Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 4 глава




§9. Имя прилагательное

¿ Зачем нужны имена прилагательные? Можно ли обойтись без них? Что было бы, если бы они исчезли? Опиши розу, не пользуясь прилагательными. Сможешь?

У меня в саду выросла роза. Она привлекает внимание запахом и цветом. Но радость эта омрачается шипами. Они есть у розы, их много.

Или описание человека:

По улице идёт человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ.

Не правда ли, скучно читать? Мир без имён прилагательных теряет красоту, краски, размеры, запахи, звуки — становится серым, однообраз­ным. То ли дело с ними!

½ Упр. 53

Прочитай стихотворение В. Соловьёвой «Скука» и укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания. Нарисуй портрет Скуки.

Злая ведьма Скука                                                                            
Входит в дом без стука,
Входит в дом без спроса,
Если ты не занят, —
Скука с длинным носом,                                                                  
С тусклыми глазами.                                                                       
Замирают звуки
И бледнеют краски,
От противной Скуки                                                                      
Убегают сказки.

Бедные мальчишки                                                                           
Рвут от скуки книжки.

Бедные девчонки,                                                                             
Прячась за оградой,

Мажут нос и щёки

Маминой помадой.                                                                           
И зевают дети,

И вздыхают дети:
До чего же скучно
Жить на белом свете!                                                                     
Скучно мазать клеем
Стулья и скамейки,
И кота Матвея
Поливать из лейки,

И плевать в прохожих,
И чернилить руки...
Кто же нам поможет?
Кто спасёт от Скуки?

¾ Как же определить род, число и падеж имени прилагательного?

¿ Прочитай сказку В. Бурмако — узнаешь.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удоволь­ствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе — служ­ба, вместе — и дружба!

¾ Как ты понял смысл этой грамматической сказки? Напиши, как определить род, число и падеж имени прилагательного.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

½ Упр. 54

Подбери как можно больше имён прилагательных.

Трава — зелёная                                                                           
                                                                                                                
Солнце — яркое                                                                               
                                                                                                                
Море — синее                                                                                  
                                                                                                                
Яблоки — вкусные                                                                        
                                                                                                                
Дождь — холодный                                                                      
                                                                                                                
Снег — белый                                                                                   
                                                                                                                
Книга — интересная                                                                 
                                                                                                                
Кот — толстый                                                                             
                                                                                                                

½ Упр. 55

Допиши окончания имён прилагательных.

¾ Подсказываю: чтобы правильно это сделать, надо задать вопрос от существительного к прилагательному: в небекаком?синем.

Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетн возрасте, знал уже наизусть деяния славнейш рыцарей. Любимым его занятием в длинн зимн вечера, по воскресеньям и другим праздничн дням, было мысленно переноситься в старинн, давно прошедш века… Особливо в вакантн время, когда он бывал разлучён со своими товарищами, юн воображение его бродило по рыцарск замкам, по страшн развалинам или по тёмн, дремуч лесам.

А. Погорельский

¾ Нам просто необходимо обратиться за помощью!

& Путешествие по страницам словаря

Вакация — свободное от занятий время, предоставляемое зимой и летом учащимся для отдыха; каникулы.
  Словарь редких и забытых слов
Вакантный — свободный.

Словарь иностранных слов

½ Упр. 56

Составь портрет знакомого человека, используя различные имена прилагательные, чтобы получился связный рассказ.

Лицо — бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное…

Глаза — голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые…

Брови — чёрные, густые, тонкие, изогнутые…

Лоб —   высокий, низкий, открытый, выпуклый…

Нос —   прямой, курносый, длинный, с горбинкой…

Уши —  аккуратные, маленькие, оттопыренные, большие…

Волосы — прямые, темные, светлые, густые, седые, волнистые…

Взгляд — открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задум­чивый…

Улыбка — радостная, приветливая, грустная, счастливая…

Голос — громкий, тихий, хриплый, звонкий, высокий, низкий…

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

½ Упр. 57

Посади перед собой своего любимого зверька и опиши его; поста­райся придумать как можно больше имён прилагательных, чтобы расска­зать о его характере.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

½ Упр. 58

Допиши окончания имён прилагательных, правильно согласуя их с именами существительными. Если будет трудно, возьми в помощники «Школьный толковый словарь русского языка» М. Лапатухина, Е. Скор­луповской и Г. Снетовой или ищи подсказку.

Горяч  кофе, картофельн  пюре, бел  какаду, красив  тюль, голуб эмаль, свободн такси, дорог шампунь, слад­к  эскимо, австралийск кенгуру, солдатск шинель, кон­цертн рояль, громк туш, чёрн  тушь.

