Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Избранные благодарственно-хвалебные псалмы.




ПСАЛОМ 33.

"Псалом Давиду, иногда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его и отъиде".

Согласно надписи в еврейской, греческой и латинской Библии данный псалом принадлежит Давиду и написан им по поводу обстоятельств, указанных в надписании. Спасаясь бегством от Саула, Давид явился сначала к священнику Авимелеху, которому сказал, что он послан от Саула и потребовал хлеба и меча, а затем отправился к царю Гефскому Анхусу. Приближенные царя узнали Давида. Но он, боясь расправы над собою, притворился безумным и таким образом был отпущен на свободу (I Цар.21).По своем освобождении Давид от радости воспел этот гимн в благодарность Богу, вразумившему его притвориться безумным для спасения своей жизни. Псалом можно разделить на следующие части:

Похвала Богу, Помощнику смиренных: 1-4;

Уверенность праведника в непреложности Божией помощи: 5-7;

Могущество Божие и Его милости: 8-11;

Назидание в истинной премудрости: 12-23.

Ст.2: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Здесь псалмопевец говорит, что за избавление от опасности смерти он будет благодарить Бога - своего избавителя всегда. Побуждаемый этими словами псалмопевца апостол Павел внушает всем христианам: "Непрестанно молитесь, за все благодарите" (I Сол.V,17-18). Слова "на всякое время" означают, что мы должны вспоминать Бога и прославлять Его чаще, чем дышать.

Ст.3: «О Господе похвалится душа моя, да услышат кротции и возвеселятся». Давид говорит, что за оказанные милости он будет всегда воспевать в душе своей Оказавшего милость, т.е. Бога.Кроткими он называет непамятозлобных, каким был и сам Давид, чтобы они возвеселились, ибо Бог благоволит к таковым и спасает их во время бедствий.   Далее царь и пророк повествует о своем избавлении от "всех скорбей", разумея возможное предание его Анусом Саулу, поругание, наказание и даже смерть. Но от "всех скорбей" избавил его Господь, к Которому взывал Давид.

Ст.6: «Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся». Псалмопевец призывает находящихся в скорби приблизиться к Богу с твердой верой в Него, в Его помощь, и эта вера не будет постыжена в надежде спасения.

Ст.7: «Сей нищий», - т.е. Давид определяет так себя, как лишенный всякой человеческой помощи, а также и потому, что он происходил из незнатного рода.

Ст.8. «Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их». Каждому человеку Господь дает Ангела хранителя, который является для человека тем же чем полки воинов в борьбе с врагами. Здесь раскрывается вероучение об Ангелах,что они являются защитниками людей от бедствий.Боящимся Господа псалмопевец называет тех,кто сохраняет заповеди Божии.

Ст.9: «Вкусите и видите, яко благ Господь»,т.е. Давид призывает всех верующих следовать за ним: перейти из области веры в область опытного познания Бога.

В 10 и 11 стихах говорится о посвятивших себя Богу и боящихся Его, т.е. тех, которые имеют страх Божий. Они не будут иметь недостатка ни в какой добродетели, ибо страх Божий понуждает их к приобретению всех добродетелей.

ПСАЛОМ 103.

"Псалом Давиду, о мирстем бытии ".

Из надписания видно, что данный псалом принадлежит Давиду. В нем он воспевает Промысел Божий в мире физическом. Время написания его с точностью определить трудно. Можно предположить, что он написан в мирное время царствования Давида, когда царь мог предаваться созерцанию окружающей природы.

Этим псалмом прославляется Божественная Премудрость в природе - в небе, в воздухе, на земле и в море. Псалмопевец красочно рисует поэтическим языком живую картину промыслительной деятельности в жизни физического мира. Господь велик во всем Своем творении. Все предметы видимого мира говорят о Его величии, могуществе и красоте. Псалом можно разделить следующим образом на части:

О Божественном Творце мира: 1-9;

О Подателе пищи животным и человеку: 10-18;

О Творце, устроившем время: 19-23;

О Владыке земли и моря: 24-26;

О Творце жизни и смерти: 27-30;

Прославление Творца: 31-35.

Ст.1: «Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и в велелепоту облеклся еси». "Во исповедание" - в славу, "в велелепоту" - в красоту, величие.

