Учение о Боге и о Премудрости.
Книга начинается с Введения. Первый стих приписывает всю книгу Соломону, который является воплощением и вершиной Премудрости. В начале книги писатель так определяет цель своей книги: «дать читателям познание мудрости и наставления, изречений разума, правил благоразумия, правосудия, суда и правоты» Предлагаются 2 критерия мудрости: внутренний и внешний. 1. Внутренний – «Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление». (ст. 7) – страх Господень, который является началом мудрости. Что заключает в себе понятие «Страх Господень»? Конечно, в первую очередь страх Господень (יְהוָה יִרְאַת евр.«яред Яхве») это почтение пред Богом, благоговение перед Ним. «Боятся» не значит испытывать ужас перед Богом, а уважать почитать и любить Бога (Втор. 10:12). Страх Господень называют началом (רֵאשִׁית евр. решит) мудрости и имеет двойное значение хронологическое и в значении источника мудрости. В 7 стихе это слово употреблено в последнем значении. С еврейского более точно будет бояться Бога – познать премудрость, здесь употреблено слово «даат» (евр. דצת) – знание не просто умственное, но и опытное. Знать – воспринимать чувствами, и от этого замечать, познавать, узнавать. Этим словом обозначаются и супружеские отношения – соединение с предметом познания. Страх Господень говорит как о знании о Боге, так и об определенном отношении к Богу. Страх Господень и знание о Боге – тождественные понятия. Кто имеет страх пред Богом тот считается с Его волей. Мудрый ненавидит зло, но чтобы поступать мудро нужно, прежде всего, знать что такое зло. Кто не выбирает Яхве то ненавидит знания о Нем, поэтому страх Господень немыслим без страха перед заповедями которые Он объявил Израилю. Глупцы ненавидят знание о Боге и заповеди Его. Мудрым противопоставлены глупцы – самонадеянные, грубые люди, их отличает бесчувственность ко всему святому. Это уже глупость не ума, а сердца. Глупость – это не незнание, а сознательное пренебрежение наставлениями, нравственная развращенность, духовная безответственность.
2. Внешний критерий мудрости – авторитет традиции (ст. 8-9). «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей». Приобретение и сохранение мудрости требует усилий. Молодой человек еще неопытен и поэтому еще неразумен. Ему следует привить мудрость и научить ходить правильными путями. Человек приобретает премудрость слушая своих родителей. Наряду с родителем мы видим также учителя который дает наставления своему ученику, как отец сыну.
Три воззвания Премудрости Первые речи Соломона содержат в себе то, что иногда в учебниках называют воззваниями Премудрости Божией к людям, потому, что здесь речь идет от первого лица. Первое воззвание содержится в 1 главе с двадцатого по тридцать третий стих. Смотрите, что здесь говорит Премудрость: «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1, 23-33). Здесь совершенно очевидно, что премудрость не есть просто знание, поскольку и те беды, которые придут на человека, который ее не имеет, и, наоборот, безопасность людей, следующих премудрости, явно превышает последствия от обладания или отсутствия обыкновенного знания. Эти слова весьма напоминают пророческую проповедь. Здесь речь Премудрости к тем, кто ее не признает. Бытие Премудрости публично, так проповедовали пророки, судии. Образ мудрости, находящейся на улицах, соотнесен с образом блудницы.
Второе воззвание премудрости содержится в 8 главе. Премудрость «становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Здесь мы видим, как и в предыдущем, воззвание публичный характер премудрости. Образ происхождения Премудрости. Во первых Премудрость рождена «прежде всех век». Премудрость – первенец творения, спутница, соучастница дел Творца. Премудрость пытались связать с эллинским Логосом, египетскими божествами, но все эти попытки оказались малоуспешными. Происхождение Премудрости рассматривается с двух сторон: образ происхождения и момент происхождения. Итак, образ происхождения: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов»(22-25). Стих22: «имел» - קנא евр. «кана» (творить, образовывать, приобретать). В Септуагинте перевод «сотворил» - ektise. Бл. Иероним считал, что здесь не глагол ktizw, а ktaomai (приобретать). На этом основании ариане учили о тварности Сына Божия. Стих 23: «помазана» - евр. «насахти» (соткана, вылита). Значение созидания младенца в утробе матери («Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы» (Пс 138, 15)). Отсюда образ рождения Премудрости и детского веселия с сынами Божиими. Стихи 23-24: «родилась». Итак, образ происхождения Премудрости ближе всего к сотворению.
