Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 8 глава
4. Лексика раздел науки о языке в котором изучаются словосочетание и предложение. 5. Предлог самостоятельная часть речи. 6. Семь это имя прилагательное. 7. Глагол служебная часть речи, обозначающая количество и порядок предметов при счёте.
§21. Нераспространённые и распространённые предложения ½ Упр. 114 Внимательно прочти текст. Вспомни, кто написал его и чем закончилась эта история. Вставь пропущенные буквы, подчеркни грамматические основы в предложениях. И Винни-Пух отправился на ? поиски хвста. Он вышл в ? путь чудесным весенним утром. Маленькие прзрачные облачка весел играли на ? синм неб. Они то нбегали на ? солнышко, словно хотели его зкрыть, то поскорее убгали, чтобы дать и другим пбаловатся. А сонце весел свтил, не обращая на ? них никакого внимания, и ссна, которая нсила свои иголки круглый год не снимая, казалась старй и обтрепанной рядом с берёзками, надевшими новы зелёны кружева. Винни шагал, шагал и вот наконец, усталый и голодный, вошл в Дремучий Лес. ¿ Ты не находишь, что в этом упражнении слишком много слов? А что если сократить? Давай оставим только по одному слову из каждого предложения? Смотри:
Винни-Пух. Он. Облачка. Они. Солнце. Сосна. Винни. Ну, как? Что осталось? Правильно, только подлежащие. Понятно, о чём речь? Нет? Почему же? ¾ Внимание, подсказка! Ты умный и уже почти образованный. Ты знаешь, что предложение живет только тогда, когда в нём есть грамматическая основа. Да, конечно, бывают предложения, состоящие только из одного подлежащего. Но мы мало что поймём, если всегда будем изъясняться одними только подлежащими… ¿ Хорошо, тогда я сокращу этот текст до грамматической основы. Следи же: Винни-Пух отправился. Он вышел. Облачка играли. Они набегали, убегали. А солнце светило, и сосна казалась старой и обтрёпанной. Винни шагал, шагал и вошёл. Понятно? Больше, чем раньше. В принципе ведь ясно, о чём идет речь — Винни куда-то шёл и вошёл. Остальное можно придумать самому. Кто догадался, чем отличается первый (полный) вариант от последнего (неполного)? ¾ Подсказываю! Обрати внимание на грамматические основы и подумай, чего лишились эти предложения? Они «раздеты», лишены поддержки… второстепенных членов предложения. ¿ А вот правило. ¼ Предложения, состоящие только из грамматической основы, называются нераспространёнными. Нетрудно догадаться, что, дополненные даже одним второстепенным членом, они становятся распространёнными. ½ Упр. 115 Задание для внимательного ученика. Следующий текст состоит из пронумерованных предложений. Среди них встречаются нераспространённые. Тебе надо найти их и выписать их номера через запятую. Ищи подсказку. 1Жили дед да баба. 2Дед говорит бабе: — 3Ты, баба, пеки пироги, 4а я поеду за рыбой. 5Наловил он рыбы и везёт домой целый воз. 6Вот едет он и видит: 7лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. 8Дед слез с воза, подошёл к лисичке, 9а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая. — 10Вот будет подарок жене, — 11сказал дед. 12Потом он взял лисичку и положил её на воз.
13А лисичка была хитрая. 14Стала сбрасывать рыбу с воза. 15Выбросила всю и сама ушла. 16Старик добрался до дому. — 17Ну, старуха, — 18говорит он, — какой воротник я привёз тебе на шубу! 19Баба подошла к возу, 20а он пустой. 21Рассердилась старуха, стала мужа ругать. 22Дед понял, 23что лисичка его перехитрила, 24что она живая была, 25да делать-то нечего! Выпиши из текста все случаи, когда подлежащие и сказуемые выражены непривычно, например несколькими словами. ¾ Обрати внимание на нумерацию! Пёс пронумеровал не от точки до точки, он отделил каждое простое предложение, то есть, не оставив ни одного сложного, расчленил их на несколько простых. Ты понял теперь, что по этому принципу — распространённое предложение или нераспространённое — мы характеризуем каждое простое предложение в составе сложного, а не всё сложное целиком. ½ Упр. 116 Восстанови сказку, сделав из нераспространённых предложений распространённые. Можешь из трёх похожих эпизодов взять только один, завершив его каким-нибудь финалом, выводом.
