Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избранные молитвенно-утешительные псалмы.




ПСАЛОМ 50.

"В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку; егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве".

Надписание указывает на повод написания Давидом данного псалма. Поводом было обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и её мужем Урией. Содержание псалма - покаянная молитва. Все содержание псалма можно разделить на следующие части:

I. Вступление: 1-2;

II. Начальное прошение: 3-4;

III. Признание и исповедание греха: 5-8;

IV. Моление о возобновлении духа: 12-14;

V. Моление об очищении: 9-11;

VI. Благодарное обещание клятва раскаявшегося: 15-19;

VII. Моление о Сионе: 20-21.

Ст.3: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Псалмопевец за содеянное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех, содеянный и осознанный им, беспредельный. Под беззаконием он разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии, ибо и то и другое запрещено Законом.

Ст.4: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Вследствие искреннего раскаяния Давидом в содеянном Бог объявил ему через пророка Нафана, что с него грехи снимаются (2 Цар.ХII,13). Однако он не перестает молить Бога о том, чтобы Он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Грех и беззаконие здесь отождествляются.

Ст.5. «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Царь и пророк Давид настолько осознал свой грех, что он очами совести своей видел его и днем и ночью, "выну". А это постоянное мучение души является ясным признаком искреннего раскаяния.

Ст.6: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти». Царь Давид, будучи царем и повелителем над всем своим царством, не подлежал суду человеческому, он исповедует, что имеет над собою и над всеми своими делами одного Судию-Бога. Пред Ним, как Сердцеведцем, он не может ни оправдаться ни судиться.

Далее псалмопевец говорит, что он во грехе зачат и во грехе родился (ст. 7), чтобы "более приклонить Господа на милость и сострадание". До своего грехопадения Давид получал от Бога откровения, что являлось особым знаком любви к нему Бога, и теперь он просит Господа, чтобы Он проявил к нему милость прощения, очищения от греха и сделал его радостным от этого. Иссоп - растение, имеющее силу к уничтожению проказы. Сердце в Священном Писании имеет многие значения, но в данном месте говорится о душе, которую просит Давид очистить и не отнимать у него благодатного дара пророчества. Под пролитием крови здесь разумеется убийство Урия. Правда - оправдание, дарованное Давиду Богом.

Ст.18: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Для чистой молитвы недостаточно одного жертвоприношения, - для этого необходимо иметь ещё и соответствующее настроение, о чем и говорит псалмопевец в следующем стихе.

Ст.19: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», т.е. для Бога не столь важны самые жертвы - обрядовый закон Моисея, сколько дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, что значит: сознание своих грехов и покорность суду Божию.

Ст. 20,21: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския». «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы». Два последние стиха, вероятно, были присоединены к псалму во время Вавилонского плена, ибо пророчески говорится здесь о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма и о том, что, когда евреи освободятся от чужеземного ига, тогда они с удовольствием будут приносить "возношения" (части от животных) и "всесожжения" (целые жертвенные животные) на Иерусалимском жертвеннике.

Этот псалом называется покаянным и чаще других употребляется в богослужении, так как в нем выражена вся глубина смирения и покаяния, с которыми молящийся должен обращаться к Богу.

ПСАЛОМ 89.

«Молитва Моисея человека Божия», т.е. данный псалом принадлежит Моисею, законодателю и вождю еврейского народа. Псалом написан Моисеем в конце сорокалетнего странствования евреев по пустыне, пред вступлением их в землю обетованную. В нем псалмопевец изображает величие Божие и исповедует греховность и ничтожество пред Ним человека. Псалом можно разделить на части следующим образом:

Бог и человек: 2-6;

Божий гнев за грехи: 7-12;

Моление о милосердии: 13-17.

Ст.2: «Господи, прибежище был еси нам в род и род». Господь был всегда благосклонным к евреям, из рода в род, начиная с избрания Авраама.

Ст.3: «Прежде даже горам не быти и создатися земли я вселенной, и от века и до века Ты еси». Здесь говорится о том, что Бог был до образования гор и создания земли и вселенной, т.е. о безначальности и бесконечности Божией.

Ст. 4: «Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии». По-разному представляется в Священном Писании смирение. В данном месте оно понимается в "смысле подпадения под власть врага". Поэтому и говорится, чтобы Господь не допустил впасть в это смирение.

Ст.5. «Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная». Здесь говорится о вечности Божией,что пред Богом тысяча лет, как у людей день вчерашний, т.е. незаметно исчезнувший момент. "Стража нощная" - ночная часть (смена) дежурства, которая для спящих проходит совершенно незаметно.

Ст.6. «Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет ожестеет и изсохнет».

"Уничижения" - ничто годы человеческой жизни по сравнению с вечностью Божией. Жизнь человека сравнивается с быстро увядающей травой, которая утром появляется, а к вечеру засыхает.

Ст.7: «Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся». Моисей исповедует пред Богом греховность народа и заслуженность наказаний: бедствий, лишений и гибели евреев от божественного гнева.

Ст.8: «Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего». Господь знает все наши грехи, тайные и явные, они открыты и видимы пред Ним, и вообще вся жизнь наша, говорит псалмопевец, открыта для наблюдения пред Богом,

Ст.9-10: «Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся. Дние лет наших, внихже семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся», Жизнь евреев вследствие грехов и наказаний за них обеднела и сократилась по сравнению с жизнью предшествующих поколений. Её продолжительность стала насчитывать 70-80 лет. И эта кратковременная жизнь людей характеризуется слабостью и болезнями. И вообще годы нашей жизни считаются как паутина, которая делается с большим трудом, а из-за своей непрочности быстро пропадает. Под кротостью надо понимать в данном месте "умеренное наказание Божие" (Е. Зигабен).

Ст.11: «Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою исчести?» Здесь говорится о силе гнева Господня против непокорных. Он велик и невыносим, и никто не может измерить его или познать его.

Ст.12: «Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости». Псалмопевец говорит о умеренном наказании Господнем и просит дать узнать в день суда над ним десницу Господню, т.е. благодеющую и охраняющую силу Божию. Кроме того, он просит показать праведников и соединить с ними, т.е. с теми, сердца которых были окованы мудростью до смерти. Мудрость же заключалась, как нам известно, в страхе Господнем и вообще во всем том, что относилось к божественному.

Ст.13: «Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя». Пророк просит Бога, чтобы Он обратился к людям, от которых Он отвратился из-за грехов, и просит Его быть милостивым над Своими рабами, которые взывают к Нему о помиловании.

Ст.14-15: «Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся, и возвеселихомся, во вся дни нашя возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая». Здесь настоящая жизнь сравнивается с вечером и ночью, где полно обольщений, а будущая - с утром и днем из-за светлости и восстания от сна. А пробуждение от сна символизирует воскресение из мертвых, где исполнившись благих милостей Господних, возрадуемся и возвеселимся. "Злая" - это скорби и искушения, которыми Господь смиряет нас.

Ст.16-17: «И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя, и настави сыны их, и буди светлость Господа Бога нашего на нас и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». Псалмопевец взывает к Богу, чтобы Он вменил нам добрые дела наших отцов и учителей и ради них наставил нас на дела богоугодные, т.е. добродетели. "Светлость Господа Бога" - благодать Божия, всех просвещающая и всем помогающая. Под "делами рук" следует понимать различные дела добродетели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...