Коррекция зрения в коррекционной и лечебной педагогике
В настоящем пособии (стр. 156-157) мы уже рассказывали о пользе лекарственных растений при лечении заболеваний глаз. Эффект от лекарственных растений значительно выше, если параллельно с фитотерапевти-ческими процедурами проводится ряд специальных упражнений. Техника расслабления глаз 1, Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света. 2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. 3. Лицо и тело также пусть расслабляются. Это даст дополнительный отдых, но все внимание сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость, невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз. 4. Время расслабления не ограничено. В промежутках между другими упражнениями для глаз оно может составлять 20-40 сек, выполняемое само по себе — 3-5 мин. Расслабление может практиковаться в любое время. Техника моргания 1. Принять любую устойчивую удобную позу. 2. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) (от 30 до 60 сек). 3. Расслабить глаза. Эффект. Упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровоснабжение. Может выполняться в любое время. Техника вращения глаз 1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо. 2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова неподвижна. 3. Сначала научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не допуская рывков и потери концентрации. Потом 2-3 поворота по часовой стрелке, столько же против часовой стрелки.
4. Расслабить глаза, и, если они не устали, переходить к следующему вращению. Эффект. Упражнения повышают способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях. Улуч- шение зрения происходит благодаря усилению аккомодации (способности хрусталика изменять свою кривизну). Техника массажа глаз 1. Сесть прямо за стол, поставить на него локти. 2. Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и мизинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы. 3. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становится лоб. 4. Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию (от 1 до 2 мин). 5. Расслабить глаза. Если получится, прикоснуться к ним кончиками указательных пальцев и, ощутив в пальцах тепло, прочувствовать, как это тепло и Прана передаются из пальцев в глаза. Эффект. Массаж глаз вызывает активную циркуляцию крови, стимулирует нервные окончания и дает прекрасный отдых утомленному зрению. Техника промывания глаз 1. Наполнить широкую кастрюлю или таз холодной водой. 2. Опустить лицо в воду, не закрывая глаз. Уже через несколько попыток это не будет вызывать никаких неприятных ощущений. 3. Держать лицо погруженным, пока длится задержка дыхания. Глаза все время широко открыты. Если нет возможности погрузить лицо в воду, можно воспользоваться другим способом: наполнить холодной водой ладони и плеснуть в широко открытые глаза, повторить несколько раз. Эффект. Промывание отлично тонизирует глаза, улучшает их кровоснабжение, снимает усталость. Может применяться не только как последнее упражнение в ежедневных занятиях, но и самостоятельно при любом утомлении зрения. В этом случае продолжать работу можно сразу после промывания. Данная большая и серьезная программа упражнений, рассчитана не на один день и требует длительных занятий.
С. Н. Рожкова, Е. Я. Бочкова, И, Ю. Коршунова, Е. В. Орлова, М. А. Поваляева, В. П. Еременко КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В УСЛОВИЯХ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Дефекты речи часто наблюдаются при нарушении психоречевого развития у детей. Частота речевых нарушений при ДЦП достигает 80%, а их особенности и степень выраженности зависят от локализации и тяжести перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Речевые нарушения у детей с церебральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, чаще всего дизартрией и алалией. Речевые расстройства при ДЦП могут быть обусловлены нарушением иннервации речедвигательного аппарата (гиперкинетическая, ригидная, спастическая, атак-тическая, мозжечковая формы дизартрии), оральной дис-праксией, речевыми дискинезиями и диспраксией (дис-фазия). В отличие от взрослых, у которых речевые нарушения связаны с потерей ранее приобретенных навыков, у детей первых лет жизни наблюдаются дизартрии и дисфазии развития связанные с аномальным становлением орального и речевого праксиса и гнозиса (Л. О. Бадалян, 1988; Л. С Высоцкая, 1996; К. А. Сили-кова 