Тема: «крещение господне» или «святое богоявление»
Программное содержание: познакомить детей с праздником Крещение Господне, с обрядами этого праздника. Дать понятие, что этот праздник существовал с незапамятных времен на Дону. Вызвать эмоциональный отклик у детей. Рассказать о народных приметах, связанных с этим праздником. Оборудование: репродукция «Крестный ход», одежда казаков «из сундука», икона «Пресвятая Богородица», святая вода, веничек, блюдо, свечи, таз, курица, вода. Методические приемы: 1. Рассказ воспитателя: «Расскажу вам, как праздновали этот праздник в семье казаков. Самое главное событие в этот праздник — освящение воды. Освящают в церкви, проруби, роднике. Действие это называют крестным ходом. Рано утром самый уважаемый старший член семьи призывал всех на крестный ход. 2. Действие детей. Сейчас я предлагаю вам надеть праздничную казачью одежду и собраться всем у иконы. 3. Продолжение рассказа воспитателя. Мы с вами по обычаю наших предков стоим перед иконой... Казаки в это время молились, а мы с вами посмотрим в глаза Божьей Матери и давайте сами себе пообещаем быть немного добрее и справедливее друг к другу, постараться поменьше обижать друг друга. 4. Проигрывание обряда «Омовение святой водой», А теперь я по старинному обычаю (а в семье казаков это делал дедушка), каждого из вас обнесу святой водичкой — немного капну на ладошку, а вы проведете ею по голове и лицу. Во время этого действия желают детям здоровья и мудрости. 5. Ребята, освященную воду нам принес Олег, он с бабушкой ходил в Сурб-Хач и святил ее. Как, он вам сейчас расскажет. 6. Обряд солнцепутия — знакомство с ним. Теперь по старинному обычаю надо провести обряд солнцепутия. Этот обряд проводили обычно хозяева. У нас это сделают Олег и Катя, мы заранее это с ними выучили. Слушайте и смотрите...
7. Знакомство с обрядом гадания. Еще этот день считали главным днем святочных гаданий. Вечером парни и девушки собирались в каком-нибудь курене, обычно у какой-нибудь пожилой казачки, и начинались гадания, которые чередовались с плясками, песнями, танцами. Мы сегодня с вами в гости к бабе Акулине пойдем. Дети идут в гости в соседнюю группу. Их встречает баба Акулина по казачьему обычаю — подает на подносе кувшин с медом, все пьют по три глотка: • 1 — Слава хлебу на столе, • 2 — Слава воде в ручье, • 3 — Жить вам вместе лет двести. 8. Гуляние детей — развлечение. Дети заходят, рассаживаются, и начинается святочное гуляние. • Мальчики исполняют танец с бочками, а девочки поют. • Мальчик в одежде девочки поет шуточную песню «Ой, цветет калина». • Танец женихов и частушки. • Мальчики приглашают девочек на казачий перепляс. • Входят цыганки с картами, танцуют, гадают на картах и предлагают начать гадания. • Идут гадания при свечах. А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян Приложение к теме «КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ», «СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ» (19 января) Крещение. Что это за праздник? Утром 19 января Мария понесла своего сына в церковь, чтобы окрестить, т. е. дать ему имя. Встретил Марию в церкви святой отец. Окрестил младенца именем Иисус, что значит ♦спаситель», и предсказал, что младенец будет быстро расти всем на радость и предназначена ему судьба спасти мир от зла и греха. Вернулась Мария домой, положила младенца в колыбель. Убрала ее цветами, а младенца завернула в пеленки холщовые и стала ждать гостей. Приготовила скромное угощение — сваренный рис заправила изюмом. Каждый гость, заходя в дом, угощался «голодной» кутьей и говорил добрые слова. Казаки тоже праздновали этот праздник. Казачки варили «голодную» кутью и угощали ложечкой всех входящих в дом, говоря при этом добрые слова. Самыми первыми пробовали ее все члены семьи, просыпаясь утром, и желали друг другу всего самого хорошего. В это день все члены большой казачьей семьи готовили цветные льдинки и украшали ими вишневое деревце.
