Судороги в дыхательном аппарате
Различают 3 вида судорог в дыхательном аппарате: 1) вдыхательная (инспираторная). В этом случае возникает внезапное порывистое вдыхание перед речью или в середине слова между звуками отмечаются 2-3 респираторных движения. Гласные звуки носят придыхательный характер, вместо/? слышен простой шум. У ребенка отмечается переполнение груди воздухом, которое снимается длительным выдохом, сухость в горле и во рту; 2) выдыхательная (экспираторная). Возникает в момент речи, внезапно наступает экспирация (излишне напряженный выдох), ребенок как бы наклоняется или делает несколько шагов вперед. Он ощущает сдавление и сжатие грудной клетки, иногда доходящее до тупой боли. Эта судорога разрывает слово на части и подавляет деятельность голосового и артикуляционного аппарата (слышится глухой промежуток); 3) ритмическая (респираторная). Наблюдается сильный порывистый вдох при сильном расширении грудной клетки, затем следует порывистый выдох. Частые смены вдоха и выдоха заглушают звуки. Судороги вокального аппарата Встречаются 3 разновидности судорог вокального аппарата: 1) смыкательный голосовой спазм, при котором среди плавной речи возникает пауза, беззвучный промежуток. Наступает полное закрытие голосовой щели во всех отделах, судорога прерывает речь. Грудная и шейная мускулатура оцепеневают. Лицо краснеет, веки набухают. Ощущения: чувство препятствия в гортани, при сильных судорогах — звон в ушах, давление в глазах; 2) вокальный спазм, при котором наблюдается ненормальное продолжение звуков (неестественный звук); 3) дрожаще-голосовой спазм, или толчкообразная гортанная судорога. Речь внезапно прерывается звуками гортанного происхождения, напоминающими блеяние овцы, судорожное покашливание. Судорога координирует с подъязычной судорогой, и наступает отвисание или опускание нижней челюсти (основной симптом).
Артикуляционные судороги Выделяются 4 типа артикуляционных судорог. 1) Лицевые, а) Верхне-губная. Редкая, чаще тоническая. Наступает спазм мышцы, поднимающей верхнюю губу, который вызывает обнажение клыка слева или справа, б) Нижне-губная. Поражает одну или обе мышцы, поднимающие нижнюю губу или подбородок. в) Угловая судорога. Вызывает оттягивание угла рта, часто распространяется на мышцы век, лба, носа (симптом Флешерса), бывает справа и слева, чаще всего она клоническая. г) Сложно-лицевая. Все лицевые судороги могут координировать друг с другом; 2) Язычные, а) Судорожный подъем кончика языка, который с силой упирается в твердое небо или в верхние зубы и вызывает полное смыкание, останавливающее речь, б) Судорожный подъем корня языка — внезапный сильный подъем корня языка кзади и кверху, в) Изгоняющая судорога языка. Встречается крайне редко. Язык вытягивается горизонтально книзу и оцепе-невает до нескольких секунд. При сильной степени язык выходит изо рта. г) Подъязычная судорога — напряжение мускулатуры передней поверхности шеи. В тяжелых случаях наблюдается опускание нижней челюсти. 3) Жевательной мускулатуры. 4) Небно-глоточные. Судороги жевательной и нижые-челюстной мускулатуры встречаются редко. Внезапно отмечаются щелканье, скрежет зубов, так как челюсти резко сходятся. По типу судорог различают 3 формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую и смешанную. Наиболее ранняя и легкая форма заикания — клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (б...б...б...бабушка, па-па-па-папа). Со временем эта форма переходит в более тяжелую — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или в середине слова (к,..нижки). Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тоническое или тоно-клоническое (по преобладающему характеру судорог).
Различают 3 степени заикания: умеренную (слабую), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев определения степеней заикания нет. В практике слабой степенью обычно считают такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной считается такая степень, при которой в результате сильных судорог речевое общение становится невозможным. Кроме того, при сильной степени проявляются также эмболофразия (добавление в речи дополнительных слов или звуков) и разнообразные сопутствующие движения в различных группах мышц внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей, например, раздувание крыль-ев носа, притоптывание ногами и т. д. Еще одним из характерных симптомов заикания является боязнь речи, отдельных звуков или слов — логофобия. Речевое расстройство тесно переплетается с нарушением центральной нервной.системы. Поэтому различают 2 вида заикания: невротическое и неврозоподобное. Невротическое заикание — это расстройство психогенного происхождения не обязательно после испуга, например, смена условий воспитания может вызвать у ребенка невротические расстройства: раздражительность, плаксивость, а затем на этом фоне — энурез или тики. Невротическое заикание возникает именно после шоковой реакции — ступор, мутизм, затем наблюдается двигательное возбуждение, нарушается дыхание, дыхательный компонент закрепляется, автоматизируется и провоцирует заикание с вокальными и дыхательными нарушениями с преобладанием тонических судорог, к которым присоединяются артикуляционные клоничес-кие и т. д. У детей нарушается сон, они плаксивы, боятся говорить. Лечение таких детей нужно начинать с пси- хотерапии, а не с логопедии, так как она будет усиливать дезактивацию речи. Неврозоподобное заикание возникает в возрасте 2-3 лет на фоне резидуально-органического поражения (внутриутробная, предродовая, родовая травмы, соматические заболевания). Возникает оно постепенно, преимущественно с клонических судорог артикуляционного аппарата и постоянно увеличивается во всех случаях. Страх речи долго отсутствует полностью, логофобии нет, но в пубертатный период у части больных присоединяются дополнительные невротические расстройства. При неврозопо-добном заикании начинать лечение надо именно с логопедии, попутно используя медикаментозные Средства (рассасывающая терапия и гидротерапия, физиотерапевтическое лечение, логопедическая ритмика и т. д.).
Знание форм и степеней судорог в речевом аппарате позволяет поставить правильный диагноз и начать кор-рекционную работу. Основные принципы коррекционной работы В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же после его возникновения. Задача логопедической работы состоит в том, чтобы путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить недостатки произношения и выработать четкую, правильную артикуляцию. Чем больше времени проходит с момента возникновения заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Значительного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода, который складывается из следующих направлений: 1) медицинское воздействие; 2) психотерапевтическое воздействие; 3) логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8-9 месяцев) регулярного систематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от заикания речи, начиная с самых легких ее форм и кончая сложными, в любых жизненных условиях; 4) логопедическая ритмика; 5) правильная речь окружающих, имеющая большое значение для успешного преодоления заикания. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, неторопливую речь. Тогда они начинают подражать этой манере говорить. Отношение к детям тоже должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.
Основная цель логопедической работы — коррекция неправильной речи. Конкретные задачи логопеда выражаются в том, чтобы привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи: неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, правильное речевое дыхание, опору на гласные звуки. При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т, е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Только путем постепенного усложнения детской речи от занятия к занятию можно воспитать навыки здоровой речи. Малейшее усложнение высказываний детей без учета их возможностей приведет к появлению заикания. Итак,, для успешного прердоления заикания необходимо, чтобы все занятия подчинялись основному дидактическому принципу систематичности и последовательности. Т. Юв Мелихова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|