1999; И. А Скворцов 1995). В Ростовской области на диспансерном учете у невропатологов находится 2007 детей в возрасте от 0 до 14 лет (по данным 2000 года). Ежегодно на консультативный прием в областную детскую больницу обращается 342 ребенка с различными формами ДЦП. Реабилитация данной категории детей осуществляется в неврологическом центре, состоящем из реабилитационного центра и двух неврологических подразделений: психоневрологического (для лечения больных в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет) и неврологического (для лечения детей от 3-х до 14 лет на 52 койки). Ежегодно в неврологическое отделение для лечения госпитализируется 45-50 детей с детским церебральным параличом в возрасте от 3-х до 14 лет, что составляет 5-6 % от общего количества больных. Соотношение различных форм ДЦП представлено в столбиковой диаграмме. □ двойная гимеплегия щ спастическая диплегия ■ остальные формы
Частота нарушений речи у детей с ДЦП по нашим наблюдениям и статистическим данным является стабильной и составляет 80-81% от общего числа больных: из них дизартрия составляет 64,4 %, алалия — 6,7 %. Восстановительное лечение осуществляется комплексным методом. Оно включает гибкое сочетание традиционных и нетрадиционных технологий: медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, иглорефлексотерапию, логопедический массаж, занятия с логопедом, сказко-, кукло-, арттерапию, кинесеологию мозга, пальчиковую, дыхательную, психогимнастику, физиотерапию, ЛФК, массаж и др. Однако следует отметить, что эффективность проводимой терапии нельзя оценивать однозначно у детей с различными формами ДЦП. У больных с гемипаретической формой ДЦП наблюдалась выраженность речевых расстройств при локализации очага поражения в левом полушарии, когда стра- дает экспрессивная речь, понимание лексико-семанти-ческих конструкций, способность поддерживать беседы, повторять серию звуков, слов и фраз. Уровень развития речи у детей с левосторонним гемипарезом выше, хотя дефекты звукопроизношения у ыих выявляются значительно чаще и оцениваются как более стойкие и тяжелые. На фоне проводимых реабилитационных мероприятий количество детей с выраженными речевыми нарушениями значительно сократилось. Следует отметить, что при всех формах дизартрии статистика речевых нарушений значительно выше, чем при дисфазиях (алалиях). *\ У детей при статических формах ДЦП позитивные сдвиги наиболее выражены. Так, например, на фоне грамотного лечения отмечена нормализация речи по всем показателям (фонетика, лексика, грамматические категории — согласование в роде, числе, падеже), улучшилась моторика артикуляционного аппарата: возрос объем, точность движения губ, языка; просодическая сторона речи (темп, ритм, интонация). При всех формах дизартрии динамика речевых нарушений была значительно выше, чем при дисфазиях. У детей при спастических формах ДЦП наиболее выражена положительная динамика. Отмечена нормализация речевых показателей на фоне лечения, таких как объем движений губ, нарушения ритма речи.
При гиперкинетической дизартрии отмечались ги-перкинезы (насильственные движения) в мимической и дыхательной мускулатуре, что затрудняло коррекцию звукопроизношения. У детей с дизартрией при мозжечковой форме ДЦП наибольшие затруднения вызывала коррекция ритма речевого высказывания. Речь носила скандирующий характер. Восстановление объема импрессивной и экспрессивной речи шло достаточно активно, что объясняется сохранностью интеллектуальных способностей ребенка. Наибольший эффект наблюдался в группе детей со спастическими формами ДЦП. Последовательное, регулярное восстановительное лечение начинали с первого года жизни. Наибольшие затруднения вызвала коррекция речевых нарушений при моторной, сенсорной и сенсо-мо-торной дисфазиях (алалия). Существенную помощь оказал расслабляющий массаж. Таким образом, комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию, дифференцируемое физиотерапевтическое и логопедическое воздействие, является эффективным средством коррекции нарушений речи у детей с ДЦП. Многолетний опыт работы с данной категорией детей подтвердил, что только ранняя комплексная диагностика, своевременно принятые реабилитационные меры, тесное взаимодействие врачей, педагогов и родителей дают хороший эффект, стойкую результативность, помогают детям успешно адаптироваться в обществе. О. Ю. Горбатко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|