Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 10 глава




 

§28. Однородные члены предложения

§28..

§29. Однородные члены предложения

¿ Повторение этой известной темы, которую ты назовёшь и озагла­вишь сам, я начну со сказки, придуманной учёными, написавшими весёлую книгу о предложении — «Это непростое простое предложение». Герой этой книги — Почемучка, очень любознательный и сообразитель­ный мальчик.

Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специ­альность да ещё смежная профессия (и не одна). Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать.

Шёл я однажды в школу, и так случилось, что увидел я группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство — догнал я эти слова и обратился к первому:

— Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете?

— Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.

— А вы, уважаемое слово? — обратился я ко второму.

— Я глагол постучать и работаю сказуемым в том же самом предложении.

— Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?

— Да, и я. Да ты не удивляйся, мальчик. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выпол­няем в предложении одинаковые синтаксические функции, потому и называемся.

— Но вас так много! Не будете ли вы мешать друг другу?

— Что ты! Работать так очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Послушай:


Осторожно ветер
Из калитки вышел,

Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;

Поиграл немного
Ветками черёмух,

Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых

И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонки с пылью.


М. Исаковский

— Действительно, неплохо получается. А между собой вы как ладите? Кто кому подчиняется?

— В том-то и дело, — сказал третий глагол, — что среди нас нет главных и зависимых слов: мы синтаксически равноправны и нахо­димся по отношению друг к другу не в подчинительных, а в сочини­тельных отношениях.

— Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?

— Мы связаны друг с другом интонацией, и нередко нам помогают в этом сочинительные союзы.

И. Постникова, Т. Зинченко, М. Моранькова, И. Подгаецкая

¿ Дружок, сам объясни, что такое однородные члены предложения.

Однородные члены предложения — это
                                                                                                                

                                                                                                                
                                                                                                                

¾ Мысленно включи телевизор. Смотри на экран. Там проходит моя встреча с Однородными Членами Предложения (ОЧП).

¾ Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?

ОЧП (хором). На любые вопросы мы отвечаем только вместе.

¾ Что вы делаете в предложении?

ОЧП (дружно). Выполняем работу одного из членов предложения.

¾ Какого члена предложения?

ОЧП (весело). Любогохоть главного, хоть второстепенного.

¾ Кто из вас главный?

ОЧП (решительно). Мы абсолютно равноправны, подчиняемся только нашему руководителю, одному из членов предложения, глав­ному в подчинительном словосочетании. Вот пример:

Англичанин мистер Хопп
Смотрит в длинный телескоп,
Видит горы и леса,
Облака и небеса (Д. Хармс).

Мы работаем дополнением у глагола видит, он руководит всеми намичетырьмя словами.

¾ Что вы хотите пожелать своему зрителю, ученику?

ОЧП (поучающе). Ставь между нами запятые, если нет опасного союза и. Читай Теорию, нам некогда объяснять подробно все пра­вила, уж очень их много.

¾ Спасибо за беседу.

Дорогой коллега, эта телевизионная встреча принесла новую инфор­мацию. Выдели её.

¿ Вот короткое задание. Прочти, ответь на вопрос: почему мальчик оказался таким необыкновенным? А может, дело в пунктуации? Исправь ошибку.

Один мальчик написал о себе следующее:

Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять.

½ Упр. 144

Расставь знаки препинания, учитывая, что всё это — одно пред­ложение. Укажи пунктограммы. Ищи подсказку.


Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики

Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на кустах


А. Пушкин

                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 145

Это лёгкое задание. Объясни, почему знаки препинания в предло­жениях расставлены (или не расставлены) именно так — нет однородных членов? Или есть? Определи, какие это члены предложения, подчеркни их. Вспомни фамилию автора.

К самому большому листу подплыла жаба и поставила туда оре­ховую скорлупу с девочкой. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами. Дюймовочка нагнулась над птицей, раздвинула перышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки. Ласточка выпила воды и рассказала девочке свою историю. Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами.

¾ Объяснив, ты сам выведешь правило о том, какая связь между отсутствием запятой и одиночным (опасным!) союзом и.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                         
                                                                                                                     

½ Упр. 146

Убери лишние и расставь недостающие знаки препинания. Укажи пунктограмму.

Несчастная кошка порезала лапу
Сидит, и ни шагу не может ступить.

