Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Допустимо ли менять воспитателей в группах для детей с нарушениями речи?




В обычном детском саду рекомендуется одному вос­питателю вести детей с младшей группы до школы. Эти

рекомендации следует отнести и к воспитателям в груп-пax для детей с общим недоразвитием речи и в груп-пax для заикающихся, т. е. воспитателю и логопеду ре-комендуется вести свою группу в течение всего пребы-вания детей в детском саду, например с четырех лет и д о школы. Не рекомендуется менять воспитателя и в группах с недоразвитием фонетической стороны речи. Это особенно важно в тех случаях, когда воспитатели уже подготовлены логопедом, освоили специфику рабо­ты в данной группе и знают особенности подготовки детей с речевыми аномалиями к обучению в школе.

Необоснованная смена воспитателей в группах с на-)ушениями речи приводит к снижению качества кор-рекционной работы, создает дополнительные трудности работе логопеда, а главное негативно отражается на эмоционально-психологическом состоянии детей.

9. Из каких дошкольных учреждений педагогичес-кие работники могут выйти на пенсию за выслугу лет?

На пенсию за выслугу лет при наличии 25-летнего педстажа можно выйти из следующих учреждений: детский сад, ясли-сад, ясли, школа-детский сад.

С 1 ноября 1999 года вступил в силу новый Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагоги­ческой деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правитель­ства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067).

В числе учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художе­ственно-эстетического, физического и других приори­тетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка —- детский сад.

10. Назовите правильные названия должностей пе­дагогических работников дошкольных образователь­ных учреждений.

Предлагаем правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы, инструктор по фи­зической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист), учитель-логопед, воспитатель.

11. Где можно узнать о нормах расхода спирта для работы с детьми, имеющими речевые нарушения?

О нормах расхода этилового спирта в поликлиниках, дошкольных учреждениях и на логопедических пунк­тах при общеобразовательных школах см.: Инструктив­ное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5 января 1977 г. № 8-12/25; В помощь директору специ­альной школы. М.: Просвещение, 1982.

Согласно Инструктивному письму, для санитарно-ги­гиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели, руки) на одного ребенка в месяц поло­жено 10 г этилового спирта.

М. А. Поваляева РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощ­никами. Взаимосвязь с родителями осуществлялась нами разными методами, но наиболее эффективными были ин­дивидуальные беседы, которые позволяли родителям получить не только интересующую их информацию, но и сблизиться с педагогами, стать их надежными, гра­мотными союзниками. Большой популярностью пользо­вались Дни открытых дверей, когда родители могли не только присутствовать на занятиях, но и отрабатывали совместно с педагогом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопро-изношения, лексики, грамматики, связной речи.

Совместная деятельность, праздники для детей и ро­дителей, анкетирование, родительские сообщения и до­клады позволили повысить грамотность в области кор­рекционной педагогики, пробудить интерес и желание

заниматься со своими детьми. Неоднократно перед ро­дительскими собраниями проводились «откровения» в письменной форме по типу сочинения: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей». Им было предло­жено ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспи­тывать детей?»: Есть ли у вашего ребенка комната? Уде­ляете ли вы внимание ребенку каждый день? Терпели­вы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест? Применяете ли вы телесные наказания? Если да, то как часто? Умеете ли прощать ребенку шалости? Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен? Ваш ребенок послушный? Объясняете ли вы причину запре­та, если что-то запрещаете ему? Требуете ли вы от ре­бенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять? Читаете ли вы специаль­ную педагогическую литературу?

Чтобы объединить родительские возможности с про­фессиональными знаниями и умениями педагогов в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обуче­ния и воспитания детей, были предложены анкеты, одна из которых содержала следующие вопросы: Сведения, которые вы хотели бы сообщить о себе. Умеете ли вы снимать кино, фотографировать, рисовать? Чем и как вы могли бы помочь материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса? Чего вы ждете от роди­тельских собраний? Что мешает вам их посещать? Полез­ны ли для вас родительские собрания? Что больше всего запомнилось вам на них? Какая форма родительского со­брания вас больше всего устроила бы? Какие проблемы вы хотели бы обсудить? О чем бы вы хотели рассказать? Как вы думаете, о чем мечтает ваш ребенок? Что вам больше всего не нравится на родительских собраниях?

Проанализировав анкеты, мы сформулировали во­просы для обсуждения на родительских собраниях: Тре­вожат ли вас речевые проблемы ребенка?; Игры и речь ребенка («Сказки о Веселом Язычке», «Пальцы помо­гают говорить» и др.); Фонематический слух — основа правильной речи; О чем говорить, чем совместно зани­маться и о чем молчать вместе с детьми? Во что и как

играть? Как провести домашний праздник? Особенности общения с детьми разного возраста; Давайте обсудим все трения, претензии, предложения, несогласия; Пого­ворим о самых интересных поступках и случаях из жизни ваших детей; Как помогать детям в занятиях: требовать или поддерживать, спешить или ждать; Что мы можем сделать вместе, чтобы детям жилось ком­фортно, чтобы они любили свой дом, родителей?

Примерный тематический план родительских собра­ний на год.

Сентябрь. «Давайте познакомимся!» Встреча за круг­лым столом со специалистами, работающими в группе. Рассказ о требованиях, особенностях жизни в логопеди­ческой группе, специфике режима, традициях и др.

Ноябрь. «Учение с увлечением!» Как совместить обу­чение, коррекцию с радостью познания, способы поощ­рения, поиск возможных интересов и увлечений детей опора на потенциальные возможности ребенка.

Декабрь. «Новогодняя сказка». Совместный бал-мас­карад с приглашением родителей, гостей.

Январь. «День открытых дверей». Встреча родите­лей со специалистами, администрацией, воспитателями. Обсуждение интересующих проблем. Отчет за полуго­дие в форме «Клуба веселых и находчивых».

Март. «Алло, мы ищем таланты!». Концерт детей, педагогов, родителей. Огонек, совместное чаепитие.

Апрель. «Человек — это звучит гордо». Ребенку не­обходимо самоуважение. Встреча с психологом, беседа об особенностях возрастной психологии старшего до­школьника.

Май. «До свиданья, детский сад!». Подведение ито­гов года. Награждение детей и родителей. Встреча с учителем.

Естественно, в этой статье мы рассмотрели лишь от­дельные аспекты взаимодействия с самыми близкими и заинтересованными для ребенка людьми. Этот вопрос требует дальнейших поисков и исследований, обобще­ний опыта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

М. А. Поваляева

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...