Со 2-го стиха Бог прославляется в творении света и неба: «Одеяйся светом яко ризою, простираяй небо яко кожу». Свет является как бы Его одеянием, небо - шатром, раскинутым над всей землей. Псалмопевец выражает восторг пред всемогуществом Бога, Который так же легко распростер над землёй небо, как человек устанавливает кожаный шатер.

Ст.3: «Покрываяй водами превыспренняя своя, полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу ветреню».

"Превыспренняя" означает небо, как пространство. Остальные слова стиха выражают величие Божие при виде движения облаков, которые поэтически уподобляются колеснице Божией.

Ст.4: «Творяй Ангелы Своя,духи, и слуги Своя пламень огненный». Стихии мира - ветер и огонь - являются такими же исполнителями Божественной воли, как и Ангелы. Одновременно здесь указывается и на наличие высших, чем стихии природы, разумных слуг Божиих - Ангелов.

С 5-го стиха псалмопевец говорит о величии Бога в творении земли. Слова 6-го стиха "станут воды" следует понимать как "стояли воды" в дни творения.

Слова 7 и 8-го стихов также нужно понимать в прошедшем времени по свойству еврейского языка, в котором будущее время иногда означает настоящее и прошедшее. "От запрещения, гласа грома" - образы силы Божественного повеления.

Ст.11: «Звери сельныя» - полевые звери, «ждут онагри в жажду свою» - дикие ослы утоляют жажду свою.

Ст.17: «Еродиево жилище предводительствует ими». Здесь имеется в виду крупная птица - аист или коршун, гнезда которых находятся выше других.

В стихах 19-23 описывается Премудрость Божия, установившая порядок жизни днем и ночью. Под "скимнами" разумеются молодые львы.

С 25-го стиха псалмопевец выражет свое благоговение пред Богом при созерцании моря. Под "змием сим" разумеется кит, сила которого поразительна; он не боится морских бурь, как бы пренебрегает страхом, производимым морем, что и выражено словами: "ругается ему", т.е. морю.

Все это многообразие тварного мира нуждается в Боге: все ждут от Него пищи себе в нужное время.

Ст.30. «Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли», - что означает: Ты, Господи, даёшь жизнь всем животным: они размножаются, новые животные родятся на места умерших, и новыми тварями обновляется лице земли.

Псалом заканчивается пожеланием Давида, чтобы это изображение величия Бога было угодно Ему и чтобы все нечистое и греховное исчезло с земли.

103-м псалмом начинается вечерня, почему он и называется "предначинательным". Указанием на величие Божие молящиеся располагаются к внимательному и благоговейному отношению к богослужению.

Литература

1. Святитель Афанасий Великий. Предуведомление и толкование на псалмы./ Творения. –М.,1994. – Т.4.

2. Святитель Василий Великий. Беседы на псалмы./ Собрание творений. – Т.5. – М.,1845. Святитель Григорий Нисский. О надписании псалмов./ Творения. – М, 1862. –Ч.?.

3. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. / Творения. – Т.5.

4. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. – Киев,1907.

5. Макарий (Макиенко), иером. Псалтирь в святоотеческой экзегетике. – Загорск, 1986. – машинопись.

6. Андреев В.Д. Псалтирь. Ее содержание, изложение и состав. – М,1915.

7. Арсений (Москвин), митр. Киевский. Толкование на первые 26 псалмов. – Киев, 1873.

8. Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири. - СПб, 1875.

9. Казанский П.С., проф. Изъяснение шестопсалмия. – М, 1894.

10. Льюис К.С. Размышления о псалмах./ пер. с англ. – машинопись.

11. Макарий (Васьков), иерод. Московский митрополит Филарет о мессианских пророчествах в Псалтири. – Загорск, 1960. – машинопись.

12. Маккензи Р.Л.Ф. Псалтирь./ пер. с англ. – Колленджвиль: «Литурджикал Пресс», б.г. – машинопись.

13. Никанор (Каменский), еп. Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетически- критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида. - Казань, 1901.

14. Никанор (Каменский), архиеп. Святой царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии. – Варшава, 1907.

15. Никольский В. О надписаниях псалмов. – М., 1882.

16. Павский Г. Обозрение книги псалмов. (Опыт). – СПб, 1914.

17. Палладий (Пьянков), еп. Толкование на псалмы. – Вятка, 1874.

18. Терновский Г., прот. Изъяснение темных изречений в Псалтири (По руководству святых отцов). – М.,1981.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...