Корпус писаний царя Соломона
Краткий очерк жизни Соломона и его писаний. За всю историю еврейского народа из его царей особенное внимание обращали и обращают на себя Давид и Соломон, пользовавшиеся как при жизни, так и по смерти широкой известностью. Но особенно ярко личность Соломона вырисовывается при сравнении с Давидом. Давид был царем войны, отличался практическим складом ума и был преимущественно человеком сердца с сильно развитой на разные явления из общественной или личной религиозно-нравственной жизни. Соломон же не был склонен к войнам. Ум его был философского характера, склонный к отвлеченным обобщениям и построениям мысли. Он был более человеком ума, чем сердца, а потому не мог легко и быстро чем-либо увлекаться, «Он был умерен как во грехе, так и в благочестии. Он не мог себе позволить крайности в роде истории Давида с Вирсавией, но и не стал бы плясать пред ковчегом, как Давид к соблазну Мелхалы, и не привел бы ничем подобным в стыд людей, холодных к религии»[12]. Соломон, сын Давида от Вирсавии, еще с детства отличался выдающимися способностями. При рождении он получил имя Иеддедиа (возлюбленный Богом), данное ему пророком Нафаном, - а Давид назвал его Соломоном (мир). Деятельность Соломона, как правители и царя, - преемника Давида на престоле, во многом являлась продолжением и осуществлением тех предначертаний, которые были намечены Давидом. Но на ней лежал глубокий отпечаток личного духа и характера Соломона, значительно отличающихся от духа и характера его отца. Армия при Соломоне была усилена и преобразована. Для защиты и удержания в подчинении себе покоренных народов он прибегал к заключению брачных союзов с царями соседних самостоятельных и покоренных ему народов. В области внутреннего управления Соломоном было произведено новое размежевание земельных участков колен. Соломон вводил систему сосредоточения власти в свои руки (централизацию), уничтожавшую патриархально-родовой уклад жизни еврейского народа. Строгое и неумеренное проведение этой системы вызвало недовольство колен, выразившееся в восстании Иеровоама и подготовившее разделение царства при его преемнике. Более важным делом Соломона было построение храма, роскошь и великолепие которого по справедливости заслуживали удивления современников. Вместе с построением храма Соломон построил дворец для себя, впоследствии и для своих жен.
Вследствие прекращения войн и установления мирных отношений с окружающими народами, евреи могли успешно развивать земледелие. При постоянных торговых сношениях с разными народами они заимствовали у них все лучшее: обработку земли, ремесла. При Соломоне же была заведена морская торговля. Таким образом, «Иуда и Израиль жили беспечально, каждый под виноградником и смоковницею своею» (3 Цар.IV,25). Соломон был не только видным государственным и политическим деятелем, но и плодовитым писателем. Он был творцом 3000 притчей и 1005 песней: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30-34). Лучшим литературным (памятником) произведением считается его книга Песнь Песней, которая в переводе означает «превосходнейшую песнь». О мудрости Соломона говорит книга Царств, где знания его касались и области естествознания; поставление его выше Ефама и Емана, известных составителей религиозно-нравственных песней, находящихся в Псалтири, указывает в Соломоне способность возвышенного поэтического творчества (о чем свидетельствует книга Песнь Песней), а его превосходство над мудрецами Египта, славившимися хорошим знанием таинственных сил природы и особенно небесных светил, говорил о знакомстве Соломона и с этой областью. Все это давало право писателю при изображении мудрости Соломона характеризовать её так «Сам Он даровал мне неложное познание существующего, чтобы познать устройство мира и действие стихий, начало, конец и средину времен, смены поворотов и перемены времени, круги годов и положение звезд, природу животных и свойства зверей, стремления ветров и мысли людей, различия растений и силы корней. Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего» (Прем.7:17-28). Как Соломон приобрел такую массу знаний, сказать трудно, можно предположить только, что они могли быть усвоены умом наблюдательным, сосредоточенным и любознательным. Склад ума Соломона был философский, стремившийся к объединению всех знаний, выработке цельного систематического миросозерцания, выразительный памятник которого мы имеем в книге Екклезиаста. Обширный ум Соломона сделал его имя нарицательным - им означают всякого глубокомысленного и многомудрого человека. Жизнь Соломона разделяется на два периода. В начале царствования «возлюби Соломон Господа, ходити в заповедех Давида отца своего» (3 Цар. 3: 5), он был проникнут сознанием высоты своего служения, мало верил в свои личные силы и искал опоры в Боге. Впоследствии, по окончании построения храма, Соломон отдался страсти женолюбия, брал себе жен из язычниц, так что число их было до 700 и наложниц 300 (3 Цар. 11,3). Женолюбие Соломона оказало на него пагубное действие. Он подпал под влияние язычниц, разрешил им построить жертвенники своим языческим богам и даже сам присутствовал при жертвоприношениях.