Д. Хармс

                                                                                                                     

Что сегодня с морем сталось?
Всё оно перемешалось!
И вскипает, и клокочет
В глубине и наверху.

М. Бородицкая

                                                                                                                     

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал
Потянулся, и сказал…

С. Маршак

                                                                                                                     

Залетела к ним оса,
И гудела два часа.

Ж. Давитьянц

                                                                                                                     

¼ Опасный союз и перестает быть опасным, если он повторяется два или несколько раз; тогда запятая ставится.

В лесу росли подосиновики и подберёзовики.
В лесу росли и подосиновики, и подберёзовики.
В лесу росли подосиновики, и подберёзовики, и лисички.
В лесу росли подосиновики и подберёзовики, лисички и сыроежки.

½ Упр. 147

Расставь запятые.

…Вдруг за ним
Стрелы мгновенное жужжанье
Кольчуги звон и крик и ржанье
И топот по полю глухой.

А. Пушкин

Он сохранил и блеск лазурных глаз
И звонкий смех и речь живую
И веру гордую в людей.

М. Лермонтов

Дробится и плещет и брызжет волна
Мне в очи солёною влагой.

А. Толстой

¾ Иногда на месте опасного союза и ты можешь встретить союзы да (в значении и), или. На них распространяются все правила, относящиеся к союзу и: когда союзов несколько, они как бы кричат, требуя запятой, но в одиночестве они запятую терпеть не могут — конечно, если речь идет об однородных членах предложения.

¿ И последнее. Иногда в предложениях с однородными членами встречаются обобщающие слова, то есть слова, которые объединяют в себе по смыслу все однородные члены.

½ Упр. 148

Подбери обобщающие слова к рядам однородных членов предложения и запиши их. Устно составь с ними предложения.

Зима, весна, лето, осень —                                                                  
Пальто, платье, рубашка, пиджак —                                               
Сапоги, туфли, босоножки, тапочки —                                            
Липа, дуб, берёза, тополь —                                                                
Воробей, синица, дятел, ласточка —                                                 
Карп, щука, окунь, карась —                                                               
А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев —                           

¿ Часто обобщающими словами бывают слова все, всегда, никогда, везде, всюду.

¾ Ты догадался, что появление в предложении обобщающих слов изменит пунктуацию? Выполни следующее упражнение.

½ Упр. 149

Прочитай. Обведи кружком обобщающие слова.

1) Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда. 2) На­стоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каждой мелочи. 3) Я помню всё: лес, палатку, песни у костра.

½ Упр. 150

Найди в книге, которую ты сейчас читаешь, пять предложений с однородными членами и одно с обобщающим словом и выпиши их. Если не найдёшь, придумай сам.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 151

Допиши предложения, используя подходящие по смыслу однородные члены. Составь схему первого предложения.

1. Все на свете дети любят сказки А. Пушкина:                             
                                                                                                           
                                                                                                                

2. В нашем крае водится много редких животных:                        
                                                                                                                

3. В этом году я узнал о существовании следующих разделов науки о языке:
                                                                                                                

4. В пятом классе я начал изучать новые предметы:                     
                                                                                                                

5. Звёзды обычно имеют красивые имена:                                       
                                                                                                                

§29. Обращение

¿ Напиши, пожалуйста, мне письмо, коротенькое, и в нём попроси меня о чём-нибудь!

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                         
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Боюсь, не наделал бы ты ошибок, ты ведь не знаешь ещё нового пунктуационного правила. Но пусть тебе подскажет Почемучка, который попал на карнавал. Я же выделю места, на которые нужно обратить внимание.

Как-то на карнавале его познакомили с представительницей слов, не являющихся членами предложения. Почемучка оглянулся и увидел, что у входа беседуют две ученицы, а рядом с ними стоит улыбаю­щаяся маска и доброжелательно кивает то одной, то другой собеседнице.

—  Маска, вы кто? — обратился к ней Почемучка.

— Молодец, мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдёшь от­вет на него в своём вопросительном предложении.

— Так вас зовут.

Маска рассмеялась и ушла в зал помогать другим участникам маскарада общаться друг с другом.