§10. Глагол

¿ Есть такое шуточное определение:

часть речи, которая упала с печи, ударилась об пол, называется глагол.

Есть ли в этой шутке какая-нибудь полезная информация? Что такое глагол? Как он изменяется?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

½ Упр. 59

Отгадай загадки. Найди глаголы, укажи их время, выдели оконча­ния. Ищи подсказку.

1. Этот конь не ест овса,
вместо ног два колеса.                                                                     

2. Она под ногой ходит вниз головой, 
Землю кусает, в сторону бросает.                                               

3. Шёл-шёл без дорог,                           
Где шёл — там и лёг.                        
До весны пролежал,                          
А весной побежал.                                                                           

4. Виден край, да не дойдёшь.                                                             

¾ Сейчас мы поработаем с одним из самых трудных правил в русском языке — «Буквы Е и И в окончаниях глаголов первого и второго спряжения».

Главное, что нужно навсегда запомнить: почти все глаголы делятся на две большие части — первое и второе спряжение. Как их различать? И для чего?

Глаголы эти имеют разные окончания, и различать нам их надо для того, чтобы знать, какую букву — Е или И — писать в окончании глаго­ла. Когда ударение падает на окончание, ошибиться трудно. Найди среди приведённых ниже примеров один ошибкоопасный глагол.

Придёшь, войдёшь, услышишь, позвонишь, объяснит, решите, принесут.

Здесь нужно вспомнить ещё одно понятие: неопределённая форма глагола, или инфинитив.

Прочти грамматическую сказку Феликса Кривина.

Сказка об инфинитиве

Смотрит Инфинитив, как спрягаются глаголы, и говорит:

— Эх вы, разве так надо спрягаться?

— А как? — спрашивают глаголы. — Ты покажи!

— Я б показал, — сокрушается Инфинитив, — только у меня вре­мени нет.

— Время мы тебе найдём, — обещают глаголы, — какое тебе — настоящее, прошедшее или будущее?

— Давайте будущее, — говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, — да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

Дали ему Вспомогательный Глагол.

Спрягается Вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он — Инфинитив, у него нет времени.

Переведи эту сказку на научный язык. О чём здесь идёт речь?

                                                                                                                
                                                                                                                

 

¾ Я опять с подсказкой! Нет времени — значит, нет возможности спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам (в настоящем и будущем времени).

¿ А помнишь ли ты, зачем нам нужен инфинитив?

¾ Нет, я никак не могу промолчать! Сложнейшее правило, как же без меня? А вдруг ты сам догадаешься, зачем тогда я? Вот тебе инструкция по обращению с глаголами, имеющими безударные личные окончания.

¼ 1. Поставь глагол в неопределённую форму. 2. Если он оканчивается на ‑ить, то он второго спряжения (кроме брить, стелить). 3. Если глагол второго спряжения, то пиши в окончаниях букву И и ‑ат, ‑ят. 4. Если он не на ‑ить (кроме смотреть, видеть и т. д.), то он первого спряжения. 5. Если он первого спряжения — пиши в окончаниях Е и ‑ут, ‑ют.

½ Упр. 60

Вставь пропущенные буквы, укажи спряжение глаголов.

Степь весело пестрет цветами. Высоко в небе трепещт жаворонки. Кажется, будто степь дышт глубокими, ровными, могучими вздохами. Всё блещт и радостно тянется к солнцу.

½ Упр. 61

Каждый глагол, окончание которого вызывает сомнение, проверь (см. инструкцию), определи его спряжение и только потом вставь про­пущенные буквы. В чём особенность глагола из первого предложения? Назови глаголы, похожие на него.

1) Гонт к морю ветерок сто поломанных дорог. 2) Воробьи по проводам скачт и хохочт. Видно, строчки телеграмм ножки им щекочт. 3) Полдневным жаром дышт скалы. Колючий дождь щекочт мне лицо.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 62

Укажи время и спряжение глаголов, вставь пропущенные буквы.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхат
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзат,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей.

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешат
В отъезжие поля с охотою своей.
И страждут озими от бешеной забавы,
И будт лай собак уснувшие дубравы.

А. Пушкин

¿ Поговорим о том, как писать глаголы с суффиксом ся. Это старинный суффикс, раньше он означал себя, да и сейчас зачастую тоже, хотя есть и другие значения.

Мыть ся — мыть себя, друг друга;
прятать ся — прятать себя;
подрать ся — «подрать» друг друга, а не себя.

