Физиотерапевтические процедуры
ПРИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЯХ (ДИЗАРТРИЯ, ЗАИКАНИЕ) Большую помощь при коррекции речевых нарушений оказывают физиотерапевтические процедуры, нормализующие функциональное состояние центральной нервной системы. Комплексный метод улучшает регуляцию жизненно важных функций, нормализует возбудимость и проводимость нервно-мышечного аппарата, центральной и вегетативной нервной системы. В результате у детей, имеющих дизартрию, нормализуется трофика тканей, снижается мышечный спазм, ригидность мышц. Комплексное сочетание нетрадиционных форм повышает эффективность коррекционно-образовательного процесса. Раннее применение массажа, фито- и физиотерапевтических процедур способствует восстановлению компенсаторных возможностей ребенка, поддержанию и дальнейшему закреплению полученных результатов. В начальных стадиях физиоте- рапия направлена не только на профилактику осложнений, но и на купирование их проявлений. Спастическая форма дизартрии Синусоидальные модулированные токи При спастичной форме дизартрии рекомендуются синусоидальные модулированные токи (СМТ). Они снижают спастичность артикуляционных мышц, улучшают речь. Устранение спазма в речевой мускулатуре помогает более легкому и быстрому овладению речью, особенно звукопроизносительной стороной. Звукопроизно-шение становится более четким, увеличивается сила голоса. Используется методика В. А. Квиташа. СМТ воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости, частота 80-100 Гц, глубина модуляций 50-75%, сила тока регулируется до ощущения легкой вибрации — 3-5 мА, длительность процедуры 6-10 мин, курс 15-20 процедур. Процедуру проводят непосредственно перед занятием с логопедом. Инду к то терапия
Хороший эффект при спастической форме псевдо-бульбарной дизартрии дает индуктотерапия, которая уменьшает спазм мышц, улучшает трофику тканей, кро-во- и лимфообращение. Применяют аппараты ДВК^Зг, ДВК-2, ИНВ-4, ЭВТ-1, длительность процедур 8-10 мин, проводятся они ежедневно. При легкой степени спас-тичности — курс 10 дней, при более тяжелой — до 20 процедур. Через 30 мин после процедуры проводится занятие. Эффективность сохраняется в течение 2-3 месяцев. При тяжелой форме спастической дизартрии через 3-4 месяца необходимо повторить курс. При спастической форме дизартрии также рекомендуется на шейно-воротниковую зону гальванический воротник по методике Щербака (новокаин, магний, кальций), грязевые, парафиновые или озокеритовые аппликации, элек-тросон, электрофорез. Электрофорез У детей с речевыми нарушениями довольно часто наблюдается выраженная асимметрия мимических мышц. В этих случаях назначают электрофорез (кальция хлорида, натрия салицилата, магния сульфата, про-зерина, галантамина). Электрофорез проводят методом полумаски на пораженную половину лица. Сила тока от 1 до 3 мА, продолжительность 10-20 мин, курс лечения 10-15 процедур, ежедневно. При парезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов, при нарушении мозгового кровообращения назначают электрофорез сосудорасширяющих веществ (платифиллин, эуфиллин, сульфат магния); электростимуляцию краевой ветви лицевого нерва; дарсонвализацию шейно-воротниковой зоны; ванны (хлоридные, натриевые, йодобромные, родоновые) и точечный массаж. С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрии, обусловленных спастикой и ги-перкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, апробируется разработанная научно-исследовательским институтом общей и судебной психиатрии им. В. И. Сербского методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата. Данная методика весьма доступна и эффективна. Искусственная локальная гипотермия Искусственная локальная гипотермия (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребенка, накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и пероральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно составляет от 2 до 7 мин, одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон кривоздействия от 5 до 30 сек. Курс лечения включает 15-20 ежедневных сеансов. Сразу после сеанса ИЛГ проводятся логопедические занятия с ребенком по выработке новых речед-вигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. У всех детей после проведенного курса ИЛГ возни-
