Развитие общих речевых навыков
1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков) 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, полка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана). Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений 1. Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки). 2. Выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит). 3. Знакомство со звуками [и], [о], [а, у, и, о], [ы], [т], [т'], [т — т'], [ы — и]. 4. Дифференциация изученных твердых и мягких согласных звуков в изолированном положении, в слогах и словах. 5. Выделение твердых и мягких согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес, день, лось). Лексика «Осень» (перелетные птицы), «Одежда» (обувь, головные уборы), «Домашние животные», «Поздняя осень» (дикие животные), «Продукты» (заготовки на зиму), «Зима» (зимующиептицы), «Речевой этикет», «Ёлка» (Новый год), «Зимние каникулы», «Животные Севера и жарких стран», «Рождество Христово», «Одежда» (обувь, головные уборы), «Кто как зимует?», «Транспорт», «День защитника Отечества» (военные профессии), «Капризы февраля».
Грамматический строй речи (по лексическим темам II периода обучения) 1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа. 2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа. 3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по), 5. Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения. 6. Образование глаголов движения с приставками. 7. Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Домашние животные и их детеныши». 8. Согласование числительных два и пять с существительными. Развитие связной речи 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы. 2. Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. Развитие мелкой моторики 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Работа по развитию конструктивного праксиса. 3. Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам). 4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради. Ill ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май) Общие речевые навыки 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. Звукопроизношение 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Работа над слоговой структурой слова 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш).
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений 1. Знакомство со звуками [д], [т — д], [к], [к — к'], [п — т — к], [х], [х'], [х — х']. 2. Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, оси, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.). 3. Дифференциация на слух парных согласных [б — п], [в — ф], [г — к], [д — т]. Лексика «Дом» (семья), «8 Марта» (женские профессии), «Весенние сельско-хозяйственные работы» (труд крестьян), «Человек» (наше тело), «Профессии» (орудия труда), «Космос» (наша планета), «Рыбы» (морские, пресноводные, аквариумные), «Лес — наше богатство», «Ростов — наш край родной», «Праздник Победы», «Спорт» (игры, развлечения), «Школа и школьные принадлежности». Грамматический строй речи 1. Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа. 2. Согласование числительных два и пять с существительными. 3. Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из-за, из-под, около, возле и др. 4. Образование сравнительной степени прилагательных (длинный — длиннее — самый длинный). 5. Образование наречий от прилагательных (быстрый — быстро и др). 6. Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов. Развитие связной речи 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. Развитие мелкой моторики 1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев). 2. Усложнение работы с карандашом. 3. Усложнение работы над конструктивным прак-сисом. Приложение 2 М. А. Поваляева ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С УЧЕТОМ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА, МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ НА СЕНТЯБРЬ-МАЙ
2. Вводные упражнения
| «Марш» Н. Богословского, «Марш» Д. Дешевова
| Учить детей ориентироваться в пространстве Учить ходьбе вдоль каната по кругу _друг за другом
| |
3. Упражнения для развития слухового внимания
| Игра «Дождик» («Прогулка» Т. Ломовой), «Дождик» Любарского, «Ходьба и бег» Ф. Надененко
| Учить согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки
| |
4. Упражнения на переключаемость внимания
| Игра «Наоборот» и ее варианты, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Плясовая» А. Гольденвейзера
| Воспитывать переключаемость внимания, учить сосредоточению и проявлению волевых усилий
| |
|
| 5. Упражнения для развития физиологического дыхания
| «Танец с листочками» Жилина, «Осенние листочки» П. Чайковского («Вальс» из балета «Спящая красавица»)
| Вырабатывать плавный дыхательный выдох, силу выдоха
| |
|
| 6. Слушание музыки
| «Дождик» Любарского, «Осень» из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Вальс» Д. Кабалевского, «Паренье гармошкой» Свиридова
| Учить различать характер музыки: веселая, грустная, протяжная, нежная и т. п.