Древность приписывает авторству Соломона Песнь Песней, Книгу Притч, Екклесиаст. Причем распределяет их по периодам жизни Соломона. Но Святитель Григорий Нисский говорит о том, что здесь следует подразумевать под автором не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем [т.е. «мирный». – авт.] называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни Песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» [11, c. 17 – 18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле.
Притчи Соломона Книга Притчей Соломоновых в еврейской Библии помещается в третьей части библейского канона среди так называемых «Кетубим» или «Писаний» и в ряду их занимает второе место - после книги Псалмов и пред книгой Иова. Еврейское название книги Притчей: «Мишле-Шеломо» или обычнее просто «Мишле». Греческое LXX-ти: Παροιμιαι Σαλωμω̃ντοσ. Латинское Вульгаты: Parabolae Salomonis или liber prorerbiorum, в славянской - Притчи Соломона. Древние толкователи переводили как «Книга Премудрости». Название книги во всех канонах указывают на преобладающую форму изложения этой священной книги, содержание которой составляют – притчи. Книга содержит несколько надписаний со словом «притчи» (евр. משל) и состоит из кратких, часто образных изречений, называемых притчами. Основное значение еврейского «машал» (евр. משל): «сравнение», «подобие», «быть равноценным» т. е. речь с переносным смыслом. Речь, в которой явление, например, нравственного миропорядка уясняется через сравнение с явлением мира физического (ср. Иез. 17:2; 24:3; Притч. 25:11). Сравнение при этом принимает неодинаковые формы, откуда и получаются различные виды притчей.[13] Например: «Как дверь вращается на петлях своих, так ленивец на постели своей»(26:14). Часто «машал» параллельно используется с хидда (замысловатая речь, загадка): «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих».(26:4-5). Вообще для приточного литературного жанра характерны идеи сходства, сравнения, уподобления, образные мысли, облеченные в форму параллелизма.[14] Таким образом, в Библии машал – народная поговорка, аллегория, аналогия, загадка, обличительная речь. Притча в Ветхом Завете – это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противопоставление или сравнение. Библейские притчи – поучения, практические советы, преподанные в таком виде, чтобы их было легко усвоить и запомнить. Т. е. притчи Ветхого завета в большинстве случаев отрывочные, афористические, иногда же связные, в последовательном порядке (обнимающем целые отделы) изложенные изречения, в которых предлагаются то умозрительные истины - главным образом религиозного свойства. Например, о Боге, Его свойствах, Его мироуправлении. О Божественной (Ипостасной) Премудрости и прочее. Чаще всего - разнообразные правила практической мудрости, благоразумия и хорошего поведения в жизни религиозно-нравственной, общественной, семейной, трудовой, хозяйственной и т. д. Иногда опытные наблюдения над ходом жизни, дел и судеб человека и мира. Одним словом "притчи" обнимают или захватывают всю совокупность вопросов знания и жизни представлявшихся наблюдению и размышлению древнего еврея - теократа, в своем духовном складе определявшегося законом Моисеевым и своеобразным характером древнееврейской ветхозаветной истории. Притчи Соломона отличаются от новозаветных, во-первых всего своей краткостью, во-вторых высотой содержания. В Новом Завете притчи – это, как правило, такие развернутые рассказы, открывающие нам тайны Царства Божия и царства Небесного. Притчи же Ветхого завета в основном касаются житейских и бытовых вопросов.
