кубик. Игрушки должны быть такого раз­мера, чтобы ребенок мог легко взять их в ладошки.

Для развития мелкой моторики хорошо использо вать различные виды мозаик, горох, фасоль. Сначал. берется материал более крупного размера, а затем мень шего. Дети любят нанизывать бусинки на леску. Сна чала можно чередовать большие и маленькие бусинки, затем — красные и синие и т. д. Задания по развитию мелкой мускулатуры рук — это шнуровка ботинок, за­стегивание и расстегивание пуговиц, резание ножни­цами бумаги, лепка из пластилина, конструирование пирамидок. Для развития конструктивного праксиса можно предложить детям «построить» из счетных

палочек или кубиков домик для зайчиков, а рядом с домиком «посадить» елочку, «построить» лесенку, ис­пользуя деревянные палочки. Необходимо научить ребенка определять правую и левую руки, ноги. За­крепляются эти знания в игровой форме с использова­нием стихов «Правая и левая строят города...», «Руч­ки вверх, в кулачок...». Мы учим ребенка поднимать руки вверх, в стороны, вперед, опускать вниз. Когда ребенок усвоит эти понятия, можно научить его ориен­тироваться на листе бумаги, находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину. Таким образом, для отслеживания динамики развития ребенка и оказания ему помощи в нужный момент большое значение име­ет работа родителей с ребенком в домашних условиях, направляемая логопедом.

М. А. Повапяева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...