Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 4 глава
§9. Имя прилагательное ¿ Зачем нужны имена прилагательные? Можно ли обойтись без них? Что было бы, если бы они исчезли? Опиши розу, не пользуясь прилагательными. Сможешь? У меня в саду выросла роза. Она привлекает внимание запахом и цветом. Но радость эта омрачается шипами. Они есть у розы, их много. Или описание человека: По улице идёт человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ. Не правда ли, скучно читать? Мир без имён прилагательных теряет красоту, краски, размеры, запахи, звуки — становится серым, однообразным. То ли дело с ними! ½ Упр. 53 Прочитай стихотворение В. Соловьёвой «Скука» и укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания. Нарисуй портрет Скуки. Злая ведьма Скука Бедные мальчишки Бедные девчонки, Мажут нос и щёки Маминой помадой. И вздыхают дети:
И плевать в прохожих, ¾ Как же определить род, число и падеж имени прилагательного? ¿ Прочитай сказку В. Бурмако — узнаешь. Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе — служба, вместе — и дружба! ¾ Как ты понял смысл этой грамматической сказки? Напиши, как определить род, число и падеж имени прилагательного.
½ Упр. 54 Подбери как можно больше имён прилагательных. Трава — зелёная
½ Упр. 55 Допиши окончания имён прилагательных. ¾ Подсказываю: чтобы правильно это сделать, надо задать вопрос от существительного к прилагательному: в небе — каком? — синем. Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетн возрасте, знал уже наизусть деяния славнейш рыцарей. Любимым его занятием в длинн зимн вечера, по воскресеньям и другим праздничн дням, было мысленно переноситься в старинн, давно прошедш века… Особливо в вакантн время, когда он бывал разлучён со своими товарищами, юн воображение его бродило по рыцарск замкам, по страшн развалинам или по тёмн, дремуч лесам. А. Погорельский ¾ Нам просто необходимо обратиться за помощью!
½ Упр. 56 Составь портрет знакомого человека, используя различные имена прилагательные, чтобы получился связный рассказ. Лицо — бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное… Глаза — голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые… Брови — чёрные, густые, тонкие, изогнутые… Лоб — высокий, низкий, открытый, выпуклый… Нос — прямой, курносый, длинный, с горбинкой… Уши — аккуратные, маленькие, оттопыренные, большие… Волосы — прямые, темные, светлые, густые, седые, волнистые… Взгляд — открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый… Улыбка — радостная, приветливая, грустная, счастливая… Голос — громкий, тихий, хриплый, звонкий, высокий, низкий…
½ Упр. 57 Посади перед собой своего любимого зверька и опиши его; постарайся придумать как можно больше имён прилагательных, чтобы рассказать о его характере.
½ Упр. 58 Допиши окончания имён прилагательных, правильно согласуя их с именами существительными. Если будет трудно, возьми в помощники «Школьный толковый словарь русского языка» М. Лапатухина, Е. Скорлуповской и Г. Снетовой или ищи подсказку. Горяч кофе, картофельн пюре, бел какаду, красив тюль, голуб эмаль, свободн такси, дорог шампунь, сладк эскимо, австралийск кенгуру, солдатск шинель, концертн рояль, громк туш, чёрн тушь. §10. Глагол ¿ Есть такое шуточное определение: часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол. Есть ли в этой шутке какая-нибудь полезная информация? Что такое глагол? Как он изменяется?
½ Упр. 59 Отгадай загадки. Найди глаголы, укажи их время, выдели окончания. Ищи подсказку. 1. Этот конь не ест овса, 2. Она под ногой ходит вниз головой, 3. Шёл-шёл без дорог, 4. Виден край, да не дойдёшь. ¾ Сейчас мы поработаем с одним из самых трудных правил в русском языке — «Буквы Е и И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения». Главное, что нужно навсегда запомнить: почти все глаголы делятся на две большие части — первое и второе спряжение. Как их различать? И для чего? Глаголы эти имеют разные окончания, и различать нам их надо для того, чтобы знать, какую букву — Е или И — писать в окончании глагола. Когда ударение падает на окончание, ошибиться трудно. Найди среди приведённых ниже примеров один ошибкоопасный глагол. Придёшь, войдёшь, услышишь, позвонишь, объяснит, решите, принесут. Здесь нужно вспомнить ещё одно понятие: неопределённая форма глагола, или инфинитив. Прочти грамматическую сказку Феликса Кривина. Сказка об инфинитиве Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит: — Эх вы, разве так надо спрягаться? — А как? — спрашивают глаголы. — Ты покажи! — Я б показал, — сокрушается Инфинитив, — только у меня времени нет. — Время мы тебе найдём, — обещают глаголы, — какое тебе — настоящее, прошедшее или будущее? — Давайте будущее, — говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, — да не забудьте про Вспомогательный Глагол. Дали ему Вспомогательный Глагол. Спрягается Вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени. Переведи эту сказку на научный язык. О чём здесь идёт речь?