кает значительное снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц речевого аппарата, а также регресс гиперкинетических проявлений в мимико-артикуляционной мускулатуре, что создает основу для новых возможностей в формировании нужных движений губ, языка, мягкого неба, в оформлении голосовой активности, а также в выполнении детьми правильной траектории движений. Увеличивается работоспособность включаемых мышечных групп речевого аппарата, что в целом было практически неосуществимо до применения ИЛГ. У детей увеличиваются амплитуда и объем активных движений при раскрывании рта, смыкании губ, перемещении языка внутри и вне полости рта. Полностью или частично редуцируются асимметрия мимических и артикуляционных мышц во время речевой деятельности. Сокращается латентный период при переключении с одного вида движений на другой. Возникает позитивная динамика и произносительной стороны речи: возрастают сила голоса, продолжительность непрерывного произношения, более естественным становится нарушенный ранее темп речи, даже в очень тяжелых случаях появляются элементы ее правильного ритма и интонационной модулированности, улучшается общая разборчивость речи, реже отмечаются пропуски, замена и искажение звуков, отчетливей становится произношение смычных и гделе-вых согласных. На фоне заметного регресса гиперкине-зов мимической и артикуляционной мускулатуры, в том числе гиперкинезов языка, -уменьшаются синергические проявления, снижаются синкинезии, патологическое участие мимических мышц, вегетативная гиперактивность, редуцируются клонические движения нижней челюсти, прежде всего наблюдается значительное уменьшение саливации и потоотделения. Эффект от производимой искусственной локальной гипотермии в первые дни держится от 3 до 8 часов.
Выводы: результаты динамического наблюдения показывают, что приобретенные во время курсового лечения речедвигательные навыки у детей стабильно сохраняются, а это в свою очередь еще раз подтверждает не- обходимость использования ИЛГ в коррекционвой работе с детьми, страдающими дизартрией. Лобно-шейная методика наложения электродов Наряду с ИЛГ в последнее время специалистами широко используется лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР». Режим работы аппарата: частота 800-900 Гц, сила тока от 0,5 до 0,8 мА, длительность процедуры 45-60 мин. Курс составляет 10-12 сеансов. После снятия электродов отмечается снижение мышечной напряженности. Анализ динамики клинической симптоматики показывает улучшение коррекции. В процессе физиотерапевтических процедур снимаются раздражительность, расстройство сна, улучшается настроение, повышается работоспособность, исчезают головные боли, столь частые у детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), значительно уменьшаются утомляемость, слабость, стабилизируется артериальное давление (АД). Какие-либо осложнения не наблюдаются. Таким образом, апробированная методика является весьма перспективной, она расширяет возможности реабилитации детей с неврозоподобной и невротической симптоматикой, и немаловажно то, что ее можно широко применять не только в стационаре, но и в поликлинике.
Помимо вышеназванных методик, к детям со спастической формой дизартрии применяют и ряд других физиотерапевтических методик. Ультразвуковая терапия Ультразвуковая терапия особенно показана при смешанной форме псевдобульбарной дизартрии (спастических параличах). Для лечения контрактур используется аппарат «1 ТП-1», «1 ТП-5», интенсивность слабая 0,2-0,4 Вт/см2, режим непрерывный, продолжительность процедуры 4-5 мин, проводится через день или ежедневно, в зависимости от индивидуальных особенностей речевого дефекта. Курс включает 8-10 процедур. Индуктотермия Индуктотермию (лечение переменным электромагнитным током высокой частоты) назначают в основ- ном детям со спастической формой псевдобульбарной дизартрии с целью улучшения крово- и лимфообращения, трофики тканей, уменьшения спазма мышц. Методика. Используются аппараты ДВК-1, ДКВ-2 или ИКВ-4 вместе с ЭВТ-1, При легкой степени речедвига-тельных нарушений применяется один этап лечения: продолжительность процедуры 8-10 мин, ежедневно, 10 дней. При более тяжелых спастических явлениях проводится повторный курс, состоящий из 20 ежедневных процедур. Клинические наблюдения показывают, что положительная динамика остается достаточно стойкой в течение 2-3 месяцев. Детям с тяжелой степенью дизартрии необходимо проведение повторного курса через 3-4 месяца. Однако нужно заметить, что закреплению благоприятных сдвигов способствуют также проводимые после индуктотерапии занятия лечебной гимнастикой (через 30 мин—1 час). Теплолечение Теплолечение назначают детям со спастической формой дизартрии для усиления крово- и лимфообращения, эластичности мышц, снижения мышечного тонуса, уменьшения контрактур, а также рефлекторного изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Из различных теплоносителей в основном используется грязь, так как она воздействует на компенсаторные механизмы, а также предотвращает развитие грубых послеоперационных рубцов, особенно при ринолалии. Рекомендуются следующие методики грязелечения, которые своим терапевтическим воздействием создают благоприятные условия для повышения результативности логопедических занятий. 1. Грязевые аппликации на шейно-воротниковую зону (по Щербакову). Цель данной процедуры — стимуляция кровообращения в сосудах мозга путем активизации функций симпатических шейных узлов. Методика. Температура грязи 38-40,5 °С. Продолжительность первой процедуры 8-10 мин, с увеличени- ем до 12-15 мин. Грязевой воротник накладывается на заднебоковые поверхности шеи. Курс лечения состав-ляет 7-10 процедур.
