Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Физиотерапевтические процедуры




ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ

(ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ)

Большую помощь при коррекции речевых наруше­ний оказывают физиотерапевтические процедуры, нор­мализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регу­ляцию жизненно важных функций, нормализует возбу­димость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы.

В результате у детей, имеющих дизартрию, нормали­зуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадици­онных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение масса­жа, фито- и физиотерапевтических процедур способству­ет восстановлению компенсаторных возможностей ре­бенка, поддержанию и дальнейшему закреплению по­лученных результатов. В начальных стадиях физиоте-

рапия направлена не только на профилактику ослож­нений, но и на купирование их проявлений.

Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они сни­жают спастичность артикуляционных мышц, улучша­ют речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре по­могает более легкому и быстрому овладению речью, осо­бенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полос­ти, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно пе­ред занятием с логопедом. Инду к то терапия

Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1, длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 ме­сяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спас­тической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязе­вые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез

У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических

мышц. В этих случаях назначают электрофорез (каль­ция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лече­ния 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении моз­гового кровообращения назначают электрофорез сосу­дорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, суль­фат магния); электростимуляцию краевой ветви лице­вого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж.

С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского ме­тодика искусственной локальной гипотермии, воздей­ствующей на мышцы речедвигательного аппарата. Дан­ная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осущест­вляется следующим образом: ледяную крошку в хлоп­чатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают пооче­редно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ле­дяной аппликации во время одного сеанса суммарно со­ставляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопеди­ческие занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в рече­вые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-

кает значительное снижение тонуса и уменьшение на­пряжения мышц речевого аппарата, а также регресс ги­перкинетических проявлений в мимико-артикуляцион­ной мускулатуре, что создает основу для новых возмож­ностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а так­же в выполнении детьми правильной траектории дви­жений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ.

У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, переме­щении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и ар­тикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с од­ного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возраста­ют сила голоса, продолжительность непрерывного про­изношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появля­ются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое учас­тие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение са­ливации и потоотделения. Эффект от производимой ис­кусственной локальной гипотермии в первые дни дер­жится от 3 до 8 часов.

Выводы: результаты динамического наблюдения по­казывают, что приобретенные во время курсового лече­ния речедвигательные навыки у детей стабильно сохра­няются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не-

обходимость использования ИЛГ в коррекционвой ра­боте с детьми, страдающими дизартрией.

Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложе­ния электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы ап­парата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов.

После снятия электродов отмечается снижение мы­шечной напряженности. Анализ динамики клиничес­кой симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настрое­ние, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дис­функцией (ММД), значительно уменьшаются утомляе­мость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма пер­спективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптомати­кой, и немаловажно то, что ее можно широко приме­нять не только в стационаре, но и в поликлинике.

Помимо вышеназванных методик, к детям со спас­тической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия

Ультразвуковая терапия особенно показана при сме­шанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастичес­ких параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см2, режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или еже­дневно, в зависимости от индивидуальных особеннос­тей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия

Индуктотермию (лечение переменным электромаг­нитным током высокой частоты) назначают в основ-

ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообраще­ния, трофики тканей, уменьшения спазма мышц.

Методика. Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: про­должительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур.

Клинические наблюдения показывают, что положи­тельная динамика остается достаточно стойкой в тече­ние 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 ме­сяца. Однако нужно заметить, что закреплению благо­приятных сдвигов способствуют также проводимые пос­ле индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (че­рез 30 мин—1 час).

Теплолечение

Теплолечение назначают детям со спастической фор­мой дизартрии для усиления крово- и лимфообраще­ния, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изме­нения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносите­лей в основном используется грязь, так как она воздей­ствует на компенсаторные механизмы, а также предот­вращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии.

Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием созда­ют благоприятные условия для повышения результа­тивности логопедических занятий.

1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону (по Щербакову).

Цель данной процедуры — стимуляция кровообра­щения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов.

Методика. Температура грязи 38-40,5 °С. Продол­жительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени-

ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.

2. Грязевые аппликации (по методике Н. Я. Анаш-

кина).

Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц.

Методика. На слой марли от носа до подбородка и н a 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур;

Гальваногрязь.

Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей.

Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см2, продолжи­тельность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК).

Данные методы грязелечения рекомендуется чередо­вать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность.

Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии.

Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цвет­ков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладывае­мых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный то­нус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротнико­вую зону холодную грязевую аппликацию при темпе­ратуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использо­валось впервые, однако, для окончательной оценки эф­фективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются.

Электроанестезия

Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные ре­зультаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетичес­кой формой дизартрии.

Методика. Электроанестезия проводится по методи­ке К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь.

Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используют­ся аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень мед­ленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может выз­вать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в тече­ние нескольких дней побочные действия исчезают. Дру­гие осложнения не наблюдаются.

Противопоказаниями для лечения являются: массив­ные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары ко­нечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продол­жается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды на­кладываются сразу на четыре конечности. Водолечение

Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различно­го состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид-

ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегета­тивных реакций (слюнотечение, потоотделение).

Паретичная форма дизартрии

В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры.

1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции исполь­зуются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин.

Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мыш­цах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учи­тываются противопоказания к использованию электро­стимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка).

2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуля­ционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультра­звуковую терапию для стимуляции нервных волокон.

Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см, режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см2, продолжительность одной процеду­ры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ван­ны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конеч­ностей, мимической мускулатуры и вегетативные ре­акции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность ораль­ной мускулатуры, что в свою очередь сразу положи­тельно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод ком­плексного воздействия:

1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК;

2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж;

3) ультразвук, ЛФК, массаж;

4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем.

ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Использу­ются с целью сохранения работоспособности поражен­ных мышц, стимуляции обмена, противодействия раз­витию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц.