¾ Но этот суффикс доставляет много хлопот: при произношении он «съедает» суффикс инфинитива ть, и получается подра [ц] а, мы [ц] а, прята [ц] а. В результате — ошибки. И даже если ты помнишь, что надо писать суффикс ся, куда при произношении девается Ь? Как же быть?

¿ Традиционный способ проверки ты найдёшь в следующем упражнении.

½ Упр. 63

Прочти весёлую песенку «Радионяни», впиши нужные буквы, объ­ясни их, поставив вопросы к глаголам.

Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать,
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Предположим, ученик

На пятерки учится,                                                                     
Очень любит он учится                                                               
И от книг не мучится.                                                                     

Где тут ‑ТСЯ? Где тут ‑ТЬСЯ?
Надо разобратся.                                                                        
Что делать? Учится.                                                                 
Что делает? Учится.                                                                 
Превосходный ученик                                                                      
Из него получится.                                                                            

Надо, чтоб сами глаголы
Людям давали ответ:
Как же нам быть с этим знаком,
Ставить его или нет?

Предположим, ученик                                                                     
Спит весь день и ленится,                                                           
Он учится не желает,                                                                 
На «авось» надеется.                                                                        

Где тут ‑ТСЯ? Где тут ‑ТЬСЯ?
Надо разобратся.                                                                        
Что делать? Ленится.                                                              
Что делает? Ленится.                                                              
Всё равно он от учебы
Никуда не денется!                                                                      

½ Упр. 64

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно. Рядом запиши словосочетание, в котором этот же глагол пишется иначе.

Образец: смеётся — не надо смеяться.

1) Глаза боятся, а руки делают.                                                     
2) Любишь кататся, люби и саночки возить.                               
3) Не будешь ленится, так и дело не будет из рук валится.   
                                                                                                                
4) Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.                  
                                                                                                                
5) Не будешь старатся, без всего можешь остатся.              
                                                                                                                     

¿ Следующее правило — легче лёгкого, запоминать нечего, думаю, его знает любой. Но вот сумеешь ли ты его применить!

¼ На конце глагола после шипящих всегда пиши Ь.

½ Упр. 65

Вставь пропущенные буквы.

Шепчеш — шепчешся; увидиш — увидишся; увлеч — увлечся; нареж — нарежте; поеш — поеште; не плач — не плачте.

½ Упр. 66

Вставь, если надо, пропущенные буквы. Сочини связный текст для Сборника Удивительных Диктантов с приведёнными словами.

Подумаеш, скажеш, сбереч, меч, с плеч.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¾ Следующее правило тоже помнит каждый ученик.

¼ Частица НЕ с глаголом пишется раздельно!

¿ Только не забудь, что это не относится к словам, которые без НЕ не употребляются. Приведи примеры сам.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 67

Составь текст «Умей вести себя» с данными глаголами.

Не говори, не перебивай, не повышай, не мешай, не шепчи, не ставь, не критикуй; не бойся, но не оскорбляй.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 68

Отгадай загадки, объясни написание глаголов, поставив их в нужную форму и указав спряжение. Ищи подсказку.

1. Упадёт — поскачт,                                                                     
ударшь — не ? плачт.                                                                     

2. Брат не ? летат,                                                                           
летат сестра,                                                                              
легка и остра.

3. Видно глазами,
да не ? взять руками.                                                                              

4. Рыжий Егорка
ушёл в озерко,
сам не ? утонул                                                                                 
и воды не ? всколыхнул.                                                                          

5. Прозрачен, как стекло,
а не ? вставшь в окно.                                                                        

6. И тонок, и долог,
а сядт —                                                                                       
в траве не ? видать.                                                                          

7. Крылья есть —
да не ? летат,                                                                                
ног нет —
да не ? догоншь.                                                                                  

§11. Наречие

¾ Ты пока ещё плохо знаешь, что такое наречие, поэтому будь внимателен. Ты вышел на улицу. Лето. Погода какая? Летняя, тёплая, солнечная (то есть признак предмета ясен). Но вот задай вопрос: когда ты вышел гулять (то есть каков признак действия)? И ответишь — вечером, утром, летом.

Так вот, наречие — чаще всего признак действия (бывает и по-другому). Легко запомнить, на какие вопросы отвечает наречие: где?когда?куда?откуда?почему?зачем?как?

Живём здесь, пришёл вчера, побежал впер ё д, приехал издалека, обидел сгоряча, толкнул нарочно, плакал громко.

½ Упр. 69

Это задание — для сообразительных. Составь предложения с загадочными словами, ответь на вопрос. Ищи подсказку.

Спорят друзья. Один утверждает, что слова тепло, лихо, зло, подряд — наречия, другой — что существительные. Кто прав, как ты думаешь?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...