Воспитатель предлагает детям завернуть куклу в холщовые пеленки, положить ее в колыбель, которую украсили цветами. «А все, кто сегодня будет заходить к нам в гости, — говорит воспитатель, — будут говорить добрые слова, а мы с вами будем угощать гостей кутьей и отвечать им тоже добрыми словами». Кажется, что ничего хитрого и необычного, но для нас было открытием, какие слова могут говорить дети друг другу и взрослым, какие пожелания высказывать! Хотелось бы, чтобы они это делали не только в праздник, и не только в детском саду, а всю свою жизнь — насколько она интереснее и счастливее стала бы. Приложение 13 Г. В. Беденко, И. А. Ковалева Г. Г. Чебанян ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ Программное содержание: познакомить детей с празднованием Масленицы, донести до их сознания суть обрядов Масленицы. Вызвать у детей эмоциональное отношение. Сценарий праздника Ох, люблю я славный месяц февраль! За морозец по ночам и звездное небо, за теплые ветра, которые неожиданно налетают с юга, за перезвон капелей под ярким солнцем днем! А еще люблю за перезвон разгульный, праздник необычный, веселый! Какой? Проводы зимы! Встреча весны! Едет Масленица дорогая, Наша гостья годовая! На санках расписных, На кониках вороных. Как на руковичке драной Тесто разливалося, Солнце блинчиком румяным В печке выпекалося. Долго на огне сидело, Жаром наливалося. Долго в маслице кипело Солнышко, старалося, Только зря его к обеду Подавать пытаются, — Солнце — прыг! — с тарелки в небо! Вон как улыбается! Красно солнышко — Ярило, Ты кто — блин или светило? Всю неделю казаки гуляют, веселятся. Каждый день имеет свое название и обычаи. Сегодня день — проводы Масленицы. Хотите расскажу, как он в казачьей семье проходит? Казачки с утра прихорашиваются, наряжаются и блины затевают. Казаки баньку топят. А надо вам сказать, что банька для казака — дело не шуточное. Как на Масленицу попаришься, так и весну встретишь! Главное дело — венички правильно запарить. А венички — на любой вкус: березовые — для тех, у кого раны старые болят, кости ломит. Березовые веники всю хворь выгонят, раны затянут. После баньки с березовым веничком выйдешь свежим как огурчик. Дубовый — для казаков помоложе. Ну, а крапивный — для молодых да строптивых, ленивых казачат. После такого веничка все дурные мысли из головы вон.
Парятся казаки в баньке, друг друга веничками нахлестывают да приговаривают: «А после парной — в Дон холодный, ледяной! А потом медового кваса испить да чаек с травами заварить. После такой баньки никакая хвороба тебя не возьмет». Ну, что попаримся сегодня по старому казачьему обычаю? Тогда давайте венички запаривать да целебный настой для ополаскивания готовить. Из каких трав? (Чабрец, мята, зверобой.) Провожаем казаков в баньку. Девочки накрывают столы, заваривают чай. Встречают казаков из баньки песней: Зашумело, застучало в голове, Закипели самовары на столе. Не успела самовары затушить, А уж резвый казаченька из баньки бежит. Казаченька на крылец, на крылец, А я ему на тарелочке — блинец, блинец Да в крыночке — квасец, квасец. Чаепитие (чай с травами). Разгул Масленицы на майдане (игры, пляски, песни). Приложение 14 А. Н. Лещенко ВСТРЕЧИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ В зале стоят диванчики, гости рассаживаются. Под музыку «Ода к радости» Л. Бетховена входят два воспитателя в длинных старинных платьях и зажигают свечи. Когда зажгут все свечи, дети заходят парами и рассаживаются. Музруководитель: Вьется музыка рекой, Вьется нотною строкой. Снова звуков половодье Захлестнуло все вокруг. И кораблики мелодий Выплывают из-под рук. — Добрый вечер, дорогие друзья! И вновь нас встречает музыка в нашей музыкальной гостиной. — Музыка... Что же это такое? Это — огромный волшебный мир. — Дети, где можно услышать музыку? (Всегда, всюду, везде.) — Да, дети, чуткое ухо слышит музыку и в голосах птиц, и в шуме деревьев, которые раскачивает ветер, и в волнах, набегающих на берег, и в каплях дождя, когда, неторопливый, он звенит и стучит по стеклам окон и по железным крышам домов или с громким шумом низвергается из лиловых туч, и даже, представьте себе, одна-единственная капля, сталкиваясь с ледяной сосулькой, ударяясь о лужу талой воды, напевает какой-нибудь музыкальный звук — блямс!
