Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «крещение господне» или «святое богоявление»




Программное содержание: познакомить детей с празд­ником Крещение Господне, с обрядами этого праздни­ка. Дать понятие, что этот праздник существовал с не­запамятных времен на Дону. Вызвать эмоциональный отклик у детей. Рассказать о народных приметах, свя­занных с этим праздником.

Оборудование: репродукция «Крестный ход», одеж­да казаков «из сундука», икона «Пресвятая Богороди­ца», святая вода, веничек, блюдо, свечи, таз, курица, вода.

Методические приемы:

1. Рассказ воспитателя: «Расскажу вам, как празд­новали этот праздник в семье казаков. Самое главное событие в этот праздник — освящение воды. Освящают в церкви, проруби, роднике. Действие это называют кре­стным ходом. Рано утром самый уважаемый старший член семьи призывал всех на крестный ход.

2. Действие детей. Сейчас я предлагаю вам надеть праздничную казачью одежду и собраться всем у иконы.

3. Продолжение рассказа воспитателя.

Мы с вами по обычаю наших предков стоим перед иконой... Казаки в это время молились, а мы с вами посмотрим в глаза Божьей Матери и давайте сами себе пообещаем быть немного добрее и справедливее друг к другу, постараться поменьше обижать друг друга.

4. Проигрывание обряда «Омовение святой водой», А теперь я по старинному обычаю (а в семье казаков

это делал дедушка), каждого из вас обнесу святой во­дичкой — немного капну на ладошку, а вы проведете ею по голове и лицу. Во время этого действия желают детям здоровья и мудрости.

5. Ребята, освященную воду нам принес Олег, он с

бабушкой ходил в Сурб-Хач и святил ее. Как, он вам сейчас расскажет.

6. Обряд солнцепутия — знакомство с ним. Теперь по старинному обычаю надо провести обряд солнцепу­тия. Этот обряд проводили обычно хозяева. У нас это сделают Олег и Катя, мы заранее это с ними выучили. Слушайте и смотрите...

7. Знакомство с обрядом гадания. Еще этот день счи­тали главным днем святочных гаданий. Вечером пар­ни и девушки собирались в каком-нибудь курене, обыч­но у какой-нибудь пожилой казачки, и начинались га­дания, которые чередовались с плясками, песнями, танца­ми. Мы сегодня с вами в гости к бабе Акулине пойдем. Дети идут в гости в соседнюю группу. Их встречает баба Акулина по казачьему обычаю — подает на подносе кув­шин с медом, все пьют по три глотка:

• 1 — Слава хлебу на столе,

• 2 — Слава воде в ручье,

• 3 — Жить вам вместе лет двести.

8. Гуляние детейразвлечение. Дети заходят, рас­саживаются, и начинается святочное гуляние.

• Мальчики исполняют танец с бочками, а девочки поют.

• Мальчик в одежде девочки поет шуточную песню «Ой, цветет калина».

• Танец женихов и частушки.

• Мальчики приглашают девочек на казачий перепляс.

• Входят цыганки с картами, танцуют, гадают на картах и предлагают начать гадания.

• Идут гадания при свечах.

А. Р. Красикова, Г. Г. Чебанян

Приложение к теме «КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ», «СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ» (19 января)

Крещение. Что это за праздник? Утром 19 января Мария понесла своего сына в церковь, чтобы окрестить, т. е. дать ему имя. Встретил Марию в церкви святой

отец. Окрестил младенца именем Иисус, что значит ♦спа­ситель», и предсказал, что младенец будет быстро расти всем на радость и предназначена ему судьба спасти мир от зла и греха.

Вернулась Мария домой, положила младенца в ко­лыбель. Убрала ее цветами, а младенца завернула в пе­ленки холщовые и стала ждать гостей.

Приготовила скромное угощение — сваренный рис заправила изюмом. Каждый гость, заходя в дом, уго­щался «голодной» кутьей и говорил добрые слова.

Казаки тоже праздновали этот праздник. Казачки варили «голодную» кутью и угощали ложечкой всех входящих в дом, говоря при этом добрые слова. Самы­ми первыми пробовали ее все члены семьи, просыпаясь утром, и желали друг другу всего самого хорошего. В это день все члены большой казачьей семьи готовили цветные льдинки и украшали ими вишневое деревце.

Воспитатель предлагает детям завернуть куклу в хол­щовые пеленки, положить ее в колыбель, которую украси­ли цветами. «А все, кто сегодня будет заходить к нам в гости, — говорит воспитатель, — будут говорить добрые слова, а мы с вами будем угощать гостей кутьей и отвечать им тоже добрыми словами». Кажется, что ничего хитрого и необычного, но для нас было открытием, какие слова мо­гут говорить дети друг другу и взрослым, какие пожелания высказывать! Хотелось бы, чтобы они это делали не только в праздник, и не только в детском саду, а всю свою жизнь — насколько она интереснее и счастливее стала бы.

Приложение 13

Г. В. Беденко, И. А. Ковалева Г. Г. Чебанян ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ

Программное содержание: познакомить детей с праздно­ванием Масленицы, донести до их сознания суть обрядов Масленицы. Вызвать у детей эмоциональное отношение.

Сценарий праздника

Ох, люблю я славный месяц февраль! За морозец по но­чам и звездное небо, за теплые ветра, которые неожиданно налетают с юга, за перезвон капелей под ярким солнцем днем! А еще люблю за перезвон разгульный, праздник нео­бычный, веселый! Какой? Проводы зимы! Встреча весны!

Едет Масленица дорогая,

Наша гостья годовая!

На санках расписных,

На кониках вороных.

Как на руковичке драной

Тесто разливалося,

Солнце блинчиком румяным

В печке выпекалося.

Долго на огне сидело,

Жаром наливалося.

Долго в маслице кипело

Солнышко, старалося,

Только зря его к обеду

Подавать пытаются, —

Солнце — прыг! — с тарелки в небо!

Вон как улыбается!

Красно солнышко — Ярило,

Ты кто — блин или светило?

Всю неделю казаки гуляют, веселятся. Каждый день имеет свое название и обычаи. Сегодня день — прово­ды Масленицы. Хотите расскажу, как он в казачьей се­мье проходит? Казачки с утра прихорашиваются, наря­жаются и блины затевают. Казаки баньку топят. А надо вам сказать, что банька для казака — дело не шуточ­ное. Как на Масленицу попаришься, так и весну встре­тишь! Главное дело — венички правильно запарить. А венички — на любой вкус: березовые — для тех, у кого раны старые болят, кости ломит. Березовые веники всю хворь выгонят, раны затянут. После баньки с березо­вым веничком выйдешь свежим как огурчик. Дубо­вый — для казаков помоложе. Ну, а крапивный — для молодых да строптивых, ленивых казачат. После тако­го веничка все дурные мысли из головы вон.

Парятся казаки в баньке, друг друга веничками на­хлестывают да приговаривают: «А после парной — в Дон холодный, ледяной! А потом медового кваса испить да чаек с травами заварить. После такой баньки ника­кая хвороба тебя не возьмет».

Ну, что попаримся сегодня по старому казачьему обы­чаю? Тогда давайте венички запаривать да целебный настой для ополаскивания готовить. Из каких трав? (Чабрец, мята, зверобой.)

Провожаем казаков в баньку. Девочки накрывают столы, заваривают чай. Встречают казаков из баньки песней:

Зашумело, застучало в голове,

Закипели самовары на столе.

Не успела самовары затушить,

А уж резвый казаченька из баньки бежит.

Казаченька на крылец, на крылец,

А я ему на тарелочке — блинец, блинец

Да в крыночке — квасец, квасец.

Чаепитие (чай с травами). Разгул Масленицы на май­дане (игры, пляски, песни).

Приложение 14 А. Н. Лещенко ВСТРЕЧИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ

В зале стоят диванчики, гости рассаживаются. Под музыку «Ода к радости» Л. Бетховена входят два вос­питателя в длинных старинных платьях и зажигают свечи. Когда зажгут все свечи, дети заходят парами и рассаживаются. Музруководитель:

Вьется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло все вокруг.

И кораблики мелодий Выплывают из-под рук.

— Добрый вечер, дорогие друзья! И вновь нас встре­чает музыка в нашей музыкальной гостиной.

— Музыка... Что же это такое? Это — огромный вол­шебный мир.

— Дети, где можно услышать музыку? (Всегда, всюду,

везде.)

— Да, дети, чуткое ухо слышит музыку и в голосах птиц, и в шуме деревьев, которые раскачивает ветер, и в волнах, набегающих на берег, и в каплях дождя, когда, неторопливый, он звенит и стучит по стеклам окон и по железным крышам домов или с громким шумом низвергается из лиловых туч, и даже, представьте себе, одна-единственная капля, сталкиваясь с ледяной сосуль­кой, ударяясь о лужу талой воды, напевает какой-ни­будь музыкальный звук — блямс!

Звучит музыка (используется кассета «Звуки приро­ды», «Шум дождя»).

— Дети, вы сейчас прослушали шум дождя. Расска­жите, что вы услышали в этой музыке?

— Да, музыка — это целый мир, где соседствуют при­рода и ожившие сказки.

— Какие сказки любите? (Волшебные.)

— Я рада, что вы ответили именно так. Я тоже люб­лю волшебные сказки.