И. Постникова, Т. Зинченко, М. Моранькова, И. Подгаецкая

¿ Тут и думать нечего, надо только внимательно присмотреться к подчёркнутым словам и сочетаниям слов, а потом вывести правило, в том числе и пунктуационное.

Котик, я очень доволен твоей помощью и подсказками.

Пёсик! Ты очень хороший учитель и понятно объясняешь.

Дружок наш совсем устал слушать и читать всё то, что мы придумали.

Скажи, дружок, правда ли, что ты устал?

Нет, такого не может быть, дорогой мой ученик.

О великая и мудрая страна Лингвистика, как тяжело путе­шествовать по твоим просторам.

Выведи правило.

¾ Я только что обнаружил чудесную сказку про обращение в книге В. Бурмако. Только читай её внимательно, потом сверь со своим правилом: всё ли у тебя есть, ничего ли ты не забыл?

Слонёнок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слонёнок трубил: «Э-э-э-й!» Но Крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке…

— Как же к нему обратиться? — размышлял Слонёнок…

— Я придумала! придумала! придумала! — закричала Мартыш­ка. — Я придумала Обращение! Давайте назовём его имя!

— Крокодил! — закричали гости хором. — Мы пришли к тебе!

— Кто это обращается ко мне так вежливо? — приоткрыл один глаз Крокодил. — Да это мои друзья!..

На другой день Мартышка всем сообщала:

— Я придумала Обращение! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

— А если хотите написать письмо, — добавлял Удав, — не забудьте отделить обращение запятой.

— Или восклицательным знаком, если хотите написать Обра­щение «громко», — заканчивал Слонёнок.

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: «Крокодил! Мартышка! Слонё­нок! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай!»

½ Упр. 152

Составь текст рекламы обращения. Сделай это так, чтобы обраще­ние было в каждом предложении. Не забывай расставлять знаки препи­нания!

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Я помогу тебе. Можешь использовать обращения: глубокоуважаемые мамы и папы; высокочтимые дамы и господа; дорогие мальчики и девочки; бесценные учителя наши; Кот и Пёс и т.д.

½ Упр. 153

Расставь знаки препинания там, где это нужно. Выдели обращения галочками —.

1) Не пугай зима: весна придёт. 2) Прощай навеки лапоть по тебе не станем плакать. 3) Работай сынок! Тебя спросит старость, где была твоя молодость. 4) Терпи казак атаманом будешь. 5) Ровесницы ровесники девчонки и мальчишки одни поём мы песенки одни читаем книжки. 6) Чтобы завтра рано встать солнышку навстречу, надо спать крепко спать милый человечек! 7) Спи мой воробушек спи мой сыночек спи мой звоночек родной!

¿ Нужны ли запятые в следующих предложениях и почему?

Из класса вышла не Мария Сергеевна, а Лидия Петровна и короткими шажками пошла по коридору. Всяк сверчок знай свой шесток. Ты мой друг.

                                                                                                                
                                         

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 154

Объясни постановку знаков препинания. После каждого знака укажи пунктограмму.

1. Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!                                                                                
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!                                                                                  

Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.

2. Старуха, дверь закрой!                                                                            

С. Маршак

3. На рынке подрались собаки,                                                                
На драку сбежались зеваки.                                                               
Чтобы к собакам пробиться,                                                             
Стали кошёлками биться.                                                                      

О. Григорьев

4. Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор

На булановой телеге,                                                                            
На скрипучей лошади.                                                                              

5. Друзья! Задача нетрудна!                                                                   
Сундук, друзья!                                                                                     
Ха-ха! Друзья!                                                                                       
Совсем, друзья,                                                                                     
Без дна!                                                                                                      

Ю. Коваль

§30. Вводные слова

¿ Сегодня ты узнаешь новое правило и познакомишься с совершенно новым понятием. Читай внимательно текст. Подчеркни важную для нового термина информацию.

К счастью, мы пришли. Не подумайте, что мы пришли к счастью. Там, куда мы пришли, ничего такого не было, но мы так долго шли и так устали в дороге, что когда наконец пришли, то вздохнули с облегчением:

— К счастью, мы пришли.

Всё дело в этой запятой, которая отделила счастье от нас, превратила его в мало что значащее слово — вводное. Может, совсем не в то слово, которое в данном случае надо было сказать. Может, не то, а может, и то.