| | л о. ш
|
| 7. Упражнения для развития моторики кистей рук
| Игровые упражнения «Нанизывание грибов», «Засолка капусты», «Поездка», «Дождик»
| Развивать мелкую моторику рук, кистей рук
| | £
ш и
|
| 8. Упражнения для развития мимики лица и орального праксиса
| Игровые упражнения «Теремок» (с опорой на наглядность и без нее) — рус. н. п. «Теремок» в обр. Т. Потапенко
| Активизировать мышцы губ, нижней челюсти
| |
|
| 9. Упражнения-этюды для развития творческих
способностей
| Пантомима «Убираем урожай» («Урожайная» А. Филиппенко), Этюд «Лесные звери осенью» (любая спокойная мелодия)
| Воспитывать выразительность движений, образные представления
| |
|
| 10. Подвижные игры и для развития общей моторики
| «Поезд» («Паровоз» А. Филиппенко), «Прогулка» Т. Ломовой, «Послушный мяч»,
«Люди работают» (Н. П. Моравская)
| Развивать координацию движений. Учить согласовывать движения
| |
|
|
|
|
| | СЕНТЯБРЬ
|
| 11. Заключительные упражнения
| Метание мешочков в цель. Любой марш
| Развитие кисти правой руки
| |
12. Итоговое занятие
| «Путешествие по осеннему лесу»
| Закрепить полученные знания
| | ОКТЯБРЬ
| Праздник осени «Осеннее путешествие по Дону»
| 1. Вводные упражнения
| «Марш» Н. Леви, «Марш» Т. Ломовой
| Учить детей ходьбе в колонне по одному с перешагиванием предметов. Развивать координацию движений
| |
2. Упражнения для развития слухового внимания
| «Собираем грибы» Т. Ломовой, «Кто это?», «Медведь», «Конь» Е. Тиличеевой
| Развивать-муэыкальный слух
| |
3. Упражнения на развитие голоса, дыхания, артикуляции
| «Прогулка в лес» (III варианта) муз. Т. Ломовой, «Посмотри и назови»
| Учить внимательно слушать обращенную к детям речь, правильно и четко артикулировать звуки, работать над дыханием
| |
4. Пение
| «Здравствуй, осень» Ю. Слонова, «Песня огородников» Ю. Слонова
| Корректировать звуки речи, развивать певческий диапазон, певческие навыки
| |
5. Слушание музыки
| «Колыбельная», «Парень с гармошкой» Г. Свиридова, «Марш» Т. Ломовой «Под яблоней зеленой» рус. нар. мелодия
| Развивать представление детей об основных жанрах музыки. Учить узнавать знакомые мелодии
| | А а.
ш
| О
|
| 6. Упражнения для развития мимики
| «Солнечный луч», «Горький лук», «Сладкое яблоко», «Кислое яблоко»
| Формировать мимические позы, активизировать мышцы лба, глаз, губ
| |
7. Упражнения для развития моторики рук, кистей, пальцев рук
| «Падают листья» (Карасева), «Зайчики и волк» (сказка)
| Продолжать развивать тонкие движения кистей, пальцев рук
| |
8. Подвижная игра без предметов
| «Ворон» {обр. Е. Тиличеевой), «Вот сидит наш пес Барбос», «Займи свой домик»
| Учить выполнять движения в соответствии со словами игры, развивать волевые качества, активность
| |
9. Заключительное упражнение
| «Марш октябрят» Л. Шульгиной, «Этюд» Т. Ломовой
| Успокоить, переключить на другие виды деятельности
| | НОЯБРЬ
| Филармония (громко, тихо, весело, грустно)
Кукольный театр детей «Колобок»
| 1. Вводные упражнения
| «Рондо» Д. Кабалевского, см. репертуар на октябрь
| Развивать координацию движений
| |
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
| «Жуки» Вилькорейской, «Эхо», «Поиграем, отдохнем» («Вальс» Е. Тиличеевой, любая колыбельная)
| Учить детей овладевать своими мышцами
| |
3. Пальчиковая гимнастика
| «Разминка» Е. Макшанцевой
| Развивать мелкую моторику
| |
4. Упражнения для развития темпа и ритма
| «Полет птиц» (вариации К. Вебера), «Шаг-бег», игра «Передай ритм», «Хлопки»
| Усвоить с детьми понятия «медленно», «быстро» Развивать чувство ритма в движении
| | л С ш
|
|
| о. Слушание музыки
| К. Сен-С-анс. «Умирающий лебедь»
| Фантазировать под эту музыку, определять настроение
| |
6, Упражнения для развития дыхания, голоса
| «Перекличка животных», «Ворона», «Гуси», «Петух», «Гудок»
| Постановка диафрагмального дыхания, его нормализация, улучшение артикуляции звуков
| |
7. Итоговое занятие
| «Кто как поет?» «Чей домик?»