Звучит музыка (используется кассета «Звуки природы», «Шум дождя»). — Дети, вы сейчас прослушали шум дождя. Расскажите, что вы услышали в этой музыке? — Да, музыка — это целый мир, где соседствуют природа и ожившие сказки. — Какие сказки любите? (Волшебные.) — Я рада, что вы ответили именно так. Я тоже люблю волшебные сказки. Я — волшебница и уведу вас с помощью музыки в сказочный мир. Послушайте зимнюю сказку. Этюд-пантомима «Мороз и солнце». Звучит музыка — «Вальс» П.И. Чайковского из «Детского альбома». Музруководитель: — Долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мороз. Он сковал реки, укрыл землю пушистым снежным покрывалом, — А наутро тучи расступились и заспанное солнышко выглянуло в голубое небесное окошко. Первые робкие лучи коснулись земли, пробежали по верхушкам столетних дубов, ласково скользнули по белым нежным стволам берез и заискрились алмазами снежинок в ольховых ветках. Просыпается лес. Молодые елочки, почувствовав тепло солнечных лучей, встрепенулись, задышали.' И зазвучала прекрасная музыка природы. Но вдруг ледяное дыхание мороза коснулось леса. «Все замерло, не шепчутся между собой березы, молчат дубы-великаны, стихли, замерли елочки. Суров Дед Мороз». А! — испуганно воскликнуло солнышко, заметалось оно по небу: Блочки, милые проснитесь, мне скучно без вас!» Горячим дыханием своим согрело солнышко озябшие еловые ладошки. И снова закружился вечный прекрасный танец. Зимний день короток. Усталое солнышко неторопливо возвращается домой. Да и елочкам пора спать, А завтра они встретятся вновь и вновь зазвенит лесная музыка. — Вот мы очутились в царстве Музыки. Чем же мне вас еще удивить? В моем царстве живут феи, они, слышите, сюда летят. Вбегают две феи (воспитатели). — Я — фея мелодии. — А я — фея танца. Мы рады с вами познакомиться! А какие мелодии вы знаете? (Мелодии бывают взволнованные, веселые, протяжные, плавные...) Фея: — Да, в моем царстве музыки много прекрасных мелодий. Послушайте одну из них. Исполняется «Прелюдия» С. В. Рахманинова. Романс «Утро туманное». Фея танца начинает танцевать. Фея танца: Однообразный и безумный, Как вихрь жизни молодой, Кружится вальса вихрь шумный, И снег мелькает за окном. Танец снежинок. Музыкальный руководитель подводит детей к кар-
тине, изображающей симфонический оркестр. В это время звучит музыка Чайковского *Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Рассматривают и называют знакомые инструменты. Музруководитель: А на сцене — будто праздник, Серебро и медь. Сколько труб и скрипок разных — Трудно рассмотреть! Кто-то вдруг из полумрака Вышел медленно на свет. Дирижер, он в черном фраке. Он — как ласточка одет. Все блестит в сиянье света, Не найти свободных мест. Мы, ребята, знаем это. Дети: Симфонический оркестр. Фея танца: — В моем царстве можно не только слушать музыку, но и под нее танцевать. Музыка, грохот, света блистанье, Мельканье, вихрь быстрых пар. Красавиц легкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Все чувства оживают вдруг. Танец «Полонез» М. И, Глинки. Мальчики галантно приглашают девочек. Музруководитель: Слышите ли вы детское пение? Над деревьями звенящие голоса, В сумеречном воздухе Пропадающие, исчезающие, В сумеречном воздухе детские голоса. Дети подходят к роялю, поют песню. Песня «Белый снег» Богданова. Музруководитель: Черный бархат ночи Звездами украшен. Месяц в небе замер Неизменным стражем. Сладкой тишиною все вокруг объято, Сказки будут сниться Вам всю ночь, ребята. Выбегают Петрушки, танцуют, открывают занавес. Танец кукол под песню ансамбля «Иванушки-интер-нешенл». Музруководитель: — Сегодня наша старинная сказка встретилась с современной музыкой. Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором или художником. А пока вы еще дети, но очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда, чтобы музыка была для вас другом. А если дружат с музыкой дети — ничего прекрасней нет на свете. Фея мелодии и Фея танца тушат свечи под музыку «Ода к радости». Музруководитель: Огни погасли, музыка умолкла. Но так ли это? Кажется, она сейчас звучит. И будет еще долго звучать для каждого из вас. И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой. И будто нам жар-птицу в руки дали И напоили всех живой водой. Такой могучей радостною силой Порой бывает музыка полна, Что кажется как солнце негасимой, Как океан безбрежною она. Тот каждый день с волненьем будем ждать, Когда мы снова дверь в страну мелодий Ключом скрипичным отомкнем опять. Приложение 15 Н. А. Пысова, В. К. Пысоеа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|