Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судороги в дыхательном аппарате




Различают 3 вида судорог в дыхательном аппарате:

1) вдыхательная (инспираторная). В этом случае воз­никает внезапное порывистое вдыхание перед речью или в середине слова между звуками отмечаются 2-3 респи­раторных движения. Гласные звуки носят придыхатель­ный характер, вместо/? слышен простой шум. У ребенка отмечается переполнение груди воздухом, которое сни­мается длительным выдохом, сухость в горле и во рту;

2) выдыхательная (экспираторная). Возникает в мо­мент речи, внезапно наступает экспирация (излишне напряженный выдох), ребенок как бы наклоняется или делает несколько шагов вперед. Он ощущает сдавление и сжатие грудной клетки, иногда доходящее до тупой боли. Эта судорога разрывает слово на части и подавля­ет деятельность голосового и артикуляционного аппа­рата (слышится глухой промежуток);

3) ритмическая (респираторная). Наблюдается силь­ный порывистый вдох при сильном расширении груд­ной клетки, затем следует порывистый выдох. Частые смены вдоха и выдоха заглушают звуки.

Судороги вокального аппарата

Встречаются 3 разновидности судорог вокального аппарата:

1) смыкательный голосовой спазм, при котором сре­ди плавной речи возникает пауза, беззвучный промежу­ток. Наступает полное закрытие голосовой щели во всех отделах, судорога прерывает речь. Грудная и шейная мускулатура оцепеневают. Лицо краснеет, веки набуха­ют. Ощущения: чувство препятствия в гортани, при сильных судорогах — звон в ушах, давление в глазах;

2) вокальный спазм, при котором наблюдается не­нормальное продолжение звуков (неестественный звук);

3) дрожаще-голосовой спазм, или толчкообразная гор­танная судорога. Речь внезапно прерывается звуками гортанного происхождения, напоминающими блеяние овцы, судорожное покашливание. Судорога координиру­ет с подъязычной судорогой, и наступает отвисание или опускание нижней челюсти (основной симптом).

Артикуляционные судороги

Выделяются 4 типа артикуляционных судорог.

1) Лицевые, а) Верхне-губная. Редкая, чаще тони­ческая. Наступает спазм мышцы, поднимающей верх­нюю губу, который вызывает обнажение клыка слева или справа, б) Нижне-губная. Поражает одну или обе мышцы, поднимающие нижнюю губу или подбородок. в) Угловая судорога. Вызывает оттягивание угла рта, часто распространяется на мышцы век, лба, носа (симп­том Флешерса), бывает справа и слева, чаще всего она клоническая. г) Сложно-лицевая. Все лицевые судоро­ги могут координировать друг с другом;

2) Язычные, а) Судорожный подъем кончика языка, который с силой упирается в твердое небо или в верх­ние зубы и вызывает полное смыкание, останавливаю­щее речь, б) Судорожный подъем корня языка — вне­запный сильный подъем корня языка кзади и кверху, в) Изгоняющая судорога языка. Встречается крайне ред­ко. Язык вытягивается горизонтально книзу и оцепе-невает до нескольких секунд. При сильной степени язык выходит изо рта. г) Подъязычная судорога — напряже­ние мускулатуры передней поверхности шеи. В тяже­лых случаях наблюдается опускание нижней челюсти.

3) Жевательной мускулатуры.

4) Небно-глоточные.

Судороги жевательной и нижые-челюстной мускула­туры встречаются редко. Внезапно отмечаются щелка­нье, скрежет зубов, так как челюсти резко сходятся.

По типу судорог различают 3 формы (или вида) за­икания: клоническую, тоническую и смешанную. Наи­более ранняя и легкая форма заикания — клоническая,

при которой повторяются звуки или слоги (б...б...б...ба­бушка, па-па-па-папа). Со временем эта форма перехо­дит в более тяжелую — тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или в сере­дине слова (к,..нижки). Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тоническое или тоно-клоническое (по преобладающему характеру судорог).