| Закрепить полученные знания
| | IX УМЕНИИ И НАВЫКОВ-------
| | ДЕКАБРЬ
| Филармония, «Музыкальные киты: песня, танец, марш»
| 1. Вводные упражнения
| «Марш» Б. Троцкжа, «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная мелодия)
| Учить детей ориентироваться в право- и левостороннем движении, определять характер музыки
| |
2. Упражнения, развивающие характер ритма, темпа
| «Поймай снежинку» (любая мелодия с4-дольным размером)
| Учить детей передавать заданный ритм, дать понятия об акценте, паузе
| |
3. Упражнения,
регулирующие мышечный тонус
| «Тихо-громко» (старинная полька в обр. Н. Соколовой), «Игра с водой» (вальс Жилина)
| Учить детей овладевать своими мышцами
| |
4. Слушание музыки
| «Зимний лес» Е. Тиличеевой, «Петрушка» Брамса, «Смелый наездник» Р, Шумана
| Учить различать части музыкального произведения, определять характер музыки
| |
5. Упражнения для развития голоса, дыхания, артикуляции
| Игры «Часы», «Упрямая свеча», «Свеча», «Бадминтон»
| Продолжать воспитывать правильное диафрагмальное дыхание
| | а.
ш
СГ.
| Новогодний утренник «Святки»
| 6. Пение
| «Ой ты, зимушка-эима» (р. н. песня), «Осень»-колядка, «Коляда-моляда» (р. н. песня)
| Работать над просодической стороной речи, добиваться слитного про-певания фразы
| |
7. Подвижные игры
| «Два мороза», «Куда пойдешь?»
| Воспитывать выдержку, внимание, ориентировку в пространстве, развивать словарный запас детей
| |
8. Заключительные упражнения
| «Марш» Певи, «Марш» Т. Ломовой
| Успокоить детей, переключить их на другие виды деятельности
| | ЯНВАРЬ
| Рождество 06.01, Колядование 13.01, Крещение -гадания, 19.01
| 1. Вводные упражнения
| «Праздничный марш» (Лепин), игровые упражнения «Пингвин», «Мама отдыхает»
| Учить детей ходьбе на носках, внутренней и внешней стороне ступни, сочетать различные виды ходьбы с музыкой и словом
| |
2. Упражнения, развивающие чувство ритма
| «Барабанщики» Д. Кабалевского, «Дудочка» А. Лепина, «Кошечка» Т. Ломовой
| Совершенствовать ритмическое чувство, учить детей передавать динамические и ритмические оттенки в музыке
| |
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
| Игра «В белом поле», упражнение «Легкие и тяжелые руки» (венгерские народные мелодии)
| Учить детей управлять своими движениями, развивать координацию движения и слова
| |
4. Слушание музыки
| «Почему медведь зимой спит?» Л. Книппера, «Угадай, на чем играю?» Г. Левко-димова
| Учить различать образы в музыке, кратко высказываться о них
| |
|
|
|
|
| ЯНВАРЬ
| ТЮЗ, филармония: «Лесная песня»
| 5. Игры с пением, драматизация, хороводы
| «За окошком, за окном» (полька И. Саца). Инсценировка «Медведь», Хоровод «Ой, что за народ» (украинская народная песня!