¾ Я опять с подсказкой! Нет времени — значит, нет возможности спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени). ¿ А помнишь ли ты, зачем нам нужен инфинитив? ¾ Нет, я никак не могу промолчать! Сложнейшее правило, как же без меня? А вдруг ты сам догадаешься, зачем тогда я? Вот тебе инструкция по обращению с глаголами, имеющими безударные личные окончания.
½ Упр. 60 Вставь пропущенные буквы, укажи спряжение глаголов. Степь весело пестрет цветами. Высоко в небе трепещт жаворонки. Кажется, будто степь дышт глубокими, ровными, могучими вздохами. Всё блещт и радостно тянется к солнцу. ½ Упр. 61 Каждый глагол, окончание которого вызывает сомнение, проверь (см. инструкцию), определи его спряжение и только потом вставь пропущенные буквы. В чём особенность глагола из первого предложения? Назови глаголы, похожие на него. 1) Гонт к морю ветерок сто поломанных дорог. 2) Воробьи по проводам скачт и хохочт. Видно, строчки телеграмм ножки им щекочт. 3) Полдневным жаром дышт скалы. Колючий дождь щекочт мне лицо. ½ Упр. 62 Укажи время и спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы. Октябрь уж наступил — уж роща отряхат Но пруд уже застыл; сосед мой поспешат А. Пушкин ¿ Поговорим о том, как писать глаголы с суффиксом – ся. Это старинный суффикс, раньше он означал себя, да и сейчас зачастую тоже, хотя есть и другие значения. Мыть ся — мыть себя, друг друга; ¾ Но этот суффикс доставляет много хлопот: при произношении он «съедает» суффикс инфинитива ‑ ть, и получается подра [ц] а, мы [ц] а, прята [ц] а. В результате — ошибки. И даже если ты помнишь, что надо писать суффикс – ся, куда при произношении девается Ь? Как же быть? ¿ Традиционный способ проверки ты найдёшь в следующем упражнении. ½ Упр. 63 Прочти весёлую песенку «Радионяни», впиши нужные буквы, объясни их, поставив вопросы к глаголам. Надо глаголы заставить На пятерки учится, Где тут ‑ТСЯ? Где тут ‑ТЬСЯ? Надо, чтоб сами глаголы Предположим, ученик Где тут ‑ТСЯ? Где тут ‑ТЬСЯ? ½ Упр. 64 Вставь пропущенные буквы там, где это нужно. Рядом запиши словосочетание, в котором этот же глагол пишется иначе. Образец: смеётся — не надо смеяться. 1) Глаза боятся, а руки делают. ¿ Следующее правило — легче лёгкого, запоминать нечего, думаю, его знает любой. Но вот сумеешь ли ты его применить! ¼ На конце глагола после шипящих всегда пиши Ь. ½ Упр. 65 Вставь пропущенные буквы. Шепчеш — шепчешся; увидиш — увидишся; увлеч — увлечся; нареж — нарежте; поеш — поеште; не плач — не плачте. ½ Упр. 66 Вставь, если надо, пропущенные буквы. Сочини связный текст для Сборника Удивительных Диктантов с приведёнными словами. Подумаеш, скажеш, сбереч, меч, с плеч. ¾ Следующее правило тоже помнит каждый ученик. ¼ Частица НЕ с глаголом пишется раздельно! ¿ Только не забудь, что это не относится к словам, которые без НЕ не употребляются. Приведи примеры сам. ½ Упр. 67 Составь текст «Умей вести себя» с данными глаголами. Не говори, не перебивай, не повышай, не мешай, не шепчи, не ставь, не критикуй; не бойся, но не оскорбляй. ½ Упр. 68 Отгадай загадки, объясни написание глаголов, поставив их в нужную форму и указав спряжение. Ищи подсказку. 1. Упадёт — поскачт, 2. Брат не ? летат, 3. Видно глазами, 4. Рыжий Егорка 5. Прозрачен, как стекло, 6. И тонок, и долог, 7. Крылья есть — §11. Наречие ¾ Ты пока ещё плохо знаешь, что такое наречие, поэтому будь внимателен. Ты вышел на улицу. Лето. Погода какая? Летняя, тёплая, солнечная (то есть признак предмета ясен). Но вот задай вопрос: когда ты вышел гулять (то есть каков признак действия)? И ответишь — вечером, утром, летом. Так вот, наречие — чаще всего признак действия (бывает и по-другому). Легко запомнить, на какие вопросы отвечает наречие: где?когда?куда?откуда?почему?зачем?как? Живём здесь, пришёл вчера, побежал впер ё д, приехал издалека, обидел сгоряча, толкнул нарочно, плакал громко. ½ Упр. 69 Это задание — для сообразительных. Составь предложения с загадочными словами, ответь на вопрос. Ищи подсказку. Спорят друзья. Один утверждает, что слова тепло, лихо, зло, подряд — наречия, другой — что существительные. Кто прав, как ты думаешь?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|