Я — волшебница и уведу вас с помощью музыки в сказочный мир. Послушайте зимнюю сказку. Этюд-пан­томима «Мороз и солнце».

Звучит музыка — «Вальс» П.И. Чайковского из «Дет­ского альбома».

Музруководитель:

— Долгую декабрьскую ночь в лесу царствовал мо­роз. Он сковал реки, укрыл землю пушистым снежным покрывалом,

— А наутро тучи расступились и заспанное солныш­ко выглянуло в голубое небесное окошко. Первые роб­кие лучи коснулись земли, пробежали по верхушкам столетних дубов, ласково скользнули по белым нежным

стволам берез и заискрились алмазами снежинок в оль­ховых ветках.

Просыпается лес.

Молодые елочки, почувствовав тепло солнечных лу­чей, встрепенулись, задышали.'

И зазвучала прекрасная музыка природы. Но вдруг ледяное дыхание мороза коснулось леса. «Все замерло, не шепчутся между собой березы, молчат дубы-великаны, стихли, замерли елочки. Суров Дед Мороз». А! — испуганно воскликнуло солнышко, заме­талось оно по небу: Блочки, милые проснитесь, мне скуч­но без вас!» Горячим дыханием своим согрело солныш­ко озябшие еловые ладошки. И снова закружился веч­ный прекрасный танец. Зимний день короток. Усталое солнышко неторопливо возвращается домой. Да и елоч­кам пора спать, А завтра они встретятся вновь и вновь зазвенит лесная музыка.

— Вот мы очутились в царстве Музыки. Чем же мне вас еще удивить? В моем царстве живут феи, они, слы­шите, сюда летят.

Вбегают две феи (воспитатели).

— Я — фея мелодии.

— А я — фея танца. Мы рады с вами познакомиться! А какие мелодии вы знаете? (Мелодии бывают взвол­нованные, веселые, протяжные, плавные...)

Фея:

— Да, в моем царстве музыки много прекрасных ме­лодий.

Послушайте одну из них.

Исполняется «Прелюдия» С. В. Рахманинова. Романс «Утро туманное».

Фея танца начинает танцевать. Фея танца:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь шумный,

И снег мелькает за окном. Танец снежинок. Музыкальный руководитель подводит детей к кар-

тине, изображающей симфонический оркестр. В это вре­мя звучит музыка Чайковского *Вальс цветов» из бале­та «Щелкунчик». Рассматривают и называют знакомые инструменты.

Музруководитель:

А на сцене — будто праздник,

Серебро и медь.

Сколько труб и скрипок разных —

Трудно рассмотреть!

Кто-то вдруг из полумрака

Вышел медленно на свет.

Дирижер, он в черном фраке.

Он — как ласточка одет.

Все блестит в сиянье света,

Не найти свободных мест.

Мы, ребята, знаем это.

Дети: Симфонический оркестр.

Фея танца: — В моем царстве можно не только слу­шать музыку, но и под нее танцевать.

Музыка, грохот, света блистанье,

Мельканье, вихрь быстрых пар.

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства оживают вдруг.

Танец «Полонез» М. И, Глинки. Мальчики галантно приглашают девочек.

Музруководитель:

Слышите ли вы детское пение?

Над деревьями звенящие голоса,

В сумеречном воздухе

Пропадающие, исчезающие,

В сумеречном воздухе детские голоса.

Дети подходят к роялю, поют песню. Песня «Белый снег» Богданова.

Музруководитель: Черный бархат ночи Звездами украшен. Месяц в небе замер Неизменным стражем. Сладкой тишиною все вокруг объято, Сказки будут сниться Вам всю ночь, ребята.

Выбегают Петрушки, танцуют, открывают занавес. Танец кукол под песню ансамбля «Иванушки-интер-нешенл».

Музруководитель: — Сегодня наша старинная сказ­ка встретилась с современной музыкой. Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня. Может быть, кто-то из вас вырастет, станет зна­менитым музыкантом, композитором или художником. А пока вы еще дети, но очень важно, чтобы любовь к прекрасному не проходила у вас никогда, чтобы музыка была для вас другом. А если дружат с музыкой дети — ничего прекрасней нет на свете.

Фея мелодии и Фея танца тушат свечи под музыку «Ода к радости».

Музруководитель:

Огни погасли, музыка умолкла.

Но так ли это? Кажется, она сейчас звучит.

И будет еще долго звучать для каждого из вас.

И будет звать в неведомые дали, звенеть, искриться радугой.

И будто нам жар-птицу в руки дали

И напоили всех живой водой.

Такой могучей радостною силой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется как солнце негасимой,

Как океан безбрежною она.

Тот каждый день с волненьем будем ждать,

Когда мы снова дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять.

Приложение 15 Н. А. Пысова, В. К. Пысоеа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...