| Работать над дикцией, над умением пропевать на одном дыхании фразы Воспитывать динамическую координацию движений
|
6. Упражнения для развития моторики рук, кистей, пальцев
| «Снеговик» «Снегопад»
| Развивать плавность, диапазон движений, воображение
|
7. Танцы
| «Свободная пляска» (русская народная мелодия), «Калинка», «Танец снежинок», «Анданте» из сонаты до-мажор В. Моцарта
| Развивать координацию движений, музыкальный слух: учить выразительно исполнять танцевальные движения
|
8. Заключительные упражнения
| «Проколотый мяч»
| Нормализовать дыхание
| ФЕВРАЛЬ
| Масленица (масленичные гуляния)
| 1. Вводные упражнения
| «Саночки» А. Филиппенко
| Учить детей ориентироваться в поворотах
|
2. Упражнения на координацию движения
| «Подбросить мяч» («Полька» А. Капетиса), «Игра в мяч» Т. Ломовой
| Продолжать развивать координацию движений под стихотворный текст
|
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус
| Катание на коньках и лыжах
| Учить детей управлять своими движениями
|
|
| 4. Слушание музыки
| «Буденновец» Дубравина, «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Птичник» К. Сен-Сане
| Побуждать детей передавать свое отношение к музыке, высказываться о ее характере
| | А
|
| 5. Пение
| «Как на тоненький ледок» обр. Т. Лопатенко, «Блины» обр. А. Абрамского, «Солнечная капель» ел. И. Вахруш, муз. С. Сословина
| Учить соблюдать ритмический рисунок, передавать динамические оттенки, работать над дыханием
| | а. ш ш
е
|
| 6. Упражнения для развития творческих способностей, инициативы
| «Выйду за ворота» Е. Тиличеевой Полевки-небылицы, нелепицы с
заданными словами
| Учить детей передавать игровые образы различного характера в соответствии с музыкой, воспитывать инициативу
| |
|
| 7. Подвижные игры
| «Скок-поскок» «Две тетери»
| Учить согласовывать движения с текстом, соблюдать темп, ритм произносимого текста
| |
| Концерт для
| 8. Заключительные упражнения______ ЭТАП ФОРМИРОВ-
1. Вводные упражнения
| «За Синей птицей» И. Сац «Шествие» ШИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИИ
«Марш» Ю. Чичкова, «Физкультура»
| Успокоить детей, переключить на прочие виды деятельности Л НАВЫКОВЗакрепить право- и левосторонние повороты
| | |
| «Сорок сороков»
| 2. Упражнения по музыкально-ритмическому воспитанию
| «Побегаем-попрыгаем» С. Соснина, «Горошина» муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель
| Учить вслушиваться в ритмический рисунок музыкального произведения, передавать его разнообразными хлопками в движениях; побуждать детей передавать в развитии
| |
|
|
|
| характерные черты игрового образа.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Продолжение прил. 2
Приложение 3 О. Е. Калашникова ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Приложение 4 А. Р. Красикова ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ РОДНОГО ГОРОДА Цель: развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения. Задачи: • Обобщить знания детей по правилам дорожного движения. • Уметь конструировать различные модели — дома, мосты и др. по чертежам, используя разные виды конструктора. • Развивать планирующую речь, умение последовательно рассказывать о том, что они будут строить. • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Материал: репродукции видов города; запись песни о городе; разного вида конструкторы и бросовый материал: деревья, знаки дорожного движения, дорожки — улицы, фигурки людей, транспорт (используются не только покупные игрушки, но и материал, изготовленный детьми в самостоятельной деятельности). Предварительная работа. Экскурсии и прогулки по городу, в краеведческий музей и музей изобразительного искусства; рассматривание наг л яд но-иллюстративного материала о городе (открытки, фотографии и др.); беседа о правилах дорожного движения, изготовление атрибутов кигре «Красный, желтый, зеленый»; построение зданий во схемам; чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть?*. Ход занятия: I. Организационный момент. Рассматривание репродукций с достопримечательностями города. II. Введение в теми. Беееда о зданиях, представляющих собой архитектурную ценность. Вопрос: В чем отличие вашего города от других городов? III. Слушание песни о городе (дети подпевают). IV. Сюрпризный момент — внесение карты-схемы микрорайона (ее подробный анализ). V. Предложить детям попутешествовать по улицам города. Повторить правила дорожного движения. Вопросы: • Где нельзя играть? (На проезжей части.) • Как мы переходим улицу? (С помощью светофора, пешеходной дорожки, подземного перехода.) • На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зеленый для пешехода.) VI. Встреча со «Светофором» (заинтересовывающий момент). Чтение стихотворения И. Лешкевича «Светофор»: Перейти через дорогу Вам на улице всегда И подскажут, и помогут Говорящие цвета. Красный цвет вам скажет «Нет!» Сдержанно и строго. Желтый цвет дает совет Подождать немного. А зеленый цвет горит — ♦Проходите!» говорит. Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». VII. Встреча регулировщика. Краткая беседа о необходимости и пользе его труда. (Следит за порядком на дорогах. Заменяет светофор там, где его нет.) Сюрпризный момент: регулировщик останавливает «КамаЗ» со строительным материалом к игре «Дорожное движение». VIII. В нашем городе много разных зданий, есть старинные, есть и новостройки. Предложить детям построить свой микрорайон по схемам, рисункам, уточнив последовательность строительства. IX. Предложить ребятам «озеленить» город и обеспечить безопасность дорожного движения. Вопросы: • Что нужно сделать, чтобы не было аварий на дорогах? (расставить дорожные знаки) Дети высказываются о необходимости дорожных знаков (см. приложение). • Игра переходит в сюжетно-ролевую. Примечание: 1. Продолжить игру «Улица нашего города» на участке детского сада с использованием атрибутов: жезл, милицейская фуражка на специально размеченной площадке. 2. В организованной деятельности и самостоятельной дети рисуют и апплицируют различные здания и транспорт. Приложение 5 В. Н. Гуртовая ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ЭКСКУРСИЯ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Цель: формирование опыта речевых коммуникаций. Задачи: 1) продолжать знакомить детей с понятием «культурные знаки» как изображение объектов (фотографии, картины); знаками как способами организации индивидуальных действий, включенных в кооперативную структуру (приветствие, собранность, договор, диалог); 2) формировать способ построения речевой коммуникации, включающей знаково-символические элементы: оценочный, рефлексивный, регулирующий, проектирующий; 3) помочь усвоению связей между изменением строения слова (посредством изменения его части в середине — суффиксы) и его смыслом (казак — казачий, Родина — родной) и их влияния на характер социальных отношений (мы земляки, так как живем на донской земле). Предварительная работа: рассказы о картинных галереях России, рассматривание репродукций Третьяковской галереи, Эрмитажа, рассказы и беседы о народном декоративно-прикладном искусстве («гжель», «хохлома», «дымка»); чтение стихов, работа а изостудии. Лексика: экскурсия, экскурсанты, экскурсовод, холл, галерея, Третьяковская галерея, Эрмитаж. Оборудование; художественное оформление холлов ЦРР № 49 «Олененок» (картины ростовских художников, детское творчество, флаги России и Ростовской области, изделия в технике «гжель», *хохлома>). Воспитатель приносит в группу приглашение на экскурсию. Дети читают его, спускаются с воспитателями в холл, где их ждет логопед-экскурсовод. Логопед: Добрый день, уважаемые экскурсанты! Дети: Добрый день! Л.: Если вы экскурсанты, то кто я? Вы догадались? Д.: Экскурсовод. Л.: Повторите, пожалуйста, не расслышала. Д.: 2 ребенка повторяют. Л.: Верно. А зовут меня Валентина Николаевна. Начинаем нашу экскурсию по картинной галерее. Пройдемте (переход к «гжели»)- Л.: В какой цвет окрашены стены этого холла? Д.: Стены этого холла окрашены в голубой цвет. Л.: И это не случайно. Вы в этом убедитесь, если прочтете стихотворение. 1-й ребенок читает: Звонкое чудо России, 2-й: Словно весенняя трель, 3-й: Пишет по белому синим 4-й: Сказку волшебную «Гжель*. Л.: В каком виде росписи выполнены представленные здесь работы? Д.: В гжельской росписи. Л.: Чем отличается «гжель» от хохломской росписи (дымковской)? Дети: отвечают. Л.: Какие цвета используются в работах мастеров Гжели? Среди вас авторы двух работ: Лариса (*Сказоч- ная принцесса») и Настя («Королева цветов»). Расскажите, пожалуйста, о ваших работах. (Лариса и Настя рассказывают.) Выберите, пожалуйста, из этих работ ту, которая вам больше всех понравилась, и расскажите, чем она вам понравилась. Л.: Ваши рассказы были очень интересными и работы прекрасные, а сейчас переходим к следующей экспозиции. Это работы ростовского художника Людмилы Улыбиной. Как одним словом назвать эти картины? Д.: Это цветы. Натюрморты. Л.: Какие цветы изображены на 1-й картине? На 2-й, на 3-й? Д.: На 1-й — васильки, на 2-й
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|