Момент происхождения: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: (22-29) Стихи 22-23: «начало» - евр. «решит» - здесь в хронологическом значении. «Прежде» - евр. «кедем» (восход, восток). В значении древности. Автор рассматривает Премудрость как творение, первейшее из всех созданий Божиих; оно настолько близко Творцу, что образ происхождения близок рождению. Далее идет призыв слушать Премудрость. «тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (30) Здесь акцент на значении и роли Премудрости (Премудрость – художница; у Акиллы – не художница, а дитя лона, т.е. сидит на коленях). Премудрость призвана наставлять людей, руководить ими, давать им «мусар» - дисциплина, сноровка, школа – с целью стяжания богоугодной жизни и получения счастья. Все это в согласии с книгой Притчей. Учение второго воззвания весьма прикровенно. С одной стороны, Премудрость сотворена, с другой – она настолько близка к Богу, что образ ее происхождения можно сравнить с рождением. Автор подчеркивает преимущество Премудрости, ее раннее происхождение. Премудрость подает жизнь, как и Сын Божий. Полнота жизни от Бога. Премудрость предстает здесь некоей творческой силой Божией, посредством которой Господь творит мир. Мы знаем, что Господь творит мир через Сына, «имже вся быша». Неожиданно мы видим, что Премудрости усваивается сотворение мира и украшение его.
Третье воззвание содержится в девятой главе. Оно известно лучше двух других, поскольку обычно читается в качестве третьей паремии на Богородичные праздники. По-русски она звучит так: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума”. <…> Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум; потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни» (Притч. 9, 1-6; 10). Премудрость построила себе дом с 7 столпами и приготовила трапезу, и позвала слуг призвать на пир жаждущих мудрости. Дом – по святоотеческому толкованию – Церковь, особенно Божия Матерь. Трапеза – Таинство Евхаристии, слуги – апостолы и их преемники. Люди, требующие ума – те, кто лишены Откровения Божия, кому нужна проповедь. 7 столпов – полнота или множество, м.б. 7 Таинств. В качестве примера можно привести толкование святителя Иоанна Златоуста на слова: «Премудрость создала Себе дом и утвердила семь столпов» (Притч. 9,1). «Премудрость, – Сын Божий, сделавшийся человеком, - толкует святитель. - Он приготовил Себе дом – плоть от Девы. Семь столпов – Дух Божий, Дух Премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божиего, как говорит Исайя». Или: дом – Церковь, столпы – апостолы». О том, что Премудрость – это Сын Божий, говорят святой Игнатий Богоносец в Послании к Смирнянам, Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин. (Позднейшими отцами семь столпов толкуются как указание на семь таинств Церкви или на семь Вселенских Соборов). Под трапезой, приготовленной Премудростью, можно понимать не только Евхаристию, но и учение Спасителя. Святитель Василий Великий говорит, что Писание «все говорит в высшем знаменовании, под образом телесного давая нам разуметь духовное. Ибо словесную пищу души называет трапезою, к которой созывает с высоким проповеданием, то есть учениями, не заключающими в себе ничего низкого и презренного» [8, ч. 4, с. 198]. Здесь следует заметить, что премудрость у Соломона предстает персонифицированной: она что-то говорит, кого-то зовет, что-то делает. Возникает ощущение, что это некое лицо. В связи с тем, что уже было сказано выше, можно ожидать, что речь идет об Ипостасной Премудрости Божией. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30), пишет апостол Павел. Отсюда соотнесенность с Логосом Христом в Новом Завете. Иудейские раввины традиционно отождествляют Премудрость книги Притчей с Торой. Христианские экзегеты обычно отождествляют Премудрость со второй Ипостасью Святой Троицы – Сыном Божиим. Некоторые святые отцы считали Премудростью Третью Ипостась – Духа Святого. Такое мнение можно встретить у св. Феофила Антиохийского, Иринея Лионского, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|