Допустимо ли менять воспитателей в группах для детей с нарушениями речи?
В обычном детском саду рекомендуется одному воспитателю вести детей с младшей группы до школы. Эти рекомендации следует отнести и к воспитателям в груп-пax для детей с общим недоразвитием речи и в груп-пax для заикающихся, т. е. воспитателю и логопеду ре-комендуется вести свою группу в течение всего пребы-вания детей в детском саду, например с четырех лет и д о школы. Не рекомендуется менять воспитателя и в группах с недоразвитием фонетической стороны речи. Это особенно важно в тех случаях, когда воспитатели уже подготовлены логопедом, освоили специфику работы в данной группе и знают особенности подготовки детей с речевыми аномалиями к обучению в школе. Необоснованная смена воспитателей в группах с на-)ушениями речи приводит к снижению качества кор-рекционной работы, создает дополнительные трудности работе логопеда, а главное негативно отражается на эмоционально-психологическом состоянии детей. 9. Из каких дошкольных учреждений педагогичес-кие работники могут выйти на пенсию за выслугу лет? На пенсию за выслугу лет при наличии 25-летнего педстажа можно выйти из следующих учреждений: детский сад, ясли-сад, ясли, школа-детский сад. С 1 ноября 1999 года вступил в силу новый Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067). В числе учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка —- детский сад.
10. Назовите правильные названия должностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Предлагаем правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист), учитель-логопед, воспитатель. 11. Где можно узнать о нормах расхода спирта для работы с детьми, имеющими речевые нарушения? О нормах расхода этилового спирта в поликлиниках, дошкольных учреждениях и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах см.: Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5 января 1977 г. № 8-12/25; В помощь директору специальной школы. М.: Просвещение, 1982. Согласно Инструктивному письму, для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели, руки) на одного ребенка в месяц положено 10 г этилового спирта. М. А. Поваляева РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Взаимосвязь с родителями осуществлялась нами разными методами, но наиболее эффективными были индивидуальные беседы, которые позволяли родителям получить не только интересующую их информацию, но и сблизиться с педагогами, стать их надежными, грамотными союзниками. Большой популярностью пользовались Дни открытых дверей, когда родители могли не только присутствовать на занятиях, но и отрабатывали совместно с педагогом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопро-изношения, лексики, грамматики, связной речи.
Совместная деятельность, праздники для детей и родителей, анкетирование, родительские сообщения и доклады позволили повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми. Неоднократно перед родительскими собраниями проводились «откровения» в письменной форме по типу сочинения: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей». Им было предложено ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспитывать детей?»: Есть ли у вашего ребенка комната? Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест? Применяете ли вы телесные наказания? Если да, то как часто? Умеете ли прощать ребенку шалости? Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен? Ваш ребенок послушный? Объясняете ли вы причину запрета, если что-то запрещаете ему? Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять? Читаете ли вы специальную педагогическую литературу? Чтобы объединить родительские возможности с профессиональными знаниями и умениями педагогов в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обучения и воспитания детей, были предложены анкеты, одна из которых содержала следующие вопросы: Сведения, которые вы хотели бы сообщить о себе. Умеете ли вы снимать кино, фотографировать, рисовать? Чем и как вы могли бы помочь материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса? Чего вы ждете от родительских собраний? Что мешает вам их посещать? Полезны ли для вас родительские собрания? Что больше всего запомнилось вам на них? Какая форма родительского собрания вас больше всего устроила бы? Какие проблемы вы хотели бы обсудить? О чем бы вы хотели рассказать? Как вы думаете, о чем мечтает ваш ребенок? Что вам больше всего не нравится на родительских собраниях? Проанализировав анкеты, мы сформулировали вопросы для обсуждения на родительских собраниях: Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?; Игры и речь ребенка («Сказки о Веселом Язычке», «Пальцы помогают говорить» и др.); Фонематический слух — основа правильной речи; О чем говорить, чем совместно заниматься и о чем молчать вместе с детьми? Во что и как
играть? Как провести домашний праздник? Особенности общения с детьми разного возраста; Давайте обсудим все трения, претензии, предложения, несогласия; Поговорим о самых интересных поступках и случаях из жизни ваших детей; Как помогать детям в занятиях: требовать или поддерживать, спешить или ждать; Что мы можем сделать вместе, чтобы детям жилось комфортно, чтобы они любили свой дом, родителей? Примерный тематический план родительских собраний на год. Сентябрь. «Давайте познакомимся!» Встреча за круглым столом со специалистами, работающими в группе. Рассказ о требованиях, особенностях жизни в логопедической группе, специфике режима, традициях и др. Ноябрь. «Учение с увлечением!» Как совместить обучение, коррекцию с радостью познания, способы поощрения, поиск возможных интересов и увлечений детей опора на потенциальные возможности ребенка. Декабрь. «Новогодняя сказка». Совместный бал-маскарад с приглашением родителей, гостей. Январь. «День открытых дверей». Встреча родителей со специалистами, администрацией, воспитателями. Обсуждение интересующих проблем. Отчет за полугодие в форме «Клуба веселых и находчивых». Март. «Алло, мы ищем таланты!». Концерт детей, педагогов, родителей. Огонек, совместное чаепитие. Апрель. «Человек — это звучит гордо». Ребенку необходимо самоуважение. Встреча с психологом, беседа об особенностях возрастной психологии старшего дошкольника. Май. «До свиданья, детский сад!». Подведение итогов года. Награждение детей и родителей. Встреча с учителем. Естественно, в этой статье мы рассмотрели лишь отдельные аспекты взаимодействия с самыми близкими и заинтересованными для ребенка людьми. Этот вопрос требует дальнейших поисков и исследований, обобщений опыта. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 М. А. Поваляева ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|