Вывод: эффективность коррекционной логопедичес­кой работы значительно возрастает благодаря проду­манному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуаль­ных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтически­ми целями в комплексе с психотерапевтической, лого­педической работой, а также с медикаментозным воз­действием.

Заикание

Опираясь на исследования отечественных физиоло­гов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский,). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако д о сих пор остается актуальной недостаточная эффек­тивность медико-педагогических методик преодоления тикания.

Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов.

Мезодиэнцифальная модуляция.

Детям, страдающим заиканием органического проис­хождения (вследствие различных по тяжести и характе­ру органических поражений центральной нервной систе­мы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатоло­гами, психотерапевтами проводится курсовое лечение ме­тодом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в резуль­тате чего у детей усиливаются процессы адаптации, уско­ряется восстановление всех психофизиологических фун­кций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, умень­шается умственная и физическая усталость.

МДМ представляет собой транскраниальное воздей­ствие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особен­ностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клини­ки заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя-

желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет.

В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего со­стояния; снижение возбудимости; купирование невро­тических реакций; уменьшение или исчезновение го­ловной боли; нормализация сна; повышение физичес­кой и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженнос­ти заикания; улучшение умственной сообразительнос­ти, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются.

Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возмож­ность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста),

Электросон

Весьма положительные результаты при лечении за­икания были получены вследствие сочетания медика­ментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (элек­тросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппа­ратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума ком­нате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедичес­кими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи ре­комендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медика­ментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбира­ется индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию элект­росна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. '

Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как

страх речи у них не является навязчивой мыслью. Ос­ложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэто­му оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура

Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентич­но с действием иглорефлексотерапии, а именно оказы­вает регулирующее влияние на функциональное состоя­ние центральной нервной системы, повышая возбуди­мость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лече­ние безболезненно, может быть проведено в домашних условиях.

Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготов­ленных для этой цели магнитов. В частности, заикаю­щимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокруже­ния и других негативных явлений рекомендуется маг­нитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается.

Таким образом, благодаря использованию магнито­пунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизарт­рии и заикания достойное место занимают методы фи­зиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не-

врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия.

Однако важно помнить, что работа должна начитать­ся своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотера­певтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатоло­гов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.).

М. А. Поваляева, Л. Р. Астафорова ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое вре­мя и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхатель­ными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания яв­ляется выдох: чтобы получить новую порцию кислоро­да, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухо­носных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эф­фективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физичес­кой нагрузки, состояния нервной системы и других фак­торов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением).

Цель дыхательных упражнений — увеличение объе­ма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика прово­дится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозго­вых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыха­ния не регулируется смысловым сочетанием речи, в мо­мент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорож­ные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обыч­но через нос, несмотря на постоянно открытый рот.

Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движе­ниями, а также координацию между дыханием, фонаци­ей и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное.

Предлагаемая система дыхательных упражнений ос­нована на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гиб­кости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (про­изнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), соче­тающейся с соответствующими движениями.

Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последова­тельно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних,

средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыха­ние состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем уча­ствуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпя­чивается, на выдохе опускается. Грудная клетка оста­ется неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе груд­ная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Жи­вот остается неподвижным, грудная клетка не расши­ряется.

Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию сле­дует, исходя из собственного удобства.

Основные правила успешного овладения дыхатель­ной гимнастикой:

1. Дышать надо с удовольствием, так как положи­тельные эмоции сами по себе имеют значительный оз­доровительный эффект.

2. Необходимо концентрировать внимание на дыха­тельном упражнении, что увеличивает его положитель­ное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кис­лородом.

4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно до­ставляет удовольствие.

5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия ды­хательной гимнастики нужно учитывать следующие условия:

— упражнения выполнять легко, естественно, без уси­лий и напряжения;

— находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участ­вующие в дыхательном движении);

— следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксиро­вать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать

Таблица 1

Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения

Раздел и содержание процедуры Про- должи-тель-ность, в мин Целевая установка
1. Построение. Упражнения для орга­низации внимания детей. Ходьба по кругу на носках, пятках, наружном и внутреннем сводах стоп. Динамичные дыхательные упражнения 3-5 Организация внимания занимающихся, подго­товка организма к пред­стоящей нагрузке
2. Общеукрепляющие упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. Статические и динамичес­кие дыхательные упражнения (вдох через нос, выдох через рот). Упраж­нения для мимической и жевательной мускулатуры. Упражнения для разви­тия подвижности мягкого нёба. Звуко­вая гимнастика для тренировки фазы удлиненного выдоха. Упражнения для координации движений с дыханием. Упражнения дпя улучшении осанки 20-25 Улучшение функции ап­парата внешнего дыха­ния, обучение правиль­ному дыханию при вы­полнении упражнений. Повышение подвижности мягкого нёба и профи­лактика контрактуры ви-сочно-нижнечелюстного сустава. Обучение носо­вому дыханию
3. Ходьба с постепенным замедле­нием темпа и выполнением упражне­ний для расслабления мышц. Стати­ческие дыхательные упражнения (надувание резиновых игрушек, ша­ров, выдувание мыльных пузырей и т. п.), проводимые игровым методом с включением элементов соревнова­ния 5-10 Снижение общей физи­ческой нагрузки, закреп­ление навыков правиль­ного дыхания

глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу.

Постановка речевого дыхания у детей-логопатов про­водится следующим образом: с легким потряхивани­ем дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме.

При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, поло­жение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.).

Основная поза дыхательной гимнастики: встать пря­мо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, напри­мер, левая рука на нижней части живота, а правая сбо­ку обхватывает грудную клетку приблизительно на уров­не локтя (для контроля за дыханием).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...