Жили-были кум с кумой — волк с лисой. Кадочка была. Лисица любит. Постукивает хвостиком. — Кто-то стучит, — говорит волк. — Зовут, — бормочет лиса. — Сходи, — говорит волк. Вышла кума, нализалась и вернулась. — Что бог дал? — спрашивает волк. — Початочек, — отвечает лисица. Лежит да постукивает кума. — Кто-то стучится! — говорит волк. — Зовут. — Сходи.
½ Упр. 117 Постарайся по приведённым отрывкам понять, о чём эта сказка. Пронумеруй предложения таким образом, чтобы соблюдалась последовательность изложения — здесь она нарушена. Озаглавь сказку. Кот собрался идти за лыками и говорит: «Ну, петух, я уйду далеко. Если лиса будет звать, не высовывай головы, а то унесёт, а я и не услышу». Кот лису убил и избавил петуха от смерти. Вот лиса пришла и стала звать петуха: «Петушок, золотой гребешок, пойдём со мной за золотыми яблочками». Жил кот с петухом. Кот услыхал, прибежал, спас петушка. Пришли оба домой, стали жить да поживать да денежки наживать. §22. Второстепенные члены предложения. Дополнение §22.. Дополнение §22. Второстепенные члены предложения. Дополнение ¿ На каждый вопрос дай ответ одним словом — так, чтобы в целом получилось связное предложение. 1) Какой? 2) кто? 3) как? Быстро, не задумываясь, назови номера главных членов предложения. И ещё быстрее скажи, как называются остальные члены предложения. Впиши это выражение в название параграфа. ¼ Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие. Представь, кот увидел мышку, рыбак тянет щуку, защищать котов, то есть дополнение выполняет свою «работу» — дополняет сведения, содержащиеся в сказуемом, и отвечает на вопросы косвенных падежей. ¼ Косвенные падежи — все, кроме именительного. Как ты думаешь, какими частями речи могут быть выражены дополнения?
¾ Подсказываю! Обрати внимание на слова — отвечают на вопросы косвенных падежей. Какие части речи склоняются? ½ Упр. 118 Прочти отрывок, вспомни, откуда он. Затем дополнения подчеркни пунктиром. Постарайся правильно задать от сказуемого вопросы косвенных падежей. Укажи падеж. Бедный Пиноккио стремительно бросился к камину, где кипел горшок, и хотел снять крышку, чтобы увидеть, что там варится. Но горшок был нарисован на стене. Тогда он обежал всю комнату, обыскал все ящики и углы в надежде найти хлеба или обглоданную собачью кость, кусочек заплесневелой кукурузной лепёшки, вишнёвую косточку. Но не нашёл ничего. Выпиши вопросы:
Какие возникли сложности? Как узнать, дополнение перед тобой или подлежащее? Возьмём случаи: кипел горшок, обыскал углы, найти кость. Рассуждай правильно: какими частями речи выражены дополнения? Правильно,. Пока подходят все три примера. А в каком падеже (падежах) должны быть существительные?. Есть ли у нас именительный? Как это проверить? Вспомни маму Кошку. Итак, подходят только второй и третий случаи, а первый — это классический пример грамматической основы. ½ Упр. 119 Открой свою любимую сказку и выпиши пять предложений, в которых есть дополнение, подчеркни дополнения пунктиром, укажи падеж.
½ Упр. 120 Придумай и запиши словосочетания, состоящие из глагола и существительного. Тема: «Кот Леопольд и мыши».
½ Упр. 121 Напиши сказку о Дополнении и его трудной работе (легко ли бегать за глаголом и всю жизнь приспосабливаться, дополняя только лучшие свойства его характера?!). ½ Упр. 122 Найди и подчеркни в тексте дополнения. Надпиши, какими частями речи они выражены. Укажи падеж. Ищи подсказку. Помогите мне стать хорошим Все бранят меня, все ругают, То в компот я насыплю соли, То случайно засуну кошку Помогите мне стать хорошим, Постараюсь не рвать газеты В. Соловьёва §23. Второстепенные члены предложения. Определение ¿ Ты уже знаешь, что определение обозначает признак предмета и выражено оно чаще всего именем прилагательным. Однако будь внимателен! По улице шёл человек с бородой. Какой вопрос мы должны задать? Человек с чем? Но тогда получится, что они идут рядом: борода и человек. Впиши единственно возможный в этом случае вопрос: ?
Но определение может отвечать ещё на один вопрос. Пример: костюм (?) артиста. Если ты сомневаешься, преврати существительные в прилагательные: книга (какая?) для детей — детская книга. Подчеркни определение волнистой линией. Какими частями речи может быть выражено определение?