2. Грязевые аппликации (по методике Н. Я. Анаш- кина). Цель — улучшение кровоснабжения, трофики тка-ней, снижение тонуса спастичных мышц. Методика. На слой марли от носа до подбородка и н a 3-5 см от углов рта накладывают грязевую лепеш-ку. Температура грязи 38-40 °С, время воздействия 10-.5 мин в зависимости от возраста и тяжести состояния. Курс рассчитан на 10-15 процедур; Гальваногрязь. Цель — снижение возбуждения нервной системы, улучшение трофики тканей. Используется шейно-воротниковая методика: темпе-ратура 36 °С, сила воздействия 0,05 мА/см2, продолжительность 10 мин, курс лечения 8-10 процедур в комп-лексе с лечебной физической культурой (ЛФК). Данные методы грязелечения рекомендуется чередовать с приемом минеральных или родоновых ванн, что повышает их эффективность. Противопоказания при использовании теплолечения: 1) купание в море; 2) пребывание на солнце; 3) адено-мия, глубокая церебростения, психомоторное возбужде-ние. В противном случае возможны осложнения: ухуд-шение общего состояния, увеличение интенсивности неврологических симптомов; усиление ригидности, спас-тичности, гиперкинезов, атаксии. Ряд авторов Л. М. Бабина, В. В. Котляров, В, А. Цветков экспериментально доказали, что при спастичной форме дизартрии, чем ниже температура накладываемых грязевых аппликаций, тем ниже мышечный тонус. Они рекомендуют наложить на шейно-воротниковую зону холодную грязевую аппликацию при температуре от 28 до 38 °С, что в детской практике использовалось впервые, однако, для окончательной оценки эффективности холодных грязей при спастической форме дизартрии исследования продолжаются. Электроанестезия Электроанестезия рекомендуется при различных формах дизартрии, однако наиболее эффективные результаты (снижение спастичности, уменьшение гипер-кинезов и др.) наблюдаются у детей с гиперкинетической формой дизартрии. Методика. Электроанестезия проводится по методике К. А. Семеновой. Воздействие импульсивным током проводится в тех случаях, когда у ребенка отсутствует или слабо развита речь. Электрод накладывается на кисть руки так, чтобы захватывать им большой палец (для этого используются аппараты АСМ-2, АСМ-3 и *Электросон>). Сила тока постепенно увеличивается с 2 до 10-12 мА очень медленными и плавными движениями потенциометра, так как быстрое доведение силы тока до 10 мА может вызвать у ребенка неприятные болезненные ощущения, что недопустимо при проведении процедуры. Процедура проводится ежедневно в течение 25-30 дней. Иногда появляются осложнения при лечении импульсивным током в виде ухудшения аппетита и сна (в этот период время действия и сила тока снижаются), однако в течение нескольких дней побочные действия исчезают. Другие осложнения не наблюдаются. Противопоказаниями для лечения являются: массивные контрактуры, тяжелая эндокринная недостаточность. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры составляет 10-15 мин для каждой пары конечностей. Если тонус мышц повышен значительно или наряду со спастичностью наблюдаются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие тока продолжается до 20 мин на каждую пару конечностей. Иногда с целью сокращения времени процедуры электроды накладываются сразу на четыре конечности. Водолечение Комплексный метод коррекции речевых аномалий включает использование минеральных ванн различного состава: пресные, хвойные, родоновые, сульфидные, углекислые и т. д. Методика приготовления сульфид- ной ванны: температура воды 36 °С,концентрация 25-50 мг/л, продолжительность ванны от 5 до 8 мин. Курс доставляет 9-10 процедур через день. Во избежание перегрузки рекомендуется следующая схема примене-ния: 1-й день — массаж плюс сульфидные ванны; 2-й день — ЛФК плюс гальваногрязь и т. д. с последую-щим применением процедур. Курс лечебного щадяще-го массажа составляет 8-10 процедур по 15-20 мин че-рез день, а ЛФК подбирается индивидуально в зависи-мости от тяжести речевого дефекта. Таким образом, комплекс лечения, состоящий из сульфидных ванн, галь-ваногрязи, массажа и ЛФК, применяемых по указанной схеме, оказывает благотворное влияние в виде умень-шения гиперкинетических явлений, снижения спазмов мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативных реакций (слюнотечение, потоотделение). Паретичная форма дизартрии В настоящее время наряду со спастичной формой дизартрии большой процент детей страдает и ее паре-тичной формой. Для этих детей характерны ослабле-ние мышц, повышенная утомляемость, что приводит к иx низкой двигательной активности, а следовательно, и нарушению звукопроизношения. Этим детям назна-чаются следующие физиотерапевтические процедуры. 