Притчи с евр. на греческий язык переведено как паремии (παροιμια) потому и отрывки из Книги Притч читаемые на богослужении в конечном итоге стали называться паремии. Смысл названия в греческом несколько меняется. Слово это употреблено переводчиками потому, что содержание книги служит руководством человеку на его жизненных путях. Святитель Василий Великий пишет: «Слово — притча – у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них οιμος отчего и притчу παροιμια определяют так речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: сия в притчах глаголах вам, но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве (Ин.16,25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным. Поэтому притчи Соломона есть, изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни» [8, ч. 4, c. 194]
Совокупность изречений, содержащихся в книге Притчей, составляет так называемую «мудрость», «премудрость» (חכםה евр. хокма). Это центральная тема книги. Сама мудрость – это нечто большее, чем присущая человеку черта. Она исходит от Яхве, создана Им как начало всех Его путей и была уже до того как создан был окружающий мир. Она представлена как некая сила и даже как Личность как любимица Яхве. Все учение книги Притчей есть слово Яхве или закон Яхве: оно исходит от лица вечной Премудрости, сотворившей мир (8:27-30; сн. 3:19), и еще до творения мира бывшей у Бога (8:22-26), всегда близкой к сынам человеческим (8:31). В Израиле же нарочито всенародно проповедующей во всех местах общественных собраний (1:20-21; 8:1-4), выслушивающей молитвы просящих (1:28), изливающей дух мудрости на принимающих ее (1:23). Одним словом - личной или ипостасной Премудрости Божией. Существенный характер мудрости, которой научает книга Притчей, как и вся так называемая хокмическая священная библейская письменность (некоторые псалмы: 36, 49, 72..., книга Иова, кн. Екклезиаста, кн. Иисуса, сына Сирахова), слагается из двух основных черт: Во-первых мудрость всецело зиждется на религиозной основе и есть в существе своем истинное боговедение и богопочитание: «начало мудрости - страх Господень»( 1:7); «начало мудрости - страх Господень, и познание Святого – разум» (9:10). «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 1, 1). На вопрос, почему страх Господень есть начало премудрости, отвечает святитель Иоанн Златоуст. «Он (страх Господень) удаляет от всякого порока и наставляет на всякую добродетель… И языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что же мудрее такой души?» «Истинная мудрость и истинное образование есть не что иное, как страх Божий». А вот, например, каково определение премудрости у Василия Великого. «О мудрости, - рассуждает он, - знаем, что она есть одна из родовых добродетелей, посредством которой мы, человеки, делаемся сведущими в том, что добро и что зло, и что безразлично.... Истинная премудрость – есть распознание того, что должно делать и чего не должно. Кто следует ей, тот никогда не отступит от дел добродетели, никогда не будет проникнут пагубою порока». Во-вторых мудрость имеет прежде всего и главным образом практический характер: существует путь Господень и этот путь - твердыня для непорочного, и страх для делающих беззаконие (10:29). Источник всякой истинной мудрости - в законе Яхве: «От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (20:24). Соответственно тому, следуют ли люди пути Яхве или уклоняются от него, все человечество разделяется на мудрых и глупых, т. е. расположенных к принятию закона Божия и следованию путем его, - людей благочестивых, и пытающихся на место общей для всех воли Божией поставить свою частичную волю и тем нарушающих гармонию мира, - людей нечестивых и грешных (см., напр., 10:23).