Коррекционная работа с алаликами (неговорящими детьми)
Мировая статистика свидетельствует, что число речевых расстройств увеличивается из года в год, поэтому профилактика речевых нарушений детей имеет важное значение. В нашей стране уделяется особое внимание коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Пу- тем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности, речевой патологии. Развитие речи детей в норме проходит ряд этапов, имеющих свои особенности и протекающих благоприятно только при известных условиях (здоровый ребенок, его своевременное физическое и психическое развитие, правильная речь окружающих). 1-й год жизни играет большую роль в развитии речи ребенка. На 3-м месяце у младенца появляются первые короткие звуки. При молчаливом уходе за ребенком появление первых звуков запаздывает и речь начинает развиваться позднее. С 4-5 месяцев у ребенка наступает период лепета, отмечается повторение отдельных звуков и слогов. Вскоре ребенок начинает повторять за взрослым отдельные звуки, слоги и к 1-му году говорит 10-20 слов. В период от 1 года до 2 лет идет процесс накопления словаря. К концу 2-го года словарь ребенка достигает 200-400 слов. В период от 2 до 3 лет происходят активное накопление словаря и усвоение грамматического строя речи. На 4>м году жизни у детей идет непрерывный процесс увеличения как активного, так и пассивного словаря. Если в 2 года словарный запас ребенка составляет 200-400 слов, то к 3 годам запас слов увеличивается до 800-1000, а к 4 — до 1900-2000 слов. Речь становится более связной и последовательной. В 5 лет словарь расширяется до 2500-3000 слов. К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к 6 годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Если у вашего ребенка отклонения от нормы — бедный словарный запас или совсем отсутствует речь, — необходимо обратиться за помощью к логопеду. Ранняя коррекционно-педагогическая работа необходима с первых дней жизни ребенка. Задача логопеда — помочь родителям правильно организовать эту работу. Если ро- дители страдают заиканием или какими-либо другими нарушениями речи, то они обязательно должны проконсультироваться у логопеда, как правильно осуществлять общение с ребенком, потому что именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей. Иногда следует ограничить речевое общение с ребенком родителей, страдающих речевыми нарушениями. Для того чтобы речь своевременно развивалась, все окружающие ребенка лица должны постоянно общаться с ним и стремиться вызвать ответную реакцию. Особое значение имеет развитие понимания речи. Родители не должны разрешать ребенку пользоваться мимикой, жестами, потому что в таких случаях отсутствуют голосовые реакции и произношение звуков и слов. Начинать следует в 3-4 года с простейших звукоподражаний: у-у-у — летит самолет, а-а-а — девочка качает куклу, му-му — мычит корова, мяу-мяу — мяукает кошка, пи-пи — пищит цыпленок, ко-коко — кудахчет курица. Нужно учить детей произносить два гласных звука: ау (заблудились в лесу), уа (плачет кукла); называть членов семьи: мама, папа, баба и т. д.; отвечать на вопросы: Кто это? (мама, папа), где мама? (Вот мама. Тут мама. Там мама). Большое внимание в возрасте 3 лет, если речевое развитие ребенка идет с задержкой, нужно уделять артикуляционной моторике. Занятия следует проводить в форме игры ежедневно, причем обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков:
1) спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки («окошко»); 2) удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены («заборчик»); 3) вытягивание губ трубочкой («дудочка»); 4) чередование положений губ: улыбка — трубочка; 5) высунуть язык, спрятать; 6) язык широкий («лопатка», «блинчик»); 7) язык узкий («иголочка»); 8) чередование положений языка: широкий — узкий; 9) подъем кончика языка за верхние зубы; 10) чередование движений языка: вверх — вниз («качели»); 11) чередование следующих движений языка (при опущенном кончике); отодвигать язык в глубь рта, приближать к передним нижним резцам; 12) цокать языком («поехали на лошадке»); 13) облизывать верхние и нижние губы («оближи варенье»). Развитию общей моторики следует уделять в этот период особое внимание, так как дети с речевой задержкой недостаточно четко координируют движения и с большим трудом овладевают сложными двигательными навыками. Можно стать «зайчиками» — попрыгать на «носках», а затем «медвежатами» — топать, как мишка косолапый, ходить вразвалочку. Потом превратиться в «кузнечика», «стрекозу» «самолетик». Вспомнить стихи, чтобы ребенку было интересно выполнять эти упражнения: «Три медведя шли домой.,.», «Зайка, зайка, поскачи...», «Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики...», «Вот какая стрекоза...», «Летели самолетики...... Чем лучше развиты кончики пальцев ребенка, тем лучше его речь. Логопед советует родителям начинать пальчиковую гимнастику с младенческого возраста. 1) массировать большим и указательным пальцами подушечку каждого пальца ребенка ввинчивающими движениями по часовой и против часовой стрелки. Каждый раз, выполняя массаж, называть пальчики: большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик. 2) «колечки», или «пальчики здороваются». Прикосновение большого пальца к каждому из пальцев правой и левой руки. На одной руке пальчики — «белочки», на другой — «зайчики». «Белочки» здороваются друг с другом, «зайчики» тоже здороваются друг с другом.
3) Можно показать ребенку картинку: мама-птица принесла птенцам в гнездо червячков. Кисть руки превращаем в гнездо, большой палец — мама-птица, а оставшиеся пальцы — птенчики. Мама дает каждому птенцу в клюв червячка (большой палец прикасается к каждому из 4-х «птенцов»), 4) пальчики «играют на пианино» или «дождь идет»: капельки капают «кап-кап» (одновременно стучат по столу подушечками пальцев). Начиная работу с пальчиками с самых легких упражнений, постепенно переходят к более сложным. Особое внимание следует уделять развитию познавательной деятельности, чтобы научить ребенка воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, количество, положение в пространстве). Для закрепления основных цветов можно сделать из картона цветные домики. Сначала дети учатся определять цвет домика, а позже соотносят предмет (игрушку) и цвет домика. Синий мяч живет в синем домике, красная кукла — в красном. На примере домиков можно закрепить у детей понятия «большой» и «маленький». А когда ребенок научится различать домики по величине, можно большую куклу поселить в большой домик а маленькую — в маленький.. Постепенно следует подводить ребенка к понятию геометрической формы предметов. Что похоже на круг, а что — на квадрат? Конечно, это мяч, кубик. Игрушки должны быть такого размера, чтобы ребенок мог легко взять их в ладошки. Для развития мелкой моторики хорошо использо вать различные виды мозаик, горох, фасоль. Сначал. берется материал более крупного размера, а затем мень шего. Дети любят нанизывать бусинки на леску. Сна чала можно чередовать большие и маленькие бусинки, затем — красные и синие и т. д. Задания по развитию мелкой мускулатуры рук — это шнуровка ботинок, застегивание и расстегивание пуговиц, резание ножницами бумаги, лепка из пластилина, конструирование пирамидок. Для развития конструктивного праксиса можно предложить детям «построить» из счетных палочек или кубиков домик для зайчиков, а рядом с домиком «посадить» елочку, «построить» лесенку, используя деревянные палочки. Необходимо научить ребенка определять правую и левую руки, ноги. Закрепляются эти знания в игровой форме с использованием стихов «Правая и левая строят города...», «Ручки вверх, в кулачок...». Мы учим ребенка поднимать руки вверх, в стороны, вперед, опускать вниз. Когда ребенок усвоит эти понятия, можно научить его ориентироваться на листе бумаги, находить правый, левый, верхний, нижний углы, середину. Таким образом, для отслеживания динамики развития ребенка и оказания ему помощи в нужный момент большое значение имеет работа родителей с ребенком в домашних условиях, направляемая логопедом. М. А. Повапяева
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|