1. Электростимуляция мимических мышц с элект-рофорезом на лицо. Для электростимуляции используются аппараты АСМ-2, АСМ-3, ГЭИ, сила тока подби->ается индивидуально, число сокращений составляет 8-24 в минуту, продолжительность 10-15 мин. Цель процедуры — улучшение проводимости нервных импульсов, кровоснабжения, обменных процессов в мышцах, увеличение массы мышечных волокон и их силы, а также профилактика атрофии мышц. Обязательно учитываются противопоказания к использованию электростимуляции (контрактуры, перевозбуждение ребенка). 2. Детям с остаточными явлениями пареза артикуляционных мышц с 5-летнего возраста проводят ультразвуковую терапию для стимуляции нервных волокон. Методика. Интенсивность воздействия составляет 0,05-0,2 Вт/см, режим импульсивный, излучающая поверхность ультразвуковой головки (при воздействии на лицо) 1-4 см2, продолжительность одной процедуры от 3 до 5 мин. Курс 8-12 процедур. В этот период рекомендуются общие минеральные или родоновые ванны. Таким образом, комплексное лечение, состоящее из физиотерапевтических методик, фармакотерапии, массажа и ЛФК, оказывает благотворное влияние: уменьшает гиперкинезы, снижает спазм мышц конечностей, мимической мускулатуры и вегетативные реакции (в частности, уменьшает слюнотечение). Все это позволяет улучшить двигательную активность оральной мускулатуры, что в свою очередь сразу положительно отражается на качестве звукопроизношения. При коррекции речи широко используется метод комплексного воздействия: 1) электрофорез прозерина (0,1%-ный раствор), ДДТ, ЛФК; 2) грязевые аппликации, ЛФК, массаж; 3) ультразвук, ЛФК, массаж; 4) озокерит чередуется с электрофорезом прозерина, ЛФК, массажем. ЛФК и массаж проводятся сугубо индивидуально зависимости от тяжести речевого дефекта. Используются с целью сохранения работоспособности пораженных мышц, стимуляции обмена, противодействия развитию контрактур; при паретичной форме дизартрии способствуют укреплению ослабленных мышц. Вывод: эффективность коррекционной логопедической работы значительно возрастает благодаря продуманному, целенаправленному использованию различных физиотерапевтических методов с учетом индивидуальных особенностей речевого дефекта (тяжести формы дизартрии), возраста ребенка, неспецифических свойств физического фактора в соответствии с терапевтическими целями в комплексе с психотерапевтической, логопедической работой, а также с медикаментозным воздействием. Заикание Опираясь на исследования отечественных физиологов И. М. Сеченова, И, П. Павлова и их последователей, ученые и специалисты-практики (В. А. Гиляровский,). А. Флоренская, Ф. A. Pay, Н. П. Тяпугин, М. Е. Хватцев, Е. А. Власова, М. И. Пайкин, В. С. Кочергина, М. С. Ле-бединский, С. С. Ляпидевский, В. С. Селиверстов и др.) впервые разработали комплексный медико-педагогичес-кий подход к преодолению заикания с целью устране-ния или ослабления речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи. Однако д о сих пор остается актуальной недостаточная эффективность медико-педагогических методик преодоления тикания. Исходя из этого, задачей научно-профилактической деятельности является дальнейшее исследование нетра-диционных физиотерапевтических методик с целью повышения эффективности терапии заикания, а также достижения устойчивых результатов. Мезодиэнцифальная модуляция. Детям, страдающим заиканием органического происхождения (вследствие различных по тяжести и характеру органических поражений центральной нервной системы), совместно с врачами-физиотерапевтами, невропатологами, психотерапевтами проводится курсовое лечение методом мезодиэнцифальной модуляции (МДМ), в результате чего у детей усиливаются процессы адаптации, ускоряется восстановление всех психофизиологических функций, уменьшается боль, нормализуется сон, аппетит, уменьшается умственная и физическая усталость. МДМ представляет собой транскраниальное воздействие специально подобранным слабым электрическим сигналом на срединные структуры головного мозга. Проводится она с помощью аппарата МДМ-1. Сила тока подбирается индивидуально в зависимости от особенностей речевого дефекта (патогенеза, этиологии, клиники заикания). Курс лечения составляет 10-15 процедур ежедневно с перерывом на 1 день после 4-5 процедур, продолжительность одной процедуры 30 мин. При тя- желом течении заикания лечение повторяется 3-4 раза в год. Абсолютных противопоказаний нет. В результате воздействия МДМ после 6-7 процедур у детей-логопатов наблюдаются: улучшение общего состояния; снижение возбудимости; купирование невротических реакций; уменьшение или исчезновение головной боли; нормализация сна; повышение физической и психической выносливости; облегчение усвоения и закрепления новых навыков; снижение выраженности заикания; улучшение умственной сообразительности, активности, внимания; положительная динамика ЭХО и ЭКГ. Осложнения не отмечаются. Таким образом:, внедрение метода МДМ дает возможность значительно улучшить результаты коррекцион-ной логопедической работы с заикающимися детьми (включая детей с 5-летнего возраста), Электросон Весьма положительные результаты при лечении заикания были получены вследствие сочетания медикаментозной терапии с рефлекторной физиотерапией (электросном) и логопедическими занятиями. Сеансы элект-росна проводятся 1-канальным и 4-канальным аппаратом ЭС-2 в специальной изолированной от шума комнате в одно и то же время (с 15 до 18 часов) ежедневно, под наблюдением врача-психоневролога с логопедическими занятиями перед сеансом. Кроме этого, врачи рекомендуют (для улучшения и стимуляции психической деятельности) применение электрофореза с платифил-лином на артикуляционную мускулатуру, а из медикаментозных средств — витамины группы В, церебролй-зин, гамалон. Количество сеансов электросна подбирается индивидуально в зависимости от тяжести заик|а-ния. В итоге, благодаря лечебному воздействию электросна в комплексе с логопедическими занятиями, речь у детей значительно улучшается, они становятся более контактными, не так болезненно относятся к своему дефекту, исчезает логофобия. ' Дети начинают верить в успех лечения, однако оно более эффективно у детей младшего возраста, так как страх речи у них не является навязчивой мыслью. Осложнений и ухудшений состояния детей-логопатов в процессе лечения электросном не наблюдается, поэтому оно вполне правомерно и безопасно при проведении в амбулаторных условиях. Маг ни топу нкт ура Магнитопунктура является одним из видов магни-тотерапии, однако ее воздействие на организм идентично с действием иглорефлексотерапии, а именно оказывает регулирующее влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, повышая возбудимость нервных центров и улучшая проведение нервных импульсов по периферическим нервам. Однако метод магнитопунктуры, в отличие от иглорефлексотерапии, имеет ряд преимуществ: исключается заражение, лечение безболезненно, может быть проведено в домашних условиях. Магнитопунктура проводится путем накладывания на биологически активные точки специально изготовленных для этой цели магнитов. В частности, заикающимся детям перед логопедическими занятиями при наличии переутомления, головных болей, головокружения и других негативных явлений рекомендуется магнитопунктура в виде клипс, которые накладываются в области ушной раковины (от 5 до 15 мин). При этом наблюдаются исчезновение патологических явлений и восстановление самочувствия детей. Процедура весьма доступна, хорошо воспринимается детьми. Осложнений не наблюдается. Таким образом, благодаря использованию магнитопунктуры, способствующей регуляции функциональной деятельности центральной нервной системы, создается благоприятный фон для успешной и результативной логопедической работы. Результаты значительно выше, если в комплексной методике при коррекции дизартрии и заикания достойное место занимают методы физиотерапии, которые подбираются с учетом: тяжести дефекта; характера параличей (спастичность, парезы, гиперкинезы); формы заикания (неврозоподобная, не- врастеническая); возраста ребенка; его компенсаторных возможностей, а также эффективности