[15] При этом неизбежным, по суду Божьему, следствием добродетели является благо и счастье, а нечестия и греха - всякого рода бедствия (см., напр., 12:21; 21:18). Из этого основного принципа истекают все многочисленные наставления книги Притчей, обнимающие все разнообразие жизненных и житейских отношений человека. Понятие мудрости не ограничивается одними религиозностью, набожностью, благочестием, но обнимает жизнь еврея во всем разнообразии, по всем направлениям и во всех отношениях, так, например, в понятие мудрости необходимо входят: рассудительность, проницательность, осмотрительность, художественные дарования и мн. др. Авторство книги Притч Согласно иудейской традиции автор книги Притч – Соломон. Вслед за иудейской традицией Отцы Церкви и средневековые богословы приписали всю книгу Притчей Соломону. Она надписывается именем Соломона подобно тому, как Псалтирь - именем Давида. Соломон с юных лет имел сильное стремление к знаниям и мудрости. Он был чрезвычайно одаренным человеком. Его познания и мудрость поражали мир. Со всех сторон земли приходили послушать его. В Третьей книге Царств говорится, что «Соломон изрек три тысячи притчей (и песней его была тысяча и пять)» (3 Цар. 4, 32). Вероятно, часть этих притчей вошла в сборник «Мишле Шеломох». Всего в сборнике содержится около 900 изречений. К тому же не все они принадлежат авторству Соломона. Можно назвать еще одно место Св. Писания, где говорится о Соломоне как авторе притчей – это кн. Иисуса сына Сирахова, 16,19: 16 Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! 17 Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; 18 имя твое пронеслось до отдаленных островов, и ты был любим за мир твой; 19 за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. Согласно иудейскому преданию, записанному в Талмуде, друзья царя Езекии издали Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней и книгу пророка Исайи. Вероятно, они не просто занимались переписыванием книг, но и редактировали их, собирали отдельные книги и изречения, составляя сборники. При внимательном рассмотрении текста книги Притчей Соломоновых можно сделать вывод, что она составлена из отдельных сборников. Как видно из заглавий этих сборников, в книгу вошли также изречения других авторов. Кроме того, внутри книги Притчей можно заметить различие языка и стиля. Глава 30 принадлежит Агуру. Кто был Агур, нам неизвестно. Возможно, он был другом Соломона. А может быть жил совсем в другое время. В еврейском оригинале книги употреблено слово «масса» или «маша», которое переведено на русский язык как «вдохновенное изречение». Но возможно это имя собственное, означающее забытый древний народ, племя. В книге Бытия (25:14) среди народов, происшедших от Измаила, упоминается народ Масса. Поэтому некоторые толкователи считают, что Агур был мудрецом из этого древнего племени 31 глава принадлежит Лемуилу. Блаженный Иероним считал это имя еврейским и переводил его как «посвященный Богу». Высказывались предположения, что имя Лемуил было другим именем Соломона. В таком случае автором наставлений является его мать Вирсавия. Высказывалось также мнение, согласно которому Лемуил – царь Езекия. Наконец, есть предположения о том, что Лемуил – это царь древней страны Масса. В древнеегипетской литературе существует произведение под названием «Наставление для Мери-Каре». Его можно рассматривать как параллель словам матери Лемуила. Есть предположение, что под Лемуилом следует разуметь царя Езекию, человека благочестивого и преданного Богу, а под Агуром - одного из друзей Езекии. По другому предположению, Агур и Лемуил - символические наименования самого Соломона. Главы 30 и 31 отличаются от остальных как по форме изложения, так и по своему содержанию. Что касается окончательной редакции и состава книги Притчей, то общий вывод Сделать довольно трудно, явно что книга состоит из нескольких сборников впоследствии объединенных в один. Можно предположить что формирование книги началось при жизни Соломона и закончилось в послепленный период. Язык книги более поздний, чем язык эпохи Соломона. Некоторые положения учения относятся к более позднему периоду (о личной ответственности и т.д.). Итак, сделаем вывод: составлена книга и дополнена гораздо позже – где-то в 5-4 вв. до РХ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|