Может уже ничего не может, потому что обозначает не действие, а какую-то неопределённую вероятность. И здесь опять дело в запятой. Развелось этих запятых. И, главное, не знаешь, куда их ставить.

Главное тут вовсе не главное, это опять вводное слово отделилось от предложения с двух сторон, потому и считает себя главным.

А в предложении оно не то что не главный, а даже не второ­степенный член. Ввели его — оно и стоит. Можно и вывести без особого ущерба для смысла.

Выведешь — две запятые сэкономишь, которые нужнее в других местах. Хотя, по совести, и там лучше без них обойтись. Совесть-то ни при чем, совесть здесь опять же вводное слово, а значит, и без неё можно обойтись. Без совести можно обойтись, если она всего лишь вводное слово.

— К несчастью, нам пора.

Да нет, никто не спешит к несчастью, хотя и к сожалению никто не спешит. С этими вводными словами никогда не знаешь, что по-настоящему, а что просто так, без чего можно обойтись, а без чего обойтись невозможно.

Ф. Кривин

¾ Читая сказку из книги В. Бурмако, подчеркни информацию, необходимую для выведения правила о вводных словах.

— Помоги, Знайкин, — обратился к приятелю Самоделкин. — Я послал другу модель самолёта и написал письмо, только не знаю, правильно ли.

— Ты пишешь: «Эта модель будет хорошо летать» — и данное утверждение не вызывает у тебя сомнения, — объяснял Знайкин, — покажи своё отношение к высказанной мысли вводным словом конечно (только не забудь выделить его запятыми). В предложе­ние: «Эта модель управляется по радио» — ты включил попутное замечание: я сделал её сам. Чтобы друг тебя понял, выдели скобками или тире это вводное предложение: «Эта модель (я сделал её сам) управляется по радио».

— Спасибо, — поблагодарил Самоделкин, — теперь пусть ученик найдёт в только что прочитанном тексте все вводные конструк­ции и подчеркнёт их.

¿ Ещё одна сказка о Почемучке. Задание то же: подчеркнуть информацию, необходимую для выведения правила о вводных словах.

Почемучка рассказывает:

Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился сон. Будто сижу я в театре, жду представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: слова — члены предложения.

Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предло­жение: «Это представление вам понравится». Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: «Это представление, возможно, вам понравится».

Прочитал — и взяло меня сомнение: что значит — возможно, понравится? Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают другую возмож­ность: не понравится?

Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытес­нило слово возможно и заняло его место. Получилось: «Это представление, бесспорно, вам понравится».

Извините, думаю, но мне это вовсе не нравится. Что значит бесспорно? Ну и самоуверенность у этих артистов!

Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно было исчезло, однако снова возникло и встало в начале предложения. Вышло ещё хуже: «Бесспорно, это представление вам понравится».

Начался шум на сцене и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссёр. Он строго сказал что-то своенравному слову и вывел его из пред­ложения, а вместо него ввёл слово вероятно. Теперь предложение зазвучало так: «Это представление, вероятно, вам понравится».

Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным (чувству­ется уважение к зрителям). Уселся я в кресло поудобнее, пригото­вился смотреть, но, к сожалению, проснулся.

И. Постникова, Т. Зинченко, М. Моранькова, И. Подгаецкая

¾ Перечитай тексты сказок, подумай и сам выведи правило. Не забудь указать значение вводных слов, место в предложении, знаки препинания, способ выделения —.

                                                                         
                                                                         
                                                                         

½ Упр. 155

Составь текст записки к другу, подруге, к Пёсику или Котику. В ней постарайся передать своё отношение к высказываемым мыслям, исполь­зовав вводные слова.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 156

Составь предложения с данными вводными словами.

Конечно                                                                                                  
                                                                                                                
Может быть                                                                                        
                                                                                                                
По преданию                                                                                          
                                                                                                                
Наверное                                                                                                
                                                                                                                
Во-первых                                                                                              
                                                                                                                
Говорят                                                                                                 
                                                                                                                
Возможно                                                                                              
                                                                                                                
Во-вторых                                                                                             
                                                                                                                
Значит                                                                                                   
                                                                                                                
Видимо                                                                                                   
                                                                                                                
По-моему                                                                                               
                                                                                                                
К счастью                                                                                             
                                                                                                                

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...