предшествующего коррекционного воздействия. Однако важно помнить, что работа должна начитаться своевременно. Правильность диагностики и выбор наиболее адекватной методики возможны только при тесном контакте педагогов и медиков (рефлексотерапевтов, физиотерапевтов, психотерапевтов, невропатологов, массажистов, инструкторов по ЛФК, музыкальных работников, фитотерапевтов и др.). М. А. Поваляева, Л. Р. Астафорова ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Существенную роль в развитии речевого дыхания играет дыхательная гимнастика, которая является одним из элементов кинезотерапии (лечение движением). Цель дыхательных упражнений — увеличение объема вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями, которым свойственно поражение блуждающего нерва (X пара черепно-мозговых нервов), находящегося в грудном отделе, в области подключичной артерии и дуги аорты. Блуждающий нерв участвует в процессе дыхания, поэтому при поражении дыхательных ядер блуждающего нерва расстраиваются не только глотание, голосообразование, артикуляция, но и дыхание. За счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание. Ритм дыхания не регулируется смысловым сочетанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно открытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе, что еще больше нарушает произносительный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Поэтому дыхание у детей-логопатов поверхностное, нередко учащенное и аритмичное. Предлагаемая система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата, его гибкости и эластичности, увеличение его объема и т. д. путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно выходит из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания. Нижнее, или успокаивающее, дыхание. В нем участвуют нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается, на выдохе опускается. Грудная клетка остается неподвижной. Среднее, или укрепляющее, дыхание. В нем участвуют средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется, на выдохе сужается. Живот неподвижен. Верхнее, или радостное, дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется. Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (два шага — вдох, два шага — выдох), но выбирать пропорцию следует, исходя из собственного удобства. Основные правила успешного овладения дыхательной гимнастикой: 1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект. 2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие. 3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом. 4. Выполнять упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие. 5. Дышать носом, заниматься в удобной спортивной одежде. Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики нужно учитывать следующие условия: — упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения; — находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении); — следить, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох а выдох были равны по силе и длительности, плавно переходили друг в друга. Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов: принять позу и зафиксировать ее; расслабиться; сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы; сделать Таблица 1 Схема процедуры лечебной гимнастики для детей с речевыми нарушениями органического происхождения
глубокий вдох; выполнить дыхательное упражнение; отдохнуть, сменив позу. Постановка речевого дыхания у детей-логопатов проводится следующим образом: с легким потряхиванием дети разводят руки в стороны и поднимают их вверх, при этом происходит вдох, затем руки заводятся за голову с одновременным приседанием, что значительно активизирует работу диафрагмы. Данные упражнения проводятся по специально подобранной схеме. При наиболее тяжелых формах нарушения речевого дыхания, когда часто наблюдается врожденный стри-дор (шумное, хриплое дыхание), снятию или хотя бы уменьшению стридорного дыхания способствует сугубо индивидуальная поза тела (эмбриональная поза, положение тела с запрокинутой назад головой, положение на боку и т. д.). Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы параллельно; найти удобное положение головы и туловища, например, левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|