½ Упр. 123 Выпиши определения (с определяемыми словами), подчеркни их волнистой линией, сверху надпиши название частей речи, которыми они выражены. Пунктиром подчеркни дополнения. Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего; раз-другой она, правда, сунула свой нос в толстую книгу, которую её сестра читала, но там не оказалось ни картинок, ни стишков. «Кому нужны книжки без картинок… или хоть стишков, не понимаю!» — думала Алиса. С горя она начала придумывать, что, конечно, неплохо было бы сплести венок из маргариток, как вдруг… Совсем рядом появился белый кролик с розовыми глазками! Л. Кэрролл ¿ Зачем нужны определения? Может, обойдёмся без них? Почему жизнь без определений просто-напросто невозможна? ½ Упр. 124 Запиши как можно больше определений к определяемым словам, выраженных не только прилагательными, но и местоимениями, и существительными. Буратино —
½ Упр. 125 Подчеркни волнистой линией определения, помня, что зависимое слово при существительном чаще всего является именно этим членом предложения. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей кустарника вылез маленький барсук. Г. Скребицкий ½ Упр. 126 Выпиши десять словосочетаний с определением и определяемым словом. ½ Упр. 127 Прочти стихотворение и укажи грамматические основы предложений. Затем подчеркни определения и дополнения. Сколько определений ты нашёл? А дополнений? Объясни пунктограммы во второй строфе. Ищи подсказку. Зелёные стихи Зеленеют все опушки, Ёлка — сноп зелёных свечек, Над зелёной крышей дома Два зелёненькие гнома «Видишь? Рыжий гимназистик Отчего он не зелёный? Саша Чёрный ¾ Обрати внимание на то, что иногда определения, выраженные именами существительными, выглядят необычно. Они называются несогласованными, потому что не согласуются со словами, которые они призваны определять, иначе говоря — объяснять, в роде, числе и падеже. Обычно их легко переделать в прилагательные. Например: листья тополя — (какие?) тополиные. §24. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство ¿ Последний второстепенный член предложения — обстоятельство, а так как жизненный опыт уже подсказывает тебе, что обстоятельства бывают разные, часто очень неприятные, то ты догадался, что, в отличие от дополнения и определения, этот член предложения имеет много вопросов и все они очень разные, но чаще всего задаются от сказуемого. ¾ Основные вопросы запомнить очень легко. Короткий вариант: где?когда?куда?откуда?почему?зачем? и как? Полный вариант: Семь вопросов — просто чудо! ¿ Догадался, что же это за член предложения — обстоятельство? Пока ты думаешь, я должен сказать, что вопросы могут быть и более трудными для запоминания: как долго?в какой степени?насколько? Что же обозначают обстоятельства? ¾ Смотри на вопросы! Понятно? Место, время, причину, цель, способ действия, степень признака. Ну, а чем они выражаются? Какими частями речи? Запиши ответ. Обстоятельства ½ Упр. 128 Подчеркни все обстоятельства в тексте, сверху поставь вопрос и укажи, чем они выражены. Назови сказку и её автора. Помни, что обстоятельство подчёркивается так: обстоятельство. Багдадский халиф Хасид благодушествовал однажды под вечер у себя на диване; он слегка вздремнул, ибо день выдался жаркий, и теперь, после дрёмы, казался весьма в духе. Он курил длинную трубку розового дерева, время от времени отпивал глоток кофе, который ему наливал раб, и всякий раз, смакуя напиток, с довольным видом поглаживал бороду. Словом, было ясно, что калиф настроен превосходно. ¿ Я должен проверить, правильно ли ты поставил вопросы от сказуемых к обстоятельствам. Чем они выражены? Верно, существительными с предлогами, наречиями, иногда целыми словосочетаниями. Сколько у тебя получилось обстоятельств? Верно, всего двенадцать. Или больше? Посчитаем вместе. ¾ Но не всегда этот вопрос можно решить так просто и однозначно. Вот, например, предложение: Мы увидели сказочный дом у дороги. Что в нём происходит, рассказывает в своей книге В. Бурмако (Синтаксис, видимо, имя короля одноимённого государства). Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится. — Занимайте скорее место, — предложил Синтаксис. — А я не знаю, куда садиться, — отвечал смущённый член предложения. — Как не знаете? — удивился Синтаксис. — Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место — садитесь на стул обстоятельства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|