Различают 3 степени заикания: умеренную (слабую), среднюю и сильную (тяжелую). Четких критериев опре­деления степеней заикания нет. В практике слабой степе­нью обычно считают такую, при которой заикание прояв­ляется едва заметно и не мешает речевому общению. Силь­ной считается такая степень, при которой в результате сильных судорог речевое общение становится невозмож­ным. Кроме того, при сильной степени проявляются так­же эмболофразия (добавление в речи дополнительных слов или звуков) и разнообразные сопутствующие движения в различных группах мышц внеречевой мускулатуры лица, шеи, туловища, конечностей, например, раздувание крыль-ев носа, притоптывание ногами и т. д. Еще одним из ха­рактерных симптомов заикания является боязнь речи, отдельных звуков или слов — логофобия.

Речевое расстройство тесно переплетается с наруше­нием центральной нервной.системы. Поэтому различа­ют 2 вида заикания: невротическое и неврозоподобное.

Невротическое заикание — это расстройство психо­генного происхождения не обязательно после испуга, например, смена условий воспитания может вызвать у ребенка невротические расстройства: раздражительность, плаксивость, а затем на этом фоне — энурез или тики. Невротическое заикание возникает именно после шо­ковой реакции — ступор, мутизм, затем наблюдается двигательное возбуждение, нарушается дыхание, дыха­тельный компонент закрепляется, автоматизируется и провоцирует заикание с вокальными и дыхательными нарушениями с преобладанием тонических судорог, к которым присоединяются артикуляционные клоничес-кие и т. д. У детей нарушается сон, они плаксивы, боят­ся говорить. Лечение таких детей нужно начинать с пси-

хотерапии, а не с логопедии, так как она будет усили­вать дезактивацию речи.

Неврозоподобное заикание возникает в возрасте 2-3 лет на фоне резидуально-органического поражения (внут­риутробная, предродовая, родовая травмы, соматические заболевания). Возникает оно постепенно, преимуществен­но с клонических судорог артикуляционного аппарата и постоянно увеличивается во всех случаях. Страх речи долго отсутствует полностью, логофобии нет, но в пубер­татный период у части больных присоединяются допол­нительные невротические расстройства. При неврозопо-добном заикании начинать лечение надо именно с лого­педии, попутно используя медикаментозные Средства (рас­сасывающая терапия и гидротерапия, физиотерапевти­ческое лечение, логопедическая ритмика и т. д.).

Знание форм и степеней судорог в речевом аппарате позволяет поставить правильный диагноз и начать кор-рекционную работу.

Основные принципы коррекционной работы В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же после его возник­новения. Задача логопедической работы состоит в том, чтобы путем систематических плановых занятий осво­бодить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить недостатки произношения и вырабо­тать четкую, правильную артикуляцию. Чем больше времени проходит с момента возникновения заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Значи­тельного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода, который складывается из следующих направлений:

1) медицинское воздействие;

2) психотерапевтическое воздействие;

3) логопедическое воздействие, осуществляемое на протяжении длительного (8-9 месяцев) регулярного сис­тематического курса занятий. Основной целью занятий является воспитание навыков правильной, свободной от

заикания речи, начиная с самых легких ее форм и кон­чая сложными, в любых жизненных условиях;

4) логопедическая ритмика;

5) правильная речь окружающих, имеющая большое значение для успешного преодоления заикания. Дети должны слышать только негромкую, спокойную, нето­ропливую речь. Тогда они начинают подражать этой манере говорить. Отношение к детям тоже должно быть ровным, ласковым, без порицаний. Малейшие успехи должны тут же поощряться.

Основная цель логопедической работы — коррекция неправильной речи. Конкретные задачи логопеда выра­жаются в том, чтобы привить заикающемуся ребенку навыки правильной речи: неторопливый темп, доста­точную громкость и выразительность, правильное рече­вое дыхание, опору на гласные звуки. При воспитании свободной речи прежде всего необходимо выработать у ребенка неторопливый темп, т, е. умение говорить не спеша, чуть замедленно. Только путем постепенного усложнения детской речи от занятия к занятию можно воспитать навыки здоровой речи. Малейшее усложне­ние высказываний детей без учета их возможностей приведет к появлению заикания.

Итак,, для успешного прердоления заикания необхо­димо, чтобы все занятия подчинялись основному дидак­тическому принципу систематичности и последователь­ности